«Современные педагогические технологии»
Педагог-психолог – Моисеенко О.В.
Комсомольск-на-Амуре
2019 год
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Воспитательные технологии
Технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой)
Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского
Технология совместного творческого воспитания
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий).
Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман)
Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)
Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания
Технология свободного воспитания (М.Монтессори, Р.Штейнер)
Технология самоопределения личности (А.Н.Тубельский)
Технология самоуправления (И.П.Иванов)
Технология формирования лидерских, менеджерских качеств (Д.Карнеги)
Инновационные педагогические технологии:
Педагогические мастерские
Кейс-стади
Коучинг
Модерационные семинары
Образ и мысль
Образовательный туризм
Дебаты
ИКТ-технологии
Коллаж
Проект
Тьюторство
Шоу-технологии
Форсайт-технология
Педагогические мастерские
Цели:
совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей;
- «включение» эмоциональной сферы ребёнка, - необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
- совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися;
- подача необходимой информации учителем малыми дозами;
- исключение официального оценивания работы ученика;
- самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.
Кейс-стади
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Классификация кейсов[править | править код]
Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний[2].
Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения[2].
Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике[2].
Матрица проектного (первоотрывательского) кейса включает[3]:
Исследовательский вопрос
Актуальные исследовательские проблемы
Поле типовых задач
Эталонные управленческие решения
Сущность кейса
Бизнес-кейс — это специально подготовленный учебный материал, который отражает конкретную проблемную бизнес-ситуацию, требующую управленческих решений со стороны менеджмента компании. В ходе занятий преподаватель направляет студентов в поиске таких решений. По словам Джейми Андерсона, профессора по стратегическому менеджменту в TiasNimbas Business School, Нидерланды, успешность бизнес-кейса зависит от трёх критериев:[4]
Достаточный объём первичных и статистических данных;
Участие топ-менеджера компании в ходе написания кейса;
Наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения.
В соответствии с исследованиями, проведёнными ECCH, некоммерческой организацией, специализирующейся на разработке и развитии кейс-метода в бизнес-образовании, наибольшей популярностью как у преподавателей, так и у студентов пользуются кейсы, основанные на полевых исследованиях (в отличие от кейсов, основанных на опубликованных данных). Традиционно бизнес-кейс пишется в партнёрстве академических преподавателей и менеджеров компаний.
Коучинг
Коучинг (англ. coachingметод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития
Модерационные семинары
Цель: обобщить групповой профессиональный и личный опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника обсуждения и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленные на решение поставленной проблемы.
Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки
Инструменты модерации:
Опрос с использованием специальных модерационных карточек; способы сортировки и классификации карточек; методы «оценки блоков»;ранжирование карточек и т.д.
Техники «Мозговой штурм»; «Аквариум», «Карточный светофор» и др.
Активное слушание;
Наглядная демонстрация(таблицы, схемы, рисунки); обязательное условие – записывание всех звучащих идей и мнений (визуализация).
Модератор управляет творческой работой группы людей, не оказывая на них давления
Образ и мысль
Познание происходит за счет способности понимать, и простое накопление фактов не приводит к истинному знанию… Информационный поток минимален, максимально чувственно-эстетическое восприятие
Основные идеи, положенные в основу технологии:
образовательный курс «Стратегии визуального мышления» (США), в основе которого – стадиальная модель эстетического развития Абигайль Хаузен, включающая пять типов восприятия художественного образа:
стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает картину эгоцентрично);
«конструктивная» стадия (зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия, копирования);
«классифицирование» (ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению);
«интерпретивная» стадия (картина рассматривается как символ личного опыта, апеллирует к внутреннему миру зрителя);
«рекреативная» стадия (зритель оценивает картину многопланово, видит множество смыслов, объективная оценка сочетается с субъективной).
вопросы системного подхода:
Кто, что? (объект);
Когда? (время);
Где? (пространство);
Как? (образ действия);
Зачем? (установление причинно-следственных связей).
Основная форма работы: занятия-тренинги с участниками любого возраста (оптимальный состав группы – 10-15 человек) по «пониманию» произведения искусств
Принципы:
1.Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание»:
не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной;
не навязывает своего мнения;
не высказывает оценок;
обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и парафраз;
обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию,
2.Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.
3.Парность подбора слайдов (для программы «Образ и мысль»).
Методы:
фасилитированная дискуссия;
перефразирование ответов учащихся;
«линкинг» (связное обобщение);
коллегиальное обсуждение.
Стратегия вопросов.
– Что (кого) вы видите?
– А что еще? Кто видит что-то другое?
– Что происходит на этой картине?
– Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?
– Кто этот человек?
– Где это происходит? (Кто, что и где?)
– Когда это происходит? (Где и когда?)
Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
Каков смысл происходящего?
Как бы вы назвали эту картину?
Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др.
Образовательный туризм
«туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов); - «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» (В. П. Соломин, В. Л. Погодина); - «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» (Э. А. Лунин); [6] - «поездки с целью получения образования за рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин)» (В. Ю. Воскресенский)
Дебаты
Дебаты (с греч. Διαβαθω — читаю) — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга. Вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью формирование у аудитории определённого мнения по поставленной проблеме. Под дебатами чаще всего понимают политические предвыборные дискуссии кандидатов в президенты.
ИКТ-технологии
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей
Коллаж
Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.)
Коллаж в кинематографе и изобразительном искусств
Фотоколлаж
Видеоколлаж
Коллаж в музыке
Коллаж в литературе
Проект
Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Типология проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
исследовательские,
творческие,
ролево-игровые,
информационные,
практико-ориентированные (прикладные).
2. По признаку предметно-содержательной области:
монопроекты,
межпредметные проекты.
3. По характеру контактов:
внутренние или региональные,
международные.
4. По количеству участников проекта:
индивидуальные,
парные,
групповые.
5. По продолжительности проекта:
краткосрочные,
средней продолжительности,
долгосрочные.
6. По результатам:
доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
макет, схема, план-карта;
видеофильм;
выставка; и др.
Тьюторство
Тьюторство называют эффективной практикой индивидуализации
Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что реализация индивидуальных учебных планов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. Необходимость индивидуального сопровождения ребёнка в образовательном учреждении тьютором может быть прописана в индивидуальной программе реабилитации, если ребёнок имеет инвалидность. Рекомендацию на тьюторское сопровождение с прописанными требованиями к квалификации тьютора и особенности сопровождения может дать психолого-медико-педагогическая комиссия
Шоу-технологии
Шоу-технология, используемая в воспитательной работе, имеет три основных особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»);
соревновательность на сцене;
- заготовленный организаторами сценарий шоу-программы.
Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов.
Форсайт-технология
Форсайт (foresight) – это технология долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенного и ответственного образа будущего. В его основе лежат технологии работы с большими экспертными панелями – сотни экспертов передают свои знания, мнения и предположения
Цель Форсайта – создание желаемого образа будущего с написанием отчета о его достижении. Размышляя о будущем как о прошедшем, мы воздействуем на завтра и достигаем самых крупных из возможных социальных выгод здесь и сейчас. Форсайт можно использовать для построения личной карьеры, для переориентации социального проекта с процесса на результат, для создания прогнозных сценариев развития общества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.