Павлов
Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г.
Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор
педагогических наук, профессор,
член-корреспондент,
академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
СОВРЕМЕННЫЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
СТАТЬЯ)
Последние
годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых
педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность
обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с
ними, изучить их.
Примеры новых
педагогических технологий, применяемых на уроках истории:
1.
Игровые
технологии. Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в
ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в
которой «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Главная
цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического
эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что
такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений,
побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор.
Виды игр:
·
Деловая
игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с
исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника
или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста);
·
Игра-обсуждение, в
процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором,
дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.).
В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности,
ибо целиком строится на учебном диалоге.
·
Игра-исследование,
которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей
прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях «героя»,
который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью,
научный доклад о том или ином историческом событии.
·
Ретроспективная
игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в
позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль
представителя определенной общественной группы или даже исторической личности.
Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» - «так могло
быть».
Игра находит широкое
применение в учебно-воспитательном процессе. Данная технология привлекает
учащихся, они активно принимают участие в учебном процессе и также способствует
более быстрому усвоению и закреплению материала.
2.
Технология
обучения диалогу. Технология представлена работой в парах, где
ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга.
После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться
вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику (упражнение «диалоговая
змейка») Учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу
одной и той же информации [1, с. 30].
3.
Технология
критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных
навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в
обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,
анализировать различные явления). Технология хороша тем, что ребята учатся
адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать
знания самостоятельно, брать на себя ответственность. Включает в себя 3 фазы: вызов,
осмысление, рефлексия. Каждой стадии урока соответствуют определенные
технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, трёхчастный дневник,
зигзаг, инсерт, кластер, шляпы мышления, чтение со стопами, синквейн., толстые
и тонкие вопросы, портфолио (папка творческих работ ученика или группы
учащихся, одна из форм проведения письменной рефлексии) [1, с.33].
4.
Технология
проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается
такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под
руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит
творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и
развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение представляет собой
систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает
содержанием предмета. Как создать такую ситуацию:
·
Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление,
кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
·
Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и
выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и
представлениями.
·
Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт
учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.
Использование
проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определённых результатов:
·
активизация мыслительной деятельности (умение
анализировать, сравнивать, обобщать);
·
формирование положительной мотивации к изучению предметов,
познавательного интереса;
·
развитие интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.
Применение различных современных педагогических технологий
на уроках истории.
5 класс. Тема:
«Возникновение и устройство Римской республики». Наиболее продуктивной для
урока является эвристическая беседа (учитель путём постановки перед учащимися
определённых вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к
определённым выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов,
правил и т.д., и т.п.). При этом учитель побуждает учащихся воспроизводить и
использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания,
производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения [10, c.42].
Коллективная беседа создаёт атмосферу общей заинтересованности, что в
значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта
учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего,
творческого мышления.
В данном методе важно
добиться полного внимания учащихся, не перебивать их и внимательно выслушивать,
а затем предлагать продолжить.
Сильные стороны данной
технологии:
1) экономия времени на
уроке;
2) оперативное повторение
изученного материала;
3) применение в классах с
разным уровнем подготовки;
4) активизация
познавательной активности учащихся.
6 класс. Тема:
«Восточный поход Александра Македонского». Технология развивающего
обучения. Наиболее продуктивной является работа с рабочими тетрадями по
предмету. В тетрадях предусмотрен широкий спектр развивающих заданий:
·
шифрограммы;
·
кроссворды;
·
логические задания;
·
контурные карты;
·
работа с документами, составление схем и таблиц, пакеты с
ошибками;
·
составление рассказов и сказок;
·
работа с датами и понятиями;
·
задачи на соотнесение событий, дат, имён;
·
решение логических и практических задач [3, с.21].
Использование рабочих
тетрадей в комплексе с учебно-методическими материалами даёт высокие
положительные результаты:
·
разнообразие в применяемых методах, приёмах и формах
обучения;
·
повышение качества усвоения материала;
·
способствует тому, что у учеников накапливаются оценки;
·
учебной деятельностью занят каждый учащийся;
·
повышается интерес к предмету за счёт нестандартных и
разноплановых заданий среди учащихся возрастает;
·
экономится учебное время;
·
развивается логика, мышление, устная и письменная речь.
6 класс. Тема:
«Города-государства Древней Греции». Игровые технологии. Игра позволяет
учащимся в непринуждённой форме усвоить необходимый материал [4, с. 28].
Игровая технология всегда даёт
положительный эффект, так как:
·
позволяет вовлечь всех учащихся класса в процесс обучения;
·
создаёт образное восприятие учащимися исторических событий;
·
позволяет учащимся раскрепоститься психологически;
·
помогает учащимся лучше запомнить учебный материал.
8 класс. Тема «Реформы Петра I».
Технология проблемного обучения. Данная технология активизирует учащихся,
развивает их логическое мышление. Перед учащимися ставится проблема (проблемный
вопрос, график, чертёж, рисунок, сравнительные таблицы и др.) [9, с 54].
Проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные
затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа.
Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и
прежними знаниями ученика. Также в рамках данной технологии необходимо
привлекать учащихся к работе с учебником. Для проблемного обучения важно
научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения
осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль
параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту,
постановка вопросов к себе и поиск ответов [6, с.67].
Следуя рекомендациям
А.В. Хуторского урок необходимо разделить на четыре этапа:
1) Постановка проблемного
вопроса или создание проблемной ситуации;
2) Выдвижение гипотезы по
решению проблемной ситуации;
3) Поиск решений проблемы,
аргументация, изучение фактического материала, осмысление проблемы, обобщение
материала;
4) Дискуссия.
Аргументированные выступления, синтез гипотез, обобщение, выводы [2, с.42].
В решении проблемы
можно выделить несколько способов:
1. Проблему решает педагог
(сам ставит проблему и сам её решает, излагая материал урок).
2. Беседа, учитель ставит
перед учениками проблему и предлагает совместно найти решение.
3. Работа в малых группах.
Класс делится на несколько групп и каждая группа после недолгого обсуждения,
предлагает свой вариант решения проблемы.
С помощью таких
способов, каждый учащийся будет вовлечён в поиск разрешения проблемной ситуации.
Во всех классах,
практически на всех уроках, целесообразно использовать современные
информационные технологии [3, с 9].
Информационно-коммуникационные
технологии способны:
·
повысить уровень наглядности на уроке;
·
стимулировать познавательный интерес к истории;
·
придать учебной работе проблемный, творческий,
исследовательский характер;
·
способствовать обновлению содержательной стороны предмета;
·
индивидуализировать процесс обучения и развивать
самостоятельную деятельность школьников;
·
учителю, применяющему ИКТ на уроках легче установить
контакт с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;
·
использование компьютера на уроках истории, позволяет
готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе
личность.
Данная технология
способствует привлечению и удержанию внимания учащихся, лучшему запоминанию с
урока материала и дальнейшем его воспроизведению учащимися.
Современные
педагогические технологии направлены на ученика, его развитие. Для выбора
технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности
учителя: понять, принять, признать ученика как субъекта процесса обучения и
подобрать технологии образовательных знаний, учитывая особенности класса и
возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о
предполагаемом результате. Поэтому так актуальны сегодня современные
образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности
учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.
Именно современные
технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в
котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои
исследовательские способности, фантазию, креативность, активность,
самостоятельность. Лишь творчески работающий учитель, может воспитать творчески
работающего ученика.
Список литературы
1. Ажунова А.З. Современный
урок истории в школе // Преподавание истории в школе. - 2011. - №8.
2. Борытко, Н.М. Педагогические технологии:
Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М.
Байбаков; Под ред.Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 59 с.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика
преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 1999.
4. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М., 1967.
5. Педагогика, Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов
Е.Н., 2002. - 371 С.
6. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство
преподавания. - М., 1999.
7. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая
технология и ее гуманистическая модернизация. - М.: НИИ школьных технологий,
2005. - 144 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
8. Сидоров С.В. Педагогика (Педагогические
технологии): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским
занятиям. - Шадринск, 2005. - 32 с.
9. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение / А.В.
Хуторской. - М.: Просвещение, 1998. - 345 с.
10. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и
технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / Под ред.В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр
"Академия", 2001.
11. http://www.allbest.ru/ Педагогические
технологии на уроках истории. Курсовая работа.