Современные педагогические технологии на уроках ОБЖ
Оценка 4.7

Современные педагогические технологии на уроках ОБЖ

Оценка 4.7
docx
08.02.2021
Современные педагогические технологии на уроках ОБЖ
Современные педагогические технологии на уроках ОБЖ.docx

«Современные педагогические технологии на уроках ОБЖ»

 

 

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в первую очередь в связи с тем, что ежегодно в России регистрируется миллионы разнообразных происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьёзные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия или, наоборот, бездействия самого  человека: многие погибают потому, что не знают основных  правил поведения в опасных ситуациях, не умеют применить полученные знания  на практике.                                                                          

Для эффективного преподавания очень важно, какими методами и технологиями пользуется педагог.

В своей работе я предпочтение отдаю следующим технологиям:

- Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);

- Игровой технологии;

- Технологии интегрированного обучения;

- Здоровьесберегающие технологии;

- Проектно-исследовательская деятельность;

- Информационно-коммуникационная технология.

 

1. Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОБЖ.

Мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении использование в работе проблемно-диалогической технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Технология интегрирования учебных дисциплин.

Целью данной технологии является интеграция содержания образования; внутрипредметная и межпредметная интеграция.

В ходе урока решаются следующие задачи: развивается научный стиль мышления учащихся, формируется комплексный подход к учебным предметам, повышается качество знаний учащихся, развиваются их творческие возможности. Технология, на мой взгляд, способствует отражению объективных связей в окружающем мире, приобщает учеников к научно-исследовательской деятельности.

Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

Применяю межпредметную интеграцию, например, на следующих уроках:

1.Урок ОБЖ  и обществознания по теме «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», «Уголовная ответственность за террористическую деятельность», «Символы России».

2. Урок ОБЖ и географии по темам «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия».

3. Урок ОБЖ, биологии и физической культуры по теме «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека», «Основы здорового образа жизни».

4. Урок ОБЖ, истории и информатики по теме «Боевые традиции Вооруженных Сил РФ»

3. Здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередую  различные виды учебной деятельности, большое значение уделяю эмоциональному микроклимату, созданию ситуации успеха.

4. Информационно- компьютерные  технологии обучения.

Цель технологии – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».

 Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

Таким образом, использование компьютера – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

5. Игровые технологии.

Цель: развитие и формирование творческой индивидуальности человека.

Использование  игровой технологии способствует выполнению следующих задач:

1. Образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, способствовать расширению кругозора через использование дополнительных образовательных источников.

2. Развивающие: развивать творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков.

3. Воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ. Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагаю вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также предлагаю разгадывать кроссворды, ребусы, загадки, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

Использую предметные игры, как манипуляции с предметами. Так на уроках  изучение правил дорожного движения  провожу в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора..

На уроках  использую сюжетно-ролевые и  интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Спасатели», «Путешествие».

Игру можно использовать и как технологию внеклассной работы: «Влияние вредных привычек на организм человека».

Результатом использования технологии является высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету.

6. Проектно- исследовательский метод обучения

Цель технологии – развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

В ходе урока решаются следующие задачи: стимулируется интерес учащихся к определенной проблеме, предполагающей овладение определенной суммой знаний, и предусматривающим решение этой проблемы через проектную деятельность, формируется умение применять практически полученные знания, развивается рефлекторное и критическое мышление, развиваются навыки активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

Результат:

1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.

2. Повышается мотивация учащихся к обучению ОБЖ.

3. Созданамедиатека ученических проектов.

4. Учащиеся, выступая с проектами на школьном уровне, приобретают опыт публичных выступлений, умение аргументировать свою точку зрения, свое мнение.

Эта педагогическая технология нацелена на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, жизненной практикой, на формирование у учащихся специфических навыков и умений посредством организации проблемно-ориентированного учебного процесса.

Используя данную технологию на уроках ОБЖ, учащиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках.

Продуктом проектной деятельности  являются: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени, газеты и др.

Проектно-исследовательская технология – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.

Всем нам хорошо известно, что программа курса ОБЖ предназначена для того, чтобы с раннего детства научить и подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если они случились – найти вовремя правильное решение. Поэтому перед нами, учителями ОБЖ, стоит задача использовать в работе наиболее эффективные практико-ориентированные методы и информационно-образовательные технологии.

 Для того чтобы реализовать эти задачи с точки зрения ФГОС  необходимо задуматься о внедрении системно-деятельностного подхода в образовательный процесс.

Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результат образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Исходя из позиций системно-деятельностного подхода, в организации учебного курса ОБЖ я стараюсь  учесть следующие аспекты:

– направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина);

– соответствие содержания учебных занятий целям деятельности;

– обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю);

– выбор формы творческого самовыражения;

– наличие критериев само- и взаимооценки.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока.

Современные педагогические  технологии дали  положительный результат в   моей педагогической  деятельности. Применяемые мною элементы  данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения.  Использование  педагогических технологий  дало мне, как учителю  продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов.

 

Литература:

 

1. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411с.

2. С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров. Анализ конкретных ситуаций как метод обучения школьников на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-23ноября 2011 года // Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 206 с. – С. 126-128.

 

Кадыров Эрик Табрирович Преподаватель-организатор ОБЖ Кадыров Э.Т.


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные педагогические технологии на уроках

Современные педагогические технологии на уроках

На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую

На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении

Результат: 1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из…

Результат: 1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из…

Исходя из позиций системно-деятельностного подхода, в организации учебного курса

Исходя из позиций системно-деятельностного подхода, в организации учебного курса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2021