Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)
В современной педагогике существует множество технологий обучения. Каждая из них имеет какие-то особенности, отличия, но все они похожи в одном: каждая технология основана на определённой педагогической концепции. Именно концепция определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса. Обстоятельный анализ проведённых историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что педагогическая технология выступала предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему. Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, утверждал Я.А. Коменский, только при этом условии его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем.
На сегодняшнем этапе развития образования разрабатываются и внедряются в учебный процесс новые современные педагогические технологии, позволяющие подать материал учащимся так, чтобы это было интересно и результативно.
Учитель должен быть вооружён современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребёнком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.
В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования:
- адаптация детей к современной социокультурной среде;
- активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
- педагогическая технология урок история
- интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.
В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования, развития образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучающегося на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.
Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе. Однако до сих пор не теряют своей актуальности высокоэффективные педагогические системы Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Д. Локка, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В 1970-1980-е гг. новые педагогические системы создали Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Среди отечественных авторов, занимающихся теоретическим обобщением новейших педагогических разработок, можно назвать Беспалько В.П., Кларина М.В., Матюнина Б.Г., Кукушина B. C., Селевко Г.К., Фоменко В. Т.,. Кларина М.В., Маврина С. А, Лихачева Б.Т., Щукина Г.И., Скаткина М.Н., Маркову А. К.
На современном этапе развития педагогической науки меняется содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами гуманизации, личностной ориентации, поликультурности и глобализации. Сегодня стратегия модернизации российского образования предполагает реализацию нового для нашей системы образования компетентностного подхода. При сохранении фундаментальности образования должна быть усилена его практическая жизненная направленность.
В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.
Сегодня необходимо говорить о развитии социальной компетентности педагогов как о главном условии формирования социальной компетентности школьников. Современный учитель должен активно работать с социальным педагогом. Можно сказать о том, что на сегодняшний день учитель выполняет некоторые функции социального педагога в своей работе с учащимися, например:
· формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
· оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки;
· обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности.
Правильно организованная социально-педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребёнка, оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.
Социально-педагогическая деятельность всегда должна быть адресной, направленной на конкретного ребёнка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество [9, c.43].
Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса [16, с.158].
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
В «Толковом словаре» технология рассматривается как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Б. Т Лихачёв считает, что педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
По мнению же В.П. Беспалько, педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.
И.П. Волков в своих работах высказывает мысль о том, что педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Ещё один исследователь В.М. Шепель приходит к выводу, что технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Другой точки зрения придерживается М. Чошанов. Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы.
В.М. Монахов акцентирует внимание на структуре педагогической технологи и представляет её как модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
ЮНЕСКО считает педагогическую технологию системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
Можно привести ещё одно определение, которое даёт М.В. Кларин. По его мнению, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [15, с.14].
Анализируя различные определения, можно выделить существенные черты современных трактовок понятия «педагогическая технология». Педагогическая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежат определённые ценности ориентации и целевые установки автора или коллектива, которые должны воплотиться в ожидаемом результате.
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения [18, с.15].
Далее приступая к анализу особенностей реализации педагогических технологий в образовательном процессе необходимо обратиться к исследователям в области социальных технологий, т.к. Л.В. Мардахаев считает, что социально-педагогическая технология - один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определённой социально-педагогической цели. Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.
В какой мере можно сегодня говорить о технологизации социально-педагогической деятельности? Специалисты не пришли к единому мнению.
Л.В. Мардахаев полагает, что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить:
- Социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться);
- Условия её реализации;
- Особенности и возможности объекта;
- Особенности места реализации;
- Возможности по времени для реализации цели;
Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности [11, c.32].
На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая.
Таким образом, технологизация социальных процессов, в том числе социально-педагогических, объективно неизбежна. Вместе с тем очевидно, что невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность. Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, деятельность по охране прав ребёнка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа в «открытой» среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и она не лишена некоторого технологического подкрепления (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т.п.). Скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учётом неповторимости объектов, уникальности их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания.
Реализация социально-педагогической технологии представляет собой определенный процесс деятельности. Слово процесс (от лат. processus) означает «прохождение, продвижение». В научном плане под процессом понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. Выбор социально-педагогической технологии представляет собою последовательный процесс деятельности социального педагога, направленный на отбор одной из них, позволяющей обеспечить достижение наиболее оптимального варианта решения.
По своей сущности процесс реализации социально-педагогической технологии - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта [3].
Социально-педагогическая технология, выбранная для реализации в конкретной ситуации, ориентирована на достижение определенной (прогнозируемой) цели. Каждая цель нуждается в решении определённого круга задач и предполагает конкретное содержание социально-педагогической деятельности по еёдостижению.
Изучение проблем педагогических технологий встречается в работах В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко и др. Большое внимание авторы уделяют классификации педагогических технологий по разным основаниям. В наиболее обобщённом виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко и представил в виде классификационных групп.
Многообразие типологий обусловлено различными критериями их выделения.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и др.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
По позиции и отношению к ребёнку со стороны взрослых в образовательном процессе: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества.
По категории обучающихся: массовая, продвинутого уровня, гимназического, лицейского образования и др. [4, c.11].
По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация, когда взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
По критерию способ-метод-средство: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие, программированного, проблемного, развивающего, саморазвивающего обучения, и др.
Наиболее оптимальными для гуманитарного подхода можно считать диалоговые, игровые, проективные, исследовательские технологии.
В целом же, из всего многообразия эффективными являются те технологии, в которых используется язык естественного общения (И.А. Колесникова) людей, а человек выступает как основной информационный знак.
Г.К. Селевко за основу классификации педагогических технологий берёт следующие параметры:
1) уровень применения;
2) философская основа;
3) методологический подход;
4) ведущий фактор развития личности;
5) научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта;
6) ориентация на личностные сферы и структуры индивида;
7) характер содержания и структуры;
8) основной вид социально-педагогической деятельности;
9) тип управления учебно-воспитательным процессом;
10) преобладающие методы и способы;
11) организационные формы;
12) средства обучения;
13) подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия;
14) направления модернизации;
15) категория педагогических объектов [18, c.65].
Технология не отменяет ни методику, ни педагогическую теорию. Педагогическая теория анализирует такие вопросы, как выработка цели воспитания, отбор содержания образования, определения сущности законов и закономерностей, принципов, форм и движущих сил учебно-воспитательного процесса. Методика, детализирует общие вопросы с учетом специфики конкретного предмета. Технология же разрабатывает определённые принципы и правила реализации конкретных задач, конструирует учебный процесс и строго задает определенную последовательность процедур, шагов, направленных на достижение гарантированного результата.
Понятие «методика» шире понятия «технология». В отличие от методики, педагогическая технология жёстко задает способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий (хотя технологию полностью нельзя сводить к алгоритмизации). Одна из качественных характеристик и особенность технологии - это ее воспроизводимость. Условно говоря, методика даёт ответ на вопрос: «Что и как можно сделать для достижения тех или иных педагогических целей?», а технология - на вопрос: «Что и как необходимо сделать, чтобы добиться конкретных результатов обучения и воспитания?» [20, c.4].
Специфика педагогических технологий состоит в том, что они акцентируют внимание учителя (или воспитателя) на характере его собственной деятельности по педагогической помощи в самостановлении ребёнка, а не на том, каким должен стать ребёнок. Соответственно, особенно тщательно прорабатываются приемы педагогического воздействия как «прикосновение к личности» ребёнка.
Зачастую учитель учитывает различные требования, методические рекомендации, инструкции и пр. и не всегда замечает то, что хотят его подопечные, каковы их интересы, потребности. В таких случаях ни одна технология не поможет учителю добиться своих целей. Деятельность педагога (его цели, потребности и мотивы, действия, средства и условия их применения) должна соотноситься, соответствовать деятельности школьника (его целям, возможностям, потребностям, интересам, мотивам, поступкам.) [15, c.7].
В технологиях обучения степень достижения результата (завершенности процесса обучения) может определяться двумя способами. Во-первых, средствами контроля, позволяющими получать объективную оценку, а во-вторых, самим учителем. Он сам может оценивать, завершен процесс или нет.
Таким образом, для разных процессов характерны различные степени технологичности. При наибольшей степени технологичности все этапы процесса осуществляются средствами обучения. При минимальной степени технологичности сам процесс обучения может осуществляться средством обучения, а контроль - проводить учитель.
В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом. Это становится возможным, если:
1) средства обучения играют в обучении ведущую роль;
2) цель обучения ставится диагностично (с указанием требуемого уровня усвоения);
3) достижение конечного результата осуществляется с точностью не менее 70% (по данному уровню усвоения).
Педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
цели обучения - общие и конкретные;
содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс:
-организация учебного процесса;
-методы и формы учебной деятельности школьников;
-методы и формы работы учителя;
-деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
-диагностика учебного процесса [18, c.23].
Современные педагогические технологии направлены на ученика, развитие его субъектной позиции. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять, принять, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая особенности класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о предполагаемом результате, который вы желаете получить. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.
Именно современные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Весь успех педагогической работы зависит от самоусовершенствования учителя. Лишь творчески работающий учитель, может воспитать творчески работающего ученика. Важно понимать каждого ребёнка, учить его учиться, воспитывать каждым своим уроком.
Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребёнка в позицию субъекта.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Список литературы
1. Ажунова А.З. Современный урок истории в школе // Преподавание истории в школе. - 2011. - №8.
2. Андриенко А.В. Анализ проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - №6.
3. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
4. Борытко, Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; Под ред.Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 59 с.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. - М.: Просвещение, 1999.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 1999.
7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.
8. 8. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003.
9. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М., 1967.
10. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
11. Мардахаев Л.В. Методика и технологии работы социального педагога. - М., 2002.
12. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. - М. Педагогика. - 1977
13. Монахов В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. - М., 1993.
14. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 174 с.
15. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических ву-зов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред.Н.М. Бо-рытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - с
16. Педагогика. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., 2002. - 371 С.
17. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М., 1999.
18. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - C.154
20. Сидоров С.В. Педагогика (педагогические технологии): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. - Шадринск, 2005. - 32 с.
21. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение / А.В. Хуторской. - М.: Просвещение, 1998.345 с.
22. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. Шакуровой М.В. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
24. Рузова Л.М. Использование современных педагогических технологий в школьных курсах истории и обществознания [электронный ресурс] - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/529036/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.