Современные подходы к организации профессионального обучения для лиц с ОВЗ
Решая важнейшие задачи интеграции детей с нарушением интеллекта, профессиональное обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы в техникуме. Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система специального образования нового вида, позволяющая комплексно решать многие проблемы. На основании государственных документов, устанавливающих приоритет образования в государственной политике, определяющих стратегию и основные направления его развития, а именно: постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 г.); «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010-го года», одобренной Правительством РФ 29 декабря 2001 года. Где предусматривается создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми с ограниченными возможностями, структурная перестройка профессионального образования..Эффективность профессионального обучения во многом определяется уровнем организации учебного процесса. Наиболее существенную и сложную часть такой организации составляет методика обучения, включающая вопросы использования основных дидактических положений и построения на их основе системы знаний, вопросы проведения отдельных занятий, производственной практики, осуществления в процессе профессионального обучения дифференцированного подхода. Поэтому нам представляется интересным проанализировать механизмы регуляции деятельности и развитие идей дифференцированного обучения, как в целом, так и в системе профессионального обучения обучающихся с ВЗ, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования, как в нашей стране, так и за рубежом. Современное российское общество, вступая в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в сложных политических, экономических, социальных и культурных условиях. Поэтому в основе современной педагогической деятельности должна быть обязательно предусмотрена концепция формирования социально активной, творческой личности, способной осуществлять адекватный выбор относительно различных сфер жизнедеятельности, в том числе и профессиональной.Эта проблема стала актуальной.
В последнее время вопросы организации профессионального обучения обучающихся с ОВЗ выходят на качественно новый уровень. Наряду с тем, что в субъектах Российской Федерации открываются новые профили трудового обучения, учитывающие местные природные условия и производственное окружение, а также разрабатываются новые учебные программы и дидактическое сопровождение к ним, многие аспекты применения научно-педагогических знаний в практике обучения и воспитания в конкретных социально-экономических условиях развития общества остаются не освещенными..За последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в образовательной политике, реализуемой в отношении лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
В ходе профессионального обучения,
основанного на принципах социальной реабилитации личности, обучающиеся получают
профессиональную подготовку, что обеспечивает полноценное развитие личности и
участие в общественно полезной деятельности. Достижение такой цели
обеспечивается всей системой коррекционно-образовательного процесса,
направленного на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности,
формирование или восстановление их социального статуса путем использования
технологии уровневой дифференциации в системе профессионального образования.
В концептуальном плане функционирование системы профессионального образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья базируется на представлении о том,
что профессиональное образование для данной категории детей выступает в
качестве важнейшего фактора их социальной реабилитации.
Сам процесс
профессионально-трудового обучения – это целостное педагогическое явление. Все
его компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом: цели обучения воплощены в
содержание обучения, которое определяет его методы, формы и средства. В
реальной педагогической действительности процесс производственного обучения для
лиц с ОВЗ носит циклический характер или этапный. Каждый его дидактический цикл
представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности
всех субъектов процесса обучения. Процесс профессионально-трудового обучения
призван, в свою очередь, осуществлять образовательную, воспитательную и
развивающую функции.
Теоретические основы профессионального обучения обучающихся с нарушением интеллекта,
опираясь на исследования В.Д.Симоненко, и других авторов, базируются на
следующих основных принципах: 1.Гуманизация и
демократизация обучения – содержание данного принципа предполагает
ориентацию на индивидуальное развитие личности ученика, обращение к его
субъективному опыту (учет зоны ближайшего и актуального развития по
Л.С.Выготскому); развитие потребности в профессиональном самоопределении,
самореализации и саморазвитии; предоставление права выбора форм обучения. 2.
требованиям современного производства - содержание данного принципа
предполагает обучение на современном оборудовании, овладение современными
технологиями, методами и способами профессионально-трудовой деятельности. 3.Профессиональная
мобильность - содержание данного принципа предполагает формирование
ключевых компетенций (социальной, информационной, коммуникативной,
когнитивной), постоянное обновление содержания профессионального обучения. 4.Модульность –
выявление и расположение в определенной последовательности элементов
профессионального обучения; составление блочно-модульных программ углубленной
профессиональной подготовки и изучение учебного материала по блокам-модулям. 5.Доступность
и наглядность - содержание данного принципа предполагает учет интересов,
способностей и возможностей обучающихся, состояния их здоровья, проведение
занятий на уровне доступной трудности, широкое использование дидактических
средств в обучении. 6.Прочность овладения компонентами профессиональной
компетентности – опора на все виды памяти и способы запоминания, обучение
приемам самообучения и самоконтроля знаний, использование метода повторения
изученного материала, проведение текущего и итогового контроля знаний. 7. Целеустремленность, систематичность и последовательность - содержание
данного принципа предполагает проектирование процесса профессионального
обучения в соответствии с образовательным и профессиональным стандартами и
нормативно-правовых документов Министерства Образования Российской Федерации по
организации предмета технологии и углубленной трудовой подготовки. Мониторинг
личностного и профессионального развития и становления учащихся, эффективность
образовательного процесса.
Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения,
вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации целей и задач
обучения, способствуют правильной постановке процесса профессионального
обучения, развитию педагогического и методического мастерства. На их основе
обеспечиваются сознательное, творческое отношение обучающихся к учебной
деятельности и достижение в ней высоких результатов, придается творческий и
продуктивный характер процессу обучения, и создаются оптимальные условия для
него.На основании изложенного можно выделить специфические особенности процесса
профессионального обучения обучающихся с ОВЗ (VIII вид):
1.ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интерес к специальным предметам и профессиональному образованию:
2.общая прикладная направленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умением применять полученные знания для решения практических задач;
3.особое значение в общем процессе подготовки к трудовой деятельности имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса;
4.специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание процесса производственного обучения и в условиях производства.
Исходя из выше перечисленного необходимо реально оценивать возможности данных обучающихся в получении конкретной профессии. Необходимо проводить реальные медицинские осмотры и выявлять у поступающих, в профессиональные образовательные организации заболевания не совместимы с выбранной профессией. А также расширять список профессии или адаптировать имеющиеся под тех людей, которые имеют отклонения в здоровье. Со стороны работодателей необходимо устраивать такие рабочие места, где данная категория граждан могла трудиться, приносить пользу обществу и обеспечивать себя материально. Ведь из статистики видно, что наиболее распространённые профессии для данной категории лиц с ОВЗ (VIII) - это профессия «Швея», «Штукатур», «Каменщик» и тд. Исходя из реальных экономических условий, работодателю не выгодно принимать данных выпускников, т.к. у них будет скорость выполнения операции ниже, чем у сотрудников организации, также их не поставят на более сложные и трудоёмкие операции, т.к. по своему состоянию здоровья они могут выполнять только однообразную работу (Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 515"Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и
профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.