Детский сад – (недостатки) |
Семья – (преимущества) |
Деловая форма общения воспитателя с детьми |
Эмоционально насыщенное общение |
Наличие сменяющихся педагогов |
|
Обращение ко всем детям |
Индивидуальное обращение к ребенку |
Регламентированный режим дня |
Подвижный режим дня |
Общение с детьми одного возраста |
Общение с родителями |
Концептуальные документы:
• Концепция дошкольного образования (В.А. Петровский, В.В. Давыдов, 1989 г.).
• Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.
• Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 г.
• Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года
Концепция государственной семейной политики в
Российской Федерации на период до 2025 года (от 25 августа
2014 г. № 1618-р)
• Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития
Нормативно-правовые документы федерального уровня:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–
2020 г.г.
- Федеральный закон РФ «Об образовании в
Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-
Ф3)
- Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (2013 г.)
Нормативно-правовые документы регионального уровня
Государственная программа МО «Образование Подмосковья» на 2017 -2025 г.г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. Приказом министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 г.№ 1155)
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
• … обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(от 17.10.2013 г. № 1155)
Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития…
Взаимодействие с родителями…непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи
«Партнерство – форма организации деятельности сторон, созданная на основе взаимных договоренностей, включающих права, обязанности, ответственность»
Цель партнерства ДОО и семьи - Определение прав и обязанностей педагогов и родителей в совместном решении задач всестороннего развития детей в условиях семьи и дошкольной образовательной организации
«Сотрудничество, согласно общепринятому определению, – это комплекс взаимовыгодных отношений нескольких субъектов»
Цель сотрудничества ДОО и семьи формулирование задач совместной деятельности, определение ее направлений, а также форм и методов реализации (Ю.А. Гладкова) |
(Н.В. Микляева)
«Взаимодействие предполагает не только обмен информацией, но и чувствами, мыслями»
(О.Л. Зверева)
Цель- выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений в системе «семья– ребенок–
педагог» (Ю.А. Гладкова)
ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
(В.П. Арнаутова, В.Н. Иванова, 1993 г.)
Со стороны педагогов |
С позиции родителей |
- отсутствие готовности осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса; - низкий уровень педагогического общения с родителями; - некомпетентность в педагогических методах и приемах в работе с родителями; - игнорирование запросов и пожеланий родителей в знаниях, отсутствие «обратной связи с ними». |
- непонимание важности периода — дошкольное детство; - низкий социальнокультурный уровень родителей; - некомпетентность в вопросах воспитания и развития ребенка - недооценка роли сотрудничества с педагогами дошкольного учреждения; - игнорирование форм сотрудничества |
Педагог |
Родители |
Организатор Тьютер Консультант Учитель Партнер Аниматор |
«Заказчики» Ведомые Ученики Партнеры Пассивные зрители |
Права родителей в ДОО:
• - на открытость дошкольного образования;
• - на психолого-педагогическую поддержку компетентности в воспитании детей;
• - на поддержку образовательных инициатив и участия в образовательном процессе ДОО;
• - на выбор способов включения в образовательный процесс с учетом потребностей.
1938 г. |
Вечера для родителей, уголки с материалами о физическом воспитании |
«Устав д/с», «Руководство для родителей» |
1947 г. |
Коллективные и индивидуальные формы работы. Кружки |
Е.А. Аркин методическое письмо «Работа детского сада с семьей» |
1958 г. |
Т.И. Маркова «Воспитателю о работе с семьей» А.Н. Быкова, Т.И. Осокина «Родителям о физическом воспитании». |
|
1970- 1980 г.г. |
Индивидуальные: беседы и консультации. Коллективные: лекции и конференции, просмотр отрытых занятий по физической культуре, спортивные праздники «Папа, мама и я – спортивная семья», туристические походы. Наглядно-текстовые формы: стенды, тематические папки-передвижки, газеты, памятки, фотостенды |
Методическое письмо «Об организации и содержании работы дошкольного учреждения с родителями» (1979 г.) Мет. пособия: О.Н. Урбанской (1977 г.), Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик (1985 г.), Л.Ф. Островской (1984 г.), Т.А. Марковой (1986 г.) |
1990 г. |
Шишикина В.А. , Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (1999 г.) оптимизации содержания и форм сотрудничества родителей, педагогов ДОУ, О.Л. Зверевой, В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич, Маханева М.Д «Воспитание здорового ребенка» (2000 г.) Арнаутова Е.П. «Основы сотрудничества педагога с семьей» (2002 г.) Бочарова Н.И. «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста»(2002 г.) |
|
1985- 2007 |
Совместные физкультурные занятия родителей с детьми в условиях детского сада |
Бердыхова Я. «Мама, папа позанимайтесь со мной» (1985 г.); «Навстречу друг другу»/ Авт. Сост. М.Н. Попова (2001 г.) Казина О.Б. «Веселая физкультура для детей и их родителей» (2005 г.) Прищепа С.С. «Организация физкультурных занятий родителей с детьми в детском саду» (2011 г.) |
2008- 2011 г.г. |
теоретические и программнометодические основы домашнего воспитания и обучения детей, концептуальные основы деятельности академии родительства, принципы и направления работы |
Микляева Н.В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей», «Родительская академия семейного досуга и создание детско-родительских проектов» (2008 г.), , «Родительская академия: «Давайте говорить порусски» (2008 г.), «родительская академия: создание развивающей предметной и игровой среды» (2008 г.), Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. «Содружество. Программа взаимодействия семьи и детского сада» (2009, 2011 г.) |
|
|
|
Направления сотрудничества ДОО и семьи |
|||
• Информационно-аналитическое (выявление потребностей родителей, образовательных инициатив семьи)
• Просвещение (формирование осознанного родительства в вопросах воспитания и развития ребенка, пропаганда семейных ценностей)
• Организация досуговой деятельности (совместная деятельность родителей с детьми, пропаганда семейных ценностей, поддержка образовательных инициатив)
• Информирование родителей (групповое, адресное сопровождение воспитательной компетентности)
• День открытых дверей
• Круглые столы
• Мастер-классы
• Вечера вопросов и ответов.
• Групповое консультирование.
• Детско-родительские проекты
• Семейные гостиные
• Родительские и семейные клубы.
• Дифференцированный подход и адресное сопровождение разных категорий родителей с учетом демографических типов семей, национальных, культурных, экономических и пр. особенностей и условий жизни семей.
• Междисциплинарная основа обеспечения психологопедагогической поддержки семей.
• Интеграция традиционных и инновационных методов общения, например: беседа с опорой на интерактивные методы, интернетресурсы, элементы тренинга, общение в режиме исследования и игровой ситуации и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.