СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
Проблема трудоустройства выпускников после окончания высших учебных заведений (ВУЗов) сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения - ушла в прошлое, несмотря на последние попытки Правительства Донецкой Народной Республики отчасти ее возобновить. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время молодежь представляет наиболее многочисленную группу безработных - более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25-28 % от общей совокупности безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений [1].
Современная социально-экономическая ситуация в Донецкой Народной Республике характеризуется симбиозом кризисных явлений всех ее компонентов. Данная ситуация характерна также для сферы взаимодействия ВУЗов и представителей реального сектора экономики.
Для устранения данных проблем, в первую очередь, ВУЗам необходимо проводить мониторинг как рынка образовательных услуг, так и рынка труда, отслеживая и объединяя потребности всех заинтересованных сторон.
Изначально основной проблемой трудоустройства выпускников ВУЗов является существующий в Донецкой Народной Республике дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Так, абитуриенты проявляют повышенную заинтересованность в определённых специальностях, например, связанных с экономикой, юриспруденцией, тогда как в регионе с развитой промышленностью необходимы специалисты технических специальностей.
Также необходимо отметить как одну из важнейших проблем трудоустройства выпускников - нежелание работодателей брать на работу молодых специалистов. Это вызвано опасениями работодателей в части отсутствия у потенциальных кандидатов опыта работы, профессиональных навыков, характерных именно для данной профессии.
Следующая проблема состоит в том, что сегодня работодатель ставит довольно высокую планку для соискателей, в том числе и для молодых специалистов. У каждой организации набор требований различен, но часто они представляют собой внушительный список желательных профессиональных качеств, предъявляемых к своему потенциальному сотруднику. К основным можно отнести следующие: профессионализм, умение применять полученные теоретические знания на практике, способность принимать управленческие решения. Такой набор навыков с точки зрения работодателей естественен и понятен, ввиду желания иметь у себя в штате грамотного, компетентного и ответственного сотрудника, но выпускнику, который не имеет опыта работы довольно сложно показать данные навыки потенциальному работодателю [2].
Более того, одной из проблем является то, что многие выпускники ВУЗов, получившие достойную теоретическую основу в своем учебном заведении, не в состоянии применить их на практике, в силу отсутствия формализованной системы взаимодействия организаций реального сектора экономики и ВУЗов. Это не вопрос только какой-либо отдельной специальности или же ВУЗа, а общая проблема.
Также, по данным экспертов, более половины выпускников разочарованы в выборе специальности. При поступлении в ВУЗ на абитуриентов - будущих выпускников давят различные обстоятельства: влияние родителей, друзей; получение образование только ради диплома и т.д. Что в конечном итоге приводит к нежеланию искать работу по полученной специальности [3].
Таким образом, подытоживая вышеперечисленное, можно указать несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации:
- со стороны выпускника ВУЗа: поиск подработки во время учебы на выпускных курсах и работы для выпускников, чтобы временная работа стала стажировкой для будущего специалиста;
- со стороны ВУЗа: создание регламентированной системы сотрудничества между ВУЗами и организациями реального сектора экономики (например, прохождение практики, совместная разработка образовательных программ);
- со стороны государства: проработка вопроса и подготовка нормативных правовых актов и различных документов, регламентирующих возможность обязательного трудоустройства по распределению после окончания ВУЗа;
- со стороны работодателя: целевая подготовка кадров (например, выделение грантов для обучения специалистов).
Литература
1. Шилина Е.Б. Проблема трудоустройства выпускников после вузов // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.mfo//sites/default/ffles/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 29.10.2019).
2. Зирне Л.О. Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций // Молодой учёный. - 2015. - .№20. - С. 449-452.
3. Рязанцева Л. В. Анализ сфер занятости выпускников ВУЗов и проблемы их трудоустройства // Международная научно-практическая заочная интернет- конференция. — Москва, 2018 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: // www.conf.muh.ru/archive/11-2011/78-200211 (дата обращения:
20.10.2019).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.