Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе
Оценка 5

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Оценка 5
Контроль знаний +2
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
15.05.2018
Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе
Эссе посвящено результатам анализа современных средств оценивания учебных достижений учащихся начальной школы. В нём охарактеризованы современные средства оценивания, которые учителя начальных классов могут использовать для оценки знаний и достижений учащихся. Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам.В статье охарактеризованы современные средства оценивания, которые учителя начальных классов могут использовать для оценки знаний и достижений учащихся. Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым ФГОС
Мехонцева Наталья Геннадиевна Современные приёмы оценочной деятельности.doc
ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания                                                                                            Мехонцева Наталья Геннадиевна,                            учитель начальных классов, первая квалификационная категория,                 МКОУ «Яснополянская ООШ», Курганская область, Далматовский район Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников 1. Краткая аннотация работы 2. Содержание 2.1. Введение 2.2. Современные методы и формы оценивания 2.3. Виды контроля в начальной школе 2.4. Особенности системы оценки и принципы оценивания 2.5. Опыт работы по теме  2.6. Заключение 3. Список использованных источников и литературы ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Эссе посвящено результатам анализа современных средств оценивания учебных достижений учащихся начальной школы. В нём охарактеризованы современные средства оценивания, которые учителя начальных классов могут использовать для оценки знаний и достижений учащихся. Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.       В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников. Таким образом, актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования. Целью данной работы является охарактеризовать современные методы и формы оценивания. ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Изменения в содержании современного образования ­ перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. Главная функция оценки – установление определенной меры персональной ответственности всех участников процесса обучения. С помощью оценки идет огласка общественности: учеников, родителей, педагогического коллектива:  ­каков уровень образования в учреждении; ­каков уровень обученности и развития каждого школьника.  Анализ результатов обучения показывает: ­правильность организации учебно­воспитательного процесса, что прочно усвоено, а что требует повторения; ­какое содержание обучения расширить, какое удалить; ­какие способы обучения удачны, какие нужно корректировать; ­ что изменить, чтобы улучшить результаты. Правильно организованная деятельность контроля позволяет оптимистично подходить к каждому ученику, укреплять веру в его силы и возможности. Неправильная контролирующая деятельность воспитывает негативное отношение к обучению.  Нужно научить школьника положительному умению самоконтроля: ­сравнивать результат собственной деятельности с эталоном; ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания  ­анализировать выбор способа учебного действия правильного или неправильного, средств достижения цели; ­ искать ошибки и пути их исправления.  Таким образом, ученик становится равноправным заинтересованным участником учебного процесса, стремится к образованию и готов к преодолению трудностей.  Наиболее продуктивными видами контроля в начальной школе являются: ­текущий контроль (проводится на начальном этапе, учителя указывают на правильность и неправильность и не спешат ставить оценки, ученик видит ошибку и сам исправляет)  ­ тематический контроль (дает возможность проверить успешность обучения по каждой теме курса – ученик может сдать в любое для него время выученную тему, может пересдать тему, при этом предыдущая отметка не учитывается, ученик управляет временем и характером контроля, что снимает страх и развивает стремление получить более высокую оценку); ­ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (за четверть, полугодие, год. В устной или письменной форме. Отбираются самые важные вопросы). Не надо гиперболизировать роль отметки. Особое внимание следует уделять словесной оценке, сопровождающей любую отметку. Она вскрывает положительные стороны и отрицательные стороны выполненной работы.  Оценивание направлено на гуманность, индивидуальность, повышенную учебную мотивацию.  С этим связана форма безотметочного обучения, которая уже существует в первом классе. Таким образом, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы организации данной системы оценивания. ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, для которых существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой ученической работы могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.  Самооценка ученика должна дифференцироваться, т. е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу, как сумму многих умений. Каждое, из которых имеет свой критерий оценивания. Такое хорошо практикуется и в классах предшкольной подготовки Содержательное самооценивание непрерывно от умения контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом. Отобрать хороший образец – в этом заключается трудность для педагогов и проявление учительского профессионального мастерства.  Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Это всем известная нам технология релейного обучения. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие ученику и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки.  Особенностями системы оценки являются: ­ комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования); ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания ­ использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; ­ оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно­деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно­практических и учебно­познавательных задач; ­ оценка динамики образовательных достижений обучающихся; ­ сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; ­ уровневый подход к разработке инструментария оценивания; ­ использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; ­ использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; ­ включение учащихся в контрольно­оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); ­ использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки; интегральную оценку, в том числе – портфолио, ­ различие оценки (словесной характеристики любых действий) и отметки (знака за решение учебной задачи.  В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция следующих образовательных технологий: ­ технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения; ­ технологий, основанных на создании учебных ситуаций; ­ технологий, основанных на реализации проектной и исследовательской деятельности; ­ информационных и коммуникационных технологий обучения. В системе оценивания достижений младших школьников выполняются следующие принципы оценивания: ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания 1. Комплексность.  Оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения обучающихся. Данные параметры вырабатываются совместно с обучающимися. Оценка отражает не только содержательную, но и процессуальную сторону учебной деятельности. 2. Содержательность и позитивность. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. Оценивать можно только то, чему учат. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.  3. Определенность и критериальность. Оценка характеризует конкретные качества работы обучающегося, которые обозначены и согласованы с ним перед её выполнением. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. 4. Открытость. Оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки. Ученик на основе критериев оценивания может контролировать действия учителя по оцениванию результатов обучения и самостоятельно прогнозировать свою итоговую оценку. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. 5. Объективность. Оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определенности. 6. Диагностичность. Оценка несет информацию о достижениях обучающихся и проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность. 7. Технологичность. Оценка предполагает соблюдение определенной последовательности действий учителем и обучающимися, она связана с ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно­оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. 8. Систематичность. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание. 9. Психологическая безопасность. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. Личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом.  Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является  важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и  быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.  Принятый новый государственный образовательный стандарт предлагает внедрить в практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях: 1.Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически  на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года. 2. Оценивание может быть только критериальным. Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям. 3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться  ими                  совместно. ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания 4. Учащиеся должны включаться в контрольно­оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.  Принципы  современной  системы оценивания:    в центре оценивания – ученик;  учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;  оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Цель оценивания – улучшать качество учения. Процесс оценивания ­ один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание ­ залог успешной работы, как ученика, так и учителя.   Я   считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.  Оценивание также является и результатом, показателем, на сколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Несомненно, оценивание может  стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.  А вот на результат оценивание может влиять как положительно, так и отрицательно. Например, если мы оцениваем работу учащихся, которые не совсем правильно справились с заданием, но при этом наряду с недочетами, отмечаем и положительные стороны, отмечаем продвижение конкретного учащегося на сегодняшний день, по сравнению с тем, что он знал, умел вчера, то это, конечно же, ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания стимулирует процесс. А если  учитель, оценивая работу учащегося, отмечает только недостатки, то это замедляет, а в некоторых случаях,  тормозит процесс. В чем причины возможной необъективности педагогической оценки? Во­первых, часто учитель  оценивает  работу учащихся не по критериям, выдвигаемым к данному виду работ, а на фоне успехов конкретного класса. Во­ вторых, часто в учебном процессе учителю приходится стимулировать интерес учащегося к  предмету, завышая оценки. Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания,   имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям  учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.  В своей работе я использую такие приёмы и методы оценивания как самооценивание,  взаимооценивание, критериальные модели оценивания, рефлексию. Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей­то помощью? (Учимся оценивать процесс.)  В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Мои четвероклассники имеют лист самооценки (имеются разные варианты), который мы заполняем при работе  дома и  на уроке: Таблица 1  Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Критерии оценки На сколько баллов я Оценка учителя оцениваю свою работу (от 1 до 5) 1. готовясь к уроку дома, я поработал на … 2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на … 3. я выполнил письменное задание на … 4.  я работал со словарём на … 5.  я использовал дополнительный материал на … 6.  я подготовил устное задание на … 7.  моё участие в работе на уроке можно оценить на … 8. моя реальная отметка за урок 9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил … Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат: 1. быть внимательнее на уроке 2. активнее работать на уроке 3. сразу просить объяснить то, что непонятно 4. получить консультацию учителя 5. воспользоваться помощью товарищей 6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома 7. другое Еще практикую такой прием самооценки: выполненные  тесты  мои ученики проверяют сами по  слайдам­ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой. Критерии оценивания также использую при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе. Таблица 2 Лист самооценивания  работы на уроке литературного чтения ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Отметка о выполнении: Что делаем на уроке  «!»  ­ всё верно,   Дополнение учителя «+» ­ есть ошибки,  « –» ­ не справились.  к оценке  1. Скороговорка 2. Игра «Составь  слова» 3. Работа с текстом. 4. Вставь пропущенные слова и вспомни авторов произведений. 6. Общий итог по уроку. Следующий лист оценивания использую  на разных этапах урока по математике.  На листе указаны задания, которые взяты под контроль. Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики Таблица 3 Задание Правильность выполнения Оценка  о выполнени и    (!, +, –) « Посчитай»  «Реши задачу» Кр. запись Решение Ответ Схема «Подумай и сравни» Оцени свою  работу. Отметь нужное место на линейке знаком X.                              0    1   2   3   4    5   6   7   8   9   10 На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала. ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Таблица 4 Ф.И. Проверяемое Задание  по русскому языку Проверочное ед.ч.  или  мн. ч. уменьш. – ласкательное Другое однокоренное Ст…ной Л..сичка Л…сной Тр…ва Сл…ва Оценка работы «!» ­ всё правильно Оценка учителя обучающегося «+» ­ есть ошибки, но сам исправил «­» ­  не выполнил задание Также  прием самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные  тесты  мои ученики    проверяют сами по  слайдам­ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой. Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности. Таблица 5 Лист самооценки творческого дела Ф.И. ученик       ___________________ Необыкновенный результат, его будет  сложно повторить Очень доволен, так как результат отличается от обычного Доволен,  похоже на то, что делаю обычно Цель достигнута,  но в следующий раз многое сделаю  иначе ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Практикую на своих уроках  парное взаимооценивание, так называемая взаимопроверка. Таблица 6 Лист взаимооценки выразительного чтения Я как исполнитель Мнение слушателя Критерии чтения Названы автор и заглавие произведения Передано настроение автора и героя Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний Выбран необходимый темп чтения Текст прочитан с необходимой громкостью Удачно нарисован голосом словесный образ…. Слушателям понятно то, о чём было прочитано Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе. Лист оценивания  на уроке технологии Название группы ______________________________    Фамилия и имя ___________________________________ Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).  Все ли члены группы принимали участие в работе? А. Да, все работали одинаково. Б. Нет, работал только один. В. Кто­то работал больше, а кто­то меньше. ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания  Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? А. Работали дружно, ссор не было. Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.  Тебе нравится результат работы группы? А. Да, все получилось хорошо. Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. В. Нет, не нравится.  Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.                            01   2   3   4    5   6   7   8   9   10 Таблица 7 Критерии самооценки работы в группе над проектом По каждому пункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5. Название группы Критерии самооценки 1 2 3 4 5 6 7 8 Мы тщательно изучили  тему проекта  Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы  Мы распределили обязанности участников проекта Мы провели исследование по теме проекта  Каждый участник команды участвовал в сборе информации  Мы умеем работать в группе Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта  Мы правильно распределили время работы над проектом  9 Мы научились анализировать свои действия  10 Мы научились представлять результаты своего труда ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания 11 12 13 14 Мы научились создавать презентации для представления проекта Мы умеем приводить примеры по теме проекта Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет 15 Мы научились защищать свой проект перед аудиторией  Итого (балл) В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться. В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей. На уроках мы часто задаем такие вопросы: "Кто, на ваш взгляд, лучше всех рассказал стихотворение, написал открытку, нарисовал рисунок и т.д. и почему? " Какая пара составила и разыграла лучше всех диалог?" Обычно дети бывают объективны в оценке.   Взаимооценивание учащихся друг другом я иногда использую   при проверке устного домашнего задания.  Сначала сообщаются критерии, которые соответствуют эталону данного задания. Затем все вместе слушаем одного ученика и вместе его оцениваем. После этого учащиеся слушают друг друга и  сообщают, какую отметку они поставили. К сожалению, отметки опять не всегда объективны, так как не все  ученики могут выявить ошибки. Но тем не менее, я использую этот приём, потому что  он даёт возможность проверить учащихся и учит их оценивать себя и друг друга. Организуя групповую работу, часто предлагаю своим ученикам подобные карточки. В данном случае школьники читали мини­тексты по теме  «Домашние и дикие животные», а затем высказывали свое мнение по данной проблеме. Таблица 8 ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Карточка  взаимооценивания результатов работы в группе Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу, сдайте карточку учителю.  Задание 1: Задание 2: соотнеси тексты и их задай 3 вопроса по Задание 3: ответь на Задание 4: выскажи свое мнение по данному заголовки содержанию текста вопросы вопросу (с помощью текст1 текст2 текст3 вопрос1 вопрос2 вопрос3 правильных выполнено + одноклассников количество опор) задание ответов задание не вы­ полнено ­ ученик 1    +   ­   + +   +     ­        +  +            + ученик 2     +    +   ­   +  ­   ­   + + +             + ученик 3 задание выполнено +, не выполнено ­ 1 «+» = 1 балл 9­10 баллов ­  отметка «5» 7­8 баллов – отметка  «4» 5­6 баллов – отметка «3» менее 5 баллов – Отметка «2» Самооценка и взаимооценка приучает учащихся критически относиться к своей работе и работе одноклассников. Я люблю  применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат. ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания При выборе дифференцированных заданий стараюсь предусмотреть, чтобы с ними могли справиться учащиеся разной подготовки. Они сами выбирают для себя уровень трудности, осознавая ответственность за результаты деятельности. В любой момент ученик может улучшить свои достижения. Критериальные оценочные листы помогают  учащимся понимать, что от них ожидается, и могут сами управлять процессом своего обучения. Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные  достижения, а также достижения своих  одноклассников.  Таблица 9 Оценка работы по проекту «Тайна моего имени» Критерии Содержание  Содержание темы раскрыто полностью Проявлено умение находить нужную информацию в различных источниках Отсутствие фактических и языковых  ошибок Логичность изложения Максимальный балл по разделу Дизайн Картинки качественные, не перегружают работу Целесообразность использования шрифтов и стилей Целесообразность используемой анимации Эстетичность дизайна Слайды не перегружены текстом Максимальный балл по разделу Баллы 1­3 1­3 1­3 1­3 12 1­3 1­3 1­3 1­3 1­3 15 № 1 2 3 4 1 2 3 4 5 В конце урока обучащиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост. Результаты детей можно оценивать с помощью: ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания • Оценочной лесенки • Словесной оценки • Светофора • Оценочных листов • Листы достижений Оценочная лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька ­ не понял, вторая ступенька­ требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.  Волшебная линеечка.  На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит  Светофор. Оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: свой крестик ниже или выше красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь Допускается словесное оценивание ­ устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо ­ «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» " Мне нравится, как ты стараешься", "Отлично! Ты пишешь лучше меня"! "Хорошо, спасибо, тебя было интересно слушать". "Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так,…". "Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!".  Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках. 1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...  Мне больше всего удалось...   А особенно удалось...  Что я получил от этого урока, мероприятия?   За что ты можешь себя похвалить? ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания  За что ты можешь похвалить одноклассников?   За что ты можешь похвалить учителя?  2. Мои достижения  на уроке... Сегодня на уроке я (мне):  научился...  было интересно...  было трудно...  мои ощущения... 3. Урок привлек меня тем ...  показался интересным...  взволновал...  заставил задуматься...  навел меня на размышления... 4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:  они мне нравятся больше остальных;  я чувствую, что справлюсь с ними  лучше, чем с другими заданиями;  они легче остальных заданий;   затрудняюсь ответить. Таблица 10 5. «Состояние моей души». Ребенок берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души. Д Г Комфортно В Уверен в своих силах ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Б Хорошо А Плохо Крайне скверно  6. 6. «Древо творчества» По окончании дела урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.  Плоды ­ дело прошло полезно, плодотворно.  Цветок – довольно неплохо.  Зеленый листик ­ что­то было, конечно, а вообще ­ ни то ни се.  Желтый листик ­ «чахлый», пропащий день ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе?  Современные методы и приёмы оценивания   1­я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2­я и 3­я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; 4­я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил; ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Такая самооценка деятельности учащихся помогает им проанализировать своё участие в уроке и сделать для себя определённые выводы. С какими же трудностями могут столкнуться учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания? Самая главная проблема ­ заниженная и завышенная самооценка учащихся.Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику. Только постоянная и регулярная кропотливая работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю". Данный подход к оцениванию позволяет обеспечить: индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к                       оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной                    и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений.  Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех, в первую очередь, это нехватка времени на уроке. Однако ­ дорогу осилит идущий, мы не можем увеличить продолжительность  урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы  оценивания, пополнять свой методический багаж ­ вполне в наших силах. Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».  Лист достижений (ФГОС) Пояснительная записка ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учетом: 1. Предметных знаний; 2. Действий с предметным содержанием. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету (приложение). Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые выпускник научится выполнять в результате изучения учебного предмета в начальной школе. Все умения представлены на базовом уровне и повышенном (предусмотрено ФГОС НОО). Горизонтальные колонки заполняются фамилией и именем ученика определенного класса (выпускника). По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в  виде баллов: 0 б. – не научился (не проявил данное умение) 1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений) 2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение) ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания  Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль проводится в каждом классе один раз в полугодие. Это дает возможность учителю своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и видеть уровень усвоения учеником учебного материала. В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у обучающегося предметных знаний и действий с предметным содержанием.  Представлен один лист оценки и предметных результатов по русскому языку, в котором перечислены все предметные знания и действия с предметными знаниями выпускника начальной школы. Для каждой ступени начальной школы разделы и умения соответствуют программе по данному предмету, соответствуя базовому уровню и повышенному.   Таблица 11                      Лист индивидуальных достижений ( букварный период)   Ученик ___________________         Школа_______             Класс________   Формируемые навыки и умения   Старт Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Итог Навыки чтения ­ чтение слогов               ( техника чтения) ­ чтение слов ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания           Понимание прочитанного               ­ ударение ­ чтение предложен ­ чтение текстов ­ безошибочность ­ выразительность ­ количество слов в минуту ­ ответ на прямой вопрос по прочитанному ­ восстановление пропущенного слова ­ составление «устной картинки» ­ сопоставление прочитанного  текста и иллюстративного ряда ­ построение плана текста с помощью иллюстраций               Пересказ ­ с помощью   ­ без помощи Чтение наизусть Составление собственного ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания рассказа Навыки письма                   ­ большая буква в начале предложения ­ знаки препинания в конце предложен. ­ написание гласных после шипящих ­ большая буква в им. собственных ­ написание слов без пропусков, искажений букв ­ соблюдение правил каллиграфии Вычислительные навыки                                                                           Таблица 12 Лист индивидуальных достижений ___ученика(цы)_______________________________________класса 1 «__»_ Предмет № на шкале Формируемые навыки и умения   1 Техника чтения ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 18 Безошибочность чтения Понимание прочитанного текста Пересказ с помощью учителя Выполнение творческих заданий Каллиграфия Письмо под диктовку Знание словарных слов Фонетический разбор Правописание орфограмм Правильное написание цифр Решение неравенств Знание состава числа Сложение и вычитание в пределах 10 Сложение и вычитание двузначных чисел Решение уравнений Решение задач в одно действие Решение задач в два действия Активность на уроке Чтение     Обучение грамоте       Математика ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Окружающий мир 20 Выполнение заданий по желанию      Хорошо Плохо Очень хорошо  Очень плохо Критерии  люблю учиться Я работаю, отвечаю  на уроке Чувствую себя на уроке Пишу в тетради На уроке я запоминаю Мое поведение на уроке Мое поведение на перемене J                 K                 L               L               Таблица 13    Это  я: ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания (нарисуй себя)              Таблица 14                      Лист оценки предметных результатов РУССКИЙ ЯЗЫК 0 б. – не научился 1 б. – частично научился 2 б. – в полной мере научился                          Ф.И. ученика Умения           Фонетика и графика Базовый уровень (выпускник научился) 1. Различает звуки и буквы 2. Характеризует звуки и буквы ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания    ­ гласные ударные/безударные    ­ согласные твердые/мягкие    ­ парные/непарные твердые и мягкие    ­ согласные звонкие/глухие    ­ парные/непарные звонкие и глухие 3. Знает последовательность букв в русском алфавите 4. Пользуется алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации                                                                       Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) 1. Проводит фонетико­графический (звуко – буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму 2. Оценивает правильность проведения фонетико­ графического (звуко – буквенного) разбора слов Орфоэпия                     Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) 1. Соблюдает нормы русского литературного языка в собственной речи 2. Оценивает соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседников 3. Находит при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания (словарь, помощь учителя и др.) Состав слова Базовый уровень (выпускник научился) 1. Различает изменяемые и неизменяемые слова 2. Различает родственные (однокоренные) слова и формы слова 3. Находит в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс                               Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) 1. Разбирает по составу слова с однозначно выделенными  морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом 2. Оценивает правильность проведения разбора слова по составу             Лексика Базовый уровень (выпускник научился) 1. Выявляет слова, значение которых требует уточнения 2. Определяет значение слова по тексту или уточняет с помощью толкового словаря                             Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) 1. Подбирает синонимы для устранения повторов в тексте 2. Подбирает антонимы для точной характеристики ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания предметов при их сравнении 3. Различает употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые ситуации) 4. Оценивает уместность использования слов в тексте 5. Выбирает слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи                   Морфология Базовый уровень (выпускник научился) 1. Определяет грамматические признаки имен существительных  ­ род, число, падеж, склонение 2. Определяет грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж 3. Определяет грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прош. врем.), лицо (в наст. Врем.), спряжение                                           Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) 1. Проводит морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму 2. Оценивает правильность проведения морфологического разбора 3. Находит в тексте части речи (личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания частицу не при глаголах) Синтаксис Базовый уровень (выпускник научился) 1. Различает предложения, словосочетания, слова 2. Устанавливает при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении 3. Классифицирует предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, восклицательные) 4. Определяет восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения 5. Находит главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения 6. Выделяет предложения с однородными членами                                                             Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) 1. Различает второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства) 2. Выполняет в соответствии с предложенным алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический)     3. Оценивает правильность разбора простого предложения   4. Различает простые и сложные предложения                                   Орфография и пунктуация ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания Базовый уровень (выпускник научился) 1. Применяет правила правописания 2. Определяет (уточняет) написание слова по орфографическому словарю учебника 3. Безошибочно списывает текст объемом 80­90 слов 4. Пишет под диктовку тексты объемом 75­80 слов в соответствии с изученными правилами правописания 5. Проверяет собственный и предложенный тексты, находит и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки                                                   Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) 1. Осознает место возможного возникновения орфографической ошибки 2. Подбирает примеры с определенной орфограммой 3. При составлении собственных текстов перефразирует записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок 4. При работе над ошибками осознает причины появления ошибок и определяет способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах                                         Развитие речи Базовый уровень (выпускник научился) ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания 1. Оценивает правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения (на уроке, в школе, с   людьми разного возраста и т.д.) 2. Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно   реагировать на реплики, поддерживать разговор) 3. Выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения 4. Самостоятельно озаглавливает текст 5. Составляет план текста 6. Сочиняет письма, поздравительные открытки, записки и др. небольшие тексты для конкретных ситуаций общения                                                         Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) 1. Создает тексты по предложенному заголовку 2. Подробно или выборочно пересказывает текст 3. Пересказывает текст от другого лица 4. Составляет устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение) 5. Анализирует и корректирует тексты с нарушенным порядком предложений, находит в тексте смысловые пропуски ЧОУ ДПО ИПКиПП  Как оценивать учеников в начальной школе? Современные  методы и приёмы оценивания 6. Корректирует тексты, в которых допущены нарушения культуры речи   7. Анализирует последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносит их   с разработанным алгоритмом                 8. Оценивает правильность выполнения учебной задачи: соотносит собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами и условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов)           9. Соблюдает нормы речевого взаимодействия при  интерактивном общении (электронная почта, Интернет и др.           способы связи)         Используемые средства, формы, виды и методы оценки  обеспечивают самое главное – комплексную оценку результатов. Результаты ученика ­ это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Причем, оценки и отметки нужны не сами по себе, а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе

Современные приёмы оценочной деятельности в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018