Современный подход к организации учебной деятельности на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Оценка 4.7

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Оценка 4.7
docx
21.09.2020
Современный подход к организации учебной деятельности на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Современный подход к организации учебной деятельности.docx

 

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Берлин С.А. учитель английского языка ГБОУ гимназия № 168

Центрального района г. Санкт-Петербурга

 

             В статье «Современный подход к организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» рассматриваются основные подходы к проектированию урока, формы и методы организации современного урока в рамках ФГОС. 

Учитель ставит задачу и показывает, каким образом   можно создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,  способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Достижение умения учиться предполагает полноценное формирование и освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

§  познавательные и учебные мотивы;

§  учебную цель;

§  учебную задачу;

§  учебные действия и операции (ориентированы на преобразование материала, контроль и оценка).

Основным механизмом реализации современных целей образования является включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Как? Каким образом организовать эту деятельность?

Для проектирования учебного процесса, ориентированного на достижение Требований стандарта, наиболее существенными являются следующие положения:

  • ориентация учебного процесса на достижение ожидаемых результатов (планируемых результатов освоения программ начального образования);
  • деятельностная направленность процессов обучения и учения;
  • «встроенность» системы оценивания;
  • индивидуализированный подход к учащимся на основе дифференциации требований к освоению программ.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие. По мнению А.Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах,  но во всех школах, даже высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть ещё приобретено, то есть для всякого учащегося».

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

1.     На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка.

2.     На уроке реализуются идеи гуманизации образования.

3.     На уроке реализуется деятельностный  метод обучения.

4.     Организация урока динамична и вариативна.

5.     На уроке используются современные педагогические технологии.

Приоритетными задачами  школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Эти задачи будут решены, если использовать интерактивные методы обучения – такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности. К интерактивным методам обучения могут быть отнесены: метод учебного сотрудничества; коллективные способы обучения; метод проектов; решение проектных задач; педагогические мастерские, игровые методы и ряд других методов, позволяющих обеспечить субъектное положение обучающегося в образовательном процессе.

ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Так, учитель может и должен научить ребенка осуществлять практические способы действий и приемы мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и познакомить со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты). Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Для этого педагогу необходимо проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики:

§  получали опыт выхода за пределы выученного;

§  переживали такой опыт как ценность;

§  стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;

§  проявляли инициативу в новых ситуациях;

§  действовали самостоятельно и в случаях ошибки находили способы корректировки собственных действий и т. д. (работа в парах, группах).

В таком обучении основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно найти способ решения той или иной проблемы, а не в натаскивании на примере 1–2 готовых способов.

Обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. При обучении планированию своей деятельности сначала учимся анализировать предложенный учебный материал, осуществлять выбор тех заданий, которые будут способствовать достижению поставленной цели и определять последовательность их выполнения на уроке.

Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными. Прежде чем вводить такой вид деятельности, как групповая работа, необходимо научить детей работать в паре.

Меняются формулировки заданий, которые и определяют деятельность учащихся на данном этапе урока: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем раньше, причем характер ее должен быть исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Неотъемлемой частью всех уроков является рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Для оценивания своей работы дети используют «Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман), «Лесенки успеха» и так называемые карточки-«светофоры». При обучении учащихся оцениванию устных ответов своих товарищей совместно вырабатываются критерии, по которым это можно сделать. Например, громко – тихо, выразительно – невыразительно, понравилось – не понравилось и др.

Большое внимание  в последнее время уделяется проектной деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, её интерпретации, представление своих проектов. Проведение уроков в форме решения  проектных задач и творческих мастерских всегда вызывает живой интерес, способствует тому, что действия учащихся становятся более активными, творческими и самостоятельными.

При проектировании урока необходимо помнить о том, что:

1.     Проектироваться должен не отдельный урок, а система (цикл) уроков. Цикл уроков определяется логикой конкретного предмета.

2.     При проектировании учебной темы необходимо точно ответить для себя: что должно произойти с ребенком в ходе изучения данной темы, т.е. какие УУД формируются.

3.     Проектируются не только цели деятельности учителя, но и цели деятельности обучающихся.

4.     Необходимо определить действия обучающихся и учителя, приводящие к запланированному результату.

5.     На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. 

 

Литература:

1.      Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. –  Волгоград: Учитель, 2008.

2.     Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008 г.

4.     Мельникова Е.Л.  Проблемный урок.  – Ростов-на-Дону: Витраж, 2006.

5.     Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

 

 

 

 

 


 

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках английского языка в соответствии с требованиями

Современный подход к организации учебной деятельности на уроках английского языка в соответствии с требованиями

Этот метод уместен везде, где знание должно быть ещё приобретено, то есть для всякого учащегося»

Этот метод уместен везде, где знание должно быть ещё приобретено, то есть для всякого учащегося»

Для этого педагогу необходимо проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики: § получали опыт выхода за пределы выученного; § переживали такой опыт как ценность; § стремились…

Для этого педагогу необходимо проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики: § получали опыт выхода за пределы выученного; § переживали такой опыт как ценность; § стремились…

При проектировании урока необходимо помнить о том, что: 1

При проектировании урока необходимо помнить о том, что: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020