Современный урок истории в условиях внедрения ФГОС : из опыта работы.
Оценка 5

Современный урок истории в условиях внедрения ФГОС : из опыта работы.

Оценка 5
doc
11.04.2020
Современный урок истории в условиях внедрения ФГОС : из опыта работы.
Современной урок истории в условиях внедрения ФГОС из опыта работы.doc

"Современной урок истории в условиях внедрения ФГОС: из опыта работы"

 

   Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяется следующее:  использование новых достижений исторической науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса, установление учащимися межпредметных сфер личности, логичность и эмоциональность, формирование необходимых знаний, умений, навыков, развитие приемов мышления и деятельности. Каждый урок истории должен направляться на достижение предметной цели: обучать, воспитывать, развивать. Особенно это важно для учащихся среднего звена , так как существует проблема в восприятии предмета. Учащиеся не только оторвались от мира волшебных сказок, так они еще не отличают  сказочное от мифологического, и не воспринимают объективно реальность и реального героя. Не отличаются  ученики 5- 7х классов и особой усидчивостью и повышенным восприятием материала, поэтому каждый урок должен завлекать и зачаровывать их.

   «На современном этапе жизни произошли радикальные преобразования в исторической науке. Все концепции, программы, планы изучения истории подверглись пересмотру. В распоряжение школ поступили десятки видов новых учебников, хрестоматий. Но даже при этом методическом обеспечении, по-прежнему полностью не удовлетворяет, ни учителей, ни учащихся[1]. ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. на способности ребенка быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённую личность не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала

 Не все старые методы работы нужно отбрасывать их можно подстраивать и качественно использовать ,объединив все это с ЭОР.  Благодаря этому можно  моделировать на уроках собственные варианты изучения истории и даже совершенствовать эти старые методы. Из новых методов мы с ребятами, например активно используем на уроках «мемы» любимый род деятельности в наше время у детей.

    В решении таких вопросов узнать тему урока, постановка цели и задач ,выдвижение проблемы и ее решение в течении урока, этом уникален и все еще востребован метод Александра Литвинова - моделирование темы урока на доске в виде рисунков и кратких надписей. А также  с использованием ЭОР ИКТ в виде  презентаций со смыслом (например  - про чудеса света),интерактивных тестов, карт и т.д.

   Что же меня привлекло в работе этого выдающегося учителя? Ведь с одной стороны его метод кому-то может показаться устаревшим, а нет, он привлекает еще тем, что при наших новых условиях урок может стать еще интереснее и познавательнее. «В Учебнике по истории древнего мира 217 новых терминов, 72 имени исторических деятелей, около 80 географических названий, 30 крылатых выражений[2]». На каждом уроке ученики должны усвоить новые понятия, несколько дат, да еще «почувствовать» эпоху.

 

  В процессе создания плана и технологической карты урока по ФГОС я   внимательно читала новый учебный материал, отмечала главное, приходя на первые уроки, излагала новую тему с помощью рисунков на доске, дети тоже слушали и перерисовывали за мной. Каково же было мое удивление, что на следующий урок все учащиеся могли пересказать пройденную тему, и даже возникли новые вопросы, кто-то искал уже дополнительный материал. Далее дети на следующих уроках посредством уже учебник сами ставили цели, задачи ,определяли основные аспекты и с интересом сами составляли опорную схему конспект с помощью рисунков, символов. В этом случае у нас  на  первый план выходило  поисково-творческий характер обучения, личностно-развивающая парадигма. Несколько менялась и моя роль как учителя и : учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя). При этом  на уроке создавались условия  для интеллектуального и творческого развития обучающихся:

1.     Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2.     Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми как основное условие реализации ФГОС.

Таким образом, иконическое моделирование полностью себя оправдало. Само иконическое моделирование – это система знаков, символов, при помощи которых изображается изучаемый материал.

   Несколько слов об организации учебного процесса при такой модели обучения На этих уроках выполняются такие основные этапы как :

  • моделирование как разработка целей (идей) и путей их достижения;
  • проектирование как осуществление разработки созданной модели до уровня практического использования;
  • конструирование как детализация проекта для использования в конкретных условиях с реальными участниками образовательного процесса.

Первое время было конечно сложно вырабатывать уже свою систему знаков-символов для составления конспектов,  и, научиться на доске рисовать, чтоб было все понятно .Психологи говорят, что весьма трудно непрерывно сосредоточивать внимание на неизменяющемся объекте мысли. А схематический чертеж – рисунок, возникающий на доске по мере хода изложения учебного материала, как раз является объектом, который развивается на глазах, обнаруживая все новое содержание. Но каждый труд приносит свои плоды.   На основе этого учащиеся 5-7 классов сами выдвигают  идею проектной деятельности, не только на основе рисунков, а на лепке из пластилина и других материалов, и попробовать самим изобразить этот мир, который изучался на уроках, тем более учащиеся этого возраста очень любят работать с такими материалами. Проекты реализуются по разному, конечным продуктом может быть: презентация, газета, виртуальная экскурсия или тур, макет архитектурных сооружений(как метапредметный конечный продукт).

   Плюс ко всему для меня была очень познавательна книга «Сто игр» по истории. Даже А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался к вопросу о роли игры в жизни детей. Тем более дети всегда остаются детьми, и какое бы время не наступило, от нее не откажутся. «[3]Но самое важное – это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.           Игры по предмету помогают, по утверждению К.Д. Ушинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их».

   Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания одноклассников, что очень важно при нашем новом общества, где многие друг друга совсем не слушают. Это так же полезно для детей с повышенным самолюбием. Такие игры могут быть составлены заранее на компьютере, так и сделаны старым методом карточек, плакатов, лото, дорожек, разнообразных иллюстраций  или рисунков. Оправдывает использование на уроке игр Алексея Литвинова как испорченный текст, историческая цепочка, перестрелка, мозговой штурм и т.д. Здесь осуществляется не только повторение и запоминание пройденного материала, но и также опять осуществляются метапредметные  связи, что хорошо для детей которые любят больше как предметы литература, география ,математика . Тем более каждому учителю истории понятно , что хороший рассказ по теме возможен только по мере накопления исторических знаний и словарного запаса,  чему могут  помочь исторические игры. От учителя конечно для использования этих игр на уроке дома потребуется чуть больше времени, накопление опыта, так как каждая  игра,  используемая на уроке должна быть продумана до мелочей, иначе можно потерять время и интерес к предмету учащихся. За то если урок  хорошо пройдет,  чувство педагогического счастья и благодарности к своим ученикам,  которые с нетерпением будут ждать следующих уроков. Таким образом,  когда используются такие методы работы с детьми на первый план выходит поисково-творческий характер обучения, личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).

   Конечно сейчас много методик работы на уроках истории. Но нельзя не согласиться, что педагогу сегодня надо не просто передавать, воспроизводить накопленные знания и умения, но и  практически  непрерывно адаптироваться к изменениям в образовательной среде, растущим запросам рынка труда, растущей «плотности» информационных потоков, непрерывной реформе образования и другим факторам, определяющим конфигурацию образовательного пространства.

   Говоря о деятельности школьных учреждений, система образования все еще имеет ряд «болевых точек». К ним можно отнести: слабую материальную базу, неотработанные технологии диагностики реальных запросов учителей, нежелание педагогов старого поколения адаптироваться под новые условия, и др.  

   Но, не смотря, ни на что веление времени – улучшение школьного исторического образования и внедрение многообразия методов обучения, для развития целостной, реально подготовленной к жизни личности. В целом необходимость повышения качества образования следует связывать с тем, что мы живем в новейшее время, в 21 веке, когда на историческую арену вышел новый человек. Ему нужны обширные новые  знания, которые должны привести к новым его качествам. Он должен соответствовать новой реальности.  Если мы не дадим нашим детям все это, то кто же? Но сколько бы времени не проходило главное в нашей работе будь, то школа, будь, то высшее образование в образовательном процессе - сам преподаватель, его теоретическая подготовка, методическое мастерство, авторитет, накопленный опыт и, конечно же, живое слово, живой человек, которого ничто и никогда не заменит.

 

  

  

 

 

    


Скачано с www.znanio.ru



[1] 9/2008-Учитель Башкортостана, В.Т.Полосин-«Культура учебного труда на уроках истории»

[2] Ж. «Народное образование», Сто открытий А.Литвинова;-1991, №7.

[3] Г.А.Кулагина, «Сто игр по истории»; М-Просвещение-1983

Современной урок истории в условиях внедрения

Современной урок истории в условиях внедрения

ЭОР ИКТ в виде презентаций со смыслом (например - про чудеса света),интерактивных тестов, карт и т

ЭОР ИКТ в виде презентаций со смыслом (например - про чудеса света),интерактивных тестов, карт и т

Первое время было конечно сложно вырабатывать уже свою систему знаков-символов для составления конспектов, и, научиться на доске рисовать, чтоб было все понятно

Первое время было конечно сложно вырабатывать уже свою систему знаков-символов для составления конспектов, и, научиться на доске рисовать, чтоб было все понятно

За то если урок хорошо пройдет, чувство педагогического счастья и благодарности к своим ученикам, которые с нетерпением будут ждать следующих уроков

За то если урок хорошо пройдет, чувство педагогического счастья и благодарности к своим ученикам, которые с нетерпением будут ждать следующих уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020