Современный технологии социализации детей дошкольного возраста

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья.docx
Современные игровые технологии как средства социализации детей старшего дошкольного возраста  Музипова И.А.  Социализация —   самое   широкое   понятие   среди   процессов, характеризующих   образование   и развитие   личности.   Посредством социализации   ребенок   усваивает   поведение,   навыки,   мотивы,   ценности и нормы,   свойственные   его   культуре.  Социализация,   по   своей   сути,   это процесс вхождения ребенка в человеческое общество.  Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Очевидно, что современные  дети живут и развиваются  в совершенно иных социальных условиях, чем их ровесники 25 – 30  лет назад. Сильная занятость   родителей,   разрыв   поколений,   маркетизация   и   технологизация детской субкультуры, отсутсвие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.  Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или   иной   ситуации,   даже   в   младшем   возрасте.   Поэтому   эффективная социализация – одно из главных условий жизни ребенка  в обществе и личной готовности ребенка к школе. Базой,   фундаментом   социализации   ребенка   служит   развитие   у   него   исследующие   психологическую саморегуляции   поведения.   Авторы, готовность ребенка к школе, отмечают, что уровень развития саморегуляции определяет   успешность   обучения   в   начальной   школе.   Развитию саморегуляции   предшествуют   развитие   произвольности   и   рефлексии.   Эти сложные   системные   образования   в   дошкольном   возрасте   проходят   только начальный   этап   формирования,   но   их   развитие   важно   именно   в   этот возрастной период. Поэтому «одной из главных задач воспитания в детскомсаду является обучение ребенка сознательному управлению своим поведением и формирование у него необходимых личностных качеств»1.  Роль   дошкольной   организации   в   формировании   и   развитие   личности   В   Федеральном   государственном ребенка   велика   и   неоспорима. образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является социально­коммуникативное развитие, которое направлено «на  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая   моральные   и   нравственные;   развитие   общения   и   взаимодействия ребенка   с   взрослыми   и   сверстниками;   становление   самостоятельности, целенаправленности   и   саморегуляции   собственных   действий;   развитие социального   и   эмоционального   интеллекта,   эмоциональной   отзывчивости, сопереживания,   формирование   готовности   к   совместной   деятельности   со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к   различным   видам   труда   и   творчества;   формирование   основ   безопасного поведения   в   быту,   социуме,   природе»2.   Задачей   дошкольной   организации становится создание такого социума на территории детского сада, который будет способствовать развитию социальных навыков у дошкольников.   Эффективность   и   результативность   социально­коммуникативного развтия   дошкольников   во   многом   зависит   от   потенциала   дошкольной организации.  В Энциклопедическом словаре «потенциал» трактуется, как источники, возможности,   средства,   запасы,   которые   могут   быть   использованы   для решения какой либо задачи, достижения определенной цели. В нашем случае 1 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие.- М: Вентана-Граф, 2015. – 19с. 2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.-11с.целью   является   социальное   развиттие   детей   в   дошкольной   организации.   А источники,  возможности   и   средства   –  это   методики,  технологии   и  формы работы   с   детьми.   В   этой   ситуации   мы   проанализировали   программы   применяемые   в   социально­ дошкольного   образования,   методики, коммуникативном развитии детей, и пришли к выводу, что для достижения результата   необходимо   «новое   конструктивное   соединение   элементов существующих   методик»3,   что   по   определению   К.Ю.   Белой   и   является инновационным потенциалом.  В   нашем   детском   саду   была   создана   рабочая   группа   по   внедрению современных   технологий   эффективной   социализации   дошкольников.   Мы познакомились   с   программой   эффективной   социализации   Н.П.   Гришаевой, которая  стартовала   в   комплексе   детских   садов,   получивших   статус инновационной   площадки,   в   Москве   с   сентября   2012   года.  Предлагаемая система социализации дошкольника включает несколько технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и каждая отдельно. На   данный   момент   мы   используем   четыре   технологии,   которые способствуют развитию у дошкольников саморегуляции поведения, освоению ими социальных ролей и нравственных позиций.  Одна   из   технологий   на   основе   которой   выстроена   вся   жизнь   нашего детского сада – это технология «Ситуация месяца». Дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца определенную «Ситуацию», но в каждой   группе   эта   ситуация   проживается   по­разному.   Все   зависит   от потребностей детей и родителей и интересов и возможностей педагога.  Одним из важных моментов этой технологии является то, что Ситуация месяца детского сада переносится и в семью ребенка. Родители  постепенно включаются   в   жизнь   детского   сада:   помогают   педагогу   в   насыщении предметно­пространсвенной среды группы (участка), в оформлении выставки 3 Белая К.Ю. Дошкольное образование. №24. 2005по тематики. Совместно с детьми создают поделки, макеты, разрабатывают проекты по Ситуации месяца. По завершении каждой «Ситуации» проводится итоговое мероприятие. Мы   дали   определенное   название   для   этого   мероприятия   –   Час   пик   –   что позволило детям отличать его от утренников и развлечений. Час пик – это когда все дети и воспитатели дошкольной организации собираются вместе. Для детей – это возможность показать и представить то, чему они научились в течение   месяца,   пообщаться   с   детьми   разного   возраста;   для   педагогов   – возможность поделиться опытом.  Следующая   технология   –   это  ежедневный   рефлексивный   круг. Проводится   каждый   день   перед   завтраком   со   всеми   детьми, присутствующими в группе. На Ежедневном рефлексивном круге дети учатся выражать   свои   чувства   и   переживания   публично,   формируется   умение слушать и понимать друг друга.  Воспитатели   создают   определенный   психологический   настрой: медитативная   музыка,   свеча   (электрическая)   в   центре   круга,   особенный предмет,   который   дети   передают   друг   другу   во   время   ответов.   Круг, образованный детьми, находится всегда в одном и том же месте, чтобы дети привыкали и потом обсуждали свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя. Круговая рассадка детей определяет цель общения. Именно в круге педагог занимает нейтралитет, благодаря этому дети становятся более открытыми, свободными, общительными.  Технология проблемная педагогическая ситуация. Цель ее проведения – самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение.  Создаются   такие   ситуации,   которые   побуждают   детей   к   активным, волевым   действиям.   Каждому   ребенку   приходится   самому   принимать решение,   как   себя   вести.   Целью   проблемно­педагогических   ситуации,   какотмечает   Струкова   Л.М.   и   Бахолдина   Д.А.,   является   «представление эффективной   модели   поведения   детей,   проверка   сформированности   и актуализация   социальных   навыков,   в   частности,   способности   следования групповым правилам и нормам»4.   Последняя   технология   –   это   самая   любимая   технология   детей   – клубный час. Внутри нашей организации эта технология получила название «Свой   час»,  так   как   это   название   раскрывает   саму   суть   этой   технологии,   Дети   в   течение   сорока   минут которая   заключается   в   следующем.   перемещаются   по   всему   зданию   (или   участку)   детского   сада   и   по   звонку колокольчика   возвращаются   в   группу.   В   эти   40   минут   весь   коллектив детского сада работает только с детьми. Младшие воспитатели закреплены за коридорами и лестничными пролетами, хотя детям и предоставляется полная свобода,   но   они   не   остаются   без   присмотра.   Весь   остальной   персонал находится   на   своих   рабочих   местах,   встречает   детей   и     может   им   что­то рассказать, предложить. У каждого ребенка есть карта­план детского сада, ориентируясь по ней, дети посещают те помещения, которые им интересны.  Выделяются 4 типа проведения этой технологии. На данный момент мы практикуем   только   два   типа   –   это   тематический,   свой   час   привязан   к ситуации месяца и деятельностный, в каждом помещении детям предлагается различные виды деятельности. Организовать самостоятельное, свободное, а главное   безопасное   движение   детей   по   всему   детскому   помогает   система «красных   кружков».   При   нарушении   правил   поведения,   с   которыми   дети ознакомлены заранее, у ребенка забирается кружок. Когда у ребенка забирают последний кружок, ему приходиться вернуться в группу. Благодаря этому дети учатся сами себя контролировать, следят за своим поведением. После проведения Своего часа дети садятся на рефлексивный круг, где каждый ребенок может поделиться своими впечатлениями.  4 Струкова Л.М., Бахолдина Д.А. Повышение квалификации педагогов на рабочем месте через внедрение инновационной программы социализации дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. №7. – С.54–59.Все четыре технологии образовали единый комплекс, способствующий социализации дошкольников в дошкольной организации. Рефлексивный круг закреплен в циклограмме образовательной деятельности. В течение месяца, проживая определенную Ситуацию, оформляется коллективная выставка по тематике, куда дети с педагогами приходят на экскурсию. На третьей неделе Ситуации месяца проводится Свой час, а на четвертой неделе, в последний день – Час пик.  Реализация   этого   комплекса   технологий   социализации   не   требует огромных финансовых затрат, кардинальной перестройки жизнедеятельности детского   сада,   переучивания   педагогов.   Главное   условие   –   это заинтересованность и участие всех сотрудников дошкольной организации, что способствует формированию сплоченного коллектива.