Современные игровые технологии как средства социализации детей
старшего дошкольного возраста
Музипова И.А.
Социализация — самое широкое понятие среди процессов,
характеризующих образование и развитие личности.
Посредством
социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности
и нормы, свойственные его культуре. Социализация, по своей сути, это
процесс вхождения ребенка в человеческое общество. Степень социализации
личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе.
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно
иных социальных условиях, чем их ровесники 25 – 30 лет назад. Сильная
занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация
детской субкультуры, отсутсвие «дворовой» социализации, изолированность
ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации
современных детей.
Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку
предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той
или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная
социализация – одно из главных условий жизни ребенка в обществе и личной
готовности ребенка к школе.
Базой, фундаментом социализации ребенка служит развитие у него
исследующие психологическую
саморегуляции поведения.
Авторы,
готовность ребенка к школе, отмечают, что уровень развития саморегуляции
определяет успешность обучения в начальной школе.
Развитию
саморегуляции предшествуют развитие произвольности и рефлексии. Эти
сложные системные образования в дошкольном возрасте проходят только
начальный этап формирования, но их развитие важно именно в этот
возрастной период. Поэтому «одной из главных задач воспитания в детскомсаду является обучение ребенка сознательному управлению своим поведением
и формирование у него необходимых личностных качеств»1.
Роль дошкольной организации в формировании и развитие личности
В Федеральном государственном
ребенка велика и неоспорима.
образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений
развития и образования детей является социальнокоммуникативное развитие,
которое направлено «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные; развитие общения и взаимодействия
ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок
к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе»2. Задачей дошкольной организации
становится создание такого социума на территории детского сада, который
будет способствовать развитию социальных навыков у дошкольников.
Эффективность и результативность социальнокоммуникативного
развтия дошкольников во многом зависит от потенциала дошкольной
организации.
В Энциклопедическом словаре «потенциал» трактуется, как источники,
возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для
решения какой либо задачи, достижения определенной цели. В нашем случае
1 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации
ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие.-
М: Вентана-Граф, 2015. – 19с.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.-11с.целью является социальное развиттие детей в дошкольной организации. А
источники, возможности и средства – это методики, технологии и формы
работы с детьми. В этой ситуации мы проанализировали программы
применяемые в социально
дошкольного образования,
методики,
коммуникативном развитии детей, и пришли к выводу, что для достижения
результата необходимо «новое конструктивное соединение элементов
существующих методик»3, что по определению К.Ю. Белой и является
инновационным потенциалом.
В нашем детском саду была создана рабочая группа по внедрению
современных технологий эффективной социализации дошкольников. Мы
познакомились с программой эффективной социализации Н.П. Гришаевой,
которая стартовала в комплексе детских садов, получивших статус
инновационной площадки, в Москве с сентября 2012 года. Предлагаемая
система социализации дошкольника включает несколько технологий, которые
могут быть использованы как все вместе, так и каждая отдельно.
На данный момент мы используем четыре технологии, которые
способствуют развитию у дошкольников саморегуляции поведения, освоению
ими социальных ролей и нравственных позиций.
Одна из технологий на основе которой выстроена вся жизнь нашего
детского сада – это технология «Ситуация месяца». Дети всех возрастных
групп проживают в течение одного месяца определенную «Ситуацию», но в
каждой группе эта ситуация проживается поразному. Все зависит от
потребностей детей и родителей и интересов и возможностей педагога.
Одним из важных моментов этой технологии является то, что Ситуация
месяца детского сада переносится и в семью ребенка. Родители постепенно
включаются в жизнь детского сада: помогают педагогу в насыщении
предметнопространсвенной среды группы (участка), в оформлении выставки
3 Белая К.Ю. Дошкольное образование. №24. 2005по тематики. Совместно с детьми создают поделки, макеты, разрабатывают
проекты по Ситуации месяца.
По завершении каждой «Ситуации» проводится итоговое мероприятие.
Мы дали определенное название для этого мероприятия – Час пик – что
позволило детям отличать его от утренников и развлечений. Час пик – это
когда все дети и воспитатели дошкольной организации собираются вместе.
Для детей – это возможность показать и представить то, чему они научились в
течение месяца, пообщаться с детьми разного возраста; для педагогов –
возможность поделиться опытом.
Следующая технология – это ежедневный рефлексивный круг.
Проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми,
присутствующими в группе. На Ежедневном рефлексивном круге дети учатся
выражать свои чувства и переживания публично, формируется умение
слушать и понимать друг друга.
Воспитатели создают определенный психологический настрой:
медитативная музыка, свеча (электрическая) в центре круга, особенный
предмет, который дети передают друг другу во время ответов. Круг,
образованный детьми, находится всегда в одном и том же месте, чтобы дети
привыкали и потом обсуждали свои проблемы в кругу и сами без присутствия
воспитателя. Круговая рассадка детей определяет цель общения. Именно в
круге педагог занимает нейтралитет, благодаря этому дети становятся более
открытыми, свободными, общительными.
Технология проблемная педагогическая ситуация. Цель ее проведения
– самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой
необходимо принять собственное решение без участия взрослого. Воспитатель
наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение.
Создаются такие ситуации, которые побуждают детей к активным,
волевым действиям. Каждому ребенку приходится самому принимать
решение, как себя вести. Целью проблемнопедагогических ситуации, какотмечает Струкова Л.М. и Бахолдина Д.А., является «представление
эффективной модели поведения детей, проверка сформированности и
актуализация социальных навыков, в частности, способности следования
групповым правилам и нормам»4.
Последняя технология – это самая любимая технология детей –
клубный час. Внутри нашей организации эта технология получила название
«Свой час», так как это название раскрывает саму суть этой технологии,
Дети в течение сорока минут
которая заключается в следующем.
перемещаются по всему зданию (или участку) детского сада и по звонку
колокольчика возвращаются в группу. В эти 40 минут весь коллектив
детского сада работает только с детьми. Младшие воспитатели закреплены за
коридорами и лестничными пролетами, хотя детям и предоставляется полная
свобода, но они не остаются без присмотра. Весь остальной персонал
находится на своих рабочих местах, встречает детей и может им чтото
рассказать, предложить. У каждого ребенка есть картаплан детского сада,
ориентируясь по ней, дети посещают те помещения, которые им интересны.
Выделяются 4 типа проведения этой технологии. На данный момент мы
практикуем только два типа – это тематический, свой час привязан к
ситуации месяца и деятельностный, в каждом помещении детям предлагается
различные виды деятельности. Организовать самостоятельное, свободное, а
главное безопасное движение детей по всему детскому помогает система
«красных кружков». При нарушении правил поведения, с которыми дети
ознакомлены заранее, у ребенка забирается кружок. Когда у ребенка забирают
последний кружок, ему приходиться вернуться в группу. Благодаря этому
дети учатся сами себя контролировать, следят за своим поведением.
После проведения Своего часа дети садятся на рефлексивный круг, где
каждый ребенок может поделиться своими впечатлениями.
4 Струкова Л.М., Бахолдина Д.А. Повышение квалификации педагогов на рабочем месте через
внедрение инновационной программы социализации дошкольников // Современное дошкольное
образование. Теория и практика. – 2014. №7. – С.54–59.Все четыре технологии образовали единый комплекс, способствующий
социализации дошкольников в дошкольной организации. Рефлексивный круг
закреплен в циклограмме образовательной деятельности. В течение месяца,
проживая определенную Ситуацию, оформляется коллективная выставка по
тематике, куда дети с педагогами приходят на экскурсию. На третьей неделе
Ситуации месяца проводится Свой час, а на четвертой неделе, в последний
день – Час пик.
Реализация этого комплекса технологий социализации не требует
огромных финансовых затрат, кардинальной перестройки жизнедеятельности
детского сада, переучивания педагогов. Главное условие – это
заинтересованность и участие всех сотрудников дошкольной организации, что
способствует формированию сплоченного коллектива.