Современный урок - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом — актуальный. Актуальный урок- означает важный, существенный для настоящего времени. Действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам современного человека.
Традиционный урок
Плюсы
Минусы
- То, что накапливалось веками, остается ценным всегда.
- Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.
- На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна хорошо известна и отработана до мелочей.
- Позволяет уделять равное внимание и отличникам и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще.
- Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
- Очень высокая утомляемость учителя, особенно - Очень высокая утомляемость учителя.
- Бесконечное «повторение пройденного», жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше, «низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда.
- Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».
- Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
- Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.
- Главные ориентиры традиционного урока - коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Новое в уроке при реализации ФГОС второго поколения. Плюсы
- Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
- Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
- Точное и одновременно творческое выполнение программно методических требований к уроку.
- Знание типологии урока
- Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
- Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
- Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
- Планирование воспитательной функции урока.
- Комплексное планирование задач урока
- Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
- Продумывание ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
- Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
- Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
- Практическая направленность учебного процесса.
- Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
- Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
- Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
- Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например, анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
- Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
- Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
- Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
- Включение компьютеров в педагогические технологии.
- Дифференциация домашних заданий.
- Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих издоровьеразвивающих технологий.
- Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
- Обеспечение эстетических условий
- Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
- Имидж учителя.
- Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
- Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства.
Системно-деятельностный подход-методологическая основа стандартов второго поколения
Цель системно - деятельностного подхода - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности : ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. (ФГОС : I. Общие положения. п. 7)
Обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Предполагает:
разнообразие организационных форм деятельности и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, видов, способов деятельности.
Системно-деятельный подход обусловливает изменение общего подхода к образованию:
Предыдущие стандарты образования | Новые стандарты образования |
Цель школьного обучения – усвоение знаний, умений, навыков | Цель школьного обучения – формирование умения учиться |
Стихийность учебной деятельности обучающегося | Целенаправленная организация планомерное формирование деятельности ученика |
Изолированное изучение обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета | Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач |
Преимущественное использование индивидуальной формы усвоения знаний | Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. |
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Универсальные учебные действия (стандарт второго поколения)
Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …)
Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач, логические…)
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …)
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
Ключевые компетенции на уроках английского языка
Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом;
- совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
Цели современного урока(по Г.Н. Шамовой)
Предметные цели: фактически отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности:
- помогают учащимся целостно представить проект изучения новый темы;
- организовывают деятельность учащихся по планированию изучения новой темы совместно с учителем;
- организовывают деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил;
- обеспечивают закрепление понятий, правил, принципов, законов и т.п.;
- обеспечивают применение учащимися знаний и способов в разнообразных ситуациях;
- организовывают деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- организовывают деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
- обеспечивают проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме ...;
- организовывают деятельность учащихся по коррекции знаний способов действий.
Цели, ориентированные на развитие личности ребенка, в свою очередь, делятся на несколько групп:
• цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
• цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;
• цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;
• цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры;
• цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;
• цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;
• цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;
• цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.
Технологическая карта урока
Это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможностей достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии со стандартами второго поколения
Структура:
название темы;
планируемые результаты;
этапы изучения темы;
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.