С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития. В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью урока.С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития. Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью урока.
Статья.doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области
«Коррекционная школаинтернат» (ГБОУ НСО «КШИ») г. Куйбышев
Глазунова Е.В.
Современный урок в контексте требований ФГОС
(из практики работы с детьми с ОВЗ (глухие и слабослышащие))
Аннотация. С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к
современному уроку. Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ
является единство обучения, воспитания и развития. Применение ИКТ для
обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью урока.
Ключевые слова: детей с ОВЗ, современный урок, ИКТ, учитель.
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой
мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество
возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить
саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться
определённым способам действий. Подготовка учеников к жизни закладывается
в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к
современному уроку. Современный урок должен отражать владение
классической структурой урока на фоне активного применения собственных
творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе
содержания учебного материала. Основной идеей современного урока для
детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития. В
соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего,
необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира,
продемонстрировать им, что школьные занятия – это получение не отвлеченных
от жизни знаний, а наоборот необходимая подготовка к жизни, её узнавание,
поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового
материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить
его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое
вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в
уроке это постоянная обратная связь "ученик учитель". Закрепление
проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и
образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую
учащихся к цели.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и
активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они
просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Изза низкого
уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут
найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. И
тогда на помощь приходит учитель. Качество любого урока в значительной мере
определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
Требования, предъявляемые к построению современного урока:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен
иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность
учащихся, нацелить детей на определённую тему;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается
на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на
сотрудничество с учителем и одноклассниками;
в центре внимания урока дети;
учет уровня и возможностей учащихся;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Содержание дифференцированных заданий, их распределение задача
учителя в процессе обучения школьников с ОВЗ. Систему таких упражнений
следует рассматривать как важную часть процесса обучения и развития.
Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия,
совершаемые учеником, соответствовали характеру материала и, чтобы
выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных
действий, особенно мыслительных. При выполнении заданий и упражнений
учащиеся могут пользоваться различными таблицами, схемами, карточками, инструкциями, так как в силу особенностей психического развития сразу
запомнить правило или теоретические знания они не способны. Современный
урок в рамках ФГОС для детей с ОВЗ строится на основе использования
технических средств обучения с применением как традиционных, так и
инновационных педагогических технологий. Применение ИКТ для обучения
данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.
Итак, современный урок для детей с ОВЗ это:
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная
доска и т.п.);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому
ученику.
урок, содержащий разные виды деятельности.
урок, на котором ученику должно быть комфортно.
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие
познавательной активности ученика.
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости
и увлеченности.
На уроках необходимо использовать приемы по развитию основных
психических процессов:
Внимание: удерживание устойчивого внимания (приблизительно 5 минут) через
смену видов деятельности, индивидуальный подход к каждому ученику,
педагогический такт учителя
Восприятие: образное, творческое через коллаж, таблицы, карточки, схемы,
занимательные средства.
Мышление: анализ текстов, орфограмм, составление планов, схем предложений,
проблемные вопросы, чередование умственной и практической деятельности,
дифференцированные задания.
Память: зрительные опоры, многократные повторения, заучивание наизусть.
восприятия учащимися тем.
Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым
участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может
развиваться при пассивном восприятии учебного материала. А от чего ещё
зависит успех современного урока? Конечно, учитель остаётся главным звеном
на уроке. От его отношение к учебному процессу, от его творчество и профессионализма, его желание раскрыть способности каждого ребёнка
невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Литература
Концепция Федерального Государственного Образования стандарта для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
[электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/trebovaniyak
sovremennomuurokuvusloviyah
Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник
заместителя директора школы, №10, 2012 г. /obraz_process/doclad.pdf
Современный урок в контексте требований ФГОС
Современный урок в контексте требований ФГОС
Современный урок в контексте требований ФГОС
Современный урок в контексте требований ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.