«Создание развивающей предметно – пространственной среды
в соответствии с ФГОС ДО»
В системе образования идут глобальные преобразования….. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.
В отличие от ФГОС других уровней образования, ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результатов.
В требованиях Федерального государственного стандарта дошкольного образования одним из ключевых условий успешного образовательного процесса обозначена развивающая предметно-пространственная среда.
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.
При этом мы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности, состояние здоровья, интересы, потребности, склонностями.
Преобразования развивающей среды потребовало от нашего педагогического коллектива глубокого понимания и осмысления Как именно нужно изменить среду? Какими предметами ее наполнить? Как создать развивающую среду, что бы дети могли её изменять и преобразовывать? И самое главное – чтобы она работала на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
При формировании РППС мы изучили требования ФГОС ДО, создали рабочую группу, проанализировали имеющую предметно – пространственную среду, а самое главное постарались поддержать позитивное отношение педагогов к применению нововведений, способствующих обновлению содержания среды.
По мнению наших педагогов не дети должны приспосабливаться к детскому саду, это дошкольное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.
На данный момент развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду включает оптимальные условия для полноценного развития детей, выстроена в соответствии ФГОС ДО и с учётом интеграции образовательных областей Она безопасная, вариативная, доступная, трансформируемая, строится таким образом, чтобы раскрыть потенциал каждого ребенка.
В условиях обеспечения эффективной реализации ФГОС ДО -- безопасность, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия стали первостепенными задачами.
В дошкольном учреждении имеется тревожная кнопка, оборудована система сигнализации, планируется установка видеонаблюдения, оформлены стенды и уголки безопасности.
О качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нём присутствует здоровьесберегающая составляющая. Для реализации этой задачи в дошкольном учреждении функционируют физкультурный зал, бассейн, музыкальный зал, в которых осуществляется образовательная деятельность с применением современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, игровых, технологий социального развития детей, проектных, здоровьесберегающих и инклюзивных.
Функционируют кабинеты учителя –логопеда и педагога- психолога, это обеспечивает необходимую коррекцию недостатков развития, формирования компенсаторных механизмов у детей с ОВЗ.
Наличие дополнительного оборудования позволяют оказывать адресную помощь различному контингенту детей: одарённым, детям с ограниченными возможностями здоровья.
Для создания комфортной образовательной среды педагогами, детьми и родителями создана и функционирует сенсорная комната «Подводное царство». Сенсорная комната помогает в сохранении и укреплении психофизического здоровья, познавательного и эмоционального развития, как обычных детей, так и детей с ОВЗ. ( Разработан тематический план, имеются конспекты образовательной деятельности и режим посещения сенсорной комнаты). Хотелось преобрести тактильные панели с декоративными элементами, воздушно-пузырьковую колонну, которые помогут в развитии зрительной, тактильной, слуховой стимуляции.
С целью приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям, восстановления утраченных связей между поколениями, формирования патриотических чувств к защитникам Родины создали экспозицию «Никто не забыт- ничто не забыто», экспонаты используются в дни празднования Дня Победы и Дня защитника Отечества для проведения бесед, мероприятий и встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.
Воспитывая умную, непосредственную личность, имеющую свой взгляд на мир, создали мини - музея «Русская изба». Экспонаты, собранные детьми, родителями и педагогами (национальные костюмы, старинная посуда, предметы труда, украшения и т.д.) периодически обновляются и используются с различными целями.
Мини-музей - «Русская изба» дал возможность совершить детям экскурс в прошлое, получить знания о быте русского народа, о его обычаях и традициях. Наши дети любят посещать мини –музей, ведь в нём они не пассивные созерцатели, а соавторы и творцы экспозиций, участники литературных вечеров, досугов, посиделок, образовательной деятельности. (имеется тематический план работы мини –музея с учётом возрастных категорий)
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, поддерживая инициативу детей в различных видах деятельности, повышая детскую самостоятельность, активность и любознательность, эффективно используем метод проектов. Реализуя совместные проекты с детьми и родителями, мы насыщаем развивающую среду новыми элементами, изготавливаем макеты, фотоальбомы, атрибуты и пособия, создаём экспозиции. Итогом (продуктом) проектов стали мини- музеи «Хлеб всему голова», «Любимые сказки», «Юные художники», «Солнечная система», комната «Здоровья» и др.
При создании развивающей среды, мы позаботились и о формировании информационно -коммуникационной культуры дошкольников. Дошкольное учреждение подключено к сети Интернет, имеет собственный постоянно обновляемый сайт, а использование мультимедийной установки, ноутбуков в образовательной деятельности позволяют организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по различным направлениям.
Но не забываем, что есть понятие образовательная среда, а это не только развивающая среда, но и люди которые окружают ребёнка. Мы стараемся как можно чаще организовывать встречи с интересными людьми.
При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении я старались учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.
В МБДОУ функционирует 15 возрастных групп, каждая индивидуальна и своеобразна. Педагоги создают их, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности , склонности и потребности каждого ребенка и коллектива в целом, включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития». Благодаря организации игровых центров, в группе созданы условия для различных видов деятельности, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело по душе. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет по желанию ребенка один и тот же игровой центр преобразовывать в другой. Расскажу о некоторых:
Задача сохранения и укрепления здоровья является основной в любое время, в любом возрасте и на любом этапе развития ребенка. Для совершенствования физических качеств детей, развития двигательной активности в центрах двигательной активности имеется современный физкультурный инвентарь, массажные дорожки, использование которых в сочетании с применением здоровьесберегающих технологий позволяет педагогам решать обозначенную задачу.
Центр игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Атрибуты к играм часто создаются с детьми во время совместной деятельности, вовлекая в неё и родителей. Такая деятельность, безусловно, станет весьма полезной для ребят, а педагогам поможет решить сразу большое количество задач. Более того, создание собственной «авторской» игры или пособия способствует реализации принципа индивидуализации образовательной среды (по ФГОС ДО, так как каждый ребенок может проявить себя в этом интересном деле и внести свой вклад в пополнение РППС). Ребята учатся ценить свой и чужой труд, оказывать друг другу посильную помощь, и, конечно, играть вместе. Кроме того, создание собственных игр и пособий с участием родителей должно положительным образом сказаться на детско-родительских отношениях и на взаимодействии семьи и дошкольного учреждения.
Неповторимость оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Познавательно – речевой центр помогает стимулировать речевую активность детей. В книжном центре размещены книги для детей: энциклопедические, книги по интересам детей, различные рассказы и сказки.
Для формирования у детей вкуса к исследовательской работе и в целях развития их интеллекта и формирования у них представлений об окружающей природе и для расширения познавательного опыта организованы зона экспериментирования. В процессе постановки простейших экспериментов ( «Вода-песок», «Очистим воду» «Игра цвета» и др.) воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет малышам применять знания о природе
Музыкальный центр объединен с уголком театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров, музыкальных инструментов, песенный материал, записи музыкальных классических произведений.
Центр театрализованной деятельности –помогает сплотить группу, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью. Центр хорош тем, что в нем наши дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Центр искусства выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами.
В каждой группе нашего детского сада создана зона отдыха, где можно посмотреть книгу, полистать фотографии родных и близких, фрагментов из жизни группы и просто отдохнуть. Игровые и тематические центры позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.
Деятельность МБДОУ детского сада № 11 «Црр» г.Конаково по созданию развивающей среды финансируется за счет местного и областного бюджетов в соответствии с нормативами, согласно Постановления Правительства Тверской области внебюджетных средств. Эффективно используем все имеющие средства, ведём активную работу по привлечению внебюджетных средств, которые позволяют поднять уровень оснащения детского сада на более высокую ступень, способствуют повышению качества образования. Для реализации поставленных задач активно привлекаются инвестиции Благотворительного фонда филиала «Конаковской ГРЭС», Благотворительного фонда «21 ВЕК». Неоднократно участвовали в конкурсе инновационной деятельности на получения гранта Губернатора. К сожалению в этом году мы не стали её получателями, так как рассчитывали на грантовую поддержку для приобретения оборудования для детей с ОВЗ.
Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.