Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством народной культуры
Оценка 4.9

Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством народной культуры

Оценка 4.9
docx
воспитание
6 кл—7 кл
05.04.2020
Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством народной культуры
Педагогический проект
Педагогический проект.docx

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей

 

 

 

 

 

«Создание системы работы по духовно-нравственному  воспитанию детей 6-7 лет посредством приобщения к народной культуре»

 

педагогический  проект

                                                       

                                                                                             

 

 

                                                                         Автор и руководитель проекта:

                                                                         

                                        ПАВЛЮЧЕНКОВА

                                                      Ольга  Ивановна

                                                                           

                                                         

 

 

п. Шайковка , 2018 г

 

«Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством приобщения к народной культуре»

 

 

                  «Никто не может стать сыном своего народа,

если он не проникнется теми основными чувствами,

какими живет народная душа»

В. В. Зеньковский

(русский религиозный философ)

 

Проблема: низкий  уровень духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста. Отсутствие у дошкольников знаний и поведенческого эталона по отношению к ближнему, природе родного края, к историческому прошлому своей страны.

Причины, создающие проблему:

1. Недостаток программно-методического обеспечения вопроса духовно-нравственного  воспитания детей 6-7  лет в ДОУ.

2. В ДОУ в недостаточной степени создана развивающая предметно-пространственная среда для воспитания духовно-нравственной  культуры детей 6-7 посредством приобщения к  народной культуре.

3. Низкий уровень применения педагогами инновационных технологий, методов и приемов, направленных на развитие познавательного интереса у дошкольников.

4. Отсутствие реального взаимодействия ДОУ с социальными партнерами  нашего городка (Гарнизонный дом офицеров (ГДО), Музей Боевой славы, Краеведческий музей, Храм Ильи Пророка, Библиотека и др.)

5. Низкая информированность родителей по данной проблеме.

 

 

Обоснование необходимости проекта:

В настоящее время обстановка в мире оставляет желать лучшего. Человечество шагнуло в 21 век, век кибернетики, искусственного разума и совсем позабыло о таких моральных нормах и эталонах, которые делают человека человеком. На задний план постепенно уходят такие понятия как порядочность, человеколюбие, милосердие, дружелюбие,  уважение, честь и мн.др. Все больше мы сталкиваемся с жестокостью, агрессивностью, искажением картины мира.  Многие люди не знают и даже не желают знать исторического прошлого. Но недаром говорят, что без прошлого нет будущего. Поэтому главной задачей для нас сейчас является возрождение духовно-нравственной культуры нации. С чего же начать эту работу? А начинать нужно с самого начала – рождения маленького «Человека».

Поэтому крылатая фраза «все начинается с детства» как нельзя подходит к решению данного вопроса. Именно дошкольное детство является важным этапом в становлении морального облика человека. Именно в эти годы у детей закладываются основы нравственности и духовности, а так же формируются первоначальные эстетические представления. Именно дошкольное детство является фундаментом общего  развития ребенка и стартовым периодом всех высоких человеческих начал. Очень важно в этом возрасте посеять  и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Сохранить человеческое в детях, заложить нравственные основы, сделать детей более устойчивыми к нежелательным влияниям является главной задачей, которая должна решаться не только в семье, но и в стенах дошкольного учреждения.

Сегодня много говорится о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

Недаром в Конвенции о правах ребенка, в статье 29 сказано: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает». А ФГОС ДО направлен на решение задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и развитие нравственных качеств дошкольников.

Вот поэтому я и решила взять именно эту тему проекта.

 

Цель проекта: создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством приобщения к народной культуре.

Задачи:

1. Изучить программно-методические пособия по духовно-нравственному воспитанию  детей старшего дошкольного возраста, с целью отбора содержания, методов и приемов по теме проекта.

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду для организации совместной и самостоятельной  образовательной деятельности с детьми в контексте проекта.

3. Изучить и внедрить в практику инновационные технологии, методы, приемы, используемые в духовно-нравственном воспитании детей 6-7 лет.

4. Разработать организационные маршруты социального партнерства, с целью организации взаимодействия ДОУ и музеями нашего городка.

5. Разработать и внедрить план взаимодействия с родителями, с целью организации информационно-консультативного сопровождения в рамках проекта.

6. Разработать, внедрить и описать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре.

Целевая аудитория проекта: воспитанники подготовительной группы № 2 «Ягодка», в возрасте 6-7 лет, воспитатели, родители, специалисты

Стратегия  и механизмы достижения поставленных целей:

1. Изучить программно-методические пособия по духовно-нравственному воспитанию  детей старшего дошкольного возраста, с целью отбора содержания, методов и приемов по теме проекта.

 

ü Изучение нормативно-правовой базы проекта.

ü Анализ методической литературы, авторских программ, интернет-ресурсов по теме проекта

ü Отбор содержания, эффективных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой

ü Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду для организации совместной и самостоятельной  образовательной деятельности с детьми в контексте проекта.

 

ü Обогащение  уголка патриотического воспитания в группе и создание  макета «Русская изба»

ü Подбор картотек  бесед, различных видов игр, сказок, иллюстративного материала по теме проекта

ü Разработка конспектов ОД, экскурсий, родительских собраний, развлечений и праздников по теме проекта

 

3. Изучить и внедрить в практику инновационные технологии, методы, приемы, используемые в духовно-нравственном воспитании детей 6-7 лет

 

ü Овладение и реализация в практику системы ИОС:

- игровые обучающие ситуации типа что сначала, что потом.

ü Изучение и овладение игровыми технологиями.

ü Использование в работе с детьми схем, мнемотехник,  графических моделей, иллюстраций, макетов.

4. Разработать и внедрить план взаимодействия с родителями в рамках проекта.

 

ü Анкетирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания  детей в семье и в ДОУ.

ü Разработка цикла консультаций, рекомендаций, памяток по теме проекта.

ü Привлечение родителей к совместным праздникам, развлечениям.

5. Разработать методические рекомендации по организации работы по организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре.

 

ü Разработка и апробация методических рекомендаций по организации работы по духовно-нравственному воспитанию посредством ознакомления с народной культурой  детей  старшего дошкольного возраста.

ü Разработка  диагностического материала по духовно-нравственному воспитанию  детей 6-7 лет.

ü Оформление проекта в соответствии с требованиями

        

Рабочий план реализации проекта

 

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения

 

Наименование мероприятия

Ответственный

 

Август

1-2 недели

 

 

Групповая комната

Изучение уровня воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников

 

 

Воспитатель

 

Август

1-3 недели

 

Групповая комната

Методический кабинет

Подбор методической, познавательной и художественной литературы

 

 

Воспитатель

Август

1-4 недели

 

Групповая комната

Изготовление дидактических пособий по теме проекта

 

Воспитатель

Август

1-4 недели

 

Групповая комната, методический кабинет

Изучение передового опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

 

 

Воспитатель

Август

1-4 недели

 

 

Групповая комната

Оформление уголка патриотического воспитания

 

Воспитатель

Август

1-4 недели

 

Групповая комната

Методический кабинет

Разработка конспектов ОД, экскурсий, праздников, развлечений

 

Воспитатель

Август

1-2 неделя

 

Групповая комната

Методический кабинет

Подбор картотек бесед, игр, художественной и познавательной литературы

 

Воспитатель

Август

4 неделя

 

Групповая комната, методический кабинет

Разработка рабочей программы по дополнительному образованию (кружок «Доброе зернышко»)

 

Воспитатель

Сентябрь

1 неделя

 

Экскурсия по городку

Воспитатель, дети, родители

 

Сентябрь

1 неделя

 

 

Групповая комната

Анкетирование «Духовно-нравственное воспитание в семье и в ДОУ», анализ анкет

 

Воспитатель

Родители

Сентябрь

2 неделя

 

Групповая комната

Создание макета «Русская изба»

Воспитатель

Сентябрь

2 неделя

 

Групповая комната

Создание альбома «Наш любимый детский сад»

Воспитатель

Сентябрь

3 неделя

 

Групповая комната

Создание альбома «Край родной навек любимый»

Воспитатель, родители

Сентябрь

3 неделя

 

Групповая комната

Создание альбома «Города-герои»

Воспитатель, родители.

Сентябрь

4неделя

 

Комната сказок

Встреча с интересными людьми.

Библиотекарь Якимовской сельской библиотеки, краевед Сафтюк Л.А.

Воспитатель

Октябрь

1 неделя

Музыкальный зал

Праздник «Осенины»

Воспитатель, муз.рук.

Октябрь

2 неделя

Групповая комната

Рисование «Покров»

Воспитатель

 

Октябрь

2 неделя

 

 

Групповая комната

Родительское собрание

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в ДОУ и семье»

Воспитатель

Родители

Октябрь

3 неделя

Групповая комната

Творческое задание «Что в имени тебе моем…»

Воспитатель

Родители

Октябрь

4 неделя

Групповая комната

Ручной труд

«Как люди хлеб вырастили»

 

Воспитатель

Октябрь

4 неделя

Групповая комната

Создание альбома «Города Воинской славы Калужской области»

Воспитатель, родители

Ноябрь

1 неделя

Групповая комната

Творческое задание

«Герб моей семьи»

Воспитатель

Родители

Ноябрь

2 неделя

Групповая комната

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством  на занятиях  по изобразительной деятельности : «Гжель»

Воспитатель

Ноябрь

3 неделя

Гарнизонный дом офицеров

Экскурсия в библиотеку ГДО

Воспитатель, родители

 

Ноябрь

4 неделя

 

Групповая комната

Сотворчество детей и родителей «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»

Воспитатель, родители, дети

Декабрь

1 неделя

Храм Ильи Пророка п.Шайковка

Экскурсия в храм

Воспитатель,

дети, родители

 

 

Декабрь

2 неделя

 

 

Групповая комната

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством  на занятиях  по изобразительной деятельности : «Хохлома»

Воспитатель

Декабрь

3 неделя

Групповая комната

Аппликация

«Моя малая Родина»

Воспитатель, дети

Декабрь

4 неделя

Музыкальный зал

Праздник

«Новый год»

Воспитатель, муз. рук.

Январь

1 неделя

ДОУ

«Колядки»

Воспитатель, дети

 

 

Январь

2неделя

Групповая комната

Встреча с интересными людьми. Библиотекарь гарнизонного дома офицеров

Вязенкина Н.С.

Воспитатель, родители

Январь

3 неделя

Музыкальный зал

Рождественская сказка «Доброе сердце Маши»

Воспитатель, муз. рук.

 

 

Январь

4 неделя

Групповая комната

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством  на занятиях  по изобразительной деятельности : «Дымковские игрушки

Воспитатель

 

 

Февраль

1 неделя

Групповая комната

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством  на занятиях  по изобразительной деятельности : «Жестово»;

Воспитатель

Февраль

2 неделя

Гарнизонный дом офицеров

Экскурсия в музей боевой славы

Воспитатель, экскурсовод

 

Февраль

3 неделя

 

ДОУ

Совместная деятельность «Масленица годовая – наша гостьюшка дорогая».

Воспитатель,

муз. рук.

Февраль

4 неделя

Музыкальный зал ДОУ

Праздник «День защитника Отечества»

Воспитатель, муз. рук.

Март

1 неделя

 

Музыкальный зал ДОУ

Праздник «Нет роднее дружка, чем родная матушка»

Воспитатель , муз. рук.

 

Март

2 неделя

 

 

Шайковская СОШ №1

 

Экскурсия в краеведческий музей

Воспитатель, родитель, экскурсовод – педагог СОШ №1

Март

3 неделя

 

Групповая комната

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством  на занятиях  по изобразительной деятельности : «Городец»

 

 

 

Воспитатель

Март

4 неделя

 

Групповая комната

Развлечение «Жаворонки»

Воспитатель, муз. рук.

 

Апрель

1 неделя

 

Групповая комната

Ручной труд «Благовещение Пресвятой Богородицы»

 

Воспитатель

Апрель

2 неделя

Групповая комната, муз.зал ДОУ

Изготовление поделок «Пасха». Выставка

Воспитатель, родители, дети

Апрель

3неделя

Музыкальный зал ДОУ

Праздник

«Пасха»

Воспитатель, муз. рук.

Апрель

3 неделя

Групповая комната

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством  на занятиях  по изобразительной деятельности : «Хлудневская игрушка»

Воспитатель

Апрель

4 неделя

Музыкальный зал ДОУ 

Праздник

«Красная горка»

Воспитатель, муз.рук.

Апрель

4 неделя

Территория ДОУ

Акция «Дерево посади – природу сбереги»

Воспитатель, родители, дети, педагоги ДОУ

Май

1 неделя

Групповая комната

Акция «Посылка солдату»

Воспитатель, родители, дети

Май

1 неделя

Шайковская СОШ №1

Экскурсия в музей боевой славы

Воспитатель, дети

Май

2 неделя

Музыкальный зал ДОУ

Праздник «День Победы»

Воспитатель, муз. рук., дети, родители

Май

3 неделя

Спортивная площадка ДОУ

Праздник народных игр

Воспитатель. Инструктор по физо.

Май

4 неделя

ДОУ

Праздник «Троица»

Воспитатель, муз.руковод.

Июнь

1 неделя

ДОУ

Праздник «День защиты детей»

Воспитатель, муз.рук.

 

 

 

 

 

Июнь

  1-2  недели

 

 

 

 

 

 

Методический кабинет

Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по организации работы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Август – июнь

Групповая комната

Чтение художественной, познавательной литературы по теме проекта

(см.приложение № 21)

 

Воспитатель, дети, родители

Август – июнь

Групповая комната

Дидактические, настольные игры

(см.приложения 

№ 12,18)

Воспитатель, дети

 

Август – июнь

 

Групповая комната

 

Познавательные беседы патриотического, нравственного, эстетического характера

(см.приложение № 13)

 

Воспитатель

 

Август – июнь

Групповая комната, участок

Русские народные подвижные, хороводные  игры

(см.приложение №11)

Воспитатель

дети

Август – июнь

Групповая комната

Выставка детских работ

Воспитатель

 

 

 

 

Июнь

3-4  недели

 

 

 

 

 

ДОУ

Оформление проекта «Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством приобщения к русской народной культуре»

и презентация на педчасе

 

 

Воспитатель

 

Критерии эффективности

 

критерий

показатели

Метод оценки

Диагностический инструментарий

Уровень качества знаний

Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление (сформировано полностью данное качество)

Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное (недостаточно сформировано);

Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии (не сформировано качество)

Беседа, наблюдение

Приложение № 1

Активность детей в свободной деятельности

Дети активно используют иллюстративный материал, дидактические игры и упражнения, притемняют полученные знания в повседневной жизни

наблюдение

лист наблюдения

Активность детей на занятиях

Внимательно слушают, отвечают и заданные вопросы, сами задают интересующие их вопросы,  участвуют в рассуждениях

наблюдение

Лист  наблюдения

 

 

 

Прогнозируемые результаты

1. У детей повысится уровень духовно-нравственной культуры.

2.  Повысится уровень знаний и  создастся поведенческий  эталон по отношению к ближнему, природе родного края, к историческому прошлому своей страны.

      3. Обогатится РППР игровым и наглядным материалом.

4. Будут созданы методические материалы (анкеты, диагностический материал, картотеки бесед, игр, художественной и познавательной литературы, информационный материал для родителей и мн.др.)

5. Повысится  духовно-нравственная грамотность родителей и активизируется их участие в проектной деятельности.

6. Будет разработана, внедрена и описана  система работы по  духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре.

7. Повысится  профессиональная  компетентность педагогов по  духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре.

 Конечный результат: система работы по духовно-нравственному воспитанию  детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре.

Оценка рисков

Риски

Мероприятия по снижению рисков

1. Низкое познавательное развитие детей.

Постоянно ставить детей в позицию активных участников различных видов деятельности

2. Низкая заинтересованность родителей

Демонстрировать фото, приглашать на мероприятия  с участием детей по теме проекта

Больше вовлекать самих родителей в мероприятия, проводимые в рамках проекта

3.  Недостаточное материальное обеспечение

Искать спонсорскую помощь и привлекать самих родителей к оказанию посильной помощи в организации РППС, экскурсий, изготовлении пособий, игр и т.д.

    

Дальнейшее развитие проекта:

1. Распространение опыта работы среди педагогов .

2. Публикация методического материала на образовательных сайтах и порталах Интернет.

 

 

 

Литература:

1.            Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» -  УЦ «Перспектива», 2013 г.

2.            Косарева В.Н. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет» - Волгоград: Учитель, Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.

3.            Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: на материале русской народной культуры» - Издательство: "Владос" ,2013 г.

4.            Микляева  Н.В. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников» - М.: ТЦ Сфера , 2017 г

5.            Панина С.М. «Духовно-нравственное становление дошкольников» -

        Волгоград: Учитель, Издательство «Учитель», Волгоград, 2016 г.

6.  Халикова Э.А, Колебошина Н.В., «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4 – 7 лет» - Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель., 2016 г.

7.  Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» - М.:ТЦ Сфера , 2011 г.

8.    Шорыгина Т.А. «Добрые сказки: беседы с детьми о человеческом участии и добродетели» - М.: ТЦ Сфера , 2017 г.

9.     Шорыгина Т.А. «Наша Родина – Россия : детям о самом важном» - М.: ТЦ Сфера , 2017 г.

10.    Шорыгина Т.А. «Моя семья : детям о самом важном» - М.: ТЦ Сфера , 2016 г.

Интернет-ресурсы:

1. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/03/14/pedagogicheskiy-proekt-po-dukhovno-nravstvennomu

2. https://infourok.ru/ispolzovanie-innovacionnih-tehnologiy-v-duhovnonravstvennom-vospitanii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-metodicheskie-rekome-3240704.html

3. http://raguda.ru/ds/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-2.html

4. http://pedsovet.su/fgos/6401_duhovno_nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov

5. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5450


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию…

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию…

Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством приобщения к народной культуре» «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется…

Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством приобщения к народной культуре» «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется…

Обоснование необходимости проекта:

Обоснование необходимости проекта:

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко

Разработать, внедрить и описать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре

Разработать, внедрить и описать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре

Привлечение родителей к совместным праздникам, развлечениям

Привлечение родителей к совместным праздникам, развлечениям

Групповая комната Методический кабинетПодбор картотек бесед, игр, художественной и познавательной литературы

Групповая комната Методический кабинетПодбор картотек бесед, игр, художественной и познавательной литературы

Воспитатель Родители

Воспитатель Родители

Групповая комната Встреча с интересными людьми

Групповая комната Встреча с интересными людьми

Март 3 неделя Групповая комната

Март 3 неделя Групповая комната

Май 4 неделя ДОУПраздник «Троица»Воспитатель, муз

Май 4 неделя ДОУПраздник «Троица»Воспитатель, муз

Июнь 3-4 недели

Июнь 3-4 недели

Прогнозируемые результаты 1.

Прогнозируемые результаты 1.

Недостаточное материальное обеспечение

Недостаточное материальное обеспечение

Интернет-ресурсы: 1. https://nsportal

Интернет-ресурсы: 1. https://nsportal
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020