Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей
«Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством приобщения к народной культуре»
Автор и руководитель проекта:
ПАВЛЮЧЕНКОВА
Ольга Ивановна
п. Шайковка , 2018 г
«Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством приобщения к народной культуре»
«Никто не может стать сыном своего народа,
если он не проникнется теми основными чувствами,
какими живет народная душа»
В. В. Зеньковский
(русский религиозный философ)
Проблема: низкий уровень духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста. Отсутствие у дошкольников знаний и поведенческого эталона по отношению к ближнему, природе родного края, к историческому прошлому своей страны.
Причины, создающие проблему:
1. Недостаток программно-методического обеспечения вопроса духовно-нравственного воспитания детей 6-7 лет в ДОУ.
2. В ДОУ в недостаточной степени создана развивающая предметно-пространственная среда для воспитания духовно-нравственной культуры детей 6-7 посредством приобщения к народной культуре.
3. Низкий уровень применения педагогами инновационных технологий, методов и приемов, направленных на развитие познавательного интереса у дошкольников.
4. Отсутствие реального взаимодействия ДОУ с социальными партнерами нашего городка (Гарнизонный дом офицеров (ГДО), Музей Боевой славы, Краеведческий музей, Храм Ильи Пророка, Библиотека и др.)
5. Низкая информированность родителей по данной проблеме.
Обоснование необходимости проекта:
В настоящее время обстановка в мире оставляет желать лучшего. Человечество шагнуло в 21 век, век кибернетики, искусственного разума и совсем позабыло о таких моральных нормах и эталонах, которые делают человека человеком. На задний план постепенно уходят такие понятия как порядочность, человеколюбие, милосердие, дружелюбие, уважение, честь и мн.др. Все больше мы сталкиваемся с жестокостью, агрессивностью, искажением картины мира. Многие люди не знают и даже не желают знать исторического прошлого. Но недаром говорят, что без прошлого нет будущего. Поэтому главной задачей для нас сейчас является возрождение духовно-нравственной культуры нации. С чего же начать эту работу? А начинать нужно с самого начала – рождения маленького «Человека».
Поэтому крылатая фраза «все начинается с детства» как нельзя подходит к решению данного вопроса. Именно дошкольное детство является важным этапом в становлении морального облика человека. Именно в эти годы у детей закладываются основы нравственности и духовности, а так же формируются первоначальные эстетические представления. Именно дошкольное детство является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом всех высоких человеческих начал. Очень важно в этом возрасте посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Сохранить человеческое в детях, заложить нравственные основы, сделать детей более устойчивыми к нежелательным влияниям является главной задачей, которая должна решаться не только в семье, но и в стенах дошкольного учреждения.
Сегодня много говорится о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.
Недаром в Конвенции о правах ребенка, в статье 29 сказано: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает». А ФГОС ДО направлен на решение задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и развитие нравственных качеств дошкольников.
Вот поэтому я и решила взять именно эту тему проекта.
Цель проекта: создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством приобщения к народной культуре.
Задачи:
1. Изучить программно-методические пособия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, с целью отбора содержания, методов и приемов по теме проекта.
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду для организации совместной и самостоятельной образовательной деятельности с детьми в контексте проекта.
3. Изучить и внедрить в практику инновационные технологии, методы, приемы, используемые в духовно-нравственном воспитании детей 6-7 лет.
4. Разработать организационные маршруты социального партнерства, с целью организации взаимодействия ДОУ и музеями нашего городка.
5. Разработать и внедрить план взаимодействия с родителями, с целью организации информационно-консультативного сопровождения в рамках проекта.
6. Разработать, внедрить и описать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре.
Целевая аудитория проекта: воспитанники подготовительной группы № 2 «Ягодка», в возрасте 6-7 лет, воспитатели, родители, специалисты
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей:
1. Изучить программно-методические пособия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, с целью отбора содержания, методов и приемов по теме проекта.
|
ü Изучение нормативно-правовой базы проекта. ü Анализ методической литературы, авторских программ, интернет-ресурсов по теме проекта ü Отбор содержания, эффективных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой ü Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта |
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду для организации совместной и самостоятельной образовательной деятельности с детьми в контексте проекта.
|
ü Обогащение уголка патриотического воспитания в группе и создание макета «Русская изба» ü Подбор картотек бесед, различных видов игр, сказок, иллюстративного материала по теме проекта ü Разработка конспектов ОД, экскурсий, родительских собраний, развлечений и праздников по теме проекта
|
3. Изучить и внедрить в практику инновационные технологии, методы, приемы, используемые в духовно-нравственном воспитании детей 6-7 лет
|
ü Овладение и реализация в практику системы ИОС: - игровые обучающие ситуации типа что сначала, что потом. ü Изучение и овладение игровыми технологиями. ü Использование в работе с детьми схем, мнемотехник, графических моделей, иллюстраций, макетов. |
4. Разработать и внедрить план взаимодействия с родителями в рамках проекта.
|
ü Анкетирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей в семье и в ДОУ. ü Разработка цикла консультаций, рекомендаций, памяток по теме проекта. ü Привлечение родителей к совместным праздникам, развлечениям. |
5. Разработать методические рекомендации по организации работы по организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре.
|
ü Разработка и апробация методических рекомендаций по организации работы по духовно-нравственному воспитанию посредством ознакомления с народной культурой детей старшего дошкольного возраста. ü Разработка диагностического материала по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет. ü Оформление проекта в соответствии с требованиями |
Рабочий план реализации проекта
Предполагаемая дата проведения мероприятия |
Место проведения
|
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Август 1-2 недели
|
Групповая комната |
Изучение уровня воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников |
Воспитатель |
Август 1-3 недели
|
Групповая комната Методический кабинет |
Подбор методической, познавательной и художественной литературы |
Воспитатель |
Август 1-4 недели
|
Групповая комната |
Изготовление дидактических пособий по теме проекта |
Воспитатель |
Август 1-4 недели
|
Групповая комната, методический кабинет |
Изучение передового опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников |
Воспитатель |
Август 1-4 недели
|
Групповая комната |
Оформление уголка патриотического воспитания |
Воспитатель |
Август 1-4 недели
|
Групповая комната Методический кабинет |
Разработка конспектов ОД, экскурсий, праздников, развлечений |
Воспитатель |
Август 1-2 неделя
|
Групповая комната Методический кабинет |
Подбор картотек бесед, игр, художественной и познавательной литературы |
Воспитатель |
Август 4 неделя
|
Групповая комната, методический кабинет |
Разработка рабочей программы по дополнительному образованию (кружок «Доброе зернышко») |
Воспитатель |
Сентябрь 1 неделя |
|
Экскурсия по городку |
Воспитатель, дети, родители |
Сентябрь 1 неделя
|
Групповая комната |
Анкетирование «Духовно-нравственное воспитание в семье и в ДОУ», анализ анкет |
Воспитатель Родители |
Сентябрь 2 неделя
|
Групповая комната |
Создание макета «Русская изба» |
Воспитатель |
Сентябрь 2 неделя
|
Групповая комната |
Создание альбома «Наш любимый детский сад» |
Воспитатель |
Сентябрь 3 неделя
|
Групповая комната |
Создание альбома «Край родной навек любимый» |
Воспитатель, родители |
Сентябрь 3 неделя
|
Групповая комната |
Создание альбома «Города-герои» |
Воспитатель, родители. |
Сентябрь 4неделя
|
Комната сказок |
Встреча с интересными людьми. Библиотекарь Якимовской сельской библиотеки, краевед Сафтюк Л.А. |
Воспитатель |
Октябрь 1 неделя |
Музыкальный зал |
Праздник «Осенины» |
Воспитатель, муз.рук. |
Октябрь 2 неделя |
Групповая комната |
Рисование «Покров» |
Воспитатель |
Октябрь 2 неделя |
Групповая комната |
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и семье» |
Воспитатель Родители |
Октябрь 3 неделя |
Групповая комната |
Творческое задание «Что в имени тебе моем…» |
Воспитатель Родители |
Октябрь 4 неделя |
Групповая комната |
Ручной труд «Как люди хлеб вырастили» |
Воспитатель |
Октябрь 4 неделя |
Групповая комната |
Создание альбома «Города Воинской славы Калужской области» |
Воспитатель, родители |
Ноябрь 1 неделя |
Групповая комната |
Творческое задание «Герб моей семьи» |
Воспитатель Родители |
Ноябрь 2 неделя |
Групповая комната |
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Гжель» |
Воспитатель |
Ноябрь 3 неделя |
Гарнизонный дом офицеров |
Экскурсия в библиотеку ГДО |
Воспитатель, родители |
Ноябрь 4 неделя |
Групповая комната |
Сотворчество детей и родителей «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» |
Воспитатель, родители, дети |
Декабрь 1 неделя |
Храм Ильи Пророка п.Шайковка |
Экскурсия в храм |
Воспитатель, дети, родители |
Декабрь 2 неделя |
Групповая комната |
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Хохлома» |
Воспитатель |
Декабрь 3 неделя |
Групповая комната |
Аппликация «Моя малая Родина» |
Воспитатель, дети |
Декабрь 4 неделя |
Музыкальный зал |
Праздник «Новый год» |
Воспитатель, муз. рук. |
Январь 1 неделя |
ДОУ |
«Колядки» |
Воспитатель, дети |
Январь 2неделя |
Групповая комната |
Встреча с интересными людьми. Библиотекарь гарнизонного дома офицеров Вязенкина Н.С. |
Воспитатель, родители |
Январь 3 неделя |
Музыкальный зал |
Рождественская сказка «Доброе сердце Маши» |
Воспитатель, муз. рук. |
Январь 4 неделя |
Групповая комната |
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Дымковские игрушки |
Воспитатель |
Февраль 1 неделя |
Групповая комната |
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Жестово»; |
Воспитатель |
Февраль 2 неделя |
Гарнизонный дом офицеров |
Экскурсия в музей боевой славы |
Воспитатель, экскурсовод |
Февраль 3 неделя |
ДОУ |
Совместная деятельность «Масленица годовая – наша гостьюшка дорогая». |
Воспитатель, муз. рук. |
Февраль 4 неделя |
Музыкальный зал ДОУ |
Праздник «День защитника Отечества» |
Воспитатель, муз. рук. |
Март 1 неделя
|
Музыкальный зал ДОУ |
Праздник «Нет роднее дружка, чем родная матушка» |
Воспитатель , муз. рук. |
Март 2 неделя
|
Шайковская СОШ №1 |
Экскурсия в краеведческий музей |
Воспитатель, родитель, экскурсовод – педагог СОШ №1 |
Март 3 неделя
|
Групповая комната |
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Городец» |
Воспитатель |
Март 4 неделя
|
Групповая комната |
Развлечение «Жаворонки» |
Воспитатель, муз. рук. |
Апрель 1 неделя |
Групповая комната |
Ручной труд «Благовещение Пресвятой Богородицы» |
Воспитатель |
Апрель 2 неделя |
Групповая комната, муз.зал ДОУ |
Изготовление поделок «Пасха». Выставка |
Воспитатель, родители, дети |
Апрель 3неделя |
Музыкальный зал ДОУ |
Праздник «Пасха» |
Воспитатель, муз. рук. |
Апрель 3 неделя |
Групповая комната |
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Хлудневская игрушка» |
Воспитатель |
Апрель 4 неделя |
Музыкальный зал ДОУ |
Праздник «Красная горка» |
Воспитатель, муз.рук. |
Апрель 4 неделя |
Территория ДОУ |
Акция «Дерево посади – природу сбереги» |
Воспитатель, родители, дети, педагоги ДОУ |
Май 1 неделя |
Групповая комната |
Акция «Посылка солдату» |
Воспитатель, родители, дети |
Май 1 неделя |
Шайковская СОШ №1 |
Экскурсия в музей боевой славы |
Воспитатель, дети |
Май 2 неделя |
Музыкальный зал ДОУ |
Праздник «День Победы» |
Воспитатель, муз. рук., дети, родители |
Май 3 неделя |
Спортивная площадка ДОУ |
Праздник народных игр |
Воспитатель. Инструктор по физо. |
Май 4 неделя |
ДОУ |
Праздник «Троица» |
Воспитатель, муз.руковод. |
Июнь 1 неделя |
ДОУ |
Праздник «День защиты детей» |
Воспитатель, муз.рук. |
Июнь 1-2 недели |
Методический кабинет |
Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по организации работы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре |
Воспитатель |
Август – июнь |
Групповая комната |
Чтение художественной, познавательной литературы по теме проекта (см.приложение № 21) |
Воспитатель, дети, родители |
Август – июнь |
Групповая комната |
Дидактические, настольные игры (см.приложения № 12,18) |
Воспитатель, дети |
Август – июнь |
Групповая комната
|
Познавательные беседы патриотического, нравственного, эстетического характера (см.приложение № 13) |
Воспитатель |
Август – июнь |
Групповая комната, участок |
Русские народные подвижные, хороводные игры (см.приложение №11) |
Воспитатель дети |
Август – июнь |
Групповая комната |
Выставка детских работ |
Воспитатель |
Июнь 3-4 недели |
ДОУ |
Оформление проекта «Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет посредством приобщения к русской народной культуре» и презентация на педчасе |
Воспитатель |
Критерии эффективности
критерий |
показатели |
Метод оценки |
Диагностический инструментарий |
Уровень качества знаний |
Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление (сформировано полностью данное качество) Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное (недостаточно сформировано); Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии (не сформировано качество) |
Беседа, наблюдение |
Приложение № 1 |
Активность детей в свободной деятельности |
Дети активно используют иллюстративный материал, дидактические игры и упражнения, притемняют полученные знания в повседневной жизни |
наблюдение |
лист наблюдения |
Активность детей на занятиях |
Внимательно слушают, отвечают и заданные вопросы, сами задают интересующие их вопросы, участвуют в рассуждениях |
наблюдение |
Лист наблюдения |
Прогнозируемые результаты
1. У детей повысится уровень духовно-нравственной культуры.
2. Повысится уровень знаний и создастся поведенческий эталон по отношению к ближнему, природе родного края, к историческому прошлому своей страны.
3. Обогатится РППР игровым и наглядным материалом.
4. Будут созданы методические материалы (анкеты, диагностический материал, картотеки бесед, игр, художественной и познавательной литературы, информационный материал для родителей и мн.др.)
5. Повысится духовно-нравственная грамотность родителей и активизируется их участие в проектной деятельности.
6. Будет разработана, внедрена и описана система работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре.
7. Повысится профессиональная компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре.
Конечный результат: система работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре.
Оценка рисков
Риски |
Мероприятия по снижению рисков |
1. Низкое познавательное развитие детей. |
Постоянно ставить детей в позицию активных участников различных видов деятельности |
2. Низкая заинтересованность родителей |
Демонстрировать фото, приглашать на мероприятия с участием детей по теме проекта Больше вовлекать самих родителей в мероприятия, проводимые в рамках проекта |
3. Недостаточное материальное обеспечение |
Искать спонсорскую помощь и привлекать самих родителей к оказанию посильной помощи в организации РППС, экскурсий, изготовлении пособий, игр и т.д. |
Дальнейшее развитие проекта:
1. Распространение опыта работы среди педагогов .
2. Публикация методического материала на образовательных сайтах и порталах Интернет.
Литература:
1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - УЦ «Перспектива», 2013 г.
2. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет» - Волгоград: Учитель, Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.
3. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: на материале русской народной культуры» - Издательство: "Владос" ,2013 г.
4. Микляева Н.В. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников» - М.: ТЦ Сфера , 2017 г
5. Панина С.М. «Духовно-нравственное становление дошкольников» -
Волгоград: Учитель, Издательство «Учитель», Волгоград, 2016 г.
6. Халикова Э.А, Колебошина Н.В., «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4 – 7 лет» - Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель., 2016 г.
7. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» - М.:ТЦ Сфера , 2011 г.
8. Шорыгина Т.А. «Добрые сказки: беседы с детьми о человеческом участии и добродетели» - М.: ТЦ Сфера , 2017 г.
9. Шорыгина Т.А. «Наша Родина – Россия : детям о самом важном» - М.: ТЦ Сфера , 2017 г.
10. Шорыгина Т.А. «Моя семья : детям о самом важном» - М.: ТЦ Сфера , 2016 г.
Интернет-ресурсы:
1. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/03/14/pedagogicheskiy-proekt-po-dukhovno-nravstvennomu
2. https://infourok.ru/ispolzovanie-innovacionnih-tehnologiy-v-duhovnonravstvennom-vospitanii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-metodicheskie-rekome-3240704.html
3. http://raguda.ru/ds/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-2.html
4. http://pedsovet.su/fgos/6401_duhovno_nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov
5. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5450
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.