Создание специальных условий для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью
Оценка 4.7

Создание специальных условий для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью

Оценка 4.7
docx
11.03.2024
Создание специальных условий для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью
Проект Белова И.Н..docx

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Костромской автодорожный колледж»

Судиславский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 

 

на тему: «Создание специальных условий для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружба, 2022


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ       

1. Психолого–педагогические особенности детей с умственной отсталостью, проблемы обучающихся……………………………………………………..…..

2. Особенности преподавания основ компьютерной грамотности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями…………………………..………………….

3. Разработка рабочей программы «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» для обучающихся с умственной отсталостью.........................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………….………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….


 

Введение

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.

Как включить ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательный процесс, какие приемы, методы наиболее эффективны, как реализовать индивидуальный подход, работая со всеми детьми, и одновременно с каждым ребенком?

Информационные технологии завоевывают новые сферы человеческой деятельности, владение информационными технологиями становится необходимостью и потребностью каждого человека.

Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Одним из наиболее благоприятствующих учебных предметов является «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», который представлен основным разделом «Информационные технологии»

Актуальность данной проблемы позволяет нам определить тему и цель нашего исследования.

Целью моей работы является создание специальных условий для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по предмету «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» в Судиславском филиале ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж»

Для реализации цели работы мною были определены следующие задачи:

1.        Анализ психолого – педагогической и научно методической литературы по проблеме исследования;

2.        Разработка планирования;

3.        Разработка методических рекомендаций к урокам «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»

Для достижения цели и задач исследования нами были использованы следующие методы:

1)        теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2)        обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы);

3)        Системный метод;

4)        Педагогические и методические методы формирования средств обучения.

Практическая значимость: разработанная программа может быть использована педагогами в работе с умственно отсталыми детьми по формированию компьютерной грамотности с использованием компьютерных технологий.


 

1 Психолого–педагогические особенности детей с умственной отсталостью, проблемы обучающихся.

Учебная деятельность является ведущей деятельностью для обучающихся общеобразовательных школ, так как определяет уровень их психического и интеллектуального развития, а также обеспечивает становление личности в целом. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Эти обучающиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т.д.

Установлено, что свойственные этим детям пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних обучающихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий.

Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов. У всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам.

Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие обучающиеся с трудом воспроизводят словесный материал, затрачивая на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Между тем по мере взросления такого учащегося на передний план все больше выступает произвольная (преднамеренная) память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс, особенно в старших классах коррекционной школы, опирается преимущественно на эту форму памяти.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у таких обучающихся в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в деформации таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих слушателей характерны неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что обучающиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьезные проблемы возникают при изучении математики, географии, истории, биологии и многих других предметов. Содержание учебного материала (даже по программе специального коррекционного обучения), темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Перечисленные особенности связаны с любым учебным предметом, однако в зависимости от его специфики (русский язык, профессионально-трудовое обучение, история, география и т.д.) они проявляются по-разному.

Особенно отчетливо указанные особенности выступают при изготовлении изделий на уроках профессионально-трудового обучения, где обучающиеся действуют в системе единых требований. Например, во время работы они заготавливают деталей больше или меньше, чем требуется, да и сами детали значительно могут отличаться от образца по длине и ширине. Часто дети действуют импульсивно, нерационально, не могут сосредоточиться на поставленной цели, и поэтому допускают серьезные ошибки.

На уроках биологии и географии обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, поэтому одна из особенностей мыслительной деятельности таких детей проявляется в том, что они с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Все это затрудняет изучение естествоведческого материала, так как большинство природных явлений взаимосвязаны друг с другом. Однако у старшеклассников школы, обучающихся по программе специального (коррекционного) обучения VIII вида, чаще, чем у обучающихся начального звена, встречаются лаконичные ответы, перечисление сведений и явлений об окружающем мире. Они нередко называют объекты (предметы), которые не изучаются в школьном курсе, что является следствием припоминания тех естествоведческих сведений, которые были получены благодаря приобретенному жизненному опыту.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья также испытывают трудности в овладении историческими, литературоведческими и другими знаниями и умениями, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия и затруднения в выделении признаков сходства, трудности в выделении специальных признаков наблюдаемого объекта, неправомерное отождествление объектов при самостоятельном сравнении, инертность мышления, «вязкость» и непоследовательность суждений, трудность формирования взаимообразных связей. Нарушения обобщения усугубляются неполноценностью других мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, сравнения. Например, у такого школьника быстро угасает непосредственный интерес к заданию, требующему терпения и вдумчивости, он не проявляет активности в учебной работе, не стремиться улучшить свой результат, преодолевать возникающие трудности. К допущенным ошибкам обучающиеся относятся более или менее безразлично, часто не замечают их, не проявляют активного желания понять причину своей неудачи.

Как видим, все это приводят к тому, что такие дети не могут самостоятельно познавать и усваивать новую информацию. Все эти проблемы тормозят накопление у них разнообразных сведений и знаний об окружающей действительности, что отрицательно сказывается на общем интеллектуальном развитии, мешает обучающимся преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности. Кроме того, следует отметить низкий уровень развития навыков самоконтроля - как в процессе деятельности, так и по ее окончании.

Но вместе с тем, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить программу специальной коррекционной школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку. При организации коррекционных занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить обучающемуся субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ученика. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала преподавателя, соревнование, словесное стимулирование и др.)

При подготовке и проведении коррекционных уроков необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Использование, например, различного рода игровых занятий, упражнений, способствует непосредственному расширению представлений об окружающей действительности.

Таким образом, большую трудность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных школьников отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций. Для преодоления проблем учителю коррекционной школы необходимо формировать у обучающихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения поставленных педагогических задач.


 

2 Особенности преподавания основ компьютерной грамотности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

 Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Отметим несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:

Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.

Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс, индивидуализации и дифференциации обучения.

В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:

- мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;

- моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых. Необходимых знаковых формах, спокойно переходя от одной к другой;

- осуществлять не только последовательное, но параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;

- моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификации и другие);

- вводить дополнительные визуальные и динамические опоры для анализа ребёнком собственной деятельности;

- обеспечить возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения. А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности.

Освоение пользовательских навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях. Пользовательский навык формируется первоначально в процессе решения учебных задач в той или иной содержательной области. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.

Отбор коррекционных задач преподаватель осуществляет исходя из следующих принципов:

• отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;

• достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;

• индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.

Применение информационных технологий в работе с детьми, направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь слушателю с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями при нарушении сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, отклонениях в речевом развитии, сохранены слух, зрение, осязание. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п. Приоритетным направлением коррекционной работы преподавателя в компьютерном классе является:

• выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей;

• формирование коммуникативной деятельности;

• формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем.

Немаловажной задачей преподавателя работающего с обучающимися с интеллектуальными нарушениями является социализация обучающихся в обществе. Информационные компьютерные технологии позволяют решать эту задачу. У педагога должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.

Умственно отсталый ребенок недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает, строит отвлечения. Он снижает момент обсуждения, стараясь действовать по привычке, и т.д. Все эти черты, характеризующие умственно отсталого ребенка, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый обучающимся учебный материал.

В той или иной степени каждый метод работы связан с областью эмоциональных переживаний обучающихся. Положительные эмоции интенсифицируют связанные с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию. Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними эмоции.

Использование компьютерных тренажеров вместе с традиционными методами и формами обучения дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества. Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию обучающихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач.

Наиболее эффективно применение традиционных методов и информационных технологий, как показывает практика, на этапе повторения и закрепления знаний. Слово преподавателя направлено на то, чтобы помочь обучающимся сделать обобщения более глубокими, четкими. Выполнение разнообразных тренировочных упражнений на компьютере при закреплении и практическом применении полученных знаний содействует сознательному усвоению программного материала, так как выполнение заданий основывается на осмысленном усвоении знаний, умений и навыков. Внедрение информационных технологий предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задаче максимального развития ребенка. Преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе. Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.

Живое слово преподавателя в процессе обучения имеет огромное значение. Устное изложение преподавателя обычно сопровождается целым рядом вспомогательных средств и приемов. Мало того, что мы соответственным образом обрабатываем учебный материал. Делаем его со стороны смысловой легко доходчивым до ребенка, но и еще сопровождаем наше слово демонстрацией, иллюстрацией, лабораторными работами. Вызываем у ребенка ряд ярких эмоциональных переживаний в целях наиболее полного и прочного усвоения учебного материала.

Умеренность в речи преподавателя - важное условие продуктивной работы. Надо очень внимательно следить за грамотностью речи ученика. Отсутствие у умственно отсталого ученика способности вслушиваться в речь преподавателя приводит к тому, что учащийся схватывает речь поверхностно, он не выговаривает окончаний. Получается грамматически неточная речь. Педагог должен говорить правильно, ясно выговаривать окончания и добиваться этого от учеников.

На уроках «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» обучающиеся знакомятся с множеством новых слов. Поэтому необходима тщательная работа над всеми новыми терминами:

• запись на доске;

• в тетради;

• постановка ударения;

• наглядная демонстрация (монитор, клавиатура, процессор, принтер);

• набор слова в Word и проверка правописания с помощью компьютера;

• составление простых предложений с новыми словами;

• ответы на вопросы преподавателя.

Особое внимание со стороны педагога требует методика постановки вопроса. В вопросе важно сделать правильное логическое ударение. Таким образом, заостряется внимание ребенка на самом вопросе. Педагог должен всегда помнить, что ребенок, усваивая речь окружающих, овладевает не только речевыми формами, но и формами мышления, отражающимися в речи.

Практическая работа - это предметная деятельность обучающихся, связанная чаще всего с выработкой определенного умения. На занятиях «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» - это практическая работа на компьютере. Печатанье текста по образцу с заданным шрифтом, стилем. Работа со стандартными программами, например, в режиме калькулятора. На первых порах такие работы требуют тщательного руководства преподавателем. Но постепенно обучающиеся подводятся к самостоятельному их выполнению, умению контролировать свою деятельность.

Самостоятельная работа - это особый вид фронтальной, гpупповой и индивидуальной деятельности обучающихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.

На уроках «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» можно использовать несколько видов самостоятельной работы, отличающиеся по форме задания:

1.Работа по образцу. Например, обучающимся раздается готовый текст с заданным шрифтом и стилем. Предлагается перепечатать текст и сохранить его в файле под своим именем.

2.Репродуктивная работа.  Работа с текстом. Даны слова, но необходимо, перепечатать их, заменяя формы, составить с ними словосочетания и предложения.

3.Работы продуктивного характера (вариативные и особенно творческие) трудны для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, они требуют преобразующей умственной деятельности, синтезирования и переработки знаний, воспроизведения их в фрагментарной, выборочной или целостной форме. Поэтому, самостоятельные работы, включают наиболее простые виды вариативных заданий (с элементами творчества). Например, самостоятельно составить график дежурства в своей группе в любой форме (таблица, текст) и напечатать его.

Большие, и пока малоизученные возможности для успешного изучения информатики содержат так называемые мультимедиа технологии в силу того, что позволяют сочетать одновременно различные формы представления информации (текст, графика, видео, звук, анимация). Применительно к условиям коррекционного обучения столь богатый арсенал средств представления информации имеет особое значение, поскольку позволяет учесть специфику каждой категории обучающихся и задействовать различные анализаторы. Таким образом, обеспечиваются многие необходимые качества учебного процесса  - адаптированный учебный текст, разумная дозировка и адекватный темп подачи учебного материала, элементы работы по развитию речи и мышления обучающихся и т.д.

Методика преподавания информатики, построенная с использованием перечисленных преимуществ мультимедиа технологий и с учетом особенностей развития познавательной деятельности обучающихся, позволяет обеспечить на уроке элементы развивающего обучения, столь необходимого в современной школе.

Коррекционные цели образования и специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс их обучения: преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений); рациональное дозирование учебного материала; адекватный возможностям восприятия обучающихся темп подачи материала; систематическая словарная работа (введение новых слов,раскрытие их смысла, включение в активную речь обучающихся); использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слови пр.); растянутость обучения во времени и пр.

Все перечисленные качества должны быть присущи и уроку информатики в группах для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


 

3. Разработка рабочей программы «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» для обучающихся с умственной отсталостью

Основными целями изучения дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» являются:

• получение обучающимися таких доступных сведений и представлений о компьютере, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

• повышение уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

• развитие речи обучающихся, обогащение её новыми терминами, развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Основными задачами учебной дисциплины являются:

• усвоение обучающимися правил работы и поведения при общении с компьютером;

• приобретение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;

• использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев;

• воспитание целенаправленности, работоспособности трудолюбия у слушателей, навыков контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания слушателями с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.

Адаптивные информационные и коммуникационные технологии изучаются в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования с учетом рекомендаций.

Данная программа является адаптированной образовательной программой для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

• Работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям;

• Использовать компьютерную технику, устройства ввода информации, программное обеспечение;

• Организовывать рабочее место для работы на ПК

• Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами;

• Вводить, редактировать, форматировать и сохранять информацию в текстовом и графическом редакторе,

• Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

• Использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;

• Использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства;

• Использовать Интернет-ресурсы (обзор и тематический поиск).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

• Основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;

• Приемы поиска информации

• Основные требования при работе на компьютере;

• Основные приемы работы в программах Word, Paint, Power Point;

• Приемы работы с периферийными устройствами компьютера (принтер, сканер)

На изучение предмета «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» 36 часов.

Данный курс формирует у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.

Предлагаемый курс «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» знакомит обучающихся с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в профессиональной организации.

Формы обучения:

• Передача информации от преподавателя к обучающемуся - устное изложение материала: рассказ, беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.

• Слово преподавателя в сочетании со зрительным рядом - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально - эстетическое воздействие на обучающихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.

• Организация практических работ обучающихся под руководством преподавателя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальные

- групповые

- индивидуальные

Формы работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей обучающихся:

• диктант;

• работа по индивидуальным карточкам;

• цифровой диктант;

• работа по опорным схемам;

• ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.

Коррекционно-развивающие задания:

• Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).

• Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).

• Словарная работа (терминология).

• Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).

• Развитие памяти (игры: «Кто больше запомнит», «Кто больше знает», «Кто хочет стать отличником»)

• Развитие связной речи (рассказ по образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).

• Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).

Содержание учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»

Тема 1. Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере (1 ч.).

Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности и организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером.

 Тема 2. Информация и информационные процессы (2ч.)

Понятие, свойства и основные операции с информацией. Информационные объекты различных видов. Кодирование информации. Системы счисления.

Тема 3. Основные устройства ЭВМ (3 ч.)

Решает ряд задач, связанных с расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как их использовать в работе, правила работы за компьютером.

Тема 4. Программное обеспечение ПК (4ч.)

Программное обеспечение: история развития, термины, определения, состав, структура. Смена версий программного обеспечения: назначение, периодичность.

Системные, служебные и прикладные программы: основные понятия, определение, типы, характеристики, категории.

Вирусные программы: пути и механизмы распространения, действия, формы проявлений. Профилактические меры.

Антивирусные программы: разновидности, принципы действия, способы настройки, порядок работы в них.

Тема 5. Основы обработки графических изображений (4 ч.)

Графический редактор Paint. Окно программы Paint. Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента. Палитра цветов.

Атрибуты изображения.

Основы работы с программой Paint.

Техника создания изображений. Общие сведения. Кисть и карандаш. Ластики. Как рисовать геометрические фигуры. Распылитель. Заливка.

Изменение размеров изображения. Редактирование деталей изображения. Ввод текста. Работа с фрагментами изображения. Печать изображения.

Тема 6. Текстовые файлы и текстовые документы (8 ч.)

Текстовые файлы. Текстовый редактор Word. Окно процессора Word. Обзор функций горизонтального меню. Панели инструментов. Настройка экрана Word. Ввод текста в программе Word.

Основные элементы текстового документа. Символы, слова, строки, предложения. Абзац. Структура страницы. Структура документа. Таблицы и рисунки. Поля. Понятие о шаблонах и стилях оформления.

Основные операции с текстом. Перемещение по набранному тексту. Выделение фрагментов текста. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Поиск и замена фрагментов текста. Отмена команд.

Форматирование символов и абзацев: общие сведения. Форматирование символов. Форматирование абзацев.

Оформление страницы документа. Разметка страницы. Вставка номера страниц. Верхний и нижний колонтитулы. Вставка сносок. Разрыв страницы.

Формирование оглавления.

Работа с таблицами.

Работа с рисунками.

Грамматика в процессоре Word. Проверка правописания. Печать документов.

Тема 7. Подготовка презентаций (8 ч.)

Общие сведения о MS PowerPoint. Принципиальная схема работы с MS PowerPoint. Общие положения. Авторазметка.

Создание и редактирование презентации. Окно MS PowerPoint. Презентация в режиме слайдов. Презентация в режиме сортировщика слайдов.

Общие операции со слайдами. Демонстрация слайд - фильма.

Тема 8. Основы компьютерных телекоммуникаций (5 ч.)

Общие сведения. Internet. Как работает Internet. Основные службы Internet. WWW -всемирная паутина.

Достоинства и опасности Internet.

Адресация ресурсов Internet. Окно Internet Explorer. Настройка Internet Explorer.

Навигация в Internet. Адреса. Ссылки. Вспомогательные операции.

Работа с файлами.

Поиск в Internet. Страницы поиска.

Электронная почта. Общие сведения. Принципы работы с почтовой программой. Окно почтовой программы. Создание сообщения. Доставка почты. Чтение почты.

Изучение курса «Адаптивные информационный и коммуникационные технологии» предусматривает:

- использование методов и приемов обучения с ориентацией на "зону ближайшего развития" ребенка, то есть создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

- определение оптимального содержания программы курса и отбор учебного материала в соответствии с поставленными задачами;

- введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности, преодоление индивидуальных недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Сочетание различных упражнений позволяет учителю постоянно менять доминантный анализатор и обеспечивать коррекцию высших психических функций в учебном процессе.

Каждое из приведенных ниже упражнений способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развивает интерес к учению, учит соотносить инструкции и задания преподавателя. Эти упражнения создают хорошую основу для формирования учебных умений работы с компьютером.

Коррекционно-развивающие упражнения:

1. Упражнения на развитие аналитико-синтетической деятельности. Работа с "осколочной картиной" (восстановить картину из набора отдельных элементов, сложить, чтобы получилась целостная картина).

2. Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, развитие навыков самоконтроля (кроссворды, ребусы).

3. Словарная работа (новая терминология).

4. Упражнения на слуховое внимание и логическое соотношение. Найдите лишнее слово (компьютер, клавиатура, мышь, Word).

5. Развитие связной речи на основе упражнений вербально-графического плана. Синтез деятельности слухового и зрительного анализатора. (Работа по опорным схемам с объяснениями).

6.Упражнения на развитие и концентрацию памяти и внимания (диктант по понятиям).

7. Развитие описательной устной речи на основе рассказа и плана, данного учителем. Развитие самоконтроля.

8. Упражнения на развитие вербальной памяти на основе сравнения, сопоставления.

Методика оценки знаний и умений обучающихся

Исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей обучающихся, знания и умения обучающихся по предмету «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

Критерии оценки знаний и умений за устный ответ по предмету ««Адаптационные информационные и коммуникационные технологии»

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:

- дает правильный осознанный ответ на все поставленные вопросы;

- может подтвердить правильность ответа, сделать вывод;

- хорошо ориентируется в тексте учебника и раздаточном материале;

- активно работает на уроке;

- умеет самостоятельно объяснить  назначение  и  работу программы;

- знает основные элементы  программы, панель инструментов программы.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:

- нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

- может подтвердить правильность ответа практическим знаниями при работе за компьютером ( с программой);

Если ученик в ходе практической работы или в работе с наглядностью замечает и исправляет допущенные неточности, то ему может быть поставлена оценка «5».

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: 

- при незначительной  помощи преподавателя или обучающихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы;

- владеет необходимыми  навыками работы с компьютером и программами, но иногда путается, затрудняется при ответе,  даже с подсказкой преподавателя  или  обучающихся.

 Оценка «2» ставится обучающемуся, если он:

- обнаруживает незнание большей части программного материала;

- не может воспользоваться помощью преподавателя, других обучающихся;

- не владеет навыками работы с компьютером и программами.

Критерии оценки знаний и умений за выполнение практических работ по предмету ««Адаптационные информационные и коммуникационные технологии»

Практические знания и умения, обучающихся по предмету ««Адаптационные информационные и коммуникационные технологии» оцениваются по результатам их  практических работ.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:

- дает правильный осознанный ответ на все поставленные практические вопросы;

- может доказать правильность ответа, сделать вывод;

 - хорошо ориентируется на рабочем столе компьютера и программе;

- активно   и  самостоятельно работает за компьютером;

- умеет самостоятельно запускать, работать и правильно выходить из программ;

- знает основные элементы работы с программой, панель инструментов программы;

- самостоятельно  и  быстро умеет правильно организовать  своё  рабочее   место.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:

- нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

- может подтвердить полученный  результат  практического задания теоретическими знаниями при работе за компьютером (с программой);

- уверенно работает с  текстовым  и графическим  редакторами;

- умеет правильно организовать своё рабочее место.

Если ученик в ходе практической работы или в работе с наглядностью замечает и исправляет допущенные неточности, то ему может быть поставлена оценка «5».

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: 

  - при незначительной помощи преподавателя или обучающихся группы находит правильное решение практической  задачи;

- владеет практическими навыками работы с компьютером и программами, но иногда путается, затрудняется при ответе, даже с подсказкой преподавателя или обучающихся;

- умеет с помощью преподавателя или учеников  правильно организовать  своё  рабочее   место.

Оценка «2» ставится обучающемуся, если он:

- обнаруживает незнание большей части программного материала;

- не может воспользоваться помощью преподавателя, других обучающихся;

 - не владеет навыками работы с компьютером и программами.

Для обучающихся с нарушением интеллекта следует правильно подобрать тематику практических работ. Затем необходимо провести подготовительную работу: разъяснить цели и задачи, определить роль каждого учащегося, познакомить с оборудованием, обговорить этапы предстоящей работы. Обучающиеся должны иметь четкие представления о работе.

Практические работы выполняются учащимися в компьютерном классе. Для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся класс делится на 3 группы (сильная - А, средняя - Б, слабая - В), каждой группе задания даются разной степени трудности и разного объема.

Особую роль играет работа со знаковыми символами, что способствует развитию у обучающихся абстракции, развивается их воображение.

Для формирования компьютерной грамотности у обучающихся с умственной отсталостью, я применяю технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих программ.

1.        Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.

2.        Компьютерные игры, тренажеры. Также в последнее время создано большое количество развивающих игр, использование которых в работе с детьми коррекционного обучения дает возможность подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста. Компьютерная игра повышает привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается; у учеников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Речевое нарушение и недостаточное развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) мешают учащемуся в усвоении программного материала. Помогают компьютерные игры и тренажеры.

3.        В Интернете можно найти материал  по использованию компьютерных технологий как для детей, обучающихся по основной программе, так и для детей, обучающихся по специальной (коррекционной). «Виртуальная экскурсия»- еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.


 

Заключение

Необходимость использования информационных коммуникационных технологий на уроках неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Отметим несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:

Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.

Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс, индивидуализации и дифференциации обучения.

В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

Таким образом, процесс формирования компьютерной грамотности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью будет эффективнее, если включать в занятия игры логического характера, игры - презентации, использование интернет – ресурсов, указать поддержку и дать возможность, правильно и самостоятельно выполнить задания. 

 


 

Список использованной литературы

 

1.                 http://www.pomochnik-vsem.ru/

2.                 Ахутина , Т.В. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения //Нейропсихология сегодня / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева.  – М.: Просвещение, 1996. – 211 с.

3.                 Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В6-ти т. Т.5 Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.

4.                 Глазкова, Н.Н. Обучение элементам информатики старших школьников с недоразвитием интеллекта / Н.Н.Глазкова. – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.–218 с.

5.                 Истомина, Т. П. Открываем мир на уроках информатики // Информатика и образование / Т.П. Истомина. –М.:Просвещение,  2000.  –№2. – С.15-18.

6.                 Калиникова, Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Л.В. Калинина, Н.Д. Соколова. - М.: ГНОМ и Д, 2001. – 449 с.

7.                 Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей / В.И. Лубовский. – М.:Просвещение, 1978. – 232 с.

8.     Макарова, Н.В. Адаптивные информационные и коммуникационные технологии // Базовый курс: учебник для 10 класса /Н.В.Макарова. -  СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

9.     Цветкова М.С., Великович Л.С.  Информатика и ИКТ: учебник.– М.: 2014

10. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: «Академия» 2016

11. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально- экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2014


 

Приложение.

Департамент образования и науки Костромской области
ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж»
Судиславский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АД.02

 

Адаптивные информационные и коммуникационные технологии

 

адаптированной основной образовательной программы профессионального обучения
по профессии 19727 «Штукатур», 13450 «Маляр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022г.


Программа общепрофессионального цикла учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089 и рекомендаций по реализации образовательной программы среднего общего образования технического профиля в профессиональных образовательных учреждениях в соответствии с примерными учебными программами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования по профессиям  19727 Штукатур, 13450 Маляр

 

 

 

 

Организация-разработчик: Судиславский филиал ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж»

 

Разработчики:

Белова Ирина Николаевна, преподаватель

 

 

 

Рассмотрено на заседании методической комиссии

 

Протокол №_____ от ________________ 20        г.

 

Председатель МК ___________________

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

 

 


Содержание

 

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины …………………………………… стр. 4

2. Структура и содержание ………………………………………………………………… .стр. 6

3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы……….....стр. 10

4. Рекомендуемая литература…………………………………………………………….…..стр. 11

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплин………………………… стр. 12


1.  ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Адаптивные информационные и коммуникационные технологии

1.1  Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной образовательной программы профессиональной подготовки.

 

1.2  Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:

адаптационный цикл.

 

1.3  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цели изучения дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»:

·       получение обучающимися таких доступных сведений и представлений о компьютере, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

·       повышение уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

·       развитие речи обучающихся, обогащение её новыми терминами, развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Основные задачи учебной дисциплины:

·       усвоение обучающимися правил работы и поведения при общении с компьютером;

·       приобретение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;

·       использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев;

·       воспитание целенаправленности, работоспособности трудолюбия у слушателей, навыков контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания слушателями с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.

Адаптивные информационные и коммуникационные технологии изучаются в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования с учетом рекомендаций.

Данная программа является адаптированной образовательной программой для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

                               Работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям;

                               Использовать компьютерную технику, устройства ввода информации, программное обеспечение;

                               Организовывать рабочее место для работы на ПК

                               Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами;

                               Вводить, редактировать, форматировать и сохранять информацию в текстовом и графическом редакторе,

                               Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

                               Использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;

                               Использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства;

                               Использовать Интернет-ресурсы (обзор и тематический поиск).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

                               Основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;

                               Приемы поиска информации

                               Основные требования при работе на компьютере;

                               Основные приемы работы в программах Word, Paint, Power Point;

                               Приемы работы с периферийными устройствами компьютера (принтер, сканер)

1.4       Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

практические занятия

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2 Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере (1 ч.).

Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности и организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером.

 Тема 2. Информация и информационные процессы (2ч.)

Понятие, свойства и основные операции с информацией. Информационные объекты различных видов. Кодирование информации. Системы счисления.

Тема 3. Основные устройства ЭВМ (3 ч.)

Решает ряд задач, связанных с расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как их использовать в работе, правила работы за компьютером.

Тема 4. Программное обеспечение ПК (4ч.)

Программное обеспечение: история развития, термины, определения, состав, структура. Смена версий программного обеспечения: назначение, периодичность.

Системные, служебные и прикладные программы: основные понятия, определение, типы, характеристики, категории.

Вирусные программы: пути и механизмы распространения, действия, формы проявлений. Профилактические меры.

Антивирусные программы: разновидности, принципы действия, способы настройки, порядок работы в них.

Тема 5. Основы обработки графических изображений (4 ч.)

Графический редактор Paint. Окно программы Paint. Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента. Палитра цветов.

Атрибуты изображения.

Основы работы с программой Paint.

Техника создания изображений. Общие сведения. Кисть и карандаш. Ластики. Как рисовать геометрические фигуры. Распылитель. Заливка.

Изменение размеров изображения. Редактирование деталей изображения. Ввод текста. Работа с фрагментами изображения. Печать изображения.

Тема 6. Текстовые файлы и текстовые документы (8 ч.)

Текстовые файлы. Текстовый редактор Word. Окно процессора Word. Обзор функций горизонтального меню. Панели инструментов. Настройка экрана Word. Ввод текста в программе Word.

Основные элементы текстового документа. Символы, слова, строки, предложения. Абзац. Структура страницы. Структура документа. Таблицы и рисунки. Поля. Понятие о шаблонах и стилях оформления.

Основные операции с текстом. Перемещение по набранному тексту. Выделение фрагментов текста. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Поиск и замена фрагментов текста. Отмена команд.

Форматирование символов и абзацев: общие сведения. Форматирование символов. Форматирование абзацев.

Оформление страницы документа. Разметка страницы. Вставка номера страниц. Верхний и нижний колонтитулы. Вставка сносок. Разрыв страницы.

Формирование оглавления.

Работа с таблицами.

Работа с рисунками.

Грамматика в процессоре Word. Проверка правописания. Печать документов.

Тема 7. Подготовка презентаций (8 ч.)

Общие сведения о MS PowerPoint. Принципиальная схема работы с MS PowerPoint. Общие положения. Авторазметка.

Создание и редактирование презентации. Окно MS PowerPoint. Презентация в режиме слайдов. Презентация в режиме сортировщика слайдов.

Общие операции со слайдами. Демонстрация слайд - фильма.

Тема 8. Основы компьютерных телекоммуникаций (5 ч.)

Общие сведения. Internet. Как работает Internet. Основные службы Internet. WWW -всемирная паутина.

Достоинства и опасности Internet.

Адресация ресурсов Internet. Окно Internet Explorer. Настройка Internet Explorer.

Навигация в Internet. Адреса. Ссылки. Вспомогательные операции.

Работа с файлами.

Поиск в Internet. Страницы поиска.

Электронная почта. Общие сведения. Принципы работы с почтовой программой. Окно почтовой программы. Создание сообщения. Доставка почты. Чтение почты.

Промежуточная аттестация в форме зачета  (1 ч.)

 

2.3 Тематическое планирование.

При реализации содержания учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: 36 часов.

Тематический план

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия, содержание обучения

Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере

1

Информация и информационные процессы

2

Основные устройства ЭВМ

3

Программное обеспечение ПК

4

Основы обработки графических изображений

4

Текстовые файлы и текстовые документы

8

Подготовка презентаций

8

Основы компьютерных телекоммуникаций

5

Промежуточная аттестация в форме зачета.

1

Всего

36

 

2.4 Характеристика основных видов учебной деятельности

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности слушателей (на уровне учебных действий)

Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере

Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, санитарно-гигиенических требований.

Информация и информационные процессы

Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.).

Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.

Умение отличать представление информации в различных системах счисления.

Основные устройства ЭВМ

Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.

Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.

Программное обеспечение ПК

Выделение и определение назначения элементов окна программы.

Представление об операционной системе компьютера.

Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.

Основы обработки графических изображений

Знание типов компьютерной графики, их различия между собой.

Умение работать с основными инструментами компьютерной графики.

Текстовые файлы и текстовые документы

Владение базовыми навыками и умениями по работе с основной программой по обработке текстовых документов.

Умение выполнять основные операции по редактированию и форматированию документов.

Подготовка презентаций

Использование основных приёмов работы с презентациями

Основы компьютерных телекоммуникаций

Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире.

Понимание основ работы в Интернете.

Определение ключевых слов, фраз для поиска информации.

Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации.

 


3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

Освоение программы учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета информатики удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН № 178-02), и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», входят:

·                     Рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, проектор и экран);

·     Компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows)

·               учебно-практическое оборудование;

·               библиотечный фонд.


4. Рекомендованная литература

Основная

1.    Цветкова М.С., Великович Л.С.  Информатика и ИКТ: учебник.– М.: 2014

2.    Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: «Академия» 2016

3.    Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально- экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2014

Дополнительная

1.    Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб.пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.

2.    Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.

 

Интернет-ресурсы:

1.                            www.fcior.edu.ru/  (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).

2.                            www.school-collection.edu.ru/  (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

3.                            www.intuit.ru/studies/courses/  (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).

4.                            www.digital-edu.ru/  (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).

5.                            www.window.edu.ru/  (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).

 


5. Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:

 

Работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям

Проведение тематического тестирования, устный опрос, практическая работа, зачет

Использовать компьютерную технику, устройства ввода информации, программное обеспечение

Устный опрос, проведение тематического тестирования, практическая работа, зачет

Организовывать рабочее место для работы на ПК

Устный опрос, зачет

Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами;

Практическая работа, устный опрос, зачет

Вводить, редактировать, форматировать и сохранять информацию в текстовом и графическом редакторе

Практические занятия, зачет

Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

Практические занятия, зачет

Использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности

Практические занятия, зачет

Использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства;

Практическая работа, устный опрос, зачет

Использовать Интернет-ресурсы (обзор и тематический поиск).

Поиск информации, устный опрос, зачет

Обучающийся должен знать:

 

Основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;

Тестирование, зачет

Приемы поиска информации

Устный опрос, зачет

Основные требования при работе на компьютере

Устный опрос, зачет

Основные приемы работы в программах Word, Paint, Power Point

Тестирование, зачет

Приемы работы с периферийными устройствами компьютера (принтер, сканер)

Устный опрос, зачет

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1

Введение В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью…

Введение В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью…

Анализ психолого – педагогической и научно методической литературы по проблеме исследования; 2

Анализ психолого – педагогической и научно методической литературы по проблеме исследования; 2

Психолого–педагогические особенности детей с умственной отсталостью, проблемы обучающихся

Психолого–педагогические особенности детей с умственной отсталостью, проблемы обучающихся

Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов

Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов

Перечисленные особенности связаны с любым учебным предметом, однако в зависимости от его специфики (русский язык, профессионально-трудовое обучение, история, география и т

Перечисленные особенности связаны с любым учебным предметом, однако в зависимости от его специфики (русский язык, профессионально-трудовое обучение, история, география и т

Нарушения обобщения усугубляются неполноценностью других мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, сравнения

Нарушения обобщения усугубляются неполноценностью других мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, сравнения

Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы

Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы

Особенности преподавания основ компьютерной грамотности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Особенности преподавания основ компьютерной грамотности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

ИКТ. Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного…

ИКТ. Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного…

А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал

А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал

Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый обучающимся учебный материал

Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый обучающимся учебный материал

Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении

Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении

На уроках «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» обучающиеся знакомятся с множеством новых слов

На уроках «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» обучающиеся знакомятся с множеством новых слов

Работа по образцу. Например, обучающимся раздается готовый текст с заданным шрифтом и стилем

Работа по образцу. Например, обучающимся раздается готовый текст с заданным шрифтом и стилем

Коррекционные цели образования и специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс их обучения: преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно…

Коррекционные цели образования и специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс их обучения: преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно…

Разработка рабочей программы «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» для обучающихся с умственной отсталостью

Разработка рабочей программы «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» для обучающихся с умственной отсталостью

Данная программа является адаптированной образовательной программой для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Данная программа является адаптированной образовательной программой для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

На изучение предмета «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» 36 часов

На изучение предмета «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» 36 часов

Коррекционно-развивающие задания: •

Коррекционно-развивающие задания: •

Решает ряд задач, связанных с расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как…

Решает ряд задач, связанных с расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как…

Основные операции с текстом. Перемещение по набранному тексту

Основные операции с текстом. Перемещение по набранному тексту

Изучение курса «Адаптивные информационный и коммуникационные технологии» предусматривает: - использование методов и приемов обучения с ориентацией на "зону ближайшего развития" ребенка, то есть создание оптимальных…

Изучение курса «Адаптивные информационный и коммуникационные технологии» предусматривает: - использование методов и приемов обучения с ориентацией на "зону ближайшего развития" ребенка, то есть создание оптимальных…

Развитие связной речи на основе упражнений вербально-графического плана

Развитие связной речи на основе упражнений вербально-графического плана

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: - при незначительной помощи преподавателя или обучающихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы; - владеет необходимыми навыками работы…

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: - при незначительной помощи преподавателя или обучающихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы; - владеет необходимыми навыками работы…

Если ученик в ходе практической работы или в работе с наглядностью замечает и исправляет допущенные неточности, то ему может быть поставлена оценка «5»

Если ученик в ходе практической работы или в работе с наглядностью замечает и исправляет допущенные неточности, то ему может быть поставлена оценка «5»

Для формирования компьютерной грамотности у обучающихся с умственной отсталостью, я применяю технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих программ

Для формирования компьютерной грамотности у обучающихся с умственной отсталостью, я применяю технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих программ

Заключение Необходимость использования информационных коммуникационных технологий на уроках неоспорима

Заключение Необходимость использования информационных коммуникационных технологий на уроках неоспорима

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Приложение. Департамент образования и науки

Приложение. Департамент образования и науки

2022г.

2022г.

Программа общепрофессионального цикла учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» разработана на основе

Программа общепрофессионального цикла учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» разработана на основе

Содержание 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины …………………………………… стр

Содержание 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины …………………………………… стр

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства; •

Использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства; •

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Тема 7. Подготовка презентаций (8 ч

Тема 7. Подготовка презентаций (8 ч

Информация и информационные процессы

Информация и информационные процессы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

Рекомендованная литература Основная 1

Рекомендованная литература Основная 1

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024