Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы
«Путешествие в страну Знаний»
Образовательные области: речевое, социально – коммуникативное и познавательное, физическое, музыкальное развитие.
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкальная
Вид занятия: интегрированное.
Направление занятия: развивающее
Форма: игра-путешествие.
Форма организации: групповая
Возрастная группа: дети подготовительной группы.
Время проведения: 30 минут
Цель: Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развитие познавательных процессов.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению знаний детей, необходимых для подготовки к обучению в школе;
Развивающие:
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение);
- развивать мыслительные операции (умение анализировать, формулировать);
- развивать зрительно-моторную координацию;
- формировать положительную мотивацию к обучению в школе;
- развивать элементарные навыки самооценки.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к себе, к окружающим и к школе;
- формировать навыки общения;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.
Планируемый результат:
1. Знакомство со школой, правилами поведения в школе.
2. Формирование положительной мотивации к обучению в школе.
3. Сплочение детского коллектива.
4. Развитие психических процессов.
Методы, используемые в работе с детьми:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
* метод наглядной передачи информации (зрительное восприятие информации с помощью практической деятельности детей);
* метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);
2. Методы стимулирования и мотивации:
* эмоциональные;
* игровые;
3. Методы повышения познавательной активности:
* анализ
* сравнение
* повторение
4. Методы контроля и самоконтроля:
* самоконтроль и взаимоконтроль.
В ходе ОД применяются следующие технологии:
1. Здоровьесберегающие.
2. Информационно-коммуникативные.
3. Арт-терапия
4. Игровая терапия
5. Психогимнастика
6. Релаксационные упражнения
7. Музыкотерапия
8. Упражнения для развития познавательных процессов
Предварительная работа:
1. Проведение беседы о школе.
2. Ознакомление с различными человеческими качествами и их значение в жизни человека.
3. Рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств.
4. Игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальное сопровождение, ковер, презентация, письмо в конверте, наборы предметных картинок, бланк к заданию «Найди одинаковые картинки» по количеству детей, бланк к заданию «Раскрась фигуры» по количеству детей, флажки красного и зеленого цвета 8 шт, 4 обруча, простые карандаши, цветные карандаши, 4 стаканчика, 4 трубочки, «Радуга», «Тучка», смайлики 16 шт, капельки 8 шт, смайлики для подарков 4 шт.
Ход:
I. Вводная часть
Организационный момент
СЛАЙД 1
Дети входят в группу под спокойную музыку («Утро» Э. Грига) и встают полукругом.
СЛАЙД 2
Ритуал приветствия (2 мин)
Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойной атмосферы
Педагог-психолог:
- Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть! Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем и скажем «Доброе утро!»
- Молодцы ребята! Вы поздоровались с гостями, а сейчас вы поприветствуете друг друга, необычным способом. Становимся в круг.
«Волшебная коробочка»
Посмотрите, у меня есть «волшебная коробочка», возьмите из нее по одной карточке. (У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки.)
- Рассмотрите ее и кто нашел вторую половинку к своей карточке встаньте друг напротив друга.
(Педагог проверяет правильность выполнения задания, забирает карточки, когда пары сформированы, дети приступают к приветствию):
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (протягивают друг другу руки)
Хорошо! (обнимаются)
- Молодцы!
Сюрпризный момент (5 мин)
Цель: установление проблемной ситуации и принятие детьми цели занятия.
Психолог: Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы должны отгадать. Отгадка будет являться темой нашего занятия: «Стоит дом, кто в него войдет, тот знания приобретет»
Дети: школа
Психолог: Молодцы, ребята. Конечно же это школа. А что такое школа, скажите? Для чего она необходима?
Дети: отвечают на вопросы.
Психолог: Мы сегодня много с вами будем беседовать о школе. Но мне надо Вам сказать одну важную новость. Мне сегодня пришло письмо от мальчика Гриши. Смотрите, я вам покажу его фотографию (СЛАЙД 3). В письме он пишет, что хочет попасть в страну Знаний, но сам попасть не может, потому что у него не получается справиться с заданиями. Они очень сложные, ему одному не выполнить. Поэтому он очень сильно просит Вас о помощи. Он знает, что вы совсем скоро пойдете в школу и вы готовитесь к ней, а еще вы дружные, смелые и умные ребята. Ну, что поможем мальчику Грише, попасть в страну Знаний?
Дети: соглашаются помочь мальчику Грише.
Психолог: Но прежде, чем попасть, нам необходимо знать, где же эта страна находится? И как в нее попасть? Нам для этого необходимо прочитать дальше письмо, а здесь Гриша отправил нам карту. Смотрите (СЛАЙД 4)
Это океан, здесь отмечены острова, на которых нам надо побывать и выполнить задания. Здесь 5 островов и нам надо двигаться по стрелочке. Как пройдем все острова, только тогда попадем вместе с Гришей в страну «Знаний».
Психолог: Ребята, вы готовы к путешествию?
Дети: Готовы!
СЛАЙД 5
Психолог: Тогда отправляемся в путешествие, кладем руки на плечи друг другу и плывем вперед! В страну Знаний!
СЛАЙД 6
Звучит аудиозапись «Шум моря»
II. Основная часть
Решений проблемной ситуации, актуализация знаний
СЛАЙД 7
Психолог: («смотрит в бинокль»): Внимание, вижу впереди остров, который называется «Остров Мышления».
СЛАЙД 8. Упражнение «Классификация»
Цель: развитие элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению и способности к обобщению. Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.
Дети сидят парами за столами.
Психолог: перед вами набор предметных картинок. Вам необходимо определить, по каким признакам можно разложить картинки на группы. Вы должны договориться и решить, кто по какому признаку раскладывает картинки, и разложить их.
(после того, как дети выполняют задание, психолог подходит к каждому ребенку и проверяет задание. Дети должны назвать признак, по которому, они раскладывали картинки)
Психолог: Молодцы! За время путешествия вы хорошо потрудились, и конечно немного устали. Давайте немного подвигаемся и сделаем физкультминутку.
СЛАЙД 9
Видео включается. Физкультминутка. (2 мин)
Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности
Психолог: Молодцы! А нам пора плыть дальше!
Звучит «Шум моря», дети «плывут» дальше.
СЛАЙД 10
Психолог: Ребята, посмотрите, впереди еще один остров! Это «Остров Внимания». Как вы думаете, быть внимательными - это важно для будущих учеников?
Дети: Конечно!
Психолог: Вы правы, ребята! Поэтому жители Острова подготовили задание, для выполнения которого нужно быть очень внимательными. Присаживайтесь на бережок.
СЛАЙД 11
Задание «Найди одинаковые картинки» (1,5 мин)
Цель: развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания.
Психолог: Перед вами карточки с изображение разных предметов (цветочки, зонтики, варежки, деревья). Вам необходимо найти одинаковые картинки и отметить знаком, который соответствует этой картинке.
Дети выполняют упражнение и «плывут» дальше.
Звучит «Шум моря», дети «плывут» дальше.
СЛАЙД 12
Психолог: Ребята, кажется я вижу еще один остров! Это же «Остров Памяти». Как вы думаете, иметь хорошую память, запоминать все, что говорит учитель на уроке, знать много стихотворений – это важно для будущего ученика?
Дети: Да!
Психолог: Ну, тогда выполняем новое задание.
СЛАЙД 13
Игра «Раскрась фигуры»
Цель: развитие зрительного запоминания
Психолог: Я вам показываю разноцветные фигуры, вы должны запомнить каким цветом они раскрашены, затем вы раскрашиваете фигуры у себя на листочках, воспроизводя цвет по памяти.
(Делаем вывод, оцениваем результат)
Психолог: Молодцы и здесь показали какая у вас отличная память.
Психолог: За время путешествия вы, наверное, немного устали. Давайте выполним пальчиковую гимнастику.
СЛАЙД 14
Видео включается. Упражнение «Пальчиковая гимнастика». (2 мин)
Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.
СЛАЙД 15
Психолог: Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Отплываем на следующий остров «Дружбы».
Звучит «Шум моря», дети «плывут» дальше.
Педагог-психолог: Чтобы быть готовым к школе надо еще уметь дружить. Этот остров проверит насколько мы с вами можем дружить, помогать, выручать друг друга.
СЛАЙД 16
Игра «Светофор»
Цель: развитие знаний о хороших качествах дружбы.
Педагог-психолог: Возьмите флажки, красного и зеленого цветов. Я вам сейчас буду перечислять разные качества дружбы. Когда называются хорошие качества, помогающие дружбе, вы поднимаете вверх флажок зеленого цвета, когда плохие качества, которые мешают дружбе, вы поднимаете красный флажок. (понимание, драка, помощь, ссора, зависть, честность, справедливость, грубость, обман, доброта, уважение, ненависть, верность, улыбка).
Дети: выполняют задание
Педагог-психолог: Молодцы! В справились с этим заданием.
Психолог: Чтобы быть хорошим другом надо обладать хорошими качествами. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
СЛАЙД 17
Игровое упражнение «4 острова»
Цель: развитие коммуникативных навыков; способствовать сплочённости детей, созданию дружеской и радостной атмосферы.
Психолог: Перед вами обручи, это острова. Будет играть музыка, все танцуют вокруг островов. Музыка останавливается, каждый занимает остров. В конце игры остается один остров, и вы, обнявшись, стараетесь не падать за пределы острова, помогаете друг другу.
Звучит песня Чунга-Чанга
Педагог-психолог: Хорошо, ребята и здесь справились. Помогли друг другу. А нам пора плыть дальше.
Звучит «Шум моря», дети «плывут» дальше.
СЛАЙД 18
Психолог: Подплываем к острову, он называется «Остров Настроений».
Педагог-психолог: Дети, что такое «хорошее настроение»?
Дети: Когда мне весело, когда я с папой и мамой, когда я получаю подарки, когда со мной мои друзья…
Педагог-психолог: Наше настроение зависит от того какие эмоции мы переживаем, оно хорошее, когда мы переживаем положительные эмоции и плохое – когда отрицательные.
СЛАЙД 19
Упражнение «Узнай эмоцию»
Цель: развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоционального словаря, умение дифференцировать собственное эмоциональное состояние, выработку адекватного отношения к «хорошим» и «плохим» чувствам.
Педагог-психолог: Ребята, попробуйте самостоятельно поделить эмоции на две группы. Положительные вы прикрепите к радуге, а отрицательные к тучке (на доске). Каждый из вас, по очереди, подойдёт к столу и возьмёт в руки по одной картинки и прикрепит их туда, куда, по его мнению они подходят.
(Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций, они прикрепляют их к соответствующим картинкам - «Радуга» или «Тучка». К положительным относятся - радость, интерес, удивление, а к отрицательным - грусть, страх, вина, злость).
Педагог-психолог: Вы молодцы! Справились с этим заданием! Давайте с вами избавимся от плохих эмоций и выполним следующее задание.
СЛАЙД 20
Упражнение «Волшебные стаканчики»
Цель: учить преодолевать негативные эмоции.
Педагог-психолог: Можно избавиться от негативных эмоций с помощью волшебных стаканчиков. Пододвиньте стаканы и изо всех сил подуйте в трубочку, не надувая щек. Отправьте через трубочку все обиды и плохое настроение.
- Итак, все свои отрицательные эмоции и плохое настроение мы оставили в стаканчике.
Педагог-психолог: А сейчас я вам предлагаю выполнить упражнение «Солнечный зайчик». Вы можете присесть или прилечь на коврик, расслабиться и внимательно слушать.
СЛАЙД 21
Релаксация. Упражнение «Солнечный зайчик» (4 мин)
Цель: расслабление, снятие напряжения.
Психолог: Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Какое настроение у вас стало после выполнения этого упражнения?
Дети: (Ответы детей)
Психолог: Я хочу, что бы вы, как можно больше испытывали положительных эмоций, а также, умели во время избавляться от отрицательных!!!
Психолог: Молодцы, ребята, мы побывали на всех островах, ведущих к Стране Знаний и справились со всеми заданиями. Вы показали, что к школе вы готовы. Давайте посмотрим попал ли туда Гриша. Смотрите Гриша прислал письмо с фотографией. (СЛАЙД 22). «Он очень рад, что вы помогли ему добраться, благодарит вас и дарит вам подарки. Говорит до новых встреч, ребята». (СЛАЙД 23)
Психолог: Наше путешествие закончилось и нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад. Поплыли?...
Звучит «Шум моря», дети возвращаются в детский сад.
III. Заключительная часть.
Рефлексия эмоционального состояния (2 мин)
СЛАЙД 24
Упражнение «Какой я сейчас»
Цель: развивать умения оценивать свои результаты, проводить анализ собственной деятельности во время занятия, развитие начальных навыков самоанализа
Психолог: Ну, вот мы и снова в нашем детском саду. Скажите, понравилось Вам наше путешествие? На каких островах мы с вами были? Мы не просто так были с вами на этих островах. Ведь для того, чтобы пойти в школу надо уметь дружить, быть внимательным, придумывать и фантазировать, все запоминать. Перед вами полянка. Если вам понравилось занятие приклеиваете веселую капельку, если не понравилось – грустную капельку.
СЛАЙД 25
Психолог: Молодцы! Ну все ребята, пришла пора прощаться. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Скажем до свидания! Хорошего вам настроения.
Психолог и дети прощаются с гостями под музыку
Ритуал прощания «Мыльные пузыри»
Педагог-психолог:
Жители страны настроения очень рады, что вы им помогли и подарили волшебные мыльные пузыри, кто их поймает, тот зарядится бодрым настроением на весь день
-
Дидактическая игра «Ромашка с настроением»
Психолог: Посмотрите у вас у каждого ромашка с разным настроением. И лепестки, на которых нарисованы герои с разным настроением. Слушайте задание:
- Определить настроение своей ромашки по схематическому изображению в сердцевине: радость, злость, испуг, грусть. Затем вам необходимо «оживить» эту ромашку, то есть подобрать лепестки, на которых изображены персонажи с таким же настроением.
(Дети из многих маленьких карточек - лепестков, выбирают нужные и накладывают на силуэт лепестка, настроение героев на лепестках должно совпадать с пиктограммой эмоции в серединке ромашки, затем называют по очереди настроение своей ромашки)
Дидактическая игра «Угадай эмоции сказочных героев»
Психолог: Перед вами карточки с героями сказок и смайлики с эмоциями. Ваша задача подобрать правильный смайлик с эмоцией каждому герою (дети выполняют задание). Давайте проверим. Молодцы, справились с заданием и избавили жителей долины от такого страшного правителя. Продолжаем наше путешествие по карте.
Упражнение «Разрезные картинки»
Педагог-психолог: - Присаживайтесь за столы, перед вами лежат разрезные картинки. Вам нужно сложить картинку правильно, определить какая это эмоция.
(Дети приступают к выполнению задания)
- Молодцы ребята, справились с заданием!
Сейчас я буду называть слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Запомните, пожалуйста, эти слова.
Задание с презентацией «Пары слов» 4 мин)
Педагог произносит пары слов, дети стараются их запомнить, далее на экране по очереди появляются иллюстрации первого слова пары, дети называют второе слово.
Праздник - подарок; Дом — окно;
Будка - собака; Пчела - мед;
Стол - пирог; Блины – сковорода.
Дети выполняют задание, получают «символ» острова и «плывут» дальше.
Упражнение «Рыбка»
Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
Психолог: Перед вами изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Необходимо выложить из набора геометрических фигур рядом точно такую же рыбку.
(дети выполняют задание)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.