Занятие с элементами тренинга "Развитие социального мышления. Я и Ты"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

занятие с элементами тренинга для обучающихся 3 - 4 классов, направленное на формирование представлений о себе и других, развитие навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, создание дружелюбной атмосферы в детском коллективе.
Иконка файла материала Гопций конспект открытого занятия 25.11.25.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

Открытого занятия

 в творческом объединении «Гармония в тебе»

(педагог дополнительного образования

Гопций Татьяна Александровна»)

 

«Развитие социального мышления. Тренинговое занятие «Я и Ты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОНЕЦК, 2025


Цель: формирование представлений о себе и других, развитие навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, создание дружелюбной атмосферы в детском коллективе.

Задачи:

-           развивать самосознание и представление о своей уникальности;

-           учить конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

-           развивать эмпатию, наблюдательность, умение активно слушать;

-           воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к себе и окружающим;

-           раскрыть творческий потенциал;

-           прививать ценность дружбы и взаимопомощи.

 

Дата проведения: 25.11.2025 г.

 

Место проведения: ГБОУ «Кадетская школа-интернат им. Г.Т. Берегового»

 

Время проведения: 90 минут.

 

Категория: обучающиеся 3 класса.

 

Оборудование и материалы: постер с названием занятия, доска или флип-чарт, магниты, искусственный цветок, цветные стикеры, фломастеры, ручки, карандаши, карточки с проблемными ситуациями, мяч, конверты с пазлами, картинка со всеми персонажами мультфильма «Смешарики», цветная бумага, клей, образец «сердечка дружбы», инструкция по изготовлению, заготовки шаблонов.

 

Содержание:

1. Вступительное слово. Приветствие. – 5 мин.

2. Основная часть мероприятия. ­ 75 мин.

2.1. Упражнение «Моё имя – моё настроение» ­ 5 мин.

2.2. Упражнение «Поучительный рассказ» ­ 10 мин.

2.3. Упражнение «Разрешаем споры» ­ 10 мин.

2.4. Упражнение «Кодекс дружбы» ­ 5 мин.

2.5. Упражнение «Похлопайте те, кто...» ­ 5 мин.

2.6. Упражнение «Пазлы дружбы» ­ 5 мин.

2.7. Упражнение «Вырасти росточек» ­ 10 мин.

2.8. Упражнение «Кто сказал?» ­ 5 мин.

2.9. Упражнение «Сердечко дружбы» ­ 20 мин.

3. Подведение итогов ¬ 10 мин.


1. Вступительное слово. Приветствие

Педагог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть каждого из вас. Сегодня у нас будет необычное занятие, где мы поговорим о том, как мы понимаем себя и тех, кто рядом, научимся распознавать эмоции и создадим атмосферу дружбы в нашей группе кружка. Мы с вами живем в большом мире, где нас окружают разные люди – наши друзья, одноклассники, семья. И каждый из нас – уникальный, особенный человек со своими мыслями, чувствами, желаниями. Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие по миру себя и других. Тема нашего занятия – «Я и Ты».

Упражнение «Доброе приветствие»

Время: 5 минут.

Цель: создание положительного настроя у участников.

Необходимые материалы: искусственный цветок.

Педагог: «Давайте начнем наше занятие с приятных слов. Сейчас мы будем

передавать этот красивый цветок по кругу и говорить друг другу комплименты ­ что-то очень хорошее о человеке, которому передаете цветочек. Например: «Ульяна, у тебя такая милая улыбка» или «Богдан, ты очень спортивный!» Говорим то, что нам действительно нравится в этом человеке».

Примечание: в процессе выполнения упражнения педагог может помогать наводящими вопросами участникам, которые затрудняются с формулированием комплимента, например: «Что тебе нравится в Мише? Как он ведет себя с друзьями? Может, он что-то делает хорошо?» Педагог также поддерживает каждый комплимент, например: «Прекрасно, спасибо!» или «Какой замечательный комплимент!». Если комплимент звучит неискренне или похож на издевку, ведущий в мягко предлагает перефразировать, например: «Давай подумаем, как сказать это по-доброму?»

Рефлексия: по завершении упражнения педагог организует краткое обсуждение его результатов.

Возможные вопросы:

– Приятно ли было получать комплименты?

– Приятно ли было делать комплименты?

– Сложно ли было придумать комплимент?

Педагог: «Спасибо вам всем! Вы только что друг друга порадовали и подарили хорошее настроение. Видите, как просто можно сделать день другого человека чуть лучше? Давайте сохраним это ощущение на все занятие».

 

2. Основная часть

2.1. Упражнение «Моё имя – моё настроение»

Время: 5 минут.

Цель: создание положительного настроя у участников, формирование интереса к самопознанию.

Необходимые материалы: цветные стикеры, фломастеры, ручки, карандаши.

Педагог: Ребята! А давайте узнаем, кто с каким настроением пришел сегодня на занятие? Выбирайте себе любой стикер, на котором пишите свое имя и обозначьте свое настроение. Как захотите. Можете, написать словами, можете нарисовать смайлик или что-то еще.

Примечание: когда обучающиеся обозначают на стикерах свое настроение, педагог их крепит на доску с плакатом занятия «Я и Ты». Если у кого-то плохое настроение, педагог предлагает найти способы, чтобы его улучшить.

Педагог: «Ребята! Посмотрите, какая у нас получилась интересная композиция из вашего настроения! Вам нравится? Отлично, мне тоже!»

 

2.2. Упражнение «Поучительный рассказ»

Время: 10 минут.

Цель: формирование основ бесконфликтного, дружеского поведения.

Необходимые материалы: рассказ «Тысячецвет» (автор А.Неелова).

Педагог: «Ребята! Наверняка вы замечали, что в хорошем настроении все вокруг кажется интересным, а люди – добрыми. Но бывает иначе, когда мы ….(дети дают свои варианты) …ссоримся со своими друзьями. Послушайте, пожалуйста этот маленький рассказик и ответьте мне на несколько вопросов.

Рассказ «Тысячецвет» (автор А.Неелова)

На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал:

- Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть

- Не сердись, это я нечаянно сделал – извинялся ручеек- Потерпи немного, солнышко быстро тебя обсушит.

Но тысячецвет и слушать ничего не хотел, и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону.

На смену весне пришло знойное лето. Тысячецвет изнемогал от жажды; его красивый, цветной наряд запылился и покрылся грязными пятнами. В полузавядшем цветке теперь с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:

- Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком.

Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть. В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветочек день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.

Рефлексия: вопросы для обсуждения

- на месте ручейка, вы простили бы цветочек?

- как вы думаете, изменился бы цветок, если б ручеек его простил?

- что бы вы посоветовали человеку, который не прощает своих друзей?

 

2.3. Упражнение «Разрешаем споры»

Время: 10 минут.

Цель: формирование умений конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Необходимые материалы: карточки с проблемными ситуациями.

Педагог: Ребята, запомните! К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы чувствуете, что закипаете и сейчас поссоритесь, скажите «СТОП», «Давай поговорим об этом позже», а сами вспомните все хорошие качества, из-за которых вы и подружились. Предлагаю вам сейчас разрешить такие ситуации на некоторых примерах.

Содержание: обучающиеся делятся на группы, получают карточку с заданием, готовятся, а потом зачитывают проблемную ситуации и предлагают свое конструктивное решение.

Примеры ситуаций:

1. На уроке физкультуры, во время игры, Юля нечаянно толкнула Марину. Марина упала, заплакала и обиделась на Юлю. (Пример решения: Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить все ли с ней в порядке)

2. Во время перемены Сережа и Юра захотели поиграть Роминым телефоном. Они стали драться и вырывать его друг у друга из рук. (Пример решения: Мальчики должны договориться об очередности игры. Это может сделать хозяин телефона, Рома)

3. Андрей нарисовал на листочке портрет Владика и передал ему. Владик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея. (Пример решения: Андрей должен извиниться перед Владиком, т.к. думал, что тому портрет понравится и самому убрать мусор с парты).

4. Денис взял последний синий фломастер, который был очень нужен Кате для ее рисунка, и она очень расстроилась, потому что теперь не сможет закончить работу. (Пример решения: Денис может предложить Кате взять фломастер на несколько минут, чтобы закончить важную часть рисунка, а потом Катя вернет его Денису).

 

2.4. Упражнение «Кодекс дружбы»

Время: 5 минут.

Цель: совершенствование социально-психологического климата в группе посредством совместной выработки норм и правил уважительного общения.

Необходимые материалы: мяч.

Педагог: «Давайте же сейчас, чтобы в нашей группе было как можно меньше ссор, обид и конфликтов, выработаем свои правила поведения. Я вам буду бросать мяч, а вы, бросая его мне в ответ, скажете свое правило дружбы и взаимопонимания, от которого нам всем будет хорошо».

Примечание: в процессе работы, педагог помогает сформулировать правила и корректирует сказанное. По окончании упражнения педагог всё обобщает.

 

2.5. Упражнение «Похлопайте те, кто...»

Время: 5 минут.

Цель: развитие самосознания и представления о своей уникальности.

Педагог: «Спасибо! Отличные правила и мы будем их придерживаться. А сейчас мы немного разомнемся и похлопаем в ладоши. Но не просто так, а по правилам:

Похлопайте те, кто любит шоколад. (Дети хлопают).

Похлопайте те, у кого есть домашние животные.

Похлопайте те, кто любит читать книги.

Похлопайте те, кто родился осенью.

Похлопайте те, кто считает себя хорошим другом.

Рефлексия: посмотрите, как много у нас общего! Несмотря на все наши различия, нас объединяют многие вещи. Это здорово, потому что так мы можем понимать друг друга ещё лучше!

 

2.6. Упражнение «Пазлы дружбы»

Время: 5 минут.

Цель: развитие командной работы и взаимопомощи.

Необходимые материалы: конверты с пазлами, картинка со всеми персонажами на доске.

Педагог: Ребята, а вы знаете мультфильмы про друзей и дружбу? (отвечают) Один из таких мультфильмов вам предстоит сейчас разгадать, собрав его персонажей. Вы, наверное, все знаете этих замечательных, круглых и таких разных героев? Каждый из них – уникальный, со своими талантами и характером. Но вместе они – настоящая дружная команда!

Содержание: педагог делит обучающихся на команды и раздает им конверты с пазлами героев мультфильма «Смешарики». Дети собирают и отгадывают персонажей, а затем и весь мультфильм.

Рефлексия: обсуждают мультфильм и его героев.

 

2.7. Упражнение «Вырасти росточек»

Время: 10 минут.

Цель: развитие эмпатии, доброжелательного отношения к другому.

Педагог: Ребята, а вы помните, чем занимался герой мультфильма «Смешарики» Копатыч? (отвечают. Если не ответили педагог наводит на мысль, что он занимается садоводством, выращивает растения). Правильно! Сейчас и мы с вами попробуем себя в роли садовода. Но взращивать мы будем не растения и свою самооценку.

Содержание: дети становятся все в круг, а в середину садится один ребенок, выполняющий роль «росточка». Каждый участник дотрагивается до «росточка» и говорит ему комплимент, хорошее пожелание. Если «росточку» нравится комплимент, то он – «растет», т.е. поднимается.

Рефлексия: обсуждают свое настроение после данного упражнения.

 

2.8. Упражнение «Кто сказал?»

Время: 5 минут.

Цель: развитие эмпатии, формирование социального интеллекта.

Педагог: Спасибо ребята! Вы ­ отличные «садовники» хорошего настроения! А давайте сейчас проверим насколько вы хорошо знаете друг друга.

Содержание: выбирается один участник, который будет отгадывать. Он отворачивается спиной к остальной группе и слушает. Педагог показывает на любого ребенка и тот говорит: «Я люблю… (например, картошку фри, красный цвет и пр.)». Затем участник, который стоял спиной к группе поворачивается и называет того, кто только что сказал фразу «Я люблю…»).

Примечание: роль участника, который отгадывает должна достаться каждому ребенку.

Рефлексия: обсуждается, насколько тяжело было отгадывать своих одноклассников.

 

2.9. Упражнение «Сердечко дружбы»

Время: 20 минут.

Цель: активизация и раскрытие творческого потенциала, формирование эмпатии.

Необходимые материалы: цветная бумага, клей, образец «сердечка дружбы», инструкция по изготовлению, заготовки шаблонов.

Педагог: Ребята, давайте, под конец нашего занятия изготовим, в знак своей дружбы и признательности, друг другу подарочки – «сердечки дружбы».

Содержание: педагог размещает на доску образец и инструкцию по изготовлению «сердечка дружбы», объясняет и помогает его смастерить.

Рефлексия: изготовленные сердечки ребята дарят друг другу с добрыми пожеланиями.

 

3. Подведение итогов

Время: 10 минут.

Цель: рефлексия, настрой на дальнейшую работу по самопознанию и развитию социального интеллекта.

Педагог: Друзья мои! Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали, что было для вас самым интересным или важным?

(обучающиеся делятся впечатлениями, говорят, какие упражнения понравились, а какие были трудными).

Домашнее задание: на следующее занятие необходимо подготовить пример своей конфликтной ситуации и как ее можно решить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературные источники:

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: Юнити, 2000.

2. Зедгенидзе, В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В. Я. Зедгенидзе. – М.: Айрис-пресс, 2009.

3. Клинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения / Р. Р. Клинина. – СПб. : Речь, 2001.

4. Клюева, Н. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996.

5. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – Москва: Генезис, 2010.– 541 с.


Приложение 1

 


 

Приложение 2

 

 

На уроке физкультуры, во время игры, Юля нечаянно толкнула Марину. Марина упала, заплакала и обиделась на Юлю.

 

Во время перемены Сережа и Юра захотели поиграть Роминым телефоном. Они стали драться и вырывать его друг у друга из рук.

 

Андрей нарисовал на листочке портрет Владика и передал ему. Владик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея.

 

Денис взял последний синий фломастер, который был очень нужен Кате для ее рисунка, и она очень расстроилась, потому что теперь не сможет закончить работу.


           

   

   


          

  

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru