МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Конспект
Открытого занятия
в творческом объединении «Гармония в тебе»
(педагог дополнительного образования
Гопций Татьяна Александровна»)
«Развитие социального мышления. Тренинговое занятие «Я и Ты»
ДОНЕЦК, 2025
Цель: формирование представлений о себе и других, развитие навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, создание дружелюбной атмосферы в детском коллективе.
Задачи:
- развивать самосознание и представление о своей уникальности;
- учить конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- развивать эмпатию, наблюдательность, умение активно слушать;
- воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к себе и окружающим;
- раскрыть творческий потенциал;
- прививать ценность дружбы и взаимопомощи.
Дата проведения: 25.11.2025 г.
Место проведения: ГБОУ «Кадетская школа-интернат им. Г.Т. Берегового»
Время проведения: 90 минут.
Категория: обучающиеся 3 класса.
Оборудование и материалы: постер с названием занятия, доска или флип-чарт, магниты, искусственный цветок, цветные стикеры, фломастеры, ручки, карандаши, карточки с проблемными ситуациями, мяч, конверты с пазлами, картинка со всеми персонажами мультфильма «Смешарики», цветная бумага, клей, образец «сердечка дружбы», инструкция по изготовлению, заготовки шаблонов.
Содержание:
1. Вступительное слово. Приветствие. – 5 мин.
2. Основная часть мероприятия. 75 мин.
2.1. Упражнение «Моё имя – моё настроение» 5 мин.
2.2. Упражнение «Поучительный рассказ» 10 мин.
2.3. Упражнение «Разрешаем споры» 10 мин.
2.4. Упражнение «Кодекс дружбы» 5 мин.
2.5. Упражнение «Похлопайте те, кто...» 5 мин.
2.6. Упражнение «Пазлы дружбы» 5 мин.
2.7. Упражнение «Вырасти росточек» 10 мин.
2.8. Упражнение «Кто сказал?» 5 мин.
2.9. Упражнение «Сердечко дружбы» 20 мин.
3. Подведение итогов ¬ 10 мин.
1. Вступительное слово. Приветствие
Педагог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть каждого из вас. Сегодня у нас будет необычное занятие, где мы поговорим о том, как мы понимаем себя и тех, кто рядом, научимся распознавать эмоции и создадим атмосферу дружбы в нашей группе кружка. Мы с вами живем в большом мире, где нас окружают разные люди – наши друзья, одноклассники, семья. И каждый из нас – уникальный, особенный человек со своими мыслями, чувствами, желаниями. Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие по миру себя и других. Тема нашего занятия – «Я и Ты».
Упражнение «Доброе приветствие»
Время: 5 минут.
Цель: создание положительного настроя у участников.
Необходимые материалы: искусственный цветок.
Педагог: «Давайте начнем наше занятие с приятных слов. Сейчас мы будем
передавать этот красивый цветок по кругу и говорить друг другу комплименты что-то очень хорошее о человеке, которому передаете цветочек. Например: «Ульяна, у тебя такая милая улыбка» или «Богдан, ты очень спортивный!» Говорим то, что нам действительно нравится в этом человеке».
Примечание: в процессе выполнения упражнения педагог может помогать наводящими вопросами участникам, которые затрудняются с формулированием комплимента, например: «Что тебе нравится в Мише? Как он ведет себя с друзьями? Может, он что-то делает хорошо?» Педагог также поддерживает каждый комплимент, например: «Прекрасно, спасибо!» или «Какой замечательный комплимент!». Если комплимент звучит неискренне или похож на издевку, ведущий в мягко предлагает перефразировать, например: «Давай подумаем, как сказать это по-доброму?»
Рефлексия: по завершении упражнения педагог организует краткое обсуждение его результатов.
Возможные вопросы:
– Приятно ли было получать комплименты?
– Приятно ли было делать комплименты?
– Сложно ли было придумать комплимент?
Педагог: «Спасибо вам всем! Вы только что друг друга порадовали и подарили хорошее настроение. Видите, как просто можно сделать день другого человека чуть лучше? Давайте сохраним это ощущение на все занятие».
2. Основная часть
2.1. Упражнение «Моё имя – моё настроение»
Время: 5 минут.
Цель: создание положительного настроя у участников, формирование интереса к самопознанию.
Необходимые материалы: цветные стикеры, фломастеры, ручки, карандаши.
Педагог: Ребята! А давайте узнаем, кто с каким настроением пришел сегодня на занятие? Выбирайте себе любой стикер, на котором пишите свое имя и обозначьте свое настроение. Как захотите. Можете, написать словами, можете нарисовать смайлик или что-то еще.
Примечание: когда обучающиеся обозначают на стикерах свое настроение, педагог их крепит на доску с плакатом занятия «Я и Ты». Если у кого-то плохое настроение, педагог предлагает найти способы, чтобы его улучшить.
Педагог: «Ребята! Посмотрите, какая у нас получилась интересная композиция из вашего настроения! Вам нравится? Отлично, мне тоже!»
2.2. Упражнение «Поучительный рассказ»
Время: 10 минут.
Цель: формирование основ бесконфликтного, дружеского поведения.
Необходимые материалы: рассказ «Тысячецвет» (автор А.Неелова).
Педагог: «Ребята! Наверняка вы замечали, что в хорошем настроении все вокруг кажется интересным, а люди – добрыми. Но бывает иначе, когда мы ….(дети дают свои варианты) …ссоримся со своими друзьями. Послушайте, пожалуйста этот маленький рассказик и ответьте мне на несколько вопросов.
Рассказ «Тысячецвет» (автор А.Неелова)
На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал:
- Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть
- Не сердись, это я нечаянно сделал – извинялся ручеек- Потерпи немного, солнышко быстро тебя обсушит.
Но тысячецвет и слушать ничего не хотел, и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону.
На смену весне пришло знойное лето. Тысячецвет изнемогал от жажды; его красивый, цветной наряд запылился и покрылся грязными пятнами. В полузавядшем цветке теперь с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:
- Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком.
Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть. В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветочек день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.
Рефлексия: вопросы для обсуждения
- на месте ручейка, вы простили бы цветочек?
- как вы думаете, изменился бы цветок, если б ручеек его простил?
- что бы вы посоветовали человеку, который не прощает своих друзей?
2.3. Упражнение «Разрешаем споры»
Время: 10 минут.
Цель: формирование умений конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Необходимые материалы: карточки с проблемными ситуациями.
Педагог: Ребята, запомните! К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы чувствуете, что закипаете и сейчас поссоритесь, скажите «СТОП», «Давай поговорим об этом позже», а сами вспомните все хорошие качества, из-за которых вы и подружились. Предлагаю вам сейчас разрешить такие ситуации на некоторых примерах.
Содержание: обучающиеся делятся на группы, получают карточку с заданием, готовятся, а потом зачитывают проблемную ситуации и предлагают свое конструктивное решение.
Примеры ситуаций:
1. На уроке физкультуры, во время игры, Юля нечаянно толкнула Марину. Марина упала, заплакала и обиделась на Юлю. (Пример решения: Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить все ли с ней в порядке)
2. Во время перемены Сережа и Юра захотели поиграть Роминым телефоном. Они стали драться и вырывать его друг у друга из рук. (Пример решения: Мальчики должны договориться об очередности игры. Это может сделать хозяин телефона, Рома)
3. Андрей нарисовал на листочке портрет Владика и передал ему. Владик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея. (Пример решения: Андрей должен извиниться перед Владиком, т.к. думал, что тому портрет понравится и самому убрать мусор с парты).
4. Денис взял последний синий фломастер, который был очень нужен Кате для ее рисунка, и она очень расстроилась, потому что теперь не сможет закончить работу. (Пример решения: Денис может предложить Кате взять фломастер на несколько минут, чтобы закончить важную часть рисунка, а потом Катя вернет его Денису).
2.4. Упражнение «Кодекс дружбы»
Время: 5 минут.
Цель: совершенствование социально-психологического климата в группе посредством совместной выработки норм и правил уважительного общения.
Необходимые материалы: мяч.
Педагог: «Давайте же сейчас, чтобы в нашей группе было как можно меньше ссор, обид и конфликтов, выработаем свои правила поведения. Я вам буду бросать мяч, а вы, бросая его мне в ответ, скажете свое правило дружбы и взаимопонимания, от которого нам всем будет хорошо».
Примечание: в процессе работы, педагог помогает сформулировать правила и корректирует сказанное. По окончании упражнения педагог всё обобщает.
2.5. Упражнение «Похлопайте те, кто...»
Время: 5 минут.
Цель: развитие самосознания и представления о своей уникальности.
Педагог: «Спасибо! Отличные правила и мы будем их придерживаться. А сейчас мы немного разомнемся и похлопаем в ладоши. Но не просто так, а по правилам:
Похлопайте те, кто любит шоколад. (Дети хлопают).
Похлопайте те, у кого есть домашние животные.
Похлопайте те, кто любит читать книги.
Похлопайте те, кто родился осенью.
Похлопайте те, кто считает себя хорошим другом.
Рефлексия: посмотрите, как много у нас общего! Несмотря на все наши различия, нас объединяют многие вещи. Это здорово, потому что так мы можем понимать друг друга ещё лучше!
2.6. Упражнение «Пазлы дружбы»
Время: 5 минут.
Цель: развитие командной работы и взаимопомощи.
Необходимые материалы: конверты с пазлами, картинка со всеми персонажами на доске.
Педагог: Ребята, а вы знаете мультфильмы про друзей и дружбу? (отвечают) Один из таких мультфильмов вам предстоит сейчас разгадать, собрав его персонажей. Вы, наверное, все знаете этих замечательных, круглых и таких разных героев? Каждый из них – уникальный, со своими талантами и характером. Но вместе они – настоящая дружная команда!
Содержание: педагог делит обучающихся на команды и раздает им конверты с пазлами героев мультфильма «Смешарики». Дети собирают и отгадывают персонажей, а затем и весь мультфильм.
Рефлексия: обсуждают мультфильм и его героев.
2.7. Упражнение «Вырасти росточек»
Время: 10 минут.
Цель: развитие эмпатии, доброжелательного отношения к другому.
Педагог: Ребята, а вы помните, чем занимался герой мультфильма «Смешарики» Копатыч? (отвечают. Если не ответили педагог наводит на мысль, что он занимается садоводством, выращивает растения). Правильно! Сейчас и мы с вами попробуем себя в роли садовода. Но взращивать мы будем не растения и свою самооценку.
Содержание: дети становятся все в круг, а в середину садится один ребенок, выполняющий роль «росточка». Каждый участник дотрагивается до «росточка» и говорит ему комплимент, хорошее пожелание. Если «росточку» нравится комплимент, то он – «растет», т.е. поднимается.
Рефлексия: обсуждают свое настроение после данного упражнения.
2.8. Упражнение «Кто сказал?»
Время: 5 минут.
Цель: развитие эмпатии, формирование социального интеллекта.
Педагог: Спасибо ребята! Вы отличные «садовники» хорошего настроения! А давайте сейчас проверим насколько вы хорошо знаете друг друга.
Содержание: выбирается один участник, который будет отгадывать. Он отворачивается спиной к остальной группе и слушает. Педагог показывает на любого ребенка и тот говорит: «Я люблю… (например, картошку фри, красный цвет и пр.)». Затем участник, который стоял спиной к группе поворачивается и называет того, кто только что сказал фразу «Я люблю…»).
Примечание: роль участника, который отгадывает должна достаться каждому ребенку.
Рефлексия: обсуждается, насколько тяжело было отгадывать своих одноклассников.
2.9. Упражнение «Сердечко дружбы»
Время: 20 минут.
Цель: активизация и раскрытие творческого потенциала, формирование эмпатии.
Необходимые материалы: цветная бумага, клей, образец «сердечка дружбы», инструкция по изготовлению, заготовки шаблонов.
Педагог: Ребята, давайте, под конец нашего занятия изготовим, в знак своей дружбы и признательности, друг другу подарочки – «сердечки дружбы».
Содержание: педагог размещает на доску образец и инструкцию по изготовлению «сердечка дружбы», объясняет и помогает его смастерить.
Рефлексия: изготовленные сердечки ребята дарят друг другу с добрыми пожеланиями.
3. Подведение итогов
Время: 10 минут.
Цель: рефлексия, настрой на дальнейшую работу по самопознанию и развитию социального интеллекта.
Педагог: Друзья мои! Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали, что было для вас самым интересным или важным?
(обучающиеся делятся впечатлениями, говорят, какие упражнения понравились, а какие были трудными).
Домашнее задание: на следующее занятие необходимо подготовить пример своей конфликтной ситуации и как ее можно решить.
Литературные источники:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: Юнити, 2000.
2. Зедгенидзе, В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В. Я. Зедгенидзе. – М.: Айрис-пресс, 2009.
3. Клинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения / Р. Р. Клинина. – СПб. : Речь, 2001.
4. Клюева, Н. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996.
5. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – Москва: Генезис, 2010.– 541 с.
Приложение 1


Приложение 2
На уроке физкультуры, во время игры, Юля нечаянно толкнула Марину. Марина упала, заплакала и обиделась на Юлю.
Во время перемены Сережа и Юра захотели поиграть Роминым телефоном. Они стали драться и вырывать его друг у друга из рук.
Андрей нарисовал на листочке портрет Владика и передал ему. Владик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея.
Денис взял последний синий фломастер, который был очень нужен Кате для ее рисунка, и она очень расстроилась, потому что теперь не сможет закончить работу.





Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.