Конспект психологического занятия «Здорово быть здоровым»
Оценка 4.8

Конспект психологического занятия «Здорово быть здоровым»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
детская психология
5 кл—8 кл
19.11.2024
Конспект психологического занятия «Здорово быть здоровым»
Проблема укрепления здоровья и здоровый образ жизни — одна из наиболее актуальных в психологии здоровья, интерес к данной тематике возрастает из года в год и в мировой практике, и в нашей стране. Изменение человеком своего поведения для оптимизации собственного здоровья – одна из важнейших задач XXI века. Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровый образ жизни — поведение, направленное на поддержание и укрепление здоровья в условиях взаимодействия с окружающей средой (главные из них: семья, социум).
Методическая разработка ЗОЖ 2022_23.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МАГАДАНА

«Средняя общеобразовательная школа18»

685000 г. Магадан, ул. Комсомольская, д.47-а. Тел. 65-75-31, 65-76-98, 65-79-03, e-mail: shcola18@mail.ru

 

 

Номинация 2 «Методическая разработка по профилактике употребления наркотических средств, психотропных и иных психоактивных веществ, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

среди обучающихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект психологического занятия «Здорово быть здоровым»

 

 

 

 

 

Педагог-психолог МАОУ СОШ №18: Богомолова Юлия Агзамовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магадан, 2022 - 2023

Пояснительная записка

«В здоровом теле — здоровый дух».

Децим Юний Ювенал

Проблема укрепления здоровья и здоровый образ жизни — одна из наиболее актуальных в психологии здоровья, интерес к данной тематике возрастает из года в год и в мировой практике, и в нашей стране. Изменение человеком своего поведения для оптимизации собственного здоровья – одна  из важнейших задач XXI века. Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровый образ жизни — поведение, направленное на поддержание и укрепление здоровья в условиях взаимодействия с окружающей средой (главные из них: семья, социум).

Психологическое, интеллектуальное и физическое здоровье – это основа формирования полноценной личности подрастающего поколения. В современных реалиях сохранение здоровья детей и подростков – приоритетно. Наша основная задача – научить детей ценить и беречь свое здоровье, как духовное, так и физическое. Здоровый образ жизни в иерархии жизненных ценностей ребенка должен стать жизненно необходимой потребностью – потребностью быть здоровым интеллектуально, нравственно и физически. Вклад в здоровье подрастающего поколения сейчас – это залог развития здорового поколения в будущем, развитие успешных, здоровых, интеллектуально развитых граждан нашей страны.

Возраст обучающихся: универсальность данных упражнений позволяет использовать их в любом возрасте и для любой целевой аудитории без ограничения; каждое упражнение можно включать в любое психологическое занятие, использовать на классных часах, внеурочных занятиях, как отдельным упражнением, так и циклом.

Самая сензитивная аудитория: подростки 11-15 лет (5 – 8 классы).

Цель: способствовать формированию и развитию осознания ценности собственного здоровья, сохранению состояния психического благополучия, умению проявлять себя в гибком и адекватном поведении с окружающим миром, в общении с людьми и в культуре поведения.

Задачи:

ü  способствовать повышению представления подростков о собственной значимости, ценности как личности;

ü  способствовать осознанию ценности здорового образа жизни;

ü  развивать внутреннюю активность обучающихся;

ü  развивать социальные и коммуникативные навыки, эмоции обучающихся;

ü  способствовать бережному отношению к собственному здоровью;

ü  обеспечить обучающихся средствами самопознания.

Форма занятия: психологическое занятие с элементами тренинга.

Психолого-педагогические средства и технологии:

ü  аффирмации;

ü  элементы релаксации;

ü  психотерапевтические приемы;

ü  рефлексия опыта.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Планируемые результаты:

Метапредметными результатами реализации является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

ü  формирование адекватного содержательного представления о собственном здоровье;

ü  формирование самооценки (Я - концепции);

Регулятивные УУД:

ü  учиться контролировать свои чувства и эмоции;

ü  учиться оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать их.

Познавательные УУД:

ü анализировать, делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы в группе;

ü устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:   

ü  учиться позитивно проявлять себя в общении;

ü  учиться слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению;

ü  учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, аргументировано защищая его;

ü  учиться понимать чувства, эмоции других людей;

ü  развивать потребность в общении со сверстниками.

 

Прогнозируемые результаты:

Обучающийся должен научиться:

ü  проявлять собственную активность в получение знаний;

ü  повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития;

ü  позитивно относиться к своему «Я», адекватно воспринимать окружающий мир;

ü  адекватно вести себя в различных ситуациях;

ü  уметь справляться с негативными эмоциями;

ü  стремиться к изучению своих возможностей и способностей.

Правила проведения психологического занятия (правила обычно висят на доске и проговариваются перед началом каждого занятия по мере необходимости, в течение 2-3 занятий дети привыкают к правилам, а если появляется новичок, правила проговариваются еще раз):

1.   Приходить вовремя.

2.   Отключить мобильный телефон.

3.   Все участники принимают активное участие в обсуждении, выполнении заданий.

4.   Здесь и сейчас: обсуждаются вопросы, значимые именно в данный промежуток времени.

5.   Правило круга. Информация, озвученная на занятии, не будет вынесена за его пределы.

6.   Микрофон. Недопустимо перебивать друг друга.

7.   Я-высказывания: выражаем личное мнение (я думаю, я считаю и т.п.).

8.   Доброжелательность, уважение, поддержка каждому участнику.

Оборудование: доска, презентация, музыкальное сопровождение «Звуки леса», «Пение птиц в саду», белые листы, цветные ручки и карандаши, столы, стулья, мягкий мяч-антистресс.

Апробация: данное занятие проводилось на обучающихся 8в класса МАОУ СОШ №18. Отдельные упражнения использовались на классных часах для 4-х, 5-х, 6-х классов школы.

Результативность (8в класс МАОУ СОШ №18)

2022 – 2023 учебный год

2023 – 2024 учебный год

Личностная тревожность

Низкая тревожность: 75%

Низкая тревожность: 90%

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка: 68%

Адекватная самооценка: 82%

Ответственное отношение к здоровью

Ответственное: 72%

Ответственное: 90%

Гармонизация межличностных отношений

Гармонизация: 65%

Гармонизация: 76%

 

Ход занятия «Здорово быть здоровым»

Этап 1. «Установление контакта и снятие напряжения».

Игра-упражнение «Как важно быть здоровым»

Цель: Создать условия для включения в совместную работу, позитивного настроя.

Оборудование: мягкий мячик-антистресс (можно его символически назвать «На здоровье»; желательно по возможности организовать импровизированный круг: расставить стулья по кругу или сделать общий стол).

Сегодня наше занятие посвящено теме здоровья, называется оно «Здорово быть здоровым». Начнем мы с упражнения «Как важно быть здоровым».

По цепочке каждый из участников называет свое имя, приветствует всех в любой, свойственной для него манере, и проговаривает двумя словами, почему нужно заботиться о своем здоровье (при этом нужно передать друг другу мячик, символизирующий здоровье; повторяться нельзя, каждый предоставляет свой аргумент, высказаться должны все, пропускать ход не рекомендуется). Упражнение начинает и заканчивает психолог, показывая собственным примером, что необходимо сделать. Например: Меня зовут Юлия (Отчество), этот мячик в моих руках символизирует здоровье (заряжен на здоровье), мы с вами будем его передавать по кругу и вместе с ним частичку своей энергетики и, надеюсь, отличного настроения. Рада вас видеть, желаю всем здоровья. Считаю, что наше здоровье – это большой плюс, нужно его беречь, чтобы вести активную жизнь и наслаждаться каждым моментом жизни.

Этап 2. Игра-упражнение (релаксация) «Волшебные формулы» (позитивные убеждения).

Цель: Способствовать формированию ответственного и уважительного отношения к себе и собственному здоровью (сохранение и укрепление своего здоровья как собственный осознанный выбор). Данное упражнение способствует развитию адекватной самооценки обучающихся, снижению личностной тревожности, развитию саморефлексии, креативного мышления, воображения, развивает навыки позитивного мышления, расширяет кругозор.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, ручки; возможно использование легкой классической музыки со звуками природы, играющей тихим фоном во время выполнения задания (лучше всего выбрать «Звуки леса» или «Пение птиц в саду»).

Ребята, наше здоровье – это основа всего. Когда человек здоров, он может добиться многого. Быть энергичным и здоровым – настоящее счастье. Чтобы сохранить здоровье тела и духа, я предлагаю вам научиться писать аффирмации. Что такое аффирмация? Слово «аффирмация» происходит от латинского слова «affirmare», что означает «укреплять». Впервые это понятие стал использовать и применять в своей практике французский ученый-психолог и психотерапевт Эмиль Куэ еще в начале ХХ века. Он считал, что краткие фразы (позитивные убеждения) создают правильный психологический настрой, избавляют от негативных мыслей. Написание аффирмаций – это лучший способ изменить себя, совершенствоваться и обрести гармонию души и тела. Каждая мысль, которую мы регулярно развиваем, укрепляет определенные убеждения, другими словами мысли материальны, и лучше всего, когда эти мысли позитивны.

Аффирмации могут быть на любую тематику (любовь, счастье, удача, богатство). Но так как наше занятие называется «Здорово быть здоровым», мы с вами будем писать аффирмации на сохранение и укрепление здоровья. Перед вами лежат листы бумаги и цветные карандаши и ручки. Ваша задача написать по 5 аффирмаций про собственное здоровье, используя следующие правила:

1.   Предложение должно быть кратким и в настоящем времени (от первого лица «Я», «мне»).

2.   Аффирмация должна быть в утвердительной форме (нельзя использовать частицу «не», слова «нет» и «не могу»).

3.   Сосредоточиться нужно на том, чего вы хотите достичь, на конкретной цели, а не на проблеме.

4.   Обязательно нужно верить в то, что пишешь (помнить, что мысли материальны).

5.   Писать аффирмации нужно только с позитивным настроем.

 

Чтобы вам было более понятно, как писать аффирмации, я приведу свои примеры 5 аффирмаций, направленных на здоровье:

ü Я излучаю здоровье.

ü Я наполняюсь энергией и силой.

ü Каждый день я чувствую себя прекрасно и хорошо.

ü Я в замечательной физической форме.

ü Я чувствую гармонию и счастье.

Обучающимся предлагается написать аффирмации и, спустя некоторое время, по цепочке поделиться друг с другом идеями написания (одной, двумя фразами), попутно разобрать ошибки, если кто-либо из ребят использовал отрицательную частицу или отрицание, еще раз напомнив правила написания аффирмации.

Этап 3. Упражнение «Звуковая гимнастика».

Цель: способствовать укреплению душевного и физического здоровья обучающихся. Данное упражнение широко используется психологами не только для укрепления здоровья, но и расслабления, снятия внутреннего напряжения и усталости. Как правило, дети расслабляются, им становится весело, настроение поднимается, еще никто после выполнения этого упражнения не остался грустным.

Правила применения: спокойное расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Этап 4. Рефлексия опыта (обсуждение).

Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Психолог подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Итак, сегодня мы с вами поприветствовали друг друга с помощью игры «Как важно быть здоровым». Соприкоснулись с практикой написания аффирмаций, возможно, кто-то из вас заинтересовался и продолжит писать аффирмации и дома. Ваши аффирмации получились разные, интересные, как и вы сами. Укрепили свой дух и тело с помощью забавного упражнения «Звуковая гимнастика», подняли себе настроение, что так же благотворно влияет на наше здоровье.

Этап 5. Ритуал «выхода из процесса». Упражнение «Здоровье – это…».

Цель: Закрепить новый опыт, подготовить обучающихся к взаимодействию в привычной среде.

Заключительное упражнение повторяет первое задание в начале занятия. По цепочке обучающимся предлагается завершить фразу одним словом «Здоровье – это…» и пожелать всем здоровья, передавая мягкий мячик-антистресс по кругу (фразы не повторяются, каждый должен сказать что-то свое). Начинает и завершает психолог. Ребята, здоровье – это прекрасно. Желаю вам хорошего настроения на оставшуюся неделю и быть здоровыми. До встречи.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТО НОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТО НОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка «В здоровом теле — здоровый дух»

Пояснительная записка «В здоровом теле — здоровый дух»

Продолжительность занятия: 40 минут

Продолжительность занятия: 40 минут

Здесь и сейчас: обсуждаются вопросы, значимые именно в данный промежуток времени

Здесь и сейчас: обсуждаются вопросы, значимые именно в данный промежуток времени

Рада вас видеть, желаю всем здоровья

Рада вас видеть, желаю всем здоровья

Чтобы вам было более понятно, как писать аффирмации, я приведу свои примеры 5 аффирмаций, направленных на здоровье: ü

Чтобы вам было более понятно, как писать аффирмации, я приведу свои примеры 5 аффирмаций, направленных на здоровье: ü

Этап 5. Ритуал «выхода из процесса»

Этап 5. Ритуал «выхода из процесса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2024