МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МАГАДАНА
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
685000 г. Магадан, ул. Комсомольская, д.47-а. Тел. 65-75-31, 65-76-98, 65-79-03, e-mail: shcola18@mail.ru
Номинация 2 «Методическая разработка по профилактике употребления наркотических средств, психотропных и иных психоактивных веществ, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
среди обучающихся»
Конспект психологического занятия «Здорово быть здоровым»
Педагог-психолог МАОУ СОШ №18: Богомолова Юлия Агзамовна
Магадан, 2022 - 2023
Пояснительная записка
«В здоровом теле — здоровый дух».
Децим Юний Ювенал
Проблема укрепления здоровья и здоровый образ жизни — одна из наиболее актуальных в психологии здоровья, интерес к данной тематике возрастает из года в год и в мировой практике, и в нашей стране. Изменение человеком своего поведения для оптимизации собственного здоровья – одна из важнейших задач XXI века. Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровый образ жизни — поведение, направленное на поддержание и укрепление здоровья в условиях взаимодействия с окружающей средой (главные из них: семья, социум).
Психологическое, интеллектуальное и физическое здоровье – это основа формирования полноценной личности подрастающего поколения. В современных реалиях сохранение здоровья детей и подростков – приоритетно. Наша основная задача – научить детей ценить и беречь свое здоровье, как духовное, так и физическое. Здоровый образ жизни в иерархии жизненных ценностей ребенка должен стать жизненно необходимой потребностью – потребностью быть здоровым интеллектуально, нравственно и физически. Вклад в здоровье подрастающего поколения сейчас – это залог развития здорового поколения в будущем, развитие успешных, здоровых, интеллектуально развитых граждан нашей страны.
Возраст обучающихся: универсальность данных упражнений позволяет использовать их в любом возрасте и для любой целевой аудитории без ограничения; каждое упражнение можно включать в любое психологическое занятие, использовать на классных часах, внеурочных занятиях, как отдельным упражнением, так и циклом.
Самая сензитивная аудитория: подростки 11-15 лет (5 – 8 классы).
Цель: способствовать формированию и развитию осознания ценности собственного здоровья, сохранению состояния психического благополучия, умению проявлять себя в гибком и адекватном поведении с окружающим миром, в общении с людьми и в культуре поведения.
Задачи:
ü способствовать повышению представления подростков о собственной значимости, ценности как личности;
ü способствовать осознанию ценности здорового образа жизни;
ü развивать внутреннюю активность обучающихся;
ü развивать социальные и коммуникативные навыки, эмоции обучающихся;
ü способствовать бережному отношению к собственному здоровью;
ü обеспечить обучающихся средствами самопознания.
Форма занятия: психологическое занятие с элементами тренинга.
Психолого-педагогические средства и технологии:
ü аффирмации;
ü элементы релаксации;
ü психотерапевтические приемы;
ü рефлексия опыта.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Планируемые результаты:
Метапредметными результатами реализации является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
ü формирование адекватного содержательного представления о собственном здоровье;
ü формирование самооценки (Я - концепции);
Регулятивные УУД:
ü учиться контролировать свои чувства и эмоции;
ü учиться оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать их.
Познавательные УУД:
ü анализировать, делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы в группе;
ü устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
ü учиться позитивно проявлять себя в общении;
ü учиться слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению;
ü учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, аргументировано защищая его;
ü учиться понимать чувства, эмоции других людей;
ü развивать потребность в общении со сверстниками.
Прогнозируемые результаты:
Обучающийся должен научиться:
ü проявлять собственную активность в получение знаний;
ü повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития;
ü позитивно относиться к своему «Я», адекватно воспринимать окружающий мир;
ü адекватно вести себя в различных ситуациях;
ü уметь справляться с негативными эмоциями;
ü стремиться к изучению своих возможностей и способностей.
Правила проведения психологического занятия (правила обычно висят на доске и проговариваются перед началом каждого занятия по мере необходимости, в течение 2-3 занятий дети привыкают к правилам, а если появляется новичок, правила проговариваются еще раз):
1. Приходить вовремя.
2. Отключить мобильный телефон.
3. Все участники принимают активное участие в обсуждении, выполнении заданий.
4. Здесь и сейчас: обсуждаются вопросы, значимые именно в данный промежуток времени.
5. Правило круга. Информация, озвученная на занятии, не будет вынесена за его пределы.
6. Микрофон. Недопустимо перебивать друг друга.
7. Я-высказывания: выражаем личное мнение (я думаю, я считаю и т.п.).
8. Доброжелательность, уважение, поддержка каждому участнику.
Оборудование: доска, презентация, музыкальное сопровождение «Звуки леса», «Пение птиц в саду», белые листы, цветные ручки и карандаши, столы, стулья, мягкий мяч-антистресс.
Апробация: данное занятие проводилось на обучающихся 8в класса МАОУ СОШ №18. Отдельные упражнения использовались на классных часах для 4-х, 5-х, 6-х классов школы.
Результативность (8в класс МАОУ СОШ №18)
2022 – 2023 учебный год |
2023 – 2024 учебный год |
Личностная тревожность |
|
Низкая тревожность: 75% |
Низкая тревожность: 90% |
Адекватная самооценка |
|
Адекватная самооценка: 68% |
Адекватная самооценка: 82% |
Ответственное отношение к здоровью |
|
Ответственное: 72% |
Ответственное: 90% |
Гармонизация межличностных отношений |
|
Гармонизация: 65% |
Гармонизация: 76% |
Ход занятия «Здорово быть здоровым»
Этап 1. «Установление контакта и снятие напряжения».
Игра-упражнение «Как важно быть здоровым»
Цель: Создать условия для включения в совместную работу, позитивного настроя.
Оборудование: мягкий мячик-антистресс (можно его символически назвать «На здоровье»; желательно по возможности организовать импровизированный круг: расставить стулья по кругу или сделать общий стол).
Сегодня наше занятие посвящено теме здоровья, называется оно «Здорово быть здоровым». Начнем мы с упражнения «Как важно быть здоровым».
По цепочке каждый из участников называет свое имя, приветствует всех в любой, свойственной для него манере, и проговаривает двумя словами, почему нужно заботиться о своем здоровье (при этом нужно передать друг другу мячик, символизирующий здоровье; повторяться нельзя, каждый предоставляет свой аргумент, высказаться должны все, пропускать ход не рекомендуется). Упражнение начинает и заканчивает психолог, показывая собственным примером, что необходимо сделать. Например: Меня зовут Юлия (Отчество), этот мячик в моих руках символизирует здоровье (заряжен на здоровье), мы с вами будем его передавать по кругу и вместе с ним частичку своей энергетики и, надеюсь, отличного настроения. Рада вас видеть, желаю всем здоровья. Считаю, что наше здоровье – это большой плюс, нужно его беречь, чтобы вести активную жизнь и наслаждаться каждым моментом жизни.
Этап 2. Игра-упражнение (релаксация) «Волшебные формулы» (позитивные убеждения).
Цель: Способствовать формированию ответственного и уважительного отношения к себе и собственному здоровью (сохранение и укрепление своего здоровья как собственный осознанный выбор). Данное упражнение способствует развитию адекватной самооценки обучающихся, снижению личностной тревожности, развитию саморефлексии, креативного мышления, воображения, развивает навыки позитивного мышления, расширяет кругозор.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, ручки; возможно использование легкой классической музыки со звуками природы, играющей тихим фоном во время выполнения задания (лучше всего выбрать «Звуки леса» или «Пение птиц в саду»).
Ребята, наше здоровье – это основа всего. Когда человек здоров, он может добиться многого. Быть энергичным и здоровым – настоящее счастье. Чтобы сохранить здоровье тела и духа, я предлагаю вам научиться писать аффирмации. Что такое аффирмация? Слово «аффирмация» происходит от латинского слова «affirmare», что означает «укреплять». Впервые это понятие стал использовать и применять в своей практике французский ученый-психолог и психотерапевт Эмиль Куэ еще в начале ХХ века. Он считал, что краткие фразы (позитивные убеждения) создают правильный психологический настрой, избавляют от негативных мыслей. Написание аффирмаций – это лучший способ изменить себя, совершенствоваться и обрести гармонию души и тела. Каждая мысль, которую мы регулярно развиваем, укрепляет определенные убеждения, другими словами мысли материальны, и лучше всего, когда эти мысли позитивны.
Аффирмации могут быть на любую тематику (любовь, счастье, удача, богатство). Но так как наше занятие называется «Здорово быть здоровым», мы с вами будем писать аффирмации на сохранение и укрепление здоровья. Перед вами лежат листы бумаги и цветные карандаши и ручки. Ваша задача написать по 5 аффирмаций про собственное здоровье, используя следующие правила:
1. Предложение должно быть кратким и в настоящем времени (от первого лица «Я», «мне»).
2. Аффирмация должна быть в утвердительной форме (нельзя использовать частицу «не», слова «нет» и «не могу»).
3. Сосредоточиться нужно на том, чего вы хотите достичь, на конкретной цели, а не на проблеме.
4. Обязательно нужно верить в то, что пишешь (помнить, что мысли материальны).
5. Писать аффирмации нужно только с позитивным настроем.
Чтобы вам было более понятно, как писать аффирмации, я приведу свои примеры 5 аффирмаций, направленных на здоровье:
ü Я излучаю здоровье.
ü Я наполняюсь энергией и силой.
ü Каждый день я чувствую себя прекрасно и хорошо.
ü Я в замечательной физической форме.
ü Я чувствую гармонию и счастье.
Обучающимся предлагается написать аффирмации и, спустя некоторое время, по цепочке поделиться друг с другом идеями написания (одной, двумя фразами), попутно разобрать ошибки, если кто-либо из ребят использовал отрицательную частицу или отрицание, еще раз напомнив правила написания аффирмации.
Этап 3. Упражнение «Звуковая гимнастика».
Цель: способствовать укреплению душевного и физического здоровья обучающихся. Данное упражнение широко используется психологами не только для укрепления здоровья, но и расслабления, снятия внутреннего напряжения и усталости. Как правило, дети расслабляются, им становится весело, настроение поднимается, еще никто после выполнения этого упражнения не остался грустным.
Правила применения: спокойное расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Этап 4. Рефлексия опыта (обсуждение).
Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.
Психолог подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
Итак, сегодня мы с вами поприветствовали друг друга с помощью игры «Как важно быть здоровым». Соприкоснулись с практикой написания аффирмаций, возможно, кто-то из вас заинтересовался и продолжит писать аффирмации и дома. Ваши аффирмации получились разные, интересные, как и вы сами. Укрепили свой дух и тело с помощью забавного упражнения «Звуковая гимнастика», подняли себе настроение, что так же благотворно влияет на наше здоровье.
Этап 5. Ритуал «выхода из процесса». Упражнение «Здоровье – это…».
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить обучающихся к взаимодействию в привычной среде.
Заключительное упражнение повторяет первое задание в начале занятия. По цепочке обучающимся предлагается завершить фразу одним словом «Здоровье – это…» и пожелать всем здоровья, передавая мягкий мячик-антистресс по кругу (фразы не повторяются, каждый должен сказать что-то свое). Начинает и завершает психолог. Ребята, здоровье – это прекрасно. Желаю вам хорошего настроения на оставшуюся неделю и быть здоровыми. До встречи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.