Актуальность:
Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот период –является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира.
- это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
Сенсорное развитие ребенка
Значение сенсорного развития
является основой для интеллектуального развития,
развивает наблюдательность, внимание,
позитивно влияет на эстетическое чувство,
является основой для развития воображения,
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
влияет на расширение словарного запаса ребенка,
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. На таких играх-занятиях усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей в практической деятельности.
Постановка проблемы:
При анализе предметно- развивающей и игровой среды в группе были выявлены недостатки : недостаточность дидактических игр и пособий по сенсорному развитию для детей раннего возраста.
Цель проекта:
Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и пособиями, направленными на формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста и повышение компетенции родителей по проблеме сенсорного воспитания и использования данных игр.
Задачи проекта:
Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования у детей сенсорных представлений;
Развивать умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
Развивать умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, цвету, форме.
Повышать уровень знаний родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.
1 ЭТАП
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ГОС ДО ПМР.
Изучение литературы по данной теме.
Определение проблемы, постановка цели, формулировка задач для всех участников проекта
Обсуждение с родителями совместных действий по реализации проекта
Разработка консультаций для родителей и педагогов по подбору материала и изготовлению игр и пособий с учетом возраста детей.
способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;
являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Дидактические игры:
Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.
Игры на
восприятие цвета: «Цветные шарики», «Найди свою пару», «Найди корзинкам бантик», «Разноцветные ленточки», «Подбери ленточку к шарику по размеру»и т.д.
восприятия величины:«Опусти шарик в коробку», «Построй башню», «Заплатки » «Воздушные шарики», «Маленькая большая бабочка» «В какую коробочку», «Подбери геометрические фигуры»и т.д.
восприятие формы: «Кубик с прорезями», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Подбери заплатку» и т.д.
Работа с родителями
Родительские собрания: нетрадиционная форма «Путешествие в страну сенсорики», «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»;
Выставка литературы, игр, пособий;
Консультации и беседы о роли дидактических и развивающих игр для малышей
Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка»).
Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Результаты работы
В результате специально организованных игр дети научились обследовать предметы, выделяя их признаки. Научились соотносить предметы по форме, цвету и величине. Устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.
У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их;
Наполнена и обновлена развивающая и игровая среда группы
Перспективы развития проекта:
Дальнейшая непрерывная работа на формирование сенсорных эталонов по средствам изготовления и использования игр и пособий по сенсорики
Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.