"Создание позитивных дружеских отношений"

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации правового воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Создание позитивных дружеских отношений практикум.docx
СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (практикум) Ц е л и : познакомить учащихся со способами создания позитивных дружеских отношений   с   целью   взаимопомощи,   удовлетворить   потребности   в   любви, сосуществовании в обществе, самоуважении; развивать у учащихся стремление к созданию позитивных дружеских отношений с разными людьми, членами семьи, соседями, преподавателями, сверстниками; воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и людям. О б о р у д о в а н и е : на доске плакат с темой занятия, у каждого учащегося рабочий лист, ручка. Л и т е р а т у р а : Выбираю жизнь. Дети. Образование. Милиция / учебно­методическое пособие для   сотрудников   правоохранительных   органов   и   учителей   /   авт.­сост.   С.   В. Горанская, О. С. Баранова. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2001. – С. 87–96. Х о д   з а н я т и я I. Организационный момент. Сообщение темы занятия. У ч и т е л ь . Ребята, на предыдущих занятиях мы много говорили о том, что в современном обществе слишком много опасностей подстерегает  входящего  во взрослую   жизнь   человека.   Это   и   наркотики,   и   преступные   антиобщественные группировки (банды), и многое­многое другое. Подростку нужно всегда быть начеку, чтобы не стать жертвой преступления либо по глупости быть втянутым в совершение   преступления,   а   также   он   должен   относиться   с   большой осторожностью   и   недоверием   к   малознакомым   людям.   Но   ведь   у   человека должны быть друзья, которым он может довериться, поделиться чем­то. Как же определить,  кому   можно   доверять,  а  кому  –  нет,  кто   будет   тебе   настоящим другом и ни за что никогда не предаст, а кто подведет тебя при первой же возможности?   Тема   нашего   сегодняшнего   занятия:   «Создание   позитивных дружеских отношений». II. Основная часть. 1. Беседа. У ч и т е л ь . Так можно ли прожить без друзей? Д е т и . Да./Нет. У ч и т е л ь . Какие друзья важны для вас?Д е т и .   Преданные,   честные,   с   которыми   интересно   общаться,   проводить вместе время. У ч и т е л ь . Какие чувства вы испытываете, когда общаетесь с другом? У ч а щ и е с я . Защищенности, необходимости для кого­то. У ч и т е л ь .   Каждый   человек   имеет   свои   определенные   (например, социальные, личные, общественные) чувства и потребности, которые необходимо удовлетворять. Это помогает человеку почувствовать себя уверенным в себе, быть   любимым   и  любить,  помогает   родным,  близким   и  друзьям   уважительно относиться к тебе. Учитель записывает на доске эти понятия. У ч и т е л ь . Что значит «потребность быть любимым»? Д е т и . Это потребность в людях, которые тебя любят, понимают, заботятся о тебе. У ч и т е л ь . Запишем это определение на доске. Учитель   пишет:  «Быть   любимым   –   потребность   иметь   людей,   которые заботятся о тебе, помогают тебе, понимают и любят тебя».  У ч и т е л ь . Что значит, потребность быть необходимым обществу? Д е т и . Это потребность в том, чтобы ты был нужен обществу; твое мнение, твои знания были важны и нужны обществу, то есть государству, окружающим людям. Учитель пишет: «Быть необходимым обществу – потребность во внимании и заботе государства или общества о личной безопасности, правах; потребности в твоих знаниях». У ч и т е л ь . Что значит «потребность быть одобряемым»? У ч е н и к и .   Это   потребность   в   положительной   оценке   твоих   действий, поступков. Учитель пишет: «Быть одобряемым – потребность в положительной оценке того, что ты делаешь». У ч и т е л ь . Испытываете ли вы перечисленные потребности? Какие именно? Д е т и . Да, например, потребность быть любимым и не только родными, но и друзьями, когда ты понимаешь, что тебя любят, чувствуешь, что ты нужен кому­ то,   что   ты   не   один.   Или,   например,   потребность   быть   одобряемым.   Гораздо лучше   себя   чувствуешь,   когда   твои   поступки   одобряют   окружающие, восхищаются ими, чем когда ругают тебя за что­то. У ч и т е л ь . Реализовываются ли данные потребности в вашей жизни?У ч а щ и е с я . Да./Нет.  У ч и т е л ь . Что помогает вам реализовать их? Д е т и .   Правильная   оценка   своих   действий,   хорошие   отношения   с окружающими людьми, умение идти на уступки, вежливость. У ч и т е л ь . Представьте, если бы на планете был каждый человек сам за себя. Ни   у   кого   не   было   бы   ни   друзей,   ни   подруг,   люди   были   бы   холодны   и безразличны друг к другу. Что бы было тогда? Д е т и .  Не   с  кем   было   бы   поделиться   своей   проблемой,  горем,  радостью. Люди бы не понимали друг друга, не могли бы договориться о чем­то мирным путем, могли бы начаться конфликты, войны из­за того, что политики не шли бы друг другу на уступки. У ч и т е л ь . Встречались ли в вашей жизни люди, с которыми вы хотели бы подружиться, но они были равнодушны к вам? Расскажите об этом. У ч а щ и е с я .   Нет./Да.   Например,   я   хотел   подружиться   с   мальчиком   из соседнего  двора,  а он старался  со мной  вообще не  разговаривать, оскорблял меня. У ч и т е л ь . Почему он так себя вел? Д е т и . Он со всеми так общается, просто грубиян, либо не хотел с тобой общаться. Причины могут быть разные. У ч и т е л ь . В дружбе важно взаимоуважение, понимание, взаимная симпатия. Все мы люди разные, у нас разные характеры. Порой люди просто не могут найти взаимопонимания,   у   них   разные   взгляды   на   жизнь,   разные   интересы.   Они   не смогут сосуществовать вместе и быть друзьями. В таком случае, если дружба «не клеится», лучше не ругаться и говорить друг другу неприятные слова, а просто остаться знакомыми. Это вас ни к чему не обяжет и вы не испортите отношение данного человека к себе. Присмотритесь к своим родителям, сколько у них знакомых, а ведь друзьями они считают очень немногих из них. Вспомните, какие отношения у ваших родителей с соседями? У ч е н и к и . Нормальные, хорошие, с некоторыми дружеские. У ч и т е л ь . Для чего родителям нужно поддерживать хорошие отношения с соседями, коллегами по работе? Д е т и . Для того, чтобы при необходимости обратиться к ним за помощью, советом. Если им будет нужна помощь, то они могут на нее рассчитывать. У ч и т е л ь .   Вы   сами   со   многими   людьми   поддерживаете   дружеские отношения? У ч а щ и е с я . Да./Нет.У ч и т е л ь . Вам это помогло как­то в жизни? Д е т и . Помогло. Я как­то раз остался дома один. Вечером я пошел выносить мусор и случайно захлопнул входную дверь. Я бы так и сидел под дверью до десяти часов ночи, пока со смены не пришла бы мама, если бы не соседка. Она пустила меня к себе в квартиру до прихода родителей. С этой соседкой я всегда здоровался, иногда помогал ей донести сумки из магазина. У ч и т е л ь . Какой вывод можно сделать в данном случае? Д е т и .   Если   ты   к   людям   относишься   хорошо,   помогаешь   им,   то   можешь рассчитывать на помощь с их стороны. 2. Самостоятельная работа. У ч и т е л ь . У вас на столах лежат рабочие листы. Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать в первой части задания? Д е т и . Перечислить  три  качества,  которые  вы  хотели  бы  видеть в друге. У ч и т е л ь .   Вы   должны   указать   три   самых   важных   для   вас   качества.   Что нужно сделать во второй части задания? У ч а щ и е с я .  Из  предложенного  списка   людей  выбрать  тех,  на которых  я могу положиться, к которым можно обратиться за помощью. У ч и т е л ь . Ответов может быть неограниченное количество. В части третьей задание,   аналогичное   второму,   только   вариант   ответа   должен   быть   один. Приступайте к работе. Ученики заполняют рабочие листы: Ч а с т ь   1.  Перечислите три качества, которые вы бы хотели видеть в друге: 1. ______________________________________________________ 2. ______________________________________________________ 3. ______________________________________________________ Ч а с т ь   2.  Люди,   на   которых   я   могу   положиться,   к   которым   я   могу обратиться за помощью: – друг; – родители, другие члены семьи, родственники; – взрослый, не являющийся членом семьи; – учитель, психолог или любой взрослый в школе.Ч а с т ь   3. В случае критической ситуации я обращусь за помощью в первую очередь: – к другу; – к родителям; – к учителям; – к соседям; – в дежурные службы (милиция, скорая помощь...). ________________________________________________________ У ч и т е л ь .   Проверим,   что   же   у   вас   получилось?   Итак,   какие   три   самые важные качества вы хотели бы видеть в друге? Д е т и . Честность,  преданность,  желание  всегда  прийти  на  помощь и др. У ч и т е л ь . Можно  ли  сказать,  что  ваш  друг  обладает  этими  качествами? У ч а щ и е с я . Да./Нет. У ч и т е л ь . Можете ли сказать, что сами обладаете этими качествами? Д е т и . Могу. Частично обладаю. У ч и т е л ь . Перейдем к части второй рабочего листа. Люди, на которых вы можете положиться, к которым можно обратиться за помощью. Перечислите их. Д е т и . Друг,  родители,  родственники,  другие  члены  семьи,  учитель и т. д. У ч и т е л ь . Какая помощь вам может понадобиться от этих людей? Д е т и . Совет, помощь в каком­то конкретном деле (например, передвинуть стол). У ч и т е л ь .   Кроме   этого,   человеку   может   понадобиться   психологическая помощь.   У   любого   человека   иногда   возникает   необходимость   выговориться, пожаловаться кому­то на несправедливость и видеть, что человек, которому ты все   это   говоришь,   действительно   тебя   понимает   и   сочувствует.   Кто­то   из перечисленных вами людей обладает качествами, которые вы указали в части первой? У ч а щ и е с я . Да. Друг, родственник. У ч и т е л ь .  К  кому  вы   обратитесь   за  помощью   в  критической  ситуации   в первую очередь? Д е т и . К родителям, другу и т. д. У ч и т е л ь . Возникали ли в вашей жизни какие­либо критические ситуации? Как вы с ними справлялись? У ч е н и к и . Да, возникали. Например, я получил в школе «двойку» за то, что подсказал на уроке однокласснику и боялся рассказать об этом отцу, так как онмне тогда не купил бы мопед. У нас с отцом была договоренность: если я в течение четверти не получу ни одной «двойки», тогда он мне купит мопед, я очень   расстроился,   надо   было   показывать   дневник   отцу,   а   я   не   знал,   как объяснить ему, что «двойка» за подсказку. На помощь мне пришел старший брат. Он объяснил отцу ситуацию и договорился с учительницей, чтобы она дала мне возможность исправить «двойку». Я был очень благодарен старшему брату. У ч и т е л ь .   Вы   уже   ребята   взрослые,   за   плечами   у   вас   есть   некоторый жизненный опыт. Скажите, почему бывает так, двое малышей выросли в одном дворе, ходили в одну группу в детском саду, вместе пошли в первый класс, до недавнего времени были друзья «не разлей вода», а теперь, когда им уже по 16 лет стали просто одноклассниками. Куда же исчезла их дружба? У ч а щ и е с я .   Они   повзрослели.   У   них   сформировались   свои   взгляды   на жизнь. В детстве дружба выражалась в совместной игре во дворе и походах в школу, сейчас стало все сложнее. У ч и т е л ь . Верно. По мере их взросления у каждого возникали и развивались свои интересы, взгляды на жизнь, формировались черты характера. Сейчас они более   осознанно   будут   выбирать   друзей.   Даже   дружба,   возникшая   в   вашем возрасте, со временем может исчезнуть или перейти в приятельские отношения, но может и продлиться на долгие годы. Всю свою жизнь вы будете знакомиться, заводить   новых   друзей.   Давайте   сформулируем   некоторые   правила,   как   же завести новых друзей? Как надо себя вести? Д е т и . Нужно быть дружелюбным, открытым, проявлять самому интерес к новым людям. Один ученик записывает на доске:  – быть дружелюбным; – принимать участие в работе спортивных секций,    кружков, в походах, экскурсиях; – проявлять интерес к новым людям; – уметь поддержать разговор; – быть внимательным; – не употреблять грубых слов в разговоре, не ругаться нецензурной бранью. У ч и т е л ь . Вспомните, когда вы познакомились со своим другом, что вам в нем больше всего понравилось, привлекло внимание? Д е т и .   Чувство   юмора,   вежливость,   общительность.   Доброжелательная улыбка, опрятный внешний вид. У ч и т е л ь . Допишем это в свои правила.Ученик пишет: – чувство юмора; – доброжелательное выражение лица; – опрятный внешний вид. У ч и т е л ь .   А   какие   существуют   препятствия   для   выработки   новых дружеских отношений? У ч а щ и е с я .   Стеснительность,   замкнутость,   страх   быть   непонятым, отвергнутым, самоуверенность или наоборот недостаточное самоуважение. Один ученик дописывает на доске: – смущение, стеснение, замкнутость; – грубость, хамство; – недостаточное самоуважение; – большая самоуверенность; – страх быть отвергнутым. У ч и т е л ь . Легко ли вам подружиться с новым человеком? У ч а щ и е с я . Да./Нет. У ч и т е л ь . Что вам помогает в этом? Д е т и .   Я   веду   себя   просто,   непринужденно,   внимательно   слушаю собеседника, не перебиваю его, использую чувство юмора. У ч и т е л ь . Встречались ли вам такие люди, с которыми с первой минуты общения хочется стать лучшими друзьями? Что в них особенного? Д е т и . Они обаятельны, дружелюбны, умеют поддержать разговор, не грубят и не оскорбляют никого, улыбчивы, жизнерадостны. У ч и т е л ь . Можно ли сказать такое о вас? У ч е н и к и . Да./Нет. У ч и т е л ь . Дома подумайте, что мешает вам стать такой же яркой личностью и наладить дружеские отношения с новыми людьми. 3. Анкетирование учащихся. У ч и т е л ь . А сейчас вам предстоит ответить на несколько вопросов. Перед вами лежат анкеты. Как их заполнять, вы уже знаете. Фамилию и имя можете не писать. Обводите кружком выбранный ответ. АНКЕТА 1. Пол:  – Мужской;– женский. 2. Возраст: _____________ 3. Я считаю себя общительным человеком. – Да; – нет; – затрудняюсь ответить. 4. В настоящее время у меня нет верного друга, но я очень хотел бы его иметь. – Да; – нет; – затрудняюсь ответить. 5. Для меня очень важно знать мнение друга. – Да; – нет; – затрудняюсь ответить. 6. Родители – мои лучшие друзья. – Да; – нет; – затрудняюсь ответить. 7. Мне не нужны друзья, я вполне могу обойтись и без них. – Да; – нет; – затрудняюсь ответить. 8. Когда я поссорюсь со своим другом, то чувствую, что мне без него очень плохо. – Да; – нет; – затрудняюсь ответить. 9. Своему другу я могу доверить любую тайну. – Да; – нет; – затрудняюсь ответить. 10. Если друг предложит мне спиртное или наркотик, я попробую. – Да; – нет; – затрудняюсь ответить.III. Итог занятия. У ч и т е л ь . Для чего же нужны друзья? Д е т и .   Для   общения,   взаимопомощи,   провождения   времени   вместе, удовлетворения потребностей в любви, одобрении и т. д.