Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации правового воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
(практикум)
Ц е л и : познакомить учащихся со способами создания позитивных дружеских
отношений с целью взаимопомощи, удовлетворить потребности в любви,
сосуществовании в обществе, самоуважении; развивать у учащихся стремление к
созданию позитивных дружеских отношений с разными людьми, членами семьи,
соседями, преподавателями, сверстниками; воспитывать позитивное отношение к
окружающему миру и людям.
О б о р у д о в а н и е : на доске плакат с темой занятия, у каждого учащегося
рабочий лист, ручка.
Л и т е р а т у р а :
Выбираю жизнь. Дети. Образование. Милиция / учебнометодическое пособие
для сотрудников правоохранительных органов и учителей / авт.сост. С. В.
Горанская, О. С. Баранова. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2001. – С. 87–96.
Х о д з а н я т и я
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
У ч и т е л ь . Ребята, на предыдущих занятиях мы много говорили о том, что в
современном обществе слишком много опасностей подстерегает входящего во
взрослую жизнь человека. Это и наркотики, и преступные антиобщественные
группировки (банды), и многоемногое другое. Подростку нужно всегда быть
начеку, чтобы не стать жертвой преступления либо по глупости быть втянутым в
совершение преступления, а также он должен относиться с большой
осторожностью и недоверием к малознакомым людям. Но ведь у человека
должны быть друзья, которым он может довериться, поделиться чемто. Как же
определить, кому можно доверять, а кому – нет, кто будет тебе настоящим
другом и ни за что никогда не предаст, а кто подведет тебя при первой же
возможности? Тема нашего сегодняшнего занятия: «Создание позитивных
дружеских отношений».
II. Основная часть.
1. Беседа.
У ч и т е л ь . Так можно ли прожить без друзей?
Д е т и . Да./Нет.
У ч и т е л ь . Какие друзья важны для вас?Д е т и . Преданные, честные, с которыми интересно общаться, проводить
вместе время.
У ч и т е л ь . Какие чувства вы испытываете, когда общаетесь с другом?
У ч а щ и е с я . Защищенности, необходимости для когото.
У ч и т е л ь . Каждый человек имеет свои определенные (например,
социальные, личные, общественные) чувства и потребности, которые необходимо
удовлетворять. Это помогает человеку почувствовать себя уверенным в себе,
быть любимым и любить, помогает родным, близким и друзьям уважительно
относиться к тебе.
Учитель записывает на доске эти понятия.
У ч и т е л ь . Что значит «потребность быть любимым»?
Д е т и . Это потребность в людях, которые тебя любят, понимают, заботятся о
тебе.
У ч и т е л ь . Запишем это определение на доске.
Учитель пишет: «Быть любимым – потребность иметь людей, которые
заботятся о тебе, помогают тебе, понимают и любят тебя».
У ч и т е л ь . Что значит, потребность быть необходимым обществу?
Д е т и . Это потребность в том, чтобы ты был нужен обществу; твое мнение,
твои знания были важны и нужны обществу, то есть государству, окружающим
людям.
Учитель пишет: «Быть необходимым обществу – потребность во внимании и
заботе государства или общества о личной безопасности, правах; потребности в
твоих знаниях».
У ч и т е л ь . Что значит «потребность быть одобряемым»?
У ч е н и к и . Это потребность в положительной оценке твоих действий,
поступков.
Учитель пишет: «Быть одобряемым – потребность в положительной оценке
того, что ты делаешь».
У ч и т е л ь . Испытываете ли вы перечисленные потребности? Какие именно?
Д е т и . Да, например, потребность быть любимым и не только родными, но и
друзьями, когда ты понимаешь, что тебя любят, чувствуешь, что ты нужен кому
то, что ты не один. Или, например, потребность быть одобряемым. Гораздо
лучше себя чувствуешь, когда твои поступки одобряют окружающие,
восхищаются ими, чем когда ругают тебя за чтото.
У ч и т е л ь . Реализовываются ли данные потребности в вашей жизни?У ч а щ и е с я . Да./Нет.
У ч и т е л ь . Что помогает вам реализовать их?
Д е т и . Правильная оценка своих действий, хорошие отношения с
окружающими людьми, умение идти на уступки, вежливость.
У ч и т е л ь . Представьте, если бы на планете был каждый человек сам за себя.
Ни у кого не было бы ни друзей, ни подруг, люди были бы холодны и
безразличны друг к другу. Что бы было тогда?
Д е т и . Не с кем было бы поделиться своей проблемой, горем, радостью.
Люди бы не понимали друг друга, не могли бы договориться о чемто мирным
путем, могли бы начаться конфликты, войны изза того, что политики не шли бы
друг другу на уступки.
У ч и т е л ь . Встречались ли в вашей жизни люди, с которыми вы хотели бы
подружиться, но они были равнодушны к вам? Расскажите об этом.
У ч а щ и е с я . Нет./Да. Например, я хотел подружиться с мальчиком из
соседнего двора, а он старался со мной вообще не разговаривать, оскорблял
меня.
У ч и т е л ь . Почему он так себя вел?
Д е т и . Он со всеми так общается, просто грубиян, либо не хотел с тобой
общаться. Причины могут быть разные.
У ч и т е л ь . В дружбе важно взаимоуважение, понимание, взаимная симпатия.
Все мы люди разные, у нас разные характеры. Порой люди просто не могут найти
взаимопонимания, у них разные взгляды на жизнь, разные интересы. Они не
смогут сосуществовать вместе и быть друзьями. В таком случае, если дружба
«не клеится», лучше не ругаться и говорить друг другу неприятные слова, а
просто остаться знакомыми. Это вас ни к чему не обяжет и вы не испортите
отношение данного человека к себе. Присмотритесь к своим родителям, сколько
у них знакомых, а ведь друзьями они считают очень немногих из них. Вспомните,
какие отношения у ваших родителей с соседями?
У ч е н и к и . Нормальные, хорошие, с некоторыми дружеские.
У ч и т е л ь . Для чего родителям нужно поддерживать хорошие отношения с
соседями, коллегами по работе?
Д е т и . Для того, чтобы при необходимости обратиться к ним за помощью,
советом. Если им будет нужна помощь, то они могут на нее рассчитывать.
У ч и т е л ь . Вы сами со многими людьми поддерживаете дружеские
отношения?
У ч а щ и е с я . Да./Нет.У ч и т е л ь . Вам это помогло както в жизни?
Д е т и . Помогло. Я както раз остался дома один. Вечером я пошел выносить
мусор и случайно захлопнул входную дверь. Я бы так и сидел под дверью до
десяти часов ночи, пока со смены не пришла бы мама, если бы не соседка. Она
пустила меня к себе в квартиру до прихода родителей. С этой соседкой я всегда
здоровался, иногда помогал ей донести сумки из магазина.
У ч и т е л ь . Какой вывод можно сделать в данном случае?
Д е т и . Если ты к людям относишься хорошо, помогаешь им, то можешь
рассчитывать на помощь с их стороны.
2. Самостоятельная работа.
У ч и т е л ь . У вас на столах лежат рабочие листы. Прочитайте задание про
себя. Что нужно сделать в первой части задания?
Д е т и . Перечислить три качества, которые вы хотели бы видеть в друге.
У ч и т е л ь . Вы должны указать три самых важных для вас качества. Что
нужно сделать во второй части задания?
У ч а щ и е с я . Из предложенного списка людей выбрать тех, на которых я
могу положиться, к которым можно обратиться за помощью.
У ч и т е л ь . Ответов может быть неограниченное количество. В части третьей
задание, аналогичное второму, только вариант ответа должен быть один.
Приступайте к работе.
Ученики заполняют рабочие листы:
Ч а с т ь 1. Перечислите три качества, которые вы бы хотели видеть в
друге:
1. ______________________________________________________
2. ______________________________________________________
3. ______________________________________________________
Ч а с т ь 2. Люди, на которых я могу положиться, к которым я могу
обратиться за помощью:
– друг;
– родители, другие члены семьи, родственники;
– взрослый, не являющийся членом семьи;
– учитель, психолог или любой взрослый в школе.Ч а с т ь 3. В случае критической ситуации я обращусь за помощью в первую
очередь:
– к другу;
– к родителям;
– к учителям;
– к соседям;
– в дежурные службы (милиция, скорая помощь...).
________________________________________________________
У ч и т е л ь . Проверим, что же у вас получилось? Итак, какие три самые
важные качества вы хотели бы видеть в друге?
Д е т и . Честность, преданность, желание всегда прийти на помощь и др.
У ч и т е л ь . Можно ли сказать, что ваш друг обладает этими качествами?
У ч а щ и е с я . Да./Нет.
У ч и т е л ь . Можете ли сказать, что сами обладаете этими качествами?
Д е т и . Могу. Частично обладаю.
У ч и т е л ь . Перейдем к части второй рабочего листа. Люди, на которых вы
можете положиться, к которым можно обратиться за помощью. Перечислите их.
Д е т и . Друг, родители, родственники, другие члены семьи, учитель и т. д.
У ч и т е л ь . Какая помощь вам может понадобиться от этих людей?
Д е т и . Совет, помощь в какомто конкретном деле (например, передвинуть
стол).
У ч и т е л ь . Кроме этого, человеку может понадобиться психологическая
помощь. У любого человека иногда возникает необходимость выговориться,
пожаловаться комуто на несправедливость и видеть, что человек, которому ты
все это говоришь, действительно тебя понимает и сочувствует. Ктото из
перечисленных вами людей обладает качествами, которые вы указали в части
первой?
У ч а щ и е с я . Да. Друг, родственник.
У ч и т е л ь . К кому вы обратитесь за помощью в критической ситуации в
первую очередь?
Д е т и . К родителям, другу и т. д.
У ч и т е л ь . Возникали ли в вашей жизни какиелибо критические ситуации?
Как вы с ними справлялись?
У ч е н и к и . Да, возникали. Например, я получил в школе «двойку» за то, что
подсказал на уроке однокласснику и боялся рассказать об этом отцу, так как онмне тогда не купил бы мопед. У нас с отцом была договоренность: если я в
течение четверти не получу ни одной «двойки», тогда он мне купит мопед, я
очень расстроился, надо было показывать дневник отцу, а я не знал, как
объяснить ему, что «двойка» за подсказку. На помощь мне пришел старший брат.
Он объяснил отцу ситуацию и договорился с учительницей, чтобы она дала мне
возможность исправить «двойку». Я был очень благодарен старшему брату.
У ч и т е л ь . Вы уже ребята взрослые, за плечами у вас есть некоторый
жизненный опыт. Скажите, почему бывает так, двое малышей выросли в одном
дворе, ходили в одну группу в детском саду, вместе пошли в первый класс, до
недавнего времени были друзья «не разлей вода», а теперь, когда им уже по 16
лет стали просто одноклассниками. Куда же исчезла их дружба?
У ч а щ и е с я . Они повзрослели. У них сформировались свои взгляды на
жизнь. В детстве дружба выражалась в совместной игре во дворе и походах в
школу, сейчас стало все сложнее.
У ч и т е л ь . Верно. По мере их взросления у каждого возникали и развивались
свои интересы, взгляды на жизнь, формировались черты характера. Сейчас они
более осознанно будут выбирать друзей. Даже дружба, возникшая в вашем
возрасте, со временем может исчезнуть или перейти в приятельские отношения,
но может и продлиться на долгие годы. Всю свою жизнь вы будете знакомиться,
заводить новых друзей. Давайте сформулируем некоторые правила, как же
завести новых друзей? Как надо себя вести?
Д е т и . Нужно быть дружелюбным, открытым, проявлять самому интерес к
новым людям.
Один ученик записывает на доске:
– быть дружелюбным;
– принимать участие в работе спортивных секций,
кружков, в походах, экскурсиях;
– проявлять интерес к новым людям;
– уметь поддержать разговор;
– быть внимательным;
– не употреблять грубых слов в разговоре, не ругаться нецензурной бранью.
У ч и т е л ь . Вспомните, когда вы познакомились со своим другом, что вам в
нем больше всего понравилось, привлекло внимание?
Д е т и . Чувство юмора, вежливость, общительность. Доброжелательная
улыбка, опрятный внешний вид.
У ч и т е л ь . Допишем это в свои правила.Ученик пишет:
– чувство юмора;
– доброжелательное выражение лица;
– опрятный внешний вид.
У ч и т е л ь . А какие существуют препятствия для выработки новых
дружеских отношений?
У ч а щ и е с я . Стеснительность, замкнутость, страх быть непонятым,
отвергнутым, самоуверенность или наоборот недостаточное самоуважение.
Один ученик дописывает на доске:
– смущение, стеснение, замкнутость;
– грубость, хамство;
– недостаточное самоуважение;
– большая самоуверенность;
– страх быть отвергнутым.
У ч и т е л ь . Легко ли вам подружиться с новым человеком?
У ч а щ и е с я . Да./Нет.
У ч и т е л ь . Что вам помогает в этом?
Д е т и . Я веду себя просто, непринужденно, внимательно слушаю
собеседника, не перебиваю его, использую чувство юмора.
У ч и т е л ь . Встречались ли вам такие люди, с которыми с первой минуты
общения хочется стать лучшими друзьями? Что в них особенного?
Д е т и . Они обаятельны, дружелюбны, умеют поддержать разговор, не грубят
и не оскорбляют никого, улыбчивы, жизнерадостны.
У ч и т е л ь . Можно ли сказать такое о вас?
У ч е н и к и . Да./Нет.
У ч и т е л ь . Дома подумайте, что мешает вам стать такой же яркой личностью
и наладить дружеские отношения с новыми людьми.
3. Анкетирование учащихся.
У ч и т е л ь . А сейчас вам предстоит ответить на несколько вопросов. Перед
вами лежат анкеты. Как их заполнять, вы уже знаете. Фамилию и имя можете не
писать. Обводите кружком выбранный ответ.
АНКЕТА
1. Пол:
– Мужской;– женский.
2. Возраст: _____________
3. Я считаю себя общительным человеком.
– Да;
– нет;
– затрудняюсь ответить.
4. В настоящее время у меня нет верного друга, но я очень хотел бы его
иметь.
– Да;
– нет;
– затрудняюсь ответить.
5. Для меня очень важно знать мнение друга.
– Да;
– нет;
– затрудняюсь ответить.
6. Родители – мои лучшие друзья.
– Да;
– нет;
– затрудняюсь ответить.
7. Мне не нужны друзья, я вполне могу обойтись и без них.
– Да;
– нет;
– затрудняюсь ответить.
8. Когда я поссорюсь со своим другом, то чувствую, что мне без него очень
плохо.
– Да;
– нет;
– затрудняюсь ответить.
9. Своему другу я могу доверить любую тайну.
– Да;
– нет;
– затрудняюсь ответить.
10. Если друг предложит мне спиртное или наркотик, я попробую.
– Да;
– нет;
– затрудняюсь ответить.III. Итог занятия.
У ч и т е л ь . Для чего же нужны друзья?
Д е т и . Для общения, взаимопомощи, провождения времени вместе,
удовлетворения потребностей в любви, одобрении и т. д.