Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки
Оценка 4.7

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
физическая культура
Детсад
11.11.2019
Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки
Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38» Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки Воспитатель: Верхошенцева Анастасия Геннадьевна, Высшая категория 2019г. Замечательное средство формирования гармоничной личности  дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором  целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта  и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня  во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги  активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы. Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки Цель: создание предпосылок для формирования и развития  универсальных учебных действий старших дошкольников посредством  соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения  игре в шахматы. Задачи: привить дошкольникам 4­7 лет любовь к игре в шахматы через  игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время. Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы –  превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в  шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность,  развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов  умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем  быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Шахматы весьма благотворно влияют на подготовку к школе.  Детсадовская пора пройдёт, но дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше будут успевать в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делать домашние задания. С пониманием этого, на базе нашего сада была организована экспериментальная площадка по ознакомлению детей с  игрой в шахматы. Шахматы ­ спортивная игра. Шахматы ­ предмет для творчества посредством лепки, рисования,  конструирования. Шахматы ­ предмет для развития речевых способностей детей. Шахматы ­ основной двигатель развития логического мышления и  начальных математических способностей. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий –  способности действовать в уме. Пользу шахмат и влияние на развитие трудно переоценить – они отлично  развивают логику и абстрактное мышление, учат усидчивости и  настойчивости в достижении целей. Поэтому, даже если ребенок не станет  сильным шахматистом, игра непременно поможет ему лучше учиться.  Например, многие шахматисты ­ хорошие математики, ведь алгоритм решения математических и шахматных задачек очень похож. Шахматы также учат  ответственности – ребенок должен самостоятельно выбрать, какой ход на  доске ему сделать, и он сам отвечает за последствия выбора. Для детского сада обучение шахматам играет особую роль, так как  появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых  занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям ­ повышать уровень творческой и учебной мотивации детей. Поскольку шахматы ­ это лучшая стратегическая  игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок  развивает свои умственные способности. На собственном опыте мы убедились, что все дети разные и подход  нужен к каждому свой, так же, как и подача материала. И то, что одному  дается легко, другому очень трудно понять и объяснить. Так как у дошкольников ведущая деятельность игровая, значит, и обучение шахматам  нужно организовать в игровой форме. Рассмотрим интеллектуальные возможности детей в разном возрасте.  С рождения до двух лет – кроха может раскидывать фигуры и  складывать их обратно в коробку.  2–3 года – малыш может отличать клетки и шахматы по цвету и  запомнить, как называются фигуры.  4 года – ребёнок способен понять, как ходят фигуры, и освоить простые ходы.  5–6 лет – дошкольник может играть с соперником.  Школьный возраст – ребёнок анализирует ход игры, выстраивает  собственную тактику. Следовательно, предложить доску можно даже младенцу, но  продуктивное обучение возможно не ранее 4–5 лет, в зависимости от  индивидуальных способностей ребёнка. Для создания у детей интереса к шахматам, нужно создать обогащённую  развивающую среду. Находясь в группе, ребёнок повсеместно наблюдает  шахматную символику и атрибуты. Для самых младших уже этого  достаточно. Для более старших детей нужно организовать зоны для  самостоятельных занятий по шахматной тематике. В уголке изодеятельности дети лепят шахматные фигуры, создают  композиции шахматных баталий. Из подобных работ устраиваются выставки  «В шахматном королевстве». Дети могут выбрать понравившийся рисунок из  коллекции разукрашек, либо сами нарисовать понравившийся сюжет. Затем  придумываются сказки и создаются самодельные книжки­малышки. Подойдя к окну, на подоконнике дети видят изображения шахматных  досок, на которых изображена одна из шахматных фигур. Ребёнок может просто посмотреть на них либо повторить алгоритм ходов. В любом случае  информация ребёнком получена. Рисуя шахматные фигуры и их ходы, дети одновременно запоминают  правила игры. Основная форма занятий с дошколятами ­ игровые ситуации. И никакого  принуждения! Только в этом случае ребенок не устаёт при усвоении нового  материала и сохраняет к нему живой интерес. Важно не перегружать ребенка,  в серединке ­ физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях (приседания с пешкой на ладони и пр.). В младших группах обучение лучше начинать с "предшахмат". Эти  "ранние шахматы" можно смастерить самим. На такой доске вдвое меньше  клеток, чем на обычной, но клетки крупные. Берём два набора фигур, лучше  всего забавных ­ пусть это будут зайцы и волки, и начинаем осваивать понятие "съел". Учим малышей ходить, например, только в одном направлении. Или по одной или по две клетки, например, только вперед. Или только по диагонали.  Цель ­ постичь саму условность игры. Например, зайчиха­мама ходит на две  клетки, а зайчата ­ на одну. Дети учатся следовать правилам. В домашних  условиях такую доску можно нарисовать на стенке холодильника и  передвигать на ней магнитные фигурки. После таких тренировочных шахмат  дети быстрее разбираются во взрослых премудростях. К новому материалу можно переходить только после того как дети будут уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, оно всегда  должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом.  В немалой степени этому способствуют сюжетные игры. …. Чтобы обучение было как можно менее навязчивым, читаем обучающие  сказки шахматной тематики, и инсценируем их с помощью кукольного театра.  Например, рассказываем сказку о пешке, которая сумела преодолеть все  трудности и стала ферзем. Или инсценируем охоту на шахматной доске за какой­нибудь фигурой. Привлекаем на помощь диафильмы, мультфильмы,  посвященные шахматной тематике. Это так нравится малышам! Чтобы закрепить знания о фигурах, нужно использовать следующие игры:  «Волшебный мешочек» (ребенок на ощупь определяет, какую фигуру он вытащил);  «Что общего?» (нужно сравнить две фигуры – чем они похожи и чем  отличаются, например, цвет, верхняя часть и другое).  Можно устраить эстафеты на быструю и правильную расстановку фигур на доске. Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, для этого просто необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все­таки  главная наша цель ­ не воспитывать будущих чемпионов, а прививать  малышам интерес к мудрой игре. Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Он  должен «со вкусом, в игре постигать новые знания. Постепенно у него  возникнет стойкий интерес к шахматам, и можно будет двигаться к более  сложным заданиям, к новым вершинам в освоении этой мудрой игры. В работе с детьми было использовано учебно­методическое пособие  Сухин И. Г. «Волшебные фигуры для детей 2­5 лет». В нем изложен новый,  нестандартный подход к процессу обучения дошкольников шахматной игре.  При знакомстве с шахматными фигурами дети играли с ними, исследовали их, фантазировали.   На занятиях с детьми и в свободной деятельности  использовались дидактические игры – задания, такие как: «Куча мала»,  «Волшебный мешочек», «Пирамида», «Чего не стало», «Что изменилось» и  т.д. Шахматные фигуры в театрализованной деятельности использовались в  качестве героев сказок «Шахматный Колобок», «Шахматная репка»,  «Шахматный теремок». К концу учебного года дети научились различать и  называть шахматные фигуры, расставлять на шахматной доске начальную  позицию, находить ошибки в расстановке шахматных фигур.

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки

Создание развивающей среды в группе ДОУ при обучении детей игре в шахматы и шашки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2019