В последнее время стало недостаточно употребление таких терминов, как «знания», «умения», «навыки», так как явно обозначилось противоречие: в жизни применяют полученные ЗУНы учащиеся всё меньше. Появилась необходимость формирования у школьников других способностей – компетентностей.
Под компетентностью понимаются знания и умения учеников, способность применять их в повседневной жизни, в различных жизненных ситуациях, умение отстаивать свою точку зрения, обосновывая её.В последнее время стало недостаточно употребление таких терминов, как «знания», «умения», «навыки», так как явно обозначилось противоречие: в жизни применяют полученные ЗУНы учащиеся всё меньше. Появилась необходимость формирования у школьников других способностей – компетентностей.
Под компетентностью понимаются знания и умения учеников, способность применять их в повседневной жизни, в различных жизненных ситуациях, умение отстаивать свою точку зрения, обосновывая её.
Создание условий для самостоятельного использования учащимися
собственной системы развития физических качеств.
В последнее время стало недостаточно употребление таких
«умения», «навыки», так как явно
терминов,
как «знания»,
обозначилось противоречие: в жизни применяют полученные ЗУНы
учащиеся всё меньше. Появилась необходимость формирования у
школьников других способностей – компетентностей .
Под компетентностью понимаются знания и умения учеников,
способность применять их в повседневной жизни, в различных
жизненных ситуациях, умение отстаивать свою точку зрения,
обосновывая её.
Основной признак настоящего усвоения знаний, умение применять их
в практической деятельности . Поэтому учитель с первых дней
должен учить детей самостоятельно заниматься физическими
упражнениями ,
выполняемом действии совершенства.
развивать их стремление достигать в каждом
В формировании навыков самостоятельной работы наиболее
ответственный период 912 лет, что связанно с возрастными
особенностями детей этого возраста.
Большие возможности для формирования самостоятельного
умения таят в себе домашние задания по физической культуре.
Основным разделом школьной программы являются ОРУ, так как
они обогащают двигательный опыт детей, оказывают всестороннее
действие на организм, развивают двигательные качества (силу,
гибкость, равновесие, др.), укрепляют мышечный корсет. Всё это
помогает овладению техникой более сложных двигательных действий
из разделов гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр.2
НАПРИМЕР: упор лёжа, разгибание, сгибание рук; упор сидя
ноги врозь и прогибание до упора лёжа помогают освоить
упражнения на брусьях;
прыжок, вверх прогнувшись из полуприседа, упора
присев опорные прыжки и соскоки со снарядов;
прыжки с поворотами, быстрые вращения и повороты
головы – равновесия.
Если представить себе опорные прыжки не как фрагменты, а как
определённый вид деятельности ,
то эта деятельность будет
направлена на какой – то объект: например уровень физической
либо
подготовленности школьника
(либо уменьшения веса,
увеличение силы и т.д.).
В соответствии с поставленными задачами для достижения
результата необходимо применить определённые средства.
Следовательно: чтобы сформировать у школьника способность
самостоятельно заниматься, важно обеспечить детей знаниями о
представлениями о соответствующих
своих возможностях,
результатах направленного обучения и, наконец, практическими
умениями решать задачи.
Что это за умения? В педагогической дидактике при анализе
учебной деятельности вычленяют:
постановку задачи;
выбор средств и методических приёмов для её решения;
планирование занятия;
контроль и оценку выполнения.
Перечисленные умения характерны для любой деятельности , в
том числе и для занятий физическими упражнениями , а средствами в
2данном случае будут являться сами упражнения. В качестве
3
текущего контроля могут использоваться предметные ориентиры.
Взаимоконтроль осуществляется по внешним признакам
утомления, а самоконтроль по частоте пульса, дыхания и т.д.
Чтобы учить детей самостоятельно заниматься физическими
упражнениями , учителю необходимо продумать:
1) какой дополнительный материал в связи с этим включать в
уроки; по ходу урока и при подведении его итогов сообщать
ученикам о реакции организма на те или иные нагрузки, которые
обеспечивают
подготовленности .
происходящие
физической
Тем самым мы сможем обеспечить
сдвиги
в
школьникам необходимый круг знаний и представлений о своих
двигательных возможностях.
2) Нужно подумать,
как ученик должен осваивать умения
самостоятельно заниматься физическими упражнениями .
НАПРИМЕР: ученик получил задание составить комплекс
упражнений на развитие выносливости в беге умеренной
прыжковые (со
интенсивности .
скакалкой) и другие упражнения в объеме, предусмотренном
Ученик выбирает беговые,
программой. Он распределяет их в занятии, постепенно повышая
нагрузку по циклу тренировок в течение месяца или четверти.
Им определяются так же приёмы контроля и способы оценки
результатов, направленных занятий (кросс 3001000м и т.д.) Всё
занятий, где
это записывается в дневник самостоятельных
делаются отметки, как самого ученика, так и учителя (это
контроль).
Всё это, повторяясь из урока в урок, реализует задачу
формирования у ученика умения самостоятельно заниматься.
34
3) Нужно выяснить и определить: с помощью каких методических
приёмов и учебных средств ученик может добиться реальных
успехов в данном вопросе. Именно на методике чаще всего
«спотыкаются» учителя, когда хотят образовать у детей это
умение.
4) Планирование большего числа повторений подводящих и
основных упражнений до 20 способствует развитию основных
физических качеств. Кстати, необходимо увеличить время на
объяснения.
Организация учебой работы остаётся той же, трёхчастной, но
объяснения и учебные задания ставятся и в вводной и в
заключительной части. Различный по составу материал (характер
упражнений) в каждой части изменят характер решении задач.
Таким образом, на каждом из 68 уроков ученики получают
достаточно целостное представление о ходе занятия физическими
упражнениями с момента подготовки организма к предстоящей
основной деятельности до постепенного перехода от двигательной
активности к относительно спокойному состоянию.
Методы и формы обучения детей самостоятельному
использованию знаний и умений могут быть самыми различными.
НАПРИМЕР: начиная уже со 2 класса учителю необходимо
привлекать учащихся к разучиванию упражнений, а затем и к
например разминочные
проведению их с группой товарищей,
комплексы по видам спорта.
Во время занятий дети встречаются с некоторыми трудностями:
выбор места и времени занятия, подбор соответствующего инвентаря
и т.п. Здесь потребуется помощь родителей, с которыми учитель
проводит необходимые беседы систематически .
45
Так же можно применять технологию проектного обучения.
Проектная технология позволяет строить обучение на активной
основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с
его личными интересами. Этот метод обучения на уроках физической
культуры повышает интерес к предмету, наполняет его новым
смыслом, меняя ученика и учителя ролями. Выполненная работа
позволяет ученикам понять, что уроки физической культуры не
только направлены на развитие физических качеств, но и развивают
школьников интеллектуально .
Конечно же полезным и значимым для ученика урок физической
культуры может сделать учитель, желающий помочь школьникам в
формировании компетенции самостоятельно учиться и активно
влиять на содержание своего образования.
Только единство усилий учителя и ученика превратит урок
физической культуры из урока лишь двигательной активности в урок
образовательного направления, и поставит его в один ряд с другими
учебными предметами образовательной школы.
5