Урок 14. Тема: «Созвездия».
Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной деятельности по определению понятий «звёзды» и «созвездия».
Задачи:
Сформировать понятия «звезда» и «созвездие»;
Познакомить с наиболее яркими созвездиями;
Объяснить – почему мы видим звёзды маленькими;
Обобщить и систематизировать знания о небесных телах;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сегодня мы продолжим знакомиться с таинственным миром звезд. Но прежде, чем мы отправимся в очередной раз в космос для изучения нового, давайте вспомним то, что узнали на предыдущих уроках.
II. Проверка домашнего задания и повторение пройденного материала. Фронтальный опрос по материалу, изученному на предыдущем уроке (презентация).
- Какие вы знаете небесные тела?
- Что вы знаете о звездах?
- Какая звезда самая близкая к Земле? Дайте ей характеристику?
- Какое значение имеет Солнце для природы Земли?
- На какие 3 большие группы можно подразделить все звезды?
2. Тестовое задание.
У вас на партах лежат листочки. Подпишите их в верхнем правом углу, не забудьте указать класс.
Сейчас вам из предложенных утверждений нужно будет выбрать верные. Вы записываете порядковый номер вопроса, если вы считаете это утверждение верным, ставьте рядом с ним знак «+», если не верное знак «-». Всем понятно? Итак, все внимание на экран (презентация).
1) Звезды – небесные тела, которые светят отраженным светом.
2) Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
3) Солнце – это гигантский пылающий шар.
4) Солнце неподвижно.
5) Температуре в ядре солнца 1000 оС.
6) Звезды сверхгиганты по размерам подобны Солнцу.
7) Солнце по размерам почти такое же, как Луна.
8) Солнце вращается вокруг своей оси.
Итак, закончили. Теперь передайте листочки с выполненным заданием соседу по парте, для самопроверки. Возьмите простой карандаш или цветные ручки, чтобы исправлять неправильные ответы. Правильные ответы у вас на экране (презентация). (1. -, 2. +, 3. +, 4. -, 5. -, 6. -, 7.-, 8. +) критерии оценки: «5» все ответы верны, «4» 1-2 ошибки, «3» 3-4 ошибки, «2» 5-7 ошибок
А теперь подведем итог. Сколько человек получило отличную оценку? Сколько человек получило «4»? сколько человек получило «3»?
Все молодцы! Из выполненной работы видно, что вы на хорошо усвоили материал предыдущих уроков! Передайте листочки на первую парту.
III. Изучение нового материала.
Вселенная настолько велика, что человеческое воображение не в силах охватить ее. Каждую ночь в ясную погоду нашему взору открывается звездное небо – лишь маленькая частичка необъятной Вселенной. Вы уже знаете, что звезды – это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Поэтому они кажутся нам на черном ночном небе лишь мерцающими точками. Невооруженным глазом люди могут увидеть примерно 6000 звезд, а в бинокль или телескоп – гораздо больше.
Люди издавна задумывались над тем, а что же там, на небе, почему видно то одинокие звезды, то их скопления. Они мысленно соединяли эти звезды между собой и получались определенные фигуры, которые впоследствии были названы созвездиями. Сегодня мы тоже постараемся узнать о созвездиях, почему они так называются. Откройте тетради и запишите число и тему урока: СОЗВЕЗДИЯ (презентация).
На этом уроке мы узнаем, что такое созвездия, познакомимся с мифами и легендами о них (презентация).
Но прежде я вам предлагаю начертить и заполнить небольшую таблицу, в этой таблице вы кратко запишите то, что уже знаете о созвездиях, что хотели бы узнать, а в конце урока мы с вами заполним 3ий столбик, куда запишем, то новое, что узнали на уроке.
(Учащимся предлагается за 2 минуты написать все, что знают о звездах в графе «знаю» и что хотелось бы узнать в графе « хочу узнать» (презентация)).
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
На первый взгляд, кажется, что невозможно разобраться в звездной россыпи, а научиться этому хотят многие. Знать звездное небо интересно и в то же время полезно. Оно издавна привлекало к себе внимание людей. Словно решая детскую задачку «нарисуй по точкам», человек с незапамятных времен представлял сочетания звезд, их группы, то изображениями животных, людей или различных предметов быта, давая им заимствованные из мифов и легенд имена. Эти причудливые группы небесных светил называются созвездиями.
Для того чтобы более подробно ответить на вопрос что же такое созвездия, я предлагаю прочитать текст учебника на странице 50, со слов «Люди с древних времен…».
Вопросы к прочитанному тексту:
· Что считалось созвездием в древности?
· Что считают созвездием в современном мире?
· Сколько созвездий на небесной сфере?
· Существуют ли четкие границы между созвездиями?
· Сколько созвездий можно увидеть на территории нашей страны?
· Как получали созвездия свои названия?
Итак, что же такое созвездие? (запись определения)
Созвездия – группа звезд, которая выделена условно.
Почему эта группа звезд выделена условно?
Да потому что, принадлежность звезд к тому или иному созвездию определяется лишь тем, что наблюдатель на Земле видит их по соседству, но это соседство кажущееся, так как они находятся на огромных расстояниях друг от друга, десятки или сотни световых лет. И если посмотреть на эти звезды, например с другой галактики, то они не будут находиться рядом.
Мы с вами уже сказали, что всего на небесной сфере 88 созвездий. Границы между этими строго определенными участками неба условны, они не имеют никакого физического смысла. Из 88 созвездий, которые приняты официально в наше время (в 1930 году), 48 созвездий перечислил еще Птолемей во II веке, и с течением времени другие наблюдатели добавили еще 40 созвездий. К каждому созвездию относятся все звезды, находящиеся внутри его границ, не только яркие, но и менее слабые звезды.
Названия многих из созвездий пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. Давайте познакомимся с некоторыми созвездиями и легендами о них, ведь за урок все 88 созвездий изучить нельзя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с созвездиями Большая и Мала медведицы, Кассиопея, Плеяды.
Я бы хотела вам их продемонстрировать с помощью программы домашнего планетария (демонстрация созвездий).
Здесь вы можете увидеть и соседку Солнца в космосе звезду Бетельгейзе, в созвездии Ориона, и самую яркую звезду северного полушария – Сириус, из созвездия Гончих Псов. Также можно увидеть и созвездия Большой и Малой Медведицы, Кассиопеи, Плеяды.
Найдите на схемах звездного неба, которые лежат у вас на партах, созвездие Большой медведицы. Сейчас мы услышим легенду об этом созвездии (сообщение ученика на 1,5-2 минуты, после вопросы).
В глубокой древности наблюдение за положением звезд было далеко не праздным занятием. Духовенство и астрологи считали, что расположение звезд помогает разгадывать тайны бытия и предсказывать будущее. Мореплаватели использовали звездные карты неба для пересечения морей и океанов. Главным же ориентиром была и есть Полярная звезда – одна из самых ярких и заметных звезд северного полушария.
Для того, чтобы найти эту звезду, необходимо отыскать 7 звезд Большой Медведицы. Найдите их на схеме. Это созвездие имеет вид ковша с изогнутой ручкой. Через две крайние звезды ковша, не через ручку, мысленно проведите отрезок, равной 5отрезкам стороны ковша. Отрезок должна начинаться от дна ковша и проходить через верх. Отрезок упрется в Полярную звезду. Если вы встанете лицом к полярной звезде, впереди вас будет север, сзади – юг, слева – запад, справа – восток.
Рядом с созвездием Малой Медведицы мы с вами на схеме можем найти другое интересное созвездие, звезды которого расположены в виде перевернутой буквы М. Как называется это созвездие? Верно Кассиопея. Давайте послушаем легенду об этом созвездии (сообщение ученика на 1,5-2 минуты, после вопросы).
Также на схеме можно увидеть еще одно интересное созвездие, которое состоит из 7 звезд, собранных в одну группу. Это созвездие носит название Плеяды. Давайте узнаем легенду об этом созвездии (сообщение ученика на 1,5-2 минуты, после вопросы).
А как вы думаете, меняется ли вид звездного неба в течение ночи?
Да, все верно. А с чем это связано?
Так как наша планета вращается вокруг своей оси?
А меняется ли вид звездного неба по временам года, или во все времена года мы видим одни и те же созвездия?
Да меняется, а почему?
Так наша планета движется по своей орбите, по этой причине и происходит смена времен года, и по этой же причине изменяется видимая часть звездного неба.
Рассказ о созвездиях летнего и зимнего неба.
IV. Повторение и закрепление пройденного материала.
1. Вставьте пропущенные слова (текст лежит на партах и демонстрируется на доске)
Небесные тела, представляющие собой огромные пылающие шары, - это ________. Ближайшая к нам звезда - ______. Солнце относится к маленьким звездам, которые называют ________. Звезды по цвету бывают разные - ______, _______, ______, ______. Солнце - это ______ звезда.
Группа звезд, которая выделена условно на звездном небе называется ______. Мне известны такие созвездия: _______, _______, ______, ______. А все небо разделено на _______ созвездий.
2. Учащиеся заполняют графу таблицы «узнал», проверяют графу таблицы «знаю», отмечая, что было неверно в представлениях ребят, делая пометку значком «-».
Проверяют второй столбик, смотрят, на все ли вопросы были даны ответы. Ответ дается учителем или учениками, или же переносится на следующий урок. Предлагается найти дома ответ в дополнительной литературе или в Интернете.
V. Итог урока.
Какой же мы можем сделать вывод из сегодняшнего урока?
1. Узнали что такое созвездия. (А что такое созвездия?)
2. Познакомились с мифами и легендами о созвездиях (а какие мифы и легенды вы сегодня узнали, о каких созвездиях?)
3. Научились работать с картой звездного неба.
· Понравился ли вам урок и чем?
· Что нового для себя узнали на уроке?
· Что больше всего запомнилось?
VI. Домашнее задание.
Учебник, стр. 49 – 50 читать, пересказывать.
Зарисовать и подписать в тетради 2 созвездия.
Выучить новые понятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.