Сперанский М.М.
Оценка 4.6

Сперанский М.М.

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
история
7 кл—11 кл
24.04.2018
Сперанский М.М.
Михаил Михайлович Сперанский - выдающийся русский деятель, времен правления Александра I и Николая I. Основатель кодификации законодательства Российской Империи, основатель многих законопроектов, некоторые из которых были слишком новы для нашего государства и умов того времени. Поэтому не все вышли в свет, отчасти благодаря происходящему в мире.
Сперанский.docx
Деятельность М.М. Сперанского Император  Александр I (1801­1825) с первых лет царствования мечтал о либеральных реформах. Работа   созданного   им   с   этой   целью   в   1801 «негласного  (или   интимного)   комитета»  большими успехами   не   увенчалась.   Но   после   заключения Тильзитского мира с Наполеоном (1807) Александр вернулся   к   преобразовательным   проектам.   Его главным помощником в этом деле стал теперь Михаил Михайлович Сперанский. Человек   незнатный,   сын   сельского   священника,   питомец   духовной семинарии,   Сперанский   возвысился   до   положения   секретаря   императора   без всякой протекции, одними личными талантами. Блестяще владея иностранными языками,   он   ознакомился   с   лучшими   политическими,   экономическими   и юридическими   сочинениями   своего   времени.   По   широте   образования   со Сперанским в России могли сравниться лишь немногие. Но по характеру он был склонен   к   отвлечённому   доктринёрству,   к   составлению   чересчур   абстрактных планов – стройных  в теории, но обречённых встретить крупные препятствия  на практике,  при   внедрении   их   среди   живых   людей,   со   всеми   их   человеческими недостатками и противоречивыми интересами. По поручению Александра I Сперанский в конце 1808 – 1809 выработал проект   реформ,   который   должен   был   кардинально   изменить   всю   систему управления Россией. Согласно   реформе   Сперанского,   в   империи   предполагалось   ввести передовой   принцип  разделения   властей  –   законодательной,   исполнительной   и судебной.   Каждая   из   этих   трёх   ветвей   получала   свой   высший   орган: законодательная  – Государственную думу, исполнительная  – правительство  из министров и их товарищей (заместителей), судебная – Сенат. Реформа   Сперанского   планировала   ввести   в   России   широкое   местное самоуправление   трёх   ступеней:   волостной,   окружной   (уездной)   и   губернской. Местные   органы   Сперанский   думал  устроить   не   на  узко­сословно­дворянском принципе,   как   при   Екатерине  II,   а   допустить   к   их   выборам   всех   земельных собственников,   к   числу   которых   он   относил  и   государственных   (но   не частновладельческих)   крестьян.   В   общей   массе   российских   крестьян государственные составляли тогда 45%, а частновладельческие – 55%. Согласно проекту   Сперанского,   в   каждой   волости   (на   которые   делились   уезды)   все землевладельцы­дворяне и депутаты от государственных крестьян (один от 500 душ)   составляли   общее   собрание   –  волостную   думу,   которая   должна   была избирать   (на   три   года)   волостное   правление   для   заведования   местным хозяйством.  Та же волостная дума избирала и депутатов следующей представительной ступени  местного  самоуправления:  окружной  (уездной)  думы. Окружная  дума точно   так   же   выбирала   окружное   правление   и   депутатов   следующей   местной ступени – губернской думы. Те, в свою очередь, выбирали губернское правление и депутатов в общероссийскую Государственную думу. Эта   выборность   Государственной   думы,   основанная   на   широком избирательном праве (хотя многоступенчатом и неравном для дворян и крестьян), была   самым   важным   новшеством  проекта   реформ   Сперанского.  Высшим законодательным органом Российской империи становилось выборное народное представительство.   Реформа   Сперанского   не   давала   Государственной   думе слишком   широких   полномочий.   Думские   депутаты   сами  не   имели   права законодательной инициативы.  Проекты   законов   на   их   обсуждение   могли   выносить   лишь   члены правительства от лица императора. Одобренные думой постановления вступали в силу только после царской санкции. Но и без рассмотрения Думой ни один закон не мог войти в действие.  Царь   и   правительство   (исполнительная   власть),   согласно   проекту Сперанского, лишались права издавать их по одному собственному желанию. В число  подведомственных  Государственной думе сфер входило и установление налогов.   Имея   (в   отличие   от   Думы)   право   законодательной   инициативы, министры, однако, были ответственны перед думскими депутатами. Дума имела право   возбуждать   представления   о   государственных   нуждах   и   о   мерах правительства, нарушающих коренные законы – вплоть до требований предать того или иного министра суду. Частью   реформы   Сперанского   было   также   преобразование   уже существовавшего при императоре (с 1801) высшего совещательного учреждения – Непременного   совета  –   в   Государственный   совет.   Госсовету   полагалось рассматривать все предположения министров и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную думу. Таков был общий проект широкой государственной реформы Сперанского. В случае своего принятия он превратил бы Россию в конституционную монархию с определённым ограничением царской власти.  Реформа Сперанского содержала немало полезных, истинно либеральных начал, однако коренным её пороком было то, что  глубокое административное преобразование планировалось провести прежде всеобъемлющего социального – освобождения   крестьян   от   крепостной   зависимости.  Сперанский   собирался насаждать   либеральные   принципы   и   конституционное   устройство   в   обществе, половина которого (55% частновладельческих крестьян) оставалась бы в рабстве. По сути, и положение 45% казённых крестьян мало отличалось от частно­ крепостного.  Но   без   предоставления   личной   свободы   большинству   народа истинный   конституционализм   и   либерализм   утвердиться   никак   не   могли,   и реформа Сперанского была в любом случае обречена на неуспех. Помимо конституционной реформы Сперанский в 1808­1809 разрабатывал проект нового русского Гражданского уложения. И в этом важнейшем деле он проявил   свойственный   ему   абстрактный,   голо­рационалистический   подход. Совершенно не сообразуясь с историческими  и законодательными традициями России, Сперанский составлял для неё новые гражданские законы исходя лишь из требований отвлечённого разума, по учениям просветительских философов.  Между тем, практическую несостоятельность многих «принципов разума» ясно показали произошедшие незадолго до того события кровавой Французской революции.   Многие   статьи   проекта   Уложения   Сперанского   оказались   почти буквально списанными с Наполеоновского Кодекса.  Это   дало   повод   называть   его   франкофилом   и   даже   агентом   Бонапарта. Кроме   того   Сперанский   издал   указ   о   новых   правилах   производства   в   чины, выработал план борьбы с бюджетным дефицитом (который создали постоянные войны и завоевания тех лет), помогал разрабатывать новый таможенной тариф 1810   для   преодоления   трудностей,   вызванных  присоединением   России   к континентальной блокаде. Из   всего   проекта   широкой   государственной   реформы   Сперанского   в действие вошла (1 января 1810) лишь самая маловажная его часть – учреждение Государственного совета.  1   мая   1810   года   предполагалось   назначить   выборы   депутатов   в Государственную   думу,   а   1   сентября   –   открыть   её.   Но   эти   части   реформы Сперанского были отсрочены, а потом и отменены.  Причиной   стало   упорное   противодействие   консервативно   настроенных сановников.   Они   указывали   на   многочисленные   частные   недостатки реформаторского проекта Сперанского и на недопустимость столь широкого и стремительного государственного преобразования перед лицом уже назревавшей борьбы с объединённой Наполеоном Европой.  Крупнейший   русский   литератор  Николай   Михайлович   Карамзин раскритиковал   реформу   Сперанского   в   особой   записке   «О   древней   и   новой России», доказывая необходимость сохранить прочное самодержавие. Оппозиция Сперанскому в верхах и широкое недовольство рядом его мер в населении заставило Александра I в марте 1812 отставить реформатора со всех постов и сослать его в Нижний Новгород, а затем в Пермь.  Однако в 1819 Сперанский вновь получил высокую должность (генерал­ губернатора Сибири). В 1821 он был возвращён в Петербург и сделан членом учреждённого   по   его   же   проекту   Государственного   совета.  За   годы   ссылки Сперанский   пересмотрел   многие   свои   прежние   взгляды   и   теперь   нередко высказывал совершенно противоположные им мнения. В   начале   царствования   Николая   I   опытному   юристу   Сперанскому   была поручена важнейшая работа по  упорядочению (без изменений)   (кодификация) существующего   государственного   законодательства.   Такое   упорядочение   не производилось с момента издания Соборного Уложения 1649.  Итогом этого труда Сперанского стало издание «Полного собрания законов Российской Империи» и «Свода законов Российской империи» (1833). Итоги деятельности Сперанского Несмотря   на   то,   что   не   все   задуманное   было   осуществлено,   часть   проектов, составленных Сперанским все же были воплощены в жизнь. Благодаря Сперанскому удалось добиться:  Роста экономики страны, а также роста экономической привлекательности Российской   Империи   в   глазах   иностранных   инвесторов,   что   позволило создать более мощную внешнюю торговлю;  Модернизации системы государственного управления. Армия чиновников стала   функционировать   более   эффективно   за   меньшее   количество государственных средств;  Создать   мощную   инфраструктуру   во   внутренней   экономике,   которая позволила ей быстрее развиваться и эффективнее саморегулироваться  Создать более мощную правовую систему. Под руководством Сперанского было   выпущено   «Полное   собрание   законов   Российской   империи»   в   45 томах – документ, содержащий все законы и акты, выпущенные с момента царствования Алексея Михайловича. Кроме   того,   Сперанский   был   блестящим   юристом   и   законотворцем   и теоретические   принципы   управления,   описанные   им   за   период   своей деятельности, легли в основу современного права.

Сперанский М.М.

Сперанский М.М.

Сперанский М.М.

Сперанский М.М.

Сперанский М.М.

Сперанский М.М.

Сперанский М.М.

Сперанский М.М.

Сперанский М.М.

Сперанский М.М.

Сперанский М.М.

Сперанский М.М.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018