СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Оценка 5

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
20.03.2018
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ  КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Сегодня остро стоит проблема нравственной черствости подрастающего поколения. Слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). Под нравственностью мы понимаем закреплённую традицией мораль, одобряемые обществом нормы поведения. В педагогике и психологии нравственное поведение и нравственные убеждения человека разделяются. Легко увидеть, что первое далеко не всегда бывает следствием второго. О нравственности поведения судят по поступкам человека, по тому, насколько они соответствуют принятым нормам. Это поведение может диктоваться разнообразными и не всегда высокими мотивами.
Спешите делать добро.doc
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ  КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Кузнецова Е.В. Слова   «Спешите   делать   добро»   принадлежат   старшему   врачу московских тюремных больниц Фридриху Иосифу Гаазу (1780–1853). Взяты они из его книги «Appel aux femmes» («Призыв к женщинам»), написанной по­ французски и вышедшей уже после его смерти. Сам доктор Гааз неутомимо следовал этому принципу до конца жизни. Жил он в полном одиночестве, весь преданный   делу   благотворения,   не   отступая   ни   пред   трудом,   ни   пред насмешками   и   уничижением,   ни   перед   холодностью   окружающих   и канцелярскими   придирками   сослуживцев.   Жизнь   ради   других   он   считал настоящим счастьем. В письме своему воспитаннику Н.А. Норшину он писал: «Я,   кажется,   уже   неоднократно   высказывал   Вам   свою   мысль,   что   самый верный путь к счастию не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом и делом, – словом, любить их, причем, чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться». Сегодня остро стоит проблема нравственной черствости подрастающего поколения. Слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер).   Под   нравственностью   мы   понимаем   закреплённую   традицией мораль, одобряемые обществом нормы поведения. В педагогике и психологии нравственное   поведение   и   нравственные   убеждения   человека   разделяются. Легко увидеть, что первое далеко не всегда бывает следствием второго. О нравственности поведения судят по поступкам человека, по тому, насколько они   соответствуют   принятым   нормам.   Это   поведение   может   диктоваться разнообразными и не всегда высокими мотивами. Нравственные убеждения,   являются   проявлением   свободы   личности, напротив,   внутреннего самопринуждения,   сознательного   стремления   творить   добро.   Нравственные убеждения   восходят   к   духовности   человека,   в   которой   проявляются   его высшие устремления.  Становление нравственных убеждений основывается на духовном опыте человека,   на   свободном   и   осознанном   освоении   моральных   норм,   на раскрытии в себе высшего человеческого качества, а это значит – на принятии идеалов любви, доброты, благородства, жертвенности и желании построить свою жизнь на основе этих норм и идеалов. Человек встает на такой путь, вдохновляясь   примером   своих   родителей,   близких,   школьных   учителей, ученых,   общественных   и   религиозных   деятелей   ­   тех   достойных   людей,   с судьбами которых он соприкасается. Нравственный   поступок,   являясь   проявлением   нравственных убеждений, должен служить благу другого человека и уж точно не приносить ему   вред.   И   тут   у   многих   людей   возникают   трудности,   нужно   хорошо понимать другого человека, его нужды, его слабости и достоинства, чтобы своим   действием   принести   ему   добро.   Нужно   понимать   и   самого   себя   со своими   мотивами   и   возможностями,   и   объективные   условия   ситуации,   в которой находишься.  В   своей   жизни   и   работе   клинический   психолог   не   должен ограничиваться   только   рамками   своей   профессии,   он   должен   обладать гуманистических   качеств   и высоким   уровнем   духовности,   целеустремленностью,  быть   ценителем   и   носителем   культурных   ценностей, иметь широкий кругозор и постоянно совершенствовать свои знания. К   важнейшим   нравственным   качествам   личности   психолога   следует отнести   такие   положительные   черты   характера   как   альтруизм, благожелательность,   вежливость,   великодушие,   гуманность,   деликатность,   порядочность, доброта,   отзывчивость,   искренность,   душевность, почтительность,   приветливость,   сердечность,   скромность,   совестливость, толерантность, сострадательность, справедливость, тактичность,       уважительность, человечность, честность, чуткость, эмпатия и т.п. С   одной   стороны   эти   качества   являются   показанием   к   выбору профессии   психолога,   с   другой   стороны,   в   процессе   профессиональной подготовки предполагается развитие данных личностных характеристик. Это порождает некоторые затруднения в их трактовке ­ следует ли рассматривать их   как   личностные   характеристики   специалиста,   либо   стоит   отнести   их   к профессионально важным качествам психолога. На   пути   делания   «качественных»   нравственных   поступков   помощь психолога   может   быть   очень   полезна.  Приведем   пример:   Елена,   учитель, верующая   женщина,   обратилась   за   психологической   помощью;   она   хотела преодолеть   собственную   критичность   к   коллегам,   которая   не   давала   ей построить с ними хорошие рабочие отношения, да и просто обижала их. Елена раскаивалась в том, что не может с любовью относиться к ближним, но снова и   снова   ловила   себя   на   том,   что   подмечает   в   коллегах   одни   недостатки. Психолог   предположил,   что   такой   стереотип   поведения   может   быть следствием   специфического   детского   опыта   клиентки   и   попросил   её рассказать об истории своих отношениях с окружающими. Вспоминая свое детство, Елена рассказала, как мама сравнивала её с другими детьми, как говорила, что она не такая ловкая, не такая сообразительная. Вспомнила они и то, как ей хотелось показать маме, что эти дети ни такие уж и хорошие. В какой­то момент Елена почувствовала, что в душе она до сих пор доказывает маме, что не хуже других людей. Это вместе с тем, что она как учитель и как сама теперь уже как мама двоих сыновей, учит детей быть лучше самих себя и не отвлекаться на перечисление чужих недостатков. Удалось Елене вспомнить и совсем другое: как она летом на даче вместе с ребятами их двора помогала собирать колхозный урожай, как они потом дружно и весело играли. В те минуты она по­настоящему любила товарищей и видела их в самом лучшем свете. Помощь психолога заставила Елене не только понять причину своих мало нравственных поступков, но и найти способ, как преодолеть тягу к ним: вспоминая   давнее   колхозное   лето,   она   легко   смогла   настраивать   себя   на доброе отношение к сегодняшним коллегам по работе. Современная   практическая   психология   обладает   богатым инструментарием   для   того,   чтобы   человек   мог   осознать   скрытые   причины   овладеть   более своих   поступков, совершенными умениями общения. Нередко достижения в понимании себя и   объективно   оценить   ситуацию, других   помогают   человеку   прийти   к   большему   сочувствию   людям   и,   как следствие, к более глубоким нравственным убеждениям. Но главное, опыт, приобретенный   во   время   психологических   консультаций,   может   привести человека к более нравственному поведению. Особенно в том случае, если цель этой консультации была связана с вопросами нравственности. Все люди могут помочь в меру своих способностей и возможностей, нельзя оставаться равнодушным к чужому горю, и не важно, кто вы по своей специальности,   неважно   к   какой   религии   и   национальности   относится человек,   нуждающийся   в   помощи,   очень   важно   подать   руку   помощи окружающим   вас   людям   и   придерживаться   жизненного   девиза   Федора Петровича Гааза: «Спешите делать добро», пусть, даже если оно будет совсем маленькое.

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ  КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ  КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ  КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ  КАЧЕСТВО КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018