Специфические методы обучения учащихся с нарушениями слуха

  • docx
  • 04.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Специфические методы обучения учащихся.docx

Специфические методы обучения учащихся

с нарушениями слуха

 

 

Специфические методы обучения являются способами реализации специальных образовательных технологий, нацеленных на преодоление, компенсацию и профилактику первичных и вторичных дефектов неслышащего ребенка, а также на коррекцию его развития. За 250 лет своей истории сурдопедагогика разработала богатый арсенал специфических методов обучения, который активно пополняется и сегодня. Здесь мы только приведем примеры специфических методов обучения, которые применяются в нашей отечественной школе и в других системах. Конкретную характеристику этих методов читатель найдет в соответствующих параграфах.

Так, первичный дефект – недостаток слуха разной степени тяжести – преодолевается или действие его снижается в процессе развития слухового восприятия. Примером одного из многообразных специфических методов коррекции слуховой функции в отечественной школе является метод формирования способности различения слов в условиях постепенно увеличивающегося выбора (см.  12.).

Главным вторичным дефектом при глухоте является отсутствие спонтанного развития словесной речи. Произносительная сторона речи формируется в отечественной сурдошколе на основе комплекса специфических методов: фонетической ритмики, аналитико-синтетичес-кого метода, метода сокращенных фонем (см.  11.6.). Одним из важнейших методов начального развития словесной речи, а также развития мышления и сенсорной сферы глухих детей в коммуникативно-деятель-ностной системе является метод предметно-практического обучения (см.  9.9.); формирование словесной мотивации осуществляется методом создания коммуникативных ситуаций (см.  12.). Среди современных методов развития слухового восприятия в других системах обучения глухих назовем верботональный метод, Auditory-verbal метод (см. 9.7.; 9.8.); среди не потерявших своего исторического значения методов формирования произношения – «интуитивный метод» Ж. Ж. Валад-Габеля (1857), «естественный метод» Ф. М. Гилля (1839); среди методов формирования речи можно назвать «имитативный метод» Г. Форхгаммера (1898), «графический метод» И. А. Васильева (1910), «метод целостных слов» К. Малиша (1925) и т.д.