Специфические особенности детей с ЗПР и их трудности в обучении.
Дети с ограниченными
возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет,
не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные
или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и
нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
|
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья |
К основным категориям детей с
ограниченными возможностями здоровья относятся: |
8.Дети с задержкой психического развития.
Подробнее остановимся на категории Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) -
это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего
ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу
дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную
деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в
классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.
Детей с временной задержкой психического
развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей
определяются двумя особенностями.
У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной
грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно
более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким
уровнем развития познавательной деятельности.
Такое сочетание для умственно отсталых детей
нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в
процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот
принцип на выполнение других сходных заданий.
Это показывает, что они обладают полноценными
возможностями дальнейшего развития, т.е. будут способны впоследствии выполнить
самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут
выполнить с помощью педагога.
Длительное наблюдение за детьми с временной
задержкой показало, что именно умение использовать оказанную помощь и
осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят
к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых
школах.
Проблема неуспеваемости определенной части
учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе
внимание педагогов, психологов, медиков.
Комплексное изучение ЗПР как специфического
отклонения детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е
годы. Острейшая необходимость разработки теории развития детей с ЗПР в
сравнении с детьми с другими отклонениями развития, а также с полноценно
развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами педагогической
практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил тяжелое
положение в школе стойко неуспевающих учащихся. В то же время развертыванию
комплексного клинико-психолого-педагогического изучения данной категории детей
способствовал накопленный к этому времени опыт углубленной разработки проблем
дифференциальной диагностики.
Первые обобщения клинических данных о детях с
ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь
учителю были даны Т.А.Власовой и М.С.Певзнер. Интенсивное и многоплановое
изучение проблем ЗПР в последующие годы способствовало получению ценных научных
данных.
Результаты этих исследований привели к мысли,
что у стойко неуспевающих учащихся младших, средних, старших классов разные
причины возникновения неуспеваемости, различны психологические особенности ее
проявления, а также возможности компенсации негативных тенденций психического
развития.
Дети с ЗПР, несмотря на значительную
вариативность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это
состояние как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости,
они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной
недостаточности, но в то же время они стойко не успевают в массовой школе
вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм
поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости,
утомляемости, нарушений работоспособности. Патогенетической основой этих
симптомов, как показывают исследования многих ученых, клиницистов и психологов,
является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.
Наряду с затрудненным развитием познавательной
деятельности у детей с ЗПР могут проявляться энцефалопатические синдромы
-гиперактивности, тревоги, агрессии и т. п., что также свидетельствует об
органической недостаточности центральной нервной системы.
Задержка психического развития, обусловленная
выраженными церебрально-органическими причинами, обязательно предполагает
нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой сферы, а
также очень часто и физическую незрелость, что, в свою очередь, еще больше
осложняет тяжелое состояние ребенка. Эти дети нуждаются в более сложном
лечении, нежели при невро-подобных состояниях или соматогенных астениях, а
также в более сложной педагогической коррекции.
Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они
не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки,
недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без
специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать
принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной
организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их
нервной системы.
Существуют типичные особенности, свойственные
всем детям с ЗПР.
1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не
вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью,
непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не
выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в
игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной
для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами
(например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или
отказ играть.
2. Не осознавая себя учеником и не понимая
мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в
организации собственной целенаправленной деятельности.
3. Информацию, идущую от учителя, ученик
воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного
восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной
развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому
ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
4. У детей с ЗПР низкий уровень
работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у
нормального ребенка.
5. Для них недоступно обучение по программе
массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального
развития.
6. В массовой школе такой ребенок впервые
начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает
чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную
деятельность.
Успешное овладение знаниями и навыками может
происходить при достаточно высоком уровне внимания. Внимание же детей с ЗПР
характеризуется:
• неустойчивостью;
• большой отвлекаемостью;
• недостаточной концентрированностью на объекте.
На первых годах
обучения ребенка в школе очень важную роль играет его непроизвольная память,
так как на основе преимущественного использования непроизвольного запоминания
можно достигнуть высоких результатов. Продуктивность непроизвольного
запоминания зависит от характера, содержания и направленности деятельности, в
ходе которой осуществляется запечатление материала, но в то же время в одних и
тех же условиях развития дети запоминают неодинаково. Дети с ЗПР овладевают
учебным материалом на основе непроизвольной памяти с гораздо меньшим успехом,
чем нормальные дети.
Учитель должен помнить о недостаточной
продуктивности непроизвольной памяти и специально активизировать познавательную
деятельность школьников с ЗПР. Такая активизация может достигаться различными
путями, в том числе:
посредством усиления мотивации;
путем сосредоточения внимания учащихся на задании.
С возрастом все большую роль в процессе учения
начинает играть произвольная память, которая становится целенаправленной и
сознательно регулирует деятельностью по запечатлению, сохранению и
воспроизведению необходимой информации. Продуктивность произвольной памяти
зависит от активности ребенка при воспроизведении. Внутреннее напряжение,
усилие, стремление припомнить отчетливо проявляются у нормальных детей.
Совершенно иначе ведут себя дети с ЗПР. Свойственные им особенности:
импульсивность, расторможенностъ, повышенная двигательная активность,
медлительность, вялость.
Особенно важное значение для повышения
эффективности запоминания имеет умение использовать необходимые рациональные
приемы запоминания (группировка слов и картинок, установление связей).
Готовность к школьному обучению включает в себя
определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение;
способность опознавать и дифференцировать акустические признаки звуков;
достаточный для полноценного общения с окружающими уровень сформированное(tm)
словаря и грамматического строя.
По характеру и качеству речи учащиеся с ЗПР
заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам.
Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые
нарушения как произношения, так и грамматического строя. Для многих из них
характерны:
• недостаточность звукопроизношения свистящих и
шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [р] (ротацизм),
которое обусловлено вялостью артикуляции;
• недостаточная сформированность фонематического
слуха и фонематического восприятия;
• недостаточность межанализаторного
взаимодействия, т.е. дети с трудом образуют слуходвигательное,
зрительно-двигательные, слухозрительные связи;
• недостаточность словарного запаса, он представлен
прилагательными, местоимениями, наречиями, причастиями и деепричастиями;
• нарушение логического построения связанных
высказываний. Наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск
важного логического звена, нарушение передачи последовательности событий. Дети
с ЗПР легко соскальзывают с одной темы на другую.
В письменной речи дети с ЗПР делают
специфические ошибки, которые можно подразделять на группы, учитывая причины их
возникновения:
• отражающие несформированность фонематического
слуха;
• связанные с недоразвитием звукового анализа;
• вызванные недостаточным развитием
лексико-грамматической стороны речи.
Дети с трудом усваивают правила выделения границ
предложения. Но все эти особенности речевого развития детей с ЗПР могут
проявляться неравномерно: у одних детей преобладают фоне-тико-фонематические
расстройства, а у других - лексико-грамматические. Может быть разной и степень
проявления дефекта.
Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В
свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и
тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности
каждого ребенка, развить в нем веру в свои силы и возможности.
В системе обучения используют различные виды
помощи:
стимулирующие;
направляющие;
обучающие и др.
Помощь может быть фронтальной (наглядные
пособия, схемы, таблицы) и индивидуальной.
Наилучшие
результаты в плане коррекции психического развития достигаются в том случае,
если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период
дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения
тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы
и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают
бить лишь тогда, когда поступивший в первый класс массовой школы ребенок
оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми
поведенческими навыками. Если помощь, оказываемая детям с задержкой
психического развития в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно
предположить, насколько результативнее могла бы быть квалифицированная помощь,
полученная детьми в дошкольном возрасте.
Дети с ЗПР, поступающие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются состоянием их нервной системы.
Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой – к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда – в различных формах отклоняющегося поведения.
Вопрос об обучаемости тесно связан с типом задержки психического развития. При гармоническом инфантилизме, микросоциальной запущенности и соматической задержке психического развития оптимальным является обучение в так называемых «классах выравнивания» с программой, включающей игровые методы обучения, меньшей наполняемостью классов.
Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются…
Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто они остаются и до 9 класса.)
Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?
Перво-наперво – найти информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него – вагон и маленькая тележка).
Следующим и самым главным шагом будет составление для этого ученика АОП (адаптированной образовательной программы).
Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях (возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.
Содержание программы для детей с ЗПР практически ничем не отличается от общеобразовательной, поэтому оставлять её гораздо легче, чем на ребёнка с умственной отсталостью. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто не сможет двигаться дальше. Возможно, придётся на какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. Например, если он ещё не понял тему «Свойства сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые уравнения – он с ними не справится, т.к. этим знаниям в его голове не на что опереться. Или если ребёнок не разобрался с тем, какие бывают звуки и чем звук отличается от буквы, если у него не развиты фонематические процессы, нет смысла по сорок раз объяснять ему, как делается фонетический разбор слова: ему это пока не осилить. Лучше работайте над фонематическим восприятием, и постепенно дело сдвинется с «мёртвой точки».
Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно участвовать много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя-предметники (учитель ИЗО, музыки, физкультуры и т.д.), медицинские работники, родители… (В связи с этим и составляется АОП всеми ими совместно, а не одним учителем и не каждым по отдельности.) Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, потому что корень проблем с учёбой очень часто (если не сказать – почти всегда) – в недостаточном развитии психический функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) и речевых нарушениях. К примеру, ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не потому, что плохо её учит. Или не уметь применить выученные наизусть правила потому, что не развиты мыслительные операции. Естественно, тут надо сосредоточиться на работе с «западающими» процессами, а это – дело «узких» специалистов.
Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено.
Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже говорилось выше, у детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является недостаточное или замедленное созревание определённых областей коры головного мозга..
Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.
Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не нужно им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивать их нужно в соответствии с адаптированной программой. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.
Первое – опираться на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему нужно будет ставить отметки по результатам освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставим отметку за качество выполнения, а не за количество.
Второе – не надо требовать и ждать от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».
Третье – сравнивать достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, , а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах ).
Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, желательно делать это лучше редко, иначе он привыкнет к этому и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Нужно научить их получать заслуженные хорошие отметки!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.