Детско-юношеский центр
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Тема: « Специфика агрессивного поведения и агрессии»
ПДО Калганова А.С.
2020
Агрессивные действия выступают в качестве: средства достижения какой-либо значимой цели; способа психологической разрядки; способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении. Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности - темпераментом, интроверсией и экстраверсией и пр.
По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у взрослых - от таких вполне социально одобряемых форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологии: войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и пр. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта; сниженная самооценка; низкий уровень самоконтроля; неразвитость коммуникативных навыков; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.). В современной психологии агрессией принято читать отдельные действия и поступки, а агрессивностью - относительно устойчивое свойство личности. Выражающееся в готовности в агрессии. А
также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого, как враждебное. Существуют следующие виды агрессии:
. гетероагрессия (направленность на окружающих);
. аутоагрессия (направленность на себя); . реактивная агрессия (ответная реакция на какой-то внешний раздражитель); . спонтанная (появляется без видимой причины);
. инструментальная (совершается как средство достижения результата);
. целевая или мотивационная (заранее спланированное действие);
. прямая (направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение);
. косвенная (обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения);
. вербальная (выражена в словесной форме);
. экспрессивная (проявляется невербальными средствами);
. физическая (прямое применение силы с целью нанесения морального и физического ущерба противнику). Агрессивное поведение обычно отмечается в случае целого ряда нервных и психических расстройств. Патологические формы агрессивного поведения могут иметь ряд свойств, а также факторов своего возникновения. К примеру, свойствами агрессивного поведения являются: неадекватные ситуации, иногда необычны и вычурны; могут длительно сохраняться или многократно повторяться; чрезмерно выражены (например, носят брутальный характер); представляют реальную опасность для самой личности или окружающих людей; не вызывают переживаний или раскаяния у человека, их проявляющего; неконтролируемы (человек не способен управлять своими действиями).
Кроме того, этиологическими факторами агрессивного поведения у детей есть: дисгармоничное воспитание; безнадзорность; пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка/подростка; травматический опыт насилия (морального, физического, сексуального) в семье или вне семьи; стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка/подростка; социальная
неуспешность ребенка, его непопулярность среди сверстников; врожденные физические аномалии; хронические соматические заболевания; органические заболевания и иные поражения головного мозга; нарушения интеллектуального развития; неврозы и невротическое развитие; возрастные поведенческие расстройства; эмоциональные расстройства; посттравматическое стрессовое расстройство; психопатическое развитие и личностные расстройства; психотические состояния.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.