Инновации в социальной сфере представляют собой сознательно организуемые нововведения или процессы, реализуемые организацией в соответствии с изменяющимися условиями её функционирования и имеющие целью эффективное использование социального потенциала организации. Исходя из этого, в основе необходимости развития социальных инноваций организации лежит невозможность решить возникающие проблемы с помощью традиционных методов, изменения лишь структуры потребностей сотрудников организации, ценностей организационной культуры. Неразрешенность тех или иных социальных проблем и даёт импульс к разработке новых средств и норм в социальной сфере отечественных организаций.
Кузнецова Е. В., г. Киров
СПЕЦИФИКА ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Инновации в социальной сфере представляют собой сознательно организуемые
нововведения или процессы, реализуемые организацией в соответствии с изменяющимися
условиями её функционирования и имеющие целью эффективное использование
социального потенциала организации.
В философском плане инновации в социальной сфере рассматриваются как
нововведения в социальном управлении организацией, способствующие разрешению
противоречий, возникающих в условиях неоднородности персонала и нестабильности
внешней среды, сосуществования различных культурных систем, повышения уровня
информатизации общества,
усиления процессов инновационного развития
производственной сферы, при которых многие из традиционных форм и методов
социального менеджмента оказываются несостоятельными.
Процесс развития любой социальной общности, в том числе и организации, идет
через обновление и обуславливает создание предпосылок для формирования новых
нетрадиционных компонентов в социуме, инновационных способов социальной
деятельности, при этом формой этого общественного развития являются нововведения.
Исходя из этого, в основе необходимости развития социальных инноваций
организации лежит невозможность решить возникающие проблемы с помощью
традиционных методов, изменения лишь структуры потребностей сотрудников
организации, ценностей организационной культуры. Неразрешенность тех или иных
социальных проблем и даёт импульс к разработке новых средств и норм в социальной
сфере отечественных организаций.
Социальная сфера любой организации может быть представлена совокупностью
факторов внутренней и внешней социальной среды, изменение которых и будет
формировать необходимость инновирования направлений социальных инвестиций
организации.
Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере организации
является:
решение социальных проблем организации;
формирование сбалансированного функционирования компании в условиях
нестабильной экономической среды; развитие организационной культуры организации;
повышение качества трудовой жизни персонала за счет более полного
удовлетворения потребностей сотрудников;
модернизация системы социальных отношений, как с сотрудниками организации,
так и с внешними субъектами стратегического взаимодействия;
повышение уровня социальной ответственности организации и др.
Выделяют следующие области инноваций в социальной сфере организаций:
совершенствование и создание методов управления и лидерства;
улучшение рабочей атмосферы, мотивации и систем информирования;
вовлечение рядовых сотрудников и партнёров к управлению организацией;
внедрение усовершенствованных систем обучения и адаптации персонала;
улучшение социальных условий жизни работников, условий безопасности и гигиены
труда;
разработка технологий управления организационным поведением работников;
формирование условий для развития креативного мышления персонала организации;
развитие системы отношений с субъектами внешнего взаимодействия;
совершенствование процессов и систем управления социальными инновациями в
организации.
Исходя из вышеизложенного, социальные инновации организации могут быть весьма
разнообразными, что связано с вариативностью факторов их определяющих и специфики
социальных процессов. Можно предложить следующие классификационные признаки и
виды инноваций в социальной сфере организации:
среда реализации (внутренняя и внешняя);
степень охвата социальных факторов (комплексные и локальные);
период реализации (тактические и стратегические задачи);
форма реализации (вещественные, организационные, культурные);
составляющие социальной сферы организации (персонал, условия труда,
социальнотрудовые отношения, социальная инфраструктура, организационная культура,
формирование взаимоотношений с субъектами стратегического взаимодействия,
социальная ответственность).
Инновации в социальной сфере организации характеризуются определённой
спецификой и имеют по сравнению с технологическими, следующие отличительные
особенности: являются результатом коллективного творчества;
имеют большую неопределенность последствий;
характеризуются сложностью оценки их эффективности;
наличие «временного блага» между внедрением инновации и проявлением её
эффекта;
имеют более широкую сферу применения;
при их реализации отсутствует обязательное сопровождение требования нового
технического оснащения;
характеризуются совмещением стадии изготовления и проектирования, что
ускоряет инновационный процесс.
Исходя из этого, необходимость развития инновационных процессов в социальной
сфере организации обусловлено тем, что именно они часто являются основой инноваций и
изменений в научнотехнической сфере организаций.