Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )
Оценка 5

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
технология
9 кл
14.11.2019
Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )
В статье описывается важность правильного выбора будущей профессии детьми с ОВЗ. Приобщение детей к будущей профессии процесс длительный и кропотливый. Помочь ребенку определиться в своих предпочтениях-задача учителя. Но главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку в первую очередь социализироваться.
Статья в журнал Специфика профориентационной работы с детьми и подростками.docx
Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ ) Выступление на МО Минникаевой А. Ш.      Профориентация одна из наиболее важных задач развития и социализации  человека, она призвана расширить кругозор ребенка, стимулировать его  потребности к социально значимому труду, способствует развитию интереса к собственным возможностям. Правильный и адекватный выбор доступной  профессии (трудовой занятости), способствует повышению самооценки,  является профилактикой асоциального, делинквентного поведения детей с  ограниченными возможностями здоровья.       Приобщение детей к профессии – дело непростое. Это не разовое  мероприятие, а ежедневная кропотливая работа. Выбор профессии весьма  сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается  людям с ограниченными возможностями.    К сожалению, рост числа детей­инвалидов, детей с ограниченными  возможностями здоровья (ОВЗ), стало реальностью наших дней. Человек –  существо общественное. Поэтому жить в обществе и быть свободным от  общества он не может. Как же научить жить в современном мире и найти свое  место тем, кто имеет особенности в развитии?     Обычно ребёнок с детским параличом не имеет возможности пройти все  циклы социализации, взросление его задерживается. Всё это происходит от  того, что взрослые не обеспечивают должной социально­психологической  адаптации такому ребёнку. Вследствие этого на всю жизнь он остаётся  инфантильным, пассивным, зависимым от других, комфортно чувствующим  себя лишь с близкими людьми. Социальные последствия данной ситуации  проявляются в том, что эти инвалиды становятся особой, отделяемой от  общества социально­демографической группой.      Формирование навыков самообслуживания, социально­бытовой  ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и  получение профессии – основа социально­трудовой адаптации учащихся с  особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним  из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию  ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к  самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном  окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это  профориентационная работа. Воспитание и обучение детей и подростков с ограниченными  возможностями с учетом формирования начальных профессиональных  навыков – одно из условий социализации их в обществе.      Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить виды  деятельности интересные для ребёнка с ОВЗ, и организовать их максимально  возможную реализацию.            Задача педагога, исходя из индивидуальных интеллектуальных и  физических возможностей ребенка, помочь сориентироваться в мире  профессий.       Цель моей профориентационной работы не определить, кем быть  выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному  выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников  психологическую готовность к профессиональному самоопределению.      Профориентация направлена на решение следующих задач: 1. Ознакомление с миром профессий доступным выпускникам коррекционной  школы. 2. Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности. 3. Ознакомление с правилами выбора профессии. 4. Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.      Профессиональная ориентация детей­инвалидов в соответствии с  потребностями рынка труда – это неотъемлемая часть их социально ­ бытовой адаптации. Инновационные процессы, происходящие в образовательной  практике, обусловливают необходимость оптимизации подходов к  организации образовательного процесса, в том числе, интегративного подхода  к обучению школьников. Интегративный подход к обучению реализуется на  основе личностно ориентированного образования школьников, является  основой обогащения содержания знаний, формирует целостный взгляд на мир  и различные способы его познания, определяет целевую направленность  процесса обучения.          В процессе обучения с детей с ограниченными возможностями здоровья  выявлены следующие факторы, которые необходимо учитывать при  организации профориентационной и профадаптационной работы: •        учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии; •        развитие навыков и умений на уроках трудового обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося; •        поддержка со стороны педагогов; •        знание личностных особенностей, возможностей и способностей  ребенка; •        информированность о видах профессиональной деятельности, для  дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным  способностям.      Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности  правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в  силу ряда обстоятельств:      Во­первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения  заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут  оказать на него позитивное или негативное влияние;      Во­вторых, возможность успешного включения ребенка в систему  трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;      В­третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора  затруднена из­за объективных ограничений видов профессиональной  деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и  нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных  возможностях.      Эти обстоятельства предопределяют специфику профориентации  учащихся с нарушением в развитии и необходимость совместных усилий  педагогов школ по подготовке ребенка к самостоятельной жизнедеятельности совместно с учреждениями начального и среднего профессионального  образования.      Поэтому особое внимание должно уделяться: ­ комплексной диагностической оценки (преимущественно исходя из  характера клинико­функциональных и психологических параметров)  возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной  деятельности; ­ развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые  необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации; ­ формированию таких интересов и установок, которые максимально  ориентируют именно на показанные профессии.      9 класс – период формирования профессионального самосознания, то есть  сформированности у школьников личностного смысла выбора конкретной  профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы  деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными  возможностями. Углубление знаний о требованиях профессии к человеку, развитие  механизмов самопознания, коррекция самооценки и формирование  представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб: формирование профессионально­ важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция  профессиональных планов, оценка результатов достижений в избранной  деятельности, социально­профессиональная адаптация.         Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых их  обучали. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои  усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится  результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую  нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти  качества необходимы в любой профессии. Литература 1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей. – М.,  1999. 2. Загашев И. О. Занятия по профориентации. – М., 2008. 3. Кулишова Г. П. Как обучать профессии. – М., 2006. 4. Шалавина Т. И. Твоя профессиональная карьера. – М., 1999. 5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное  самоопределение молодежи. – Киев, 1988. 6. Дыскин А.А., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.А.  Компьютерная диагностика и профтестирование в процессе реабилитации  инвалидов. – М.: ЦБНТИ, 1997. 7. Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М; 1990. – с.158 8. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся  сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и  профконсультированию подростков с ограниченными возможностями  здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 16­23.

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2019