Рабочая программы ручной труд
Оценка 5

Рабочая программы ручной труд

Оценка 5
Разработки уроков
docx
труд
9 кл
05.04.2018
Рабочая программы ручной труд
Обучение труду в классах с умеренной умственной отсталостью направлено на решение следующих задач: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.); уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, счет. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей школьников. Предусмотрены следующие виды труда: работа с природными материалами; работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами; работа с проволокой и металлоконструктором; работа с древесиной. В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний. Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем. Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы. На уроках труда решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся: выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении; воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы на уроке; обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке. Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе. Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами. С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока. В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями). Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений. В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года). Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом. Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся: значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией; знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности. Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Ручной труд 9 класс ф-71.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение труду в классах с умеренной умственной отсталостью направлено на решение следующих задач: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.); уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). 1 В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, счет. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей школьников. Предусмотрены следующие виды труда: работа с природными материалами; работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами; работа с проволокой и металлоконструктором; работа с древесиной. В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний. Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем. 2 В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы. На уроках труда решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся: выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении; воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы на уроке; обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке. Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе. Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами. С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока. В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями). 3 Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений. В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года). Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом. Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся: значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией; знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности. Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью 4 самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей. Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения. В данном классе обучаются два человека, два мальчика, возраст 14 – 16 лет. Дети – инвалиды, оставшиеся.Учащиеся активны, любознательны. Участвуют во всех делах класса и школы. Любят выступать на общешкольных мероприятиях, активно   участвуют   в  конкурсах,  олимпиадах,  спортивных   соревнованиях.  Обучающиеся   класса   находятся   на  разных уровнях   с   точки   зрения   своих   индивидуальных   особенностей:   памяти,   внимания,   воображения,   мышления,   уровня работоспособности,   темпа   деятельности,   темперамента,   усвоение   учебного   материала.   Структурно   и   содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся: развития восприятия, внимания, памяти,   мышления.   Программа   построена   по   концентрическому   принципу,   а   также   с   учётом   преемственности планирования на весь курс обучения.  Класс поделен на несколько групп,  по нескольким уровням требований к знаниям и умениям , программа скоррегирована в сторону упрощения объёма материала и его содержательногопотенциала. 1­й уровень.  Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все  задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении  измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.  Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного  материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.  Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.  При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.  2­й уровень  В ходе обучения эти дети испытывают большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, плохо запоминают изучаемый материл, сделать элементарные выводы и обобщения без помощи  педагога не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в  постоянной помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. 5 ПРОГРАММА П е р в а я ч е т в е р т ь РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ) Практические работы Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей. 6 Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина. Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы. Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке. РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ Практические работы Экскурсия в слесарную мастерскую. 7 Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом. Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками. РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ Практические работы Экскурсия в столярную мастерскую. Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 4 и 5 классах. Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой. Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя. 8 Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой. Умения Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 4 и 5 классах. В т о р а я ч е т в е р т ь РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы 9 Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма). Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы (9 часов) Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя. Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. 10 РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Изготовление карандашницы. Изготовление панно из вязанных цепочек. Изготовление коврового панно из фетра. Умения Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией. Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия. Подбор материалов и инструментов для работы частично с помощью учителя и самостоятельно. Выполнение первых изделий с помощью учителя, остальных — самостоятельно. Самостоятельный отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов. Закрепление материала 4—5 классов. Т р е т ь я ч е т в е р т ь РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы (5 часов) 11 Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. Изготовление обложки для проездного билета. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы (15 часов) Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. 12 Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком). Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками. РАБОТА С НИТКАМИ Практические работы Подготовительные упражнения: подготовка руки к удержанию крючка. Изучение простейших петель для вязания. Знакомство со схемами. Умение распознавать правильные петли на схемах. Выполнить простые петли, вывязывать простыми петлями схемы салфеток. Изготовление по образцу из готовых элементов готовых изделий среднего размера. Самостоятельное изготовление по образцу несложных моделей. Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов нитки: размеры крючков. Технологические особенности изделий, детали соединяют нитками с помощью крючка или иголки с ниткой. Инструменты для работы с нитками: ножницы, шило, булавки, молоток, иголка, крючок их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины изделия. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы. 13 Приемы работы. Правила пользования инструментом. Работа крючком и иголкой. Подготовка элементов из ниток к работе (подбор необходимых деталей). Подбор ниток и образцов элементов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей в изделие. Умения Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы. Осуществление контрольных действий самостоятельно на глаз, с помощью мерочки и линейки. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Выполнение работы с помощью учителя и самостоятельно. Отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия и небольших изделий самостоятельно и по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии. Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА) Практические работы Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. 14 Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д. Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места. Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой. Умения Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов. Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. 15 Межпредметные связи Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку. Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия. Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами. Список литературы: 1.Анни С.И. 5250 ажурных узоров вязания крючком. М., «Мода и рукоделье», 20011, 2. Бурундакова Л.И. волшебная изонить. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. 3. Галанова Т.В. Вырезаем из бумаги. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2013. 4.Джоунс Фиона Декоративная бумага: 25 оригинальных изделий/ Пер. с англ. - М.: АСТ _ПРЕСС КНИГА,2011. 5.Учимся вязать крючком= основы вязания крючком / сост.Т.В. Михайлова. – Москва: АСТ: Кладезь, 2014. 6. Обухова Л.А., Гаврилкина Н.И., Буркова Т.М. Поурочные разработки по технологии: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. 7. Петрунькина А. Фенечки из бисера. С, - Петербург : Кристал,1998 8.Цамутилина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. – Ярославль: «Академия развития», КО»,1999. 16 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «Прикладной труд » I четверть ТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА КОРРЕКЦИОНН НАПРАВЛЕННОС АЯ ТЬ Здравствуй, школа! -Беседа о школе. -Беседа о труде и профессии. I. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ ____________часов Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; коррекция ориентировка в пространстве Лепка «Лесенка».  Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. Лепка «Забор». Овладение навыками работы с 17 Развитие пространственны х представлений и ориентации; ДАТА КОЛ- ВО ЧАСО В № П/ П 1 2 3 ПРОГНОЗИРУЕМЫ Й РЕЗУЛЬТАТ Знать: наиболее распространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательност 4 5 6 7 7 пластилином. Лепка «Домик». Овладение   приемами   работы   стекой. Выполнение объемного изделия.  Лепка «Ёлка».  Овладение приемами работы стекой. Выполнение объемного изделия. Лепка по образцу «Бусы». Лепка предметов шаровидной формы Развитие различных видов мышления; обогащение словаря Слуховой памяти, внимания и Активного пассивного словаря, мышления, Формирование навыков соотносительног о анализа; развитие речи. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях ь изготовления изделия. Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. Уметь: выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационно выполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приемов изготовления. Лепка по образцу «Ягоды». Лепка предметов шаровидной формы Лепка по образцу «Мяч». Лепка предметов шаровидной формы 18 Развитие пространственны х представлений Уметь: раскатывать пластилин между ладонями 8 9 10 и ориентации; Развитие различных видов мышления; обогащение словаря. круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность. Уметь: раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность. Уметь составлять композицию на тарелке. Коррекция познавательных процессов, воображения Развитие пространственны х представлений и ориентации; Развитие различных видов мышления; обогащение и активизация словаря уч–ся; Коррекция познавательных процессов, воображения, Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; Лепка по образцу «Кукла- неваляшка». Изготовление игрушки из двух шаров различной величины. Лепка по образцу овощей и фруктов. Предметы, имеющие форму шара: яблоко, помидор, апельсин. Лепка по образцу овощей и фруктов. Предметы овальной формы: сливы, огурец, картофель. 19 11 12 13 Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Сбор листьев, цветов, семян- крылаток клена, шишек, сучков и др. II. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Обогащение личного опыта учащихся, коррекция ориентировка в пространстве. Аппликация «Лист большой, лист маленький». Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев. Аппликация «Ваза с цветами». Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги. Коррекция познавательных процессов, воображения, Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; Развитие различных видов мышления; обогащение словаря 20 Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, хрупкость засушенных листьев. Уметь: аккуратно наклеивать на плотную бумагу сухих хрупких листьев. Уметь: аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку. Составлять простые 14 15 16 17 18 19 Аппликация «Отлет птиц». Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев. III. РАБОТА С БУМАГОЙ Изготовление книжечки. Выполнение изделий из бумаги. записной Коррекция познавательных процессов, воображения Обогащение личного опыта учащихся, коррекция ориентировка в пространстве Развитие пространственны х представлений и ориентации; Развитие различных видов мышления; обогащение словаря. композиции из листьев и цветов. Уметь: сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям. Знать: свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. Наборная линейка по образцу. Изделие для работы с разрезной азбукой и цифрами. «Летающая птица». Изготовление изделия по образцу. Шапочка-пилотка». Изготовление по образцу шапочки из газетной бумаги. «Стаканчик для семян». Технология изготовления изделия из бумаги. «Волшебные ножницы». Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги. 21 Изготовление дидактического материала по математике. Уметь: правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать бумагу по прямым и кривым линиям. ТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГНОЗИРУЕМЫ Й РЕЗУЛЬТАТ I I четверть IV. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ ___________часов Зрительной и моторной памяти; зрительного восприятия и Лепка по образцу: морковка, перец, груша. Изготовление изделий овальной формы. Уметь: подготавливать пластилин к работе (подогреть); 22 ДАТ А КОЛ- ВО ЧАСО В № П/ П 1 узнавания; мелкой моторики пальцев рук; развитие речи уч – ся и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; коррекция ориентировка в пространстве Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие различных видов мышления; обогащение словаря Слуховой памяти, внимания Активного и пассивного словаря, мышления, Формирование навыков соотносительного анализа; развитие 2 3 4 Изготовление панно «Осень». по образцу Технические сведения. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие БФ, казеиновый клей. Изготовление по рисунку ёжика из шишек сосны, проволоки, пластилина. составы: 23 соблюдать пропорции, размеры. Оцени- вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. из Уметь: выполнять аппликацию различными способами природных материалов. Знать: правила обращения с инструментами, применяемыми при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Уметь: выполнять фигурки животных различными 5 6 7 речи. индивидуальных Коррекция пробелов в знаниях способами Знать:Назначение окантовки в из изделиях картона.Материалы , применяемыедля окантовки, Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. из РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ___________часов сведения. Технические Назначение окантовки в изделиях картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый ПВА, декстриновый клей. Коррекция индивидуальных в пробелов знаниях; Развитие различных видов мышления; обогащение словаря клей, панно «Ваза с цветами». Изготовлениедекоративное Выкройка деталей и элементов Изготовлениедекоративное панно «Ваза с цветами». Сборка выкроенных элементов. Оформление готового изделия. Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие различных видов мышления; обогащение словаря Уметь:Окантовыва ть картонными полосками бумаги, листом. Изготавливать по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы. 24 8 9 10 11 Разметка бумаги и картона по линейке. Изготовлениерамки. Изготовлениеконвертов дляхранение материала. раздаточного Изготовление Пакеты для подарка. по образцу Коррекция познавательных процессов, воображения Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие различных видов мышления; обогащение и активизациясловаря уч–ся; Коррекция познавательных процессов, воображения, Коррекция индивидуальных пробелов знаниях; в при Уметь: придерживаться плана выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательност и изготовления изделия. Уметь:Самостояте льно сравнивать образец с натуральным объектом РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ ________часа художественную мастерскую. Экскурсия в Обогащение личного учащихся, коррекция ориентировка опыта в Знать:технику безопасности художественной мастерской в 25 12 13 14 Изготовление по образцу и контурному рисунку брелоки из проволоки. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки алюминиевая, (медная, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая).. Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. 26 в пространстве. Коррекция познавательных процессов,воображе ния, Коррекция индивидуальных пробелов знаниях; Обогащение личнрго опыта учащихся Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; Развитие различных видов мышления; обогащение словаря при Уметь: придерживаться плана выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательност и изготовления изделия. Знать: Элементарные сведения назначении применении проволоки. Свойства проволоки. о и Коррекция познавательных процессов, воображения Уметь: Изготавливать по образцу заданное изделие. 15 Изготовление ручки для письма (оплетение стержня проволокой). Коррекция познавательных процессов,воображе ния Уметь: Изготавливать по образцу заданное изделие. I IIчетверть ТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГНОЗИРУЕМЫ Й РЕЗУЛЬТАТ ДАТ А № П/ П КОЛ- ВО ЧАСО В РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ) ________часов 1 Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. 27 Зрительной и моторной памяти; зрительного восприятия и узнавания; мелкой моторики пальцев рук; развитие речи уч – ся и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; коррекция ориентировка пространстве в Уметь:выполнять из аппликацию засушенных листьев или бумаги и ткани. Знать: изменения в природе в зимний период. 2 4 5 6 7 Изготовление по образцу панно «Зима». Изготовлениезимнего букета. Изготовление из шишек сосны, проволоки, пластилина композиции «Лесная полянка зимой». Развитие пространственных и представлений ориентации; различных Развитие мышления; видов обогащение словаря памяти, Слуховой внимания Активного и пассивного словаря, мышления, Формирования навыков соотносительного анализа; развитие речи. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях из выполнять Уметь: аппликацию различными способами природных материалов. Знать: правила обращения с инструментами, применяемыми при работе: шило, нож, ножницы, кисть. выполнять Уметь: фигурки животных и растений различными способами РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ __________часов Изготовление. Вырезание снежинок и новогодних гирлянд. ИзготовлениеНовогодней открытки. 28 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; Развитие видов обогащение словаря различных мышления; Знать:Назначение в окантовки из изделиях картона.Материалы , применяемыедля окантовки, Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый 8 9 10 11 Изготовлениедекоративно е панно «Новогодняя ёлка». Сборка выкроенных элементов. Оформление готового изделия. Разметка бумаги и картона по линейке. Изготовлениеподарочной коробочки. ИзготовлениеПоздравител ьной открытки. Изготовление по образцу держатель для карандашей. 29 Развитие пространственных представлений ориентации; Развитие видов обогащение словаря и различных мышления; Коррекция познавательных процессов,воображения Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие различных видов мышления; обогащение и активизация словаря уч– ся; Коррекция познавательных процессов,воображения, Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; при клей. Уметь:окантовыват ь картонными полосками бумаги, листом. Изготавливать по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы. Уметь: придерживаться плана выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательност и изготовления изделия. Уметь:Самостоятел ьно сравнивать образец с натуральным объектом. Знать: обращения правила РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ __________часов с инструментами, применяемыми при работе. 12 13 14 Вязание крючком. Устройство инструмента. Размеры и диаметр крючка. Условные петель. обозначения Образование первой петли с помощью крючка. 30 различных мышления; Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; Развитие видов обогащение словаря Развитие пространственных представлений ориентации; Развитие видов обогащение словаря Коррекция познавательных процессов, воображения, Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; и различных мышления; Знать: правила обращения с инструментами, применяемыми при работе Знать: правила обращения с инструментами, применяемыми при работе при Уметь: придерживаться плана выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательност и изготовления 20 21 22 23 24 Образование первой петли на пальцах. Провязывание воздушной цепочки. Способы петель цепочки. провязывания Петли и столбики. Провязываниепервого ряда столбиками без накида. 31 Коррекция познавательных процессов, воображения Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие различных видов мышления; обогащение и активизация словаря уч– ся; Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; Развитие видов обогащение словаря Коррекция познавательных процессов, ММПР,воображения;Разв итие пространственных представлений и ориентации; Развитие различных видов мышления; обогащение различных мышления; изделия. Уметь:Самостояте льно сравнивать образец с натуральным объектом правила Знать: обращения с инструментами, применяемыми при работе; «читать» схемы. Уметь:Самостояте льно сравнивать образец с натуральным объектом Знать: правила обращения с инструментами, применяемыми при работе Уметь:Самостояте льно сравнивать образец с натуральным 25 Провязывание второго ряд. и активизация словаря уч –ся; Развитие пространственных представлений ориентации; Развитие видов обогащение словаря и различных мышления; 26 27 Вязание полотна узором – сетка из столбиков с накидом. Вязание узором»французская сетка». «полотна Коррекция познавательных процессов, воображения, Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; Развитие видов обогащение словаря различных мышления; 32 объектом при Уметь: придерживаться плана выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательност и изготовления изделия. Уметь:Самостояте льно сравнивать образец с натуральным объектом Знать: правила обращения с инструментами, применяемыми при работе 33 IV четверть ТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГНОЗИРУЕМЫ Й РЕЗУЛЬТАТ ДАТ А № П/ П КОЛ- ВО ЧАСО В РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ __________часов 1 2 3 4 Абажур тюльпан Рамка «Одуванчик» Альбом для рисования Коррекция познавательных процессов, воображения, Коррекция индивидуальных пробелов знаниях; в Коррекция познавательных процессов, ММПР, воображения ; Уметь:Самостояте льно сравнивать образец с натуральным объектом Знать: правила обращения с инструментами, применяемыми при работе Уметь:Самостояте льно сравнивать образец с натуральным объектом РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ___________часов Правила работы с иглой Коррекция Знать: правила 34 познавательных процессов,воображе ния; активизация словаря, моторной памяти. Коррекция познавательных процессов,воображе ния, Коррекция индивидуальных в пробелов знаниях; Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие различных видов мышления; обогащение словаря. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Приёмы прокладывания стежков «вперёд иголку». Вдеваем нитку в иголку. Завязываем узелок. Способы пришивания пуговиц. Основы «Изонити» Заполнение простых фигур. Углы. Заполнение окружности. Заполнение простых фигур треугольник. Заполнение простых фигур квадрат и ромб. Канва для вышивки. Счётный крест. 35 обращения с инструментами, применяемыми при работе. Уметь:Самостояте льно сравнивать образец с натуральным объектом Уметь: придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательност и изготовления изделия. Уметь:Самостояте льно сравнивать образец с натуральным объектом

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд

Рабочая программы ручной труд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018