Специфика проведения уроков музыки в начальной школе
Оценка 4.8

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Оценка 4.8
Научные работы +1
docx
музыка +2
Взрослым
26.04.2018
Специфика проведения уроков музыки в начальной школе
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила его воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Музыка в системе искусств занимает совершенно особое место. О ней говорят, как о наиболее чувственном среди искусств. Однако существует и прямо противоположная трактовка музыки как наиболее обобщенного и абстрактного искусства, которое можно сравнить с философией и математикой.
Специфика проведения уроков музыки в начальной школе.docx
Специфика проведения уроков музыки в начальной школе       Об  исключительных возможностях воздействия музыки на человека, его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила его воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к   общению   с  искусством,   от   того,   насколько   близка   ему   та   или   иная   музыка. Музыка в системе искусств занимает совершенно особое место. О ней говорят, как о   наиболее   чувственном   среди   искусств.   Однако   существует   и   прямо противоположная   трактовка   музыки   как   наиболее   обобщенного   и  абстрактного искусства,   которое   можно   сравнить   с   философией   и   математикой.   Т.В Чередниченко, характеризуя этот парадокс, видит его природу в том, что музыка­ это «воплощение цельности человека, единства в нем природы и духа». Рассматривая   общее   и   особенное   в   музыке   по   отношению   к   другим искусствам,   А.А.Мелик­Пашаев   обращает   внимание   на   способность   музыки, подобно   другим   видам   искусства,   говорить   о   том,   что   невозможно   выразить словами. Но, в отличие от других искусств, она, по словам исследователя, делает это явно, обнажено и непосредственно. Поэтому именно на примере музыки легче объяснить ребенку, что истинное произведение искусства всегда сообщает о чем­то таком, что непереводимо без остатка в вербально­рациональный план, хотя и постижимо в нашем целостном духовном опыте. Еще одной отличительной особенностью музыки, по мнению А. А. Мелик­ Пашаева,   является   то,   что   ее   выразительность   не   прячется   от   неискушенного слушателя за изображением явлений и событий жизни, а прямо воздействует на его душу.   Значит,   и   в   этом   случае   специфика   всякого   художественного   опыта выступает в музыке особенно явно, обнажено и непосредственно. Поэтому именно музыка   способна   помочь   ребенку   почувствовать   и   понять,   что   суть художественного произведения ­ в его выразительности. Музыкальное искусство выполняет определенные общественные функции. С позиции   педагогики   образования   они   выступают   как   основные   ориентиры воспитания,   обучения   и   развития   ребенка.   Исследователь   Холопова     В.   Н. выделяет   следующие   функции:   коммуникативная,   этическая,   эстетическая, познавательно­просветительская, преобразующая.    общественно­преобразующая,   личностно­ Каждая из этих функций, с одной стороны, выступает во взаимосвязи со всеми другими функциями, а с другой – имеет свою направленность и специфику. Рассматривая   коммуникативную   функцию   искусства,   В.Н.Холопова   особо подчеркивает, что воздействие музыкального искусства « носит двунаправленный лично­   социальный   характер,   причем   социальное   дается   в   индивидуальных ощущениях личности. Особенностью   музыки   как   самого   непосредственно­эмоционального   из искусств является то, что благодаря силе индивидуальных ощущений объективно­ социальное   содержание   произведения   приобретает   для   воспринимающего повышенную   личную   убедительность.   При   этом   художник,   по   образному выражению   Д.   Д.Шостаковича,   «   может   показать   миллионам   людей   то,   что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества ». Что касается этической функции музыки, то отечественное образование в своих   основных   концептуальных   установках   всегда   исходило   из   признания высоких нравственных возможностей искусства, что нашло отражение в известном крылатом выражении А. С. Пушкина: «…и чувства добрые я лирой пробуждал». Такое понимание предназначения искусства присуще и отечественным педагогам­ музыкантам, утверждавшем на пример, что « прекрасное пробуждает доброе» ( Д. Б. Кабалевский). Эстетическая   функция   по   мнению   В.   Н.   Холоповой,   может   быть   прежде всего раскрыта сквозь призму категорий « красота» и «гармония». « Красивое, прекрасное,   гармоничное,   соразмерное,­   пишет   исследователь,   ­   всегда   были важнейшими   критериями   музыкального   сочинения,   целью   композиционного решения, руководящей задачей теории музыки». Эстетическое   отношение   к   музыкальному   искусству,   как   свидетельствует исследование А. Г. Бутник, представляет собой процесс взаимодействия субъекта с музыкой, при восприятии которой возникают эстетические чувства и оценка в соответствии   со   сложившимся   в   прошлом   опыте   идеальным   представлением   о прекрасном. Структура эстетического отношения включает в себя эстетическое восприятие, переживание и оценку. Критериями сформированности эстетического отношения   по   мнению   исследователя   являются:   представления   о   совершенстве музыки   с   точки   зрения   прекрасного,   удовлетворенность   от   восприятия произведений   различных   жанров,   разносторонность   восприятия,   адекватность переживания, соответствие оценки содержанию музыкального произведения. Раскрывая познавательно­просветительскую функцию музыки, В.Н.холопова отмечает, что « музыкальные произведения, подобно любому явлению культуры, могут   восприниматься   в   качестве   документов   эпохи.   Они   могут   быть познавательны в различных ракурсах ­ историко­фактологическом, философско­ мировоззренческом, этико­эмоциональном и т д. Реализация данной функции в музыкальном образовании находит отражение в тех теоретических и исторических знаниях, которые усваивают школьники на музыкальных занятиях. Речь при этом идет о приобретении живого творческого опыта общения с музыкой, в результате которого рождаются знания, обогащенные собственными   чувствами,   пережитыми   в   процессе   музыкально­творческой деятельности ребенка, как « композитора», исполнителя, слушателя. Общественно­преобразующая   функция   музыкального   искусства представлена В. Н. Холоповой как интегрирующая в себе все другие его функции. Данное утверждение , по мнению Э.Б.Абдуллина и Е.В.Николаевой, правомерно и по отношению к музыкальному образованию. Выделение   личностно­преобразующей   функции   обусловлено   тем,   что   в последние   десятилетия   в   музыкальном   образовании   все   более   утверждается личностно   ориентированный   подход,   что   дает   возможность   реализации   в содержании   и   процессе   музыкальных   занятий   как   общественно­преобразующей, так и личностно­преобразующей функций в их диалектическом единстве. Преобразующее воздействие музыкального искусства на личность учащихся возможно в силу того, как отмечает М.С.Каган, оно придает творческий характер всем   без   исключения   видам   музыкальной   деятельности.   В   процесс   творчества активно включаются эмоциональная, интеллектуальная, волевая сферы личности школьника,   которые   и   преобразуются   в   процессе   общения   с   музыкой   как   с искусством.   При   этом   на   музыкальных   занятиях   фактически   осуществляется полилог ученика с музыкой, с учителем, с другими учащимися. Таким образом, одно и тоже музыкальное явление получает многогранное истолкование, в котором индивидуально­личностное его восприятие и осмысление становится лишь одним из вариантов. Тем самым решается двуединая задача: с одной стороны, развивается способность   ребенка   к   личностному   субъективному   восприятию   искусства,   с другой­ исключается однозначность его трактовки. Благодаря этому достигается включенность ребенка в социум, в котором он полнее и глубже осознает себя как личность и ощущает свою сопричастность к обществу.              Приобщение   к   музыкальному   искусству   школьников   способствует   формированию   взглядов, воспитанию   нравственно­эстетических   чувств, убеждений и духовных потребностей. Познавая культурное наследие, школьник познает   эталоны   красоты,   накапливает   ценный   культурный   опыт   поколений.   Словарь   учащихся Музыка   способствует   интеллектуальному   развитию. обогащается   образными   словами   и   выражениями,   характеризуются   чувства, настроения, переданные в музыке. Музыка способствует развитию эмоциональной сферы. Эмоциональная отзывчивость на музыку­ одна из важнейших музыкальных способностей. В   рамках   общеобразовательной   системы   целенаправленное   и систематическое   музыкальное   воспитание   осуществляется   в   школе, непосредственно на уроках музыки.  Урок музыки включает в себя различные виды Исследователь   Е.В.Николаева   предлагает   следующую деятельности. классификацию видов деятельности на уроках музыки: собственно музыкальная деятельность:   исполнительская   музыкальная   деятельность,   вокально­хоровая деятельность, инструментальная деятельность, импровизация и сочинение музыки; музыкально­теоретическая деятельность, музыкально­историческая деятельность, музыкально­опосредованная деятельность.   Данная   классификация   ,как   указывает   автор,   построена   на   основе музыкоцентристского подхода ( термин М.И.Ройтерштейна), поскольку, как бы ни отличались в содержательном отношении перечисленные выше виды деятельности, в каждом из них в большей или в меньшей степени выражено музыкальное начало. Собственно музыкальная деятельность заключается в слушании музыки, в ее исполнении и в опытах импровизации и сочинении музыки.    Главной   задачей   слушательской   деятельности   является   формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, поскольку сегодняшний ученик в будущем   непременно   слушатель,   проявляющий   свои   интересы   и   вкусы.   От сформированности   музыкальной     слушательской   культуры,   зависит   будет   ли человек совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет,   воспринимая   только   развлекательную   музыку.   Слушание   музыки   обладает поистине   неисчерпаемыми   возможностями   в   плане   расширения   и   обогащения   При   целенаправленном интонационно­   слухового   запаса   школьников. педагогическом   руководстве   за   годы   обучения   в   школе   дети   могут   быть подготовлены   к   слушательскому   общению   как   с   вокальной,   так   и   с инструментальной   музыкой   в   ее   жанрово­стилевом   многообразии.   В   процессе вхождения   ребенка   в   мир   новой   для   него   в   стилевом   отношении   музыки Е.В.Николаева и Э.И Плотица выделяют три стадии: 1. Накопление   интонационно­слухового   опыта,   направленного   на усвоение учащимися типичных для данного стиля интонаций; 2. Выявление на основе накопленного опыта типичных для данного стиля интонационно­стилевых   комплексов   и   обнаружение   их   в   целостной композиционной структуре изучаемых произведений; 3. Постижение стиля через восприятие музыкального образа изучаемых произведений, в каждом из которых содержится типичный для этого стиля сплав жанровых и стилевых признаков. Формирование сферы музыкального восприятия у дошкольников, младших школьников   должно   исходить   прежде   всего   из   присущих   им психофизиологических особенностей и свойств. С учетом возрастной специфики учителю и следует выстраивать воспитывающее и развивающее обучение, которое согласно дидактическому постулату, должно вести за собой психическое развитие ребенка,   играть   ведущую   роль   в   этом   процессе,   определяя   основные   его направления, в том числе связанные и с восприятием музыки. Нормальный здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних   впечатлений   и   воздействий;   почти   все   его   интересует,   привлекает внимание.   Этим   «рычагом»,   созданным   самой   природой,   следует   по   мнению Г.М.Ципина,   постоянно   пользоваться   в   обучении   вообще   и   на   музыкальных занятиях в частности. Здесь много такого, что естественным образом пробуждает любопытство   ребенка.   Музыка   может   изображать   окружающий   мир,   людей, животных,   разнообразные   явления   и   картины   природы;   она   может   веселить, печалить, под нее можно танцевать, маршировать, разыгрывать сценки «из жизни» и т .д. Школьники   младших   классов   неусидчивы;   однообразная,   монотонная деятельность   по   мнению   исследователя,   «противопоказана»   им   в   силу   их возрастных особенностей. Помня об этом, опытные учителя­музыканты постоянно и изобретательно чередуют на уроках различные виды деятельности. Е.В.Николаева   отмечает,   что   «в   формировании   музыкальной   культуры школьников   слушательская   деятельность   имеет   первостепенное   значение   как деятельность познавательная. Она способна обеспечить максимально широкий, в сравнении   с   другими   видами   музыкальной   деятельности,   объем   получаемых школьниками знаний о музыке». При этом, утверждает автор, такие обобщенные знания   как   знания   об   интонационно­образной   природе   музыки,   ее   жанровом   и стилевом многообразии, а также конкретные знания музыкальных произведений, знания   о   композиторах,   исполнителях,   и   многие   другие   в   своей   совокупности способны раскрыть учащимся богатство и многообразие музыки.  Исполнительская  музыкальная деятельность   по  мнению  Е.В.Николаевой  и Э.Б.Абдуллина,   является   непременной   частью   всех   музыкальных   занятий.   Она помогает ребенку ощутить природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и ее воплощению в собственной деятельности. Характеризуя   специфику   музыкального   исполнительства,   В.Л.Живов отмечает,   что   музыкально­исполнительский   процесс   включает   в   себя   два основных,  связанных  между   собой,  компонента:   постижение   сути  произведения (   восприятие),   и   передачу   его   (   воспроизведение).   Причем,   по   мнению исследователя,   это   не   просто   компоненты   исполнительского   процесса,   а   его последовательные   этапы,   каждый   из   которых,   в   свою   очередь,   включает относительно самостоятельные разделы. Сутью музыкального исполнительства, по мнению исследователя, является творческая   художественная   интерпретация   музыкального   произведения, проявляющаяся в озвучивании, произнесении, интонировании музыкального текста для   слушателей   с   помощью   специфических   исполнительских   музыкально­ выразительных   средств:   тончайших   интонационных   нюансов,   агогических, динамических,   тембровых   и   темповых   отклонений,   разнообразных   способов звукоизвлечения и артикуляции. Исполнительская   культура   учащихся   ,по   мнению   исследователей,   имеет следующие основные показатели: 1. Выраженные   интересы,   склонности,   потребности   именно   к конкретному виду исполнительской деятельности; 2. Владение   необходимыми   исполнительскими   знаниями.   Умениями   и навыками,   способствующими   достижению   единства   интонационно­образного восприятия в соответствии с характером, стилем и жанром произведения; Отношение к исполнительству как к творческому процессу; 3. 4. Умение   оценивать   качество   исполнения   музыки   на   основе   своих   инструментального   звучания, представлений   о   красоте   певческого, исполнительской интерпретации произведения. Специфика исполнительской деятельности школьников на уроках музыки в системе   общего   образования,   заключается   преимущественно   в   коллективной исполнительской деятельности детей. Исполнительская деятельность учащихся на музыкальных   занятиях   осуществляется   в   следующих   основных   видах:   хоровое, ансамблевое, и сольное пение, игра на музыкальных инструментах. Вокально­хоровая деятельность как утверждает Николаева, направлена на развитие   вокально­хоровой   культуры   как   важной   части   общей   музыкальной культуры   личности  школьника.  Она   обладает  уникальными   возможностями   для развития   музыкального   слуха   у   детей:   пение   в   нетемперированном   строе предполагает   как   обязательное   вслушивание   ребенка   в   певческое   звучание, нахождение в нем множества нюансов, присущих только пению и непосредственно отражающих в звуке душевный настрой ребенка. На   уроке   музыки   вокально­хоровая   деятельность   осуществляется   в основном как хоровая, коллективная деятельность, способная вызвать в ребенке чувство единения с другими детьми и учителем в самых разных эмоционально­ образных проявлениях. Д.Л.Локшин подчеркивал, что искусство хорового пения, даже в пределах школьной   программы,   требует   овладения   всеми   элементами,   образующими красоту   хорового   звучания.   Это   область   вокальной   культуры,   вокальных исполнительских навыков и область хоровой культуры, хоровых исполнительских навыков. Работа над каждым элементом вокальной и хоровой звучности является не   только   технической   работой,   дающей   накопление   умений   и   рост исполнительской   техники,   но   и   работой   над   раскрытием   содержания   данного хорового произведения. В результате расширяется круг идейных, художественных, эмоциональных представлений учащихся и соответственно арсенал их технических умений и навыков. Специальными   задачами   вокально­хорового   воспитания   и   обучения   детей являются   развитие   вокального   слуха   и   певческого   голоса   детей,   эстетическое отношение   к   звучанию   отдельного   голоса   и   всего   хора,   а   также   передача эмоционально­ образного содержания произведения в процессе вокально­хорового интонирования.  Для   формирования   вокально­хоровой   культуры   учащихся   огромную   роль играет правильный подбор репертуара хорового коллектива, включающий в себя народную,   классическую,   современную   музыку,   способный   благодаря   своей идейной, художественной направленности, разнообразию стилей жанров и форм воспитывать   эстетический   вкус   учащихся,   их   нравственные   убеждения, творческое,   эмоционально­положительное   отношение   к   жизни   и   ощущение   ее преобразования. Опираясь на работы А.а.Ухтомского и других исследователей, Г.П.Стулова делает вывод о том, что в процессе вокально­хоровой деятельности в особой мере способны развиваться положительные эмоции ребенка, играющие активную роль в формировании   личности   в   целом.   Хоровая   деятельность   оказывает   и арттерапевтическое воздействие , снимая психологические стрессы, ликвидируя заикания и т.д. Инструментальная   деятельность   по   мнению   Э.Б.Абдуллина   и Е.В.Николаевой,   осуществляется   в   учреждениях   общеобразовательного   типа преимущественно в процессе игры на музыкальных инструментах. Инструментальная исполнительская деятельность дает возможность ребенку   способным   к   инструментальному почувствовать   себя   исполнителем, музицированию.   Как   правило,   обучение   начинается   с   простейших   шумовых, ударных   инструментов,   затем   подключаются   детские   клавишные   и   духовые инструменты. Инструментальное музицирование помогает учащимся овладеть различными исполнительскими   средствами   выразительности,   в   том   числе   такими   как исполнительские   штрихи,   сфорцандо,   маркато   и   т.д.,   использование   которых   в певческой деятельности возможно лишь на относительно поздних этапах обучения. Импровизация представляет собой процесс спонтанного сочинения детьми   Сочинение   же   музыки   предполагает нового   музыкального   материала. организованный   учителем   процесс   по   созданию   музыкальной   композиции, отвечающей поставленным перед детьми задачам.  Значение этих видов деятельности чрезвычайно важно, так как способствует раскрытию   «   зоны   ближайшего   развития»   ребенка   (   термин   Л.С.Выготского). кроме того, в его представлении устанавливается связь между воображением и реальностью.   При   этом   ребенок   опирается   не   столько   на   знания,   сколько   на интуицию, что также важно для его личностного развития. Музыкально­композиционное   творчество   включает   в   себя   сочетание креативного   (создание   нового)   и   репродуктивного   (воспроизведения существующего).   Задача   учителя   музыки­   организовать   процесс   импровизации, сочинения   музыки   учащимися   и   осуществлять   при   этом   педагогическое руководство. Музыкально­теоретическая  деятельность, как  и другие виды музыкальной деятельности, направлена на развитие музыкальной культуры учащихся. При этом ее   основное   предназначение   видится   прежде   всего   в   развитии   музыкальной грамотности как в широком смысле этого слова, так и в более узком значении как нотной грамоты.  В   содержательном   отношении   музыкально­теоретическая   деятельность предусматривает   усвоение   учащимися   теоретических   знаний   о   музыке, формирование умений и навыков оперировать ими в процессе непосредственного общения с музыкой и размышления о ней. В круг теоретических знаний входят знания: 1.   О   закономерностях   музыкального   искусства,   его   природы.   К   ним относятся в первую очередь знания о таких фундаментальных основах музыки как интонация, жанр, образ, драматургия, стиль и т.д. 2. О формах бытования музыки, о композиторах, исполнителях, слушателях; знания об оркестрах, хорах, отдельных исполнителях. 3. Из области элементарной теории музыки, в том числе нотная грамота. В   своей   совокупности   музыкально­теоретические   знания,   приобретаемые учащимися на занятиях, и опыт оперирования ими в различных видах музыкальной деятельности создают базу для самообразования детей, возможности общаться с искусством без помощи взрослых. Овладение музыкально­теоретическими знаниями возможно лишь на основе накопленного   слухового   опыта   и   опыта   практической   деятельности   учащихся. Только   в   этом   случае   полученные   знания   и   умения   могут   органично   войти   в активный багаж музыкальной культуры учащихся. Музыкально­историческая  деятельность  учащихся направлена  на освоение знаний о музыке различных исторических эпох, музыкально­исторических стилях, творчестве   композиторов   прошлого   и   настоящего,   а   также   на   формирование умений и навыков оперировать этими знаниями в различных видах музыкальной деятельности.  В   начальной   школе   возможна   главным   образом   подготовка   учащихся   к такого рода деятельности на основе накопления соответствующего интонационно­ слухового  опыта. В процессе  исполнительской  и  слушательской   деятельности, сравнивая   образцы   произведений   разных   жанров,   дети   выявляют   общее   и особенное в интонациях далекого прошлого  и  настоящего.             Музыкальное   воспитание   школьников   осуществляется   на   уроках   музыки, само название учебной дисциплины указывает на то, что она отличается от таких предметов   как,   математика,   физика,   химия,   биология,   имеющих   название соответствующих наук.  Необходимо отметить, что музыка имеет тесную связь с такими предметами как, литература и изобразительное искусство. Данные виды искусства составляют эстетический   цикл.   Произведения   изобразительного   искусства,   художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь   музыка   способна   вызвать   настроения,   переживания,   созвучные   многим произведениям   живописи   и   литературы.   Необходимость   учебной   дисциплины «музыка» объясняется тем социальным значением, которое содержит музыкальное искусство в эстетическом воспитании подрастающего поколения. В старой России, несмотря   на   просветительскую   деятельность   прогрессивных   педагогов­ музыкантов,   музыкальное   искусство   было   все   же   недоступным   для   широких народных масс и ограничивалось в основном церковным пением. В   настоящее   время,   по   мнению   исследователей,     музыка   имеет   статус школьного   предмета,   ее   следует   рассматривать   как   важнейшее   средство воспитания нравственных чувств и эстетических идеалов учащихся. Урок   музыки   –   основная   форма   организации   музыкального   воспитания   в школе,   для   него   характерна   особая   эмоциональная   атмосфера,   что   вполне естественно и необходимо, ведь музыка – «язык чувств». Она волнует, вызывает у детей   определенные   настроения   и   переживания.   Полученные   впечатления усиливаются под воздействием учителя, который передает информацию не только в   выразительном   исполнении   произведения,   но   и   в   слове,   мимике,   жестах. Концентрируя внимание учащихся на звучании музыки, и развивая их воображение, он   помогает   им   войти   в   мир   музыкальных   образов,   ярко   и   полно   ощутить   их выразительность. Подготовка   к   уроку   по   мнению   исследователя   Апраксиной,   зависит   от педагогических   умений,   мастерства   учителя,   обеспечивающих   выявление воспитательных,   образовательных   и   развивающих   возможностей   музыкального материала, а также путей их реализации. Для успешного решения задач воспитания музыкального   вкуса   учащихся   требуется   глубокое   изучение   музыкального материала, его отбор в соответствии с возрастными особенностями школьников. О.П.Радынова   в   своем   труде   »Музыкальное   развитие   детей»     отмечает: важно,   чтобы   уже   в   раннем   возрасте   рядом   с   ребенком   находился   взрослый, который   смог   бы   раскрыть   перед   ним   красоту   музыки,   дать   возможность   ее почувствовать.»   доказано,   что   музыка   имеет   возможность   воздействовать   на ребенка   на   самых   ранних   этапах   его   развития   .даже   внутриутробный   период чрезвычайно   важен   для   последующего   развития   ребенка.   Музыка,   которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, и формирует его вкусы и предпочтения. Работа   с   учащимися   младших   классов,   как   правило,   требует   от   учителя большой   самоотдачи.   Ведь   в   этом   возрасте   дети   обладают   особой звукочувствительностью   и   эмоциональностью,   следовательно   и   художественное обучение для них оказывается более сензитивным, чем в старших классах.  Особенности   преподавания   в   начальной   школе   любой   дисциплины,   в   том числе и музыкальных, всегда соотносится с возрастом учащихся. Сточки зрения психологии, большинство детей 7 –10 лет обладают музыкальными задатками, они с интересом воспринимают различные виды музыкальной деятельности, любят петь и двигаться под музыку. Вместе с тем, учащиеся этого возраста еще не способны долго   удерживать   внимание   при   прослушивании   крупных   музыкальных произведений. Для них характерна быстрая утомляемость, а следовательно они не в состоянии долго заниматься одной и той же работой, например, многократно повторять   одну   и   туже   песню,   добиваясь   ее   идеального   звучания.   Поэтому   на уроках музыки в младших классах педагог обязан применять специальные приемы, способствующие   переключению   внимания   детей   на   разные   виды   музыкальной деятельности:   обогащать   музыкальные   впечатления   детей   примерами   из окружающей жизни, прослушивать музыку с сопровождающими звуками классного оркестра,   исполненные   песни   дополнять   сюжетной   артикуляцией.   Такое разнообразие позволит сконцентрировать внимание детей на новой работе и тем самым   снизить   их   утомление,   не   давая   угаснуть   интересу   к   музыкальному искусству. Поскольку школьники младших классов испытывают потребность в игре, то игровые моменты можно и необходимо применять на музыкальных занятиях. Игра является  хорошим  подспорьем для положительного  восприятия  музыки  детьми младшего школьного возраста. В 7­10 лет дети еще, как  правило, стремятся к максимальному,   художественному   самовыражению,   не   стесняясь   при   этом показаться смешными или некомпетентными. Следовательно у них отсутствует « зажатость»   ли   заведомая   боязнь   быть   поднятыми   на   смех   своими одноклассниками.  Уроки   в   1   классе   имеют   особое   значение   во   всей   системе общеобразовательного   воспитания.   На   них   происходит   знакомство   учителя   с классом,   здесь   закладывается   основы   желаемого   отношения   детей   к   урокам музыки, а следовательно, к самой музыке. Большое значение имеет первый урок в 1 классе, поскольку первые впечатления обычно наиболее сильные. Дети задолго готовятся к тому, что они будут учиться в школе, ждут этого события, и все их внимание, интерес направлены на учителя. Необходимо   тщательно   продумать   содержание   первого   урока,   его примерные   варианты,   так   как,   трудно   заранее   предусмотреть   все   возможные неожиданности этой первой встречи. Каждый раз начало работы в новом первом классе – экзамен для учителя, важно с первых уроков вызвать у детей интерес и желание заниматься музыкой.  Приступая   к   планированию   занятий   в   классе,   необходимо   иметь   в   виду психологические   особенности,   наиболее   типичные   для   младшего   школьного возраста,   это   имеет   определенный   фундамент   для   построения   учебно­ воспитательного процесса в каждой возрастной группе. Поскольку уроки первого класса   имеют   первостепенное   значение   в   системе   музыкального   воспитания, следовательно,   особенности   именно   этой   возрастной   группы   необходимо рассмотреть более подробно. Для первоклассников типичны: ­не сформированность, хрупкость всего организма, быстрая утомляемость от однообразной деятельности, однообразного положения, монотонной речи учителя, не интересного проведения урока; ­отсутствие   навыков   систематической,   целенаправленной   умственной работы, обладание цепкой памятью; ­не большой объем произвольного внимания, преобладание непроизвольного внимания,   что   вызывает   необходимость   его   постоянной   активизации   путем переключения на различные объекты: задания, виды деятельности индивидуальные и коллективные формы работы и т.д. ­яркое образное воображение, его конкретность, следовательно необходимо помнить   об   опасности   прямолинейной,   примитивной   связи   характера   звучания музыки   с   конкретными   образами,   например,   низких   звуков   с   «медведями», высоких с «зайчиками» и т.д. ­склонность к игре; именно через игровые формы легко усваивается даже сложный   материал.   Игра   активизирует   воображение,   внимание,   память, способствует развитию творческих способностей школьников.  Музыкальная характеристика первоклассников                                  Обычно музыкальный уровень первоклассников довольно неровный. Одни дети уже умеют слушать музыку не отвлекаясь, чисто и выразительно интонируют; другие даже не знают, что значит специально слушать музыку, не представляют, что означает» петь верно». Некоторые дети обучаются музыке в специальных   учебных   заведениях,   т.е.   уже   имеют   некоторые   исполнительские навыки,   получили   некоторые   знания   из   области   музыкальной   грамоты;   одни школьники   уже   любят   музыку,   другие   равнодушны   к   ней.   Соответственно,   по причине   этих   особенностей   –   возможности   музыкального   развития первоклассников не одинаковы. Необходимо отметить общие черты характерные для данного возраста. ­в   области   восприятия   музыки   возможности   детей   довольно   широки:   им доступны основные жанры, названные Д Б Кабалевским «тремя китами» марш, танец, песня. Им доступна музыка иллюстративного характера, но произведения для слушания должны быть не большими и содержать в себе яркий образ; ­ в области пения; певческий диапазон может составлять всего 2­3 звука, а может быть развить и более октавы. Вместе с тем у всех детей голосовой аппарат еще не сформирован, отличается хрупкостью, смыкание голосовых связок краевое, вследствие   чего   сила   и   «понятность»   звучания   весьма   ограничены.   Поэтому «рабочий  диапазон» особенно  в начале  занятий  должен  совпадать  с примарной зоной, типичной для детей семи лет. ­ Следует специально отметить возможности первоклассников в области творчества. Дети младшего возраста легко откликаются на различные творческие задания.   Они   могут   сочинять   на   заданный   или   придуманный   самим   словесный образ,   могут   создавать   ритмические   и   мелодические   импровизации   на музыкальных инструментах, инсценировать игру­ драматизацию на знакомую пьесу изобразительного характера. Таким   образом,   перечисленные   признаки   и   общие   черты   характерны   не только для учащихся первых классов, но и для младших школьников в целом.

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе

Специфика проведения уроков музыки в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018