Специфика социализации ребёнка

  • Памятки
  • docx
  • 11.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими. По мнению Д.И. Фельдштейна, ребёнок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми.
Иконка файла материала социализация.docx
Специфика социализации ребёнка В контексте приобщения человека к культуре участвует каждое из его отношений к миру   –   зрение,   слух,   обоняние,   вкус,   осязание,   мышление –   все   органы   его индивидуальности.   Причём,   как   полагает   учёный,   все   эти   органы   –   сами   возможности восприятия мира в красках, музыке, в слове – всё это завоёвано человеком и осваивается им   в   постоянном   взаимодействии   с   другими   людьми,   в   ходе   овладения   явлениями, предметами в процессе преобразовательной деятельности. Важным   этапом   на   пути   становления   социального   познания   ребёнка   становится переход   представлений   об   окружающем   мире   на   знаниевую   основу,   отличающуюся понятийно­смысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте подробно исследованы В.В. Давыдовым: в его исследованиях получили развитие основные положения   Л.С.   Выготского   о   возможностях   и   путях   образования   «житейских»   и «научных» понятий у детей. Специфика   психического   развития   дошкольников   накладывает   отпечаток   на психолого­педагогические   особенности   ознакомления   детей   с   социальной действительностью (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.). Ребёнок рассматривается преимущественно с позиций освоения социокультурного опыта, в то время, как взрослый вступает во взаимодействие с миром, ­ отсюда главная линия   развития   ребёнка   –   «не   столько   постепенная   социализация,   вносимая   в   ребёнка извне,   сколько   постепенная   индивидуализация,   возникающая   на   основе   внутренней социальности ребёнка». Освоение   ребёнком   общественных   отношений   наряду   с   овладением   общественно выработанными   способами   анализа   окружающей   действительности,   являются   важными компонентами становления личности ребёнка. Необходимо выделить общие моменты в характеристики личности ребёнка: наличие сознания; личность как качественный уровень психического развития; социальная сущность и детерминированность личности; произвольность (воля) в управлении собой при соотнесении с предметным миром и окружающими людьми. Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми   и   сверстниками,   в   общении,   ­   посредством   чего   происходит   становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления. Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной   этап   социализации   человека   –   период   закладывания   базиса   личности,   основ человеческой культуры.Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений: адаптации к социальному миру; интеграции и принятия социального мира как данности; дифференциации   –   способности   и   потребности   изменять,   преобразовывать 1. 2. 3. социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём. Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие   стадии   и   соответствующие   им   приобретения   человека,   как   стадия   онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности). Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект,   личность,   индивидуальность)   и   внешнем   планах   развития   (адаптивность, интегрированность,   индивидуализированность).   Единство   внутреннего   и   внешнего содержания   определяет   стратегию   развития   –   сначала   жизнетворчество,   потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество. Достижения   социализации   связаны   с   культурогенезом   детства   ­   результатами освоения   мира   культуры   и   становления   мира   ребёнка   в   единстве   интериоризации   и экстериоризации. Социальная действительность выступает составной частью культуры, презентует её в   непосредственном   виде.   Для   ребёнка   социальная   действительность   как   совокупность фактов, событий, предметов и явлений социального мира является объектом познания. Её освоение можно считать одним из первоначальных этапов социализации. Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребёнком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему,   преобразования   и   трансформации   культурных   ценностей   в   собственные межличностные достижения. С точки зрения культурно­исторической концепции Л.С. Выготского социализация – присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка через взаимодействие с носителем социального опыта – взрослым. При этом опыт перерабатывается   и   возвращается   в   культуру   в   виде   определённых   индивидуальных достижений.   В   этом   смысле   само   понятие   и   определение   опыта   указывают   на   его информационную природу: представления, полученные ребёнком в процессе знакомства с социальным   миром,   перерастают   в   знания   –   факт   адекватного   представления   об окружающих событиях и явлениях. Знания являются основой выработки умений и навыков практической деятельности, опредмечиваются в них. В свою очередь, опыт практической деятельности,   формируемый   на   основе   реализации   совокупности   умений   и   навыков, служит предпосылкой для развития творческой деятельности детей. Таким образом, факты окружающей жизни, присваиваемые ребёнком, встраиваются в его картину мира и способствуют образованию целостной концепции жизни и своего места   в   ней,   что   может   быть   принято   за   компоненты   самосознания   и   мировоззрения ребёнка дошкольного возраста.Общее   для   всех   точек   зрения   на   социализацию   и   включение   в   социальную действительность   ребёнка   –   это   то,   что   в   ходе   взаимодействия   с   социумом   субъект социальной жизни окультуривается, персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую   мир,   других   людей   личность)   и   персонифицируется   (становится индивидуальностью). Процесс   социализации   ребёнка   и   знакомство   его   с   культурой   происходят   под влиянием   ряда   факторов,   определяющих   направленность,   динамику   и   характер ознакомления   с   социальной   действительностью.   Их   учёт   позволяет   эффективно осуществлять   управление   процессом   воспитания   в   ДОУ,   а   также   прогнозировать траектории социального развития ребёнка. Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и   освоение   общественных   отношений.   Именно   в   дошкольном   возрасте   у   ребенка интенсивно  развиваются   психические   процессы  в   том  числе  и   воображение   как  основа творчества, созидания нового.