Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.
По мнению Д.И. Фельдштейна, ребёнок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми.
социализация.docx
Специфика социализации ребёнка
В контексте приобщения человека к культуре участвует каждое из его отношений к
миру – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление – все органы его
индивидуальности. Причём, как полагает учёный, все эти органы – сами возможности
восприятия мира в красках, музыке, в слове – всё это завоёвано человеком и осваивается
им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в ходе овладения явлениями,
предметами в процессе преобразовательной деятельности.
Важным этапом на пути становления социального познания ребёнка становится
переход представлений об окружающем мире на знаниевую основу, отличающуюся
понятийносмысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте
подробно исследованы В.В. Давыдовым: в его исследованиях получили развитие основные
положения Л.С. Выготского о возможностях и путях образования «житейских» и
«научных» понятий у детей.
Специфика психического развития дошкольников накладывает отпечаток на
психологопедагогические особенности ознакомления детей с социальной
действительностью (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и
др.).
Ребёнок рассматривается преимущественно с позиций освоения социокультурного
опыта, в то время, как взрослый вступает во взаимодействие с миром, отсюда главная
линия развития ребёнка – «не столько постепенная социализация, вносимая в ребёнка
извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней
социальности ребёнка».
Освоение ребёнком общественных отношений наряду с овладением общественно
выработанными способами анализа окружающей действительности, являются важными
компонентами становления личности ребёнка.
Необходимо выделить общие моменты в характеристики личности ребёнка:
наличие сознания;
личность как качественный уровень психического развития;
социальная сущность и детерминированность личности;
произвольность (воля) в управлении собой при соотнесении с предметным миром и
окружающими людьми.
Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, в общении, посредством чего происходит становление
ребёнка как субъекта жизнеосуществления.
Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с
точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится
основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ
человеческой культуры. Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают
социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:
адаптации к социальному миру;
интеграции и принятия социального мира как данности;
дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовывать
1.
2.
3.
социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.
Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации,
связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются
такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза
(развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление
индивидуальности).
Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем
(субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность,
интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего
содержания определяет стратегию развития – сначала жизнетворчество, потом
социотворчество, и, наконец, культуротворчество.
Достижения социализации связаны с культурогенезом детства результатами
освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и
экстериоризации.
Социальная действительность выступает составной частью культуры, презентует её
в непосредственном виде. Для ребёнка социальная действительность как совокупность
фактов, событий, предметов и явлений социального мира является объектом познания. Её
освоение можно считать одним из первоначальных этапов социализации.
Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько
усвоение ребёнком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к
нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные
межличностные достижения.
С точки зрения культурноисторической концепции Л.С. Выготского социализация –
присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание»
ребёнка через взаимодействие с носителем социального опыта – взрослым. При этом опыт
перерабатывается и возвращается в культуру в виде определённых индивидуальных
достижений. В этом смысле само понятие и определение опыта указывают на его
информационную природу: представления, полученные ребёнком в процессе знакомства с
социальным миром, перерастают в знания – факт адекватного представления об
окружающих событиях и явлениях. Знания являются основой выработки умений и навыков
практической деятельности, опредмечиваются в них. В свою очередь, опыт практической
деятельности, формируемый на основе реализации совокупности умений и навыков,
служит предпосылкой для развития творческой деятельности детей.
Таким образом, факты окружающей жизни, присваиваемые ребёнком, встраиваются
в его картину мира и способствуют образованию целостной концепции жизни и своего
места в ней, что может быть принято за компоненты самосознания и мировоззрения
ребёнка дошкольного возраста. Общее для всех точек зрения на социализацию и включение в социальную
действительность ребёнка – это то, что в ходе взаимодействия с социумом субъект
социальной жизни окультуривается, персонализируется (проявляет себя как активную и
изменяющую мир, других людей личность) и персонифицируется (становится
индивидуальностью).
Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под
влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер
ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно
осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать
траектории социального развития ребёнка.
Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо
овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности
и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка
интенсивно развиваются психические процессы в том числе и воображение как основа
творчества, созидания нового.
Специфика социализации ребёнка
Специфика социализации ребёнка
Специфика социализации ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.