Специфика социализации ребёнка
Оценка 4.6

Специфика социализации ребёнка

Оценка 4.6
Памятки
docx
администрации
Детсад
11.04.2018
Специфика социализации ребёнка
Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими. По мнению Д.И. Фельдштейна, ребёнок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми.
социализация.docx
Специфика социализации ребёнка В контексте приобщения человека к культуре участвует каждое из его отношений к миру   –   зрение,   слух,   обоняние,   вкус,   осязание,   мышление –   все   органы   его индивидуальности.   Причём,   как   полагает   учёный,   все   эти   органы   –   сами   возможности восприятия мира в красках, музыке, в слове – всё это завоёвано человеком и осваивается им   в   постоянном   взаимодействии   с   другими   людьми,   в   ходе   овладения   явлениями, предметами в процессе преобразовательной деятельности. Важным   этапом   на   пути   становления   социального   познания   ребёнка   становится переход   представлений   об   окружающем   мире   на   знаниевую   основу,   отличающуюся понятийно­смысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте подробно исследованы В.В. Давыдовым: в его исследованиях получили развитие основные положения   Л.С.   Выготского   о   возможностях   и   путях   образования   «житейских»   и «научных» понятий у детей. Специфика   психического   развития   дошкольников   накладывает   отпечаток   на психолого­педагогические   особенности   ознакомления   детей   с   социальной действительностью (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.). Ребёнок рассматривается преимущественно с позиций освоения социокультурного опыта, в то время, как взрослый вступает во взаимодействие с миром, ­ отсюда главная линия   развития   ребёнка   –   «не   столько   постепенная   социализация,   вносимая   в   ребёнка извне,   сколько   постепенная   индивидуализация,   возникающая   на   основе   внутренней социальности ребёнка». Освоение   ребёнком   общественных   отношений   наряду   с   овладением   общественно выработанными   способами   анализа   окружающей   действительности,   являются   важными компонентами становления личности ребёнка. Необходимо выделить общие моменты в характеристики личности ребёнка: наличие сознания; личность как качественный уровень психического развития; социальная сущность и детерминированность личности; произвольность (воля) в управлении собой при соотнесении с предметным миром и окружающими людьми. Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми   и   сверстниками,   в   общении,   ­   посредством   чего   происходит   становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления. Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной   этап   социализации   человека   –   период   закладывания   базиса   личности,   основ человеческой культуры. Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений: адаптации к социальному миру; интеграции и принятия социального мира как данности; дифференциации   –   способности   и   потребности   изменять,   преобразовывать 1. 2. 3. социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём. Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие   стадии   и   соответствующие   им   приобретения   человека,   как   стадия   онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности). Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект,   личность,   индивидуальность)   и   внешнем   планах   развития   (адаптивность, интегрированность,   индивидуализированность).   Единство   внутреннего   и   внешнего содержания   определяет   стратегию   развития   –   сначала   жизнетворчество,   потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество. Достижения   социализации   связаны   с   культурогенезом   детства   ­   результатами освоения   мира   культуры   и   становления   мира   ребёнка   в   единстве   интериоризации   и экстериоризации. Социальная действительность выступает составной частью культуры, презентует её в   непосредственном   виде.   Для   ребёнка   социальная   действительность   как   совокупность фактов, событий, предметов и явлений социального мира является объектом познания. Её освоение можно считать одним из первоначальных этапов социализации. Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребёнком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему,   преобразования   и   трансформации   культурных   ценностей   в   собственные межличностные достижения. С точки зрения культурно­исторической концепции Л.С. Выготского социализация – присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка через взаимодействие с носителем социального опыта – взрослым. При этом опыт перерабатывается   и   возвращается   в   культуру   в   виде   определённых   индивидуальных достижений.   В   этом   смысле   само   понятие   и   определение   опыта   указывают   на   его информационную природу: представления, полученные ребёнком в процессе знакомства с социальным   миром,   перерастают   в   знания   –   факт   адекватного   представления   об окружающих событиях и явлениях. Знания являются основой выработки умений и навыков практической деятельности, опредмечиваются в них. В свою очередь, опыт практической деятельности,   формируемый   на   основе   реализации   совокупности   умений   и   навыков, служит предпосылкой для развития творческой деятельности детей. Таким образом, факты окружающей жизни, присваиваемые ребёнком, встраиваются в его картину мира и способствуют образованию целостной концепции жизни и своего места   в   ней,   что   может   быть   принято   за   компоненты   самосознания   и   мировоззрения ребёнка дошкольного возраста. Общее   для   всех   точек   зрения   на   социализацию   и   включение   в   социальную действительность   ребёнка   –   это   то,   что   в   ходе   взаимодействия   с   социумом   субъект социальной жизни окультуривается, персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую   мир,   других   людей   личность)   и   персонифицируется   (становится индивидуальностью). Процесс   социализации   ребёнка   и   знакомство   его   с   культурой   происходят   под влиянием   ряда   факторов,   определяющих   направленность,   динамику   и   характер ознакомления   с   социальной   действительностью.   Их   учёт   позволяет   эффективно осуществлять   управление   процессом   воспитания   в   ДОУ,   а   также   прогнозировать траектории социального развития ребёнка. Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и   освоение   общественных   отношений.   Именно   в   дошкольном   возрасте   у   ребенка интенсивно  развиваются   психические   процессы  в   том  числе  и   воображение   как  основа творчества, созидания нового.

Специфика социализации ребёнка

Специфика социализации ребёнка

Специфика социализации ребёнка

Специфика социализации ребёнка

Специфика социализации ребёнка

Специфика социализации ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018