Спецкурс "Лингвистический анализ художественного текста" 11 класс

  • docx
  • 11.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Спецкурс 11 б.docx

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса «Лингвистический анализ текста»

для 11 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа спецкурса «Лингвистический анализ текста» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

 

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей.

 Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.

Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.

Программа спецкурса реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.

Системообразующей доминантой содержания программы спецкурса является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.

Важнейшей составляющей спецкурса на уровне среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.

В соответствии с принципом преемственности изучение спецкурса на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).

В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».

Спецкурс «Лингвистический анализ текста» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

 

Изучение спецкурса направлено на достижение следующих целей:

·                осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку;

·                овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;

·                совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;

·                развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности;

·                обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;

·                обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.

 

МЕСТО СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

На изучение спецкурса в 11 классе среднего общего образования в учебном плане отводится 34 часа (1 час в неделю).


 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ

I. Личностные  результаты:

·                Осознание  русского  языка  как  духовной,  нравственной  и  культурной  ценности  народа; формирование  гражданина  и  патриота  своей  страны,  бережно  относящегося  к  своему  языку  и созданным  на  нём  памятникам  словесного  искусства,  осознающим  свою  причастность  к состоянию речевой культуры общества в целом.

·         Cформированность  российской  гражданской  идентичности,  патриотизма,  уважения  к  своему народу  — создателю культурных ценностей,  уважительного отношения к другим культурам.

·         Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей  значение  языка  для  саморазвития  и  самореализации,  готовность  и  способность  к самостоятельной, творческой деятельности.

·         Сформированность  толерантного  сознания  и  поведения  в  поликультурном  мире,  готовность  и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

·         Приобретение  коммуникативных  навыков,  важных  для  организации  сотрудничества  со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

·         Сформированность  духовно-нравственных  основ  личности  в  результате  освоения  культурно значимых  текстов,  приобщения  к  культурному  опыту  человечества,  нравственное  сознание  и поведение на  основе усвоения общечеловеческих ценностей.

·         Сформированность потребности и способности к  образованию, в том числе самообразованию, на протяжении  всей  жизни;  сознательное  отношение  к  непрерывному  образованию  как  условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.

·         Осознание  эстетической  ценности  слова,  воспитание  эстетического  отношения  к  миру; понимание этики и эстетики филологии.

·         Сформированность экологического мышления, бережного  отношения  к  слову.

·         Сформированность  духовно-нравственных  ориентиров,  способствующих  воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.

·         Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

II.  Метапредметные  результаты:

 

·         Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные  алгоритмы  деятельности;  самостоятельно  осуществлять,  контролировать  и корректировать  деятельность;  анализировать  свои  образовательные  приращения,  выбирать способы  корректировки  достигнутых  результатов;  в  ситуациях  общения  выбирать  успешные речевые стратегии.

·         Умение  продуктивно  общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  совместной  деятельности,  в сотрудничестве  с  другими  людьми,  учитывать  позиции  других  участников  деятельности, коммуникативно  целесообразно  взаимодействовать  с  другими  людьми,  эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.

·         Владеть  навыками  познавательной,  учебно-исследовательской  и  проектной  деятельности, навыками  разрешения  проблем;  способность  и  готовность  к  самостоятельному  поиску  методов решения практических задач, применению различных методов познания.

·         Готовность  и  способность  к  самостоятельной  информационно-познавательной  деятельности, владение  навыками  получения  необходимой  информации  из  словарей  разных  типов,  умение ориентироваться  в  различных  источниках  информации,  критически  оценивать  и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

·         Умение  использовать  средства  информационных  и  коммуникационных  технологий  в  решении когнитивных,  коммуникативных  и  организационных  задач  с  соблюдением  требований эргономики,  техники  безопасности,  гигиены,  ресурсосбережения,  правовых  и  этических  норм, норм информационной безопасности.

·         Умение  самостоятельно  оценивать  модели  поведения  и  принимать  решения,  определяющие стратегию  поведения,  с  учётом  гражданских  и  нравственных  ценностей,  основываясь  на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской  культуры.

·         Овладение языком  —  умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Овладение  навыками  познавательной  рефлексии  как  осознания  совершаемых  действий  и мыслительных  процессов,  их  результатов  и  оснований,  границ  своего  знания  и  незнания,  новых познавательных задач и средств их достижения.

III.  Предметные  результаты:

·         Изучение     понятий     «текст»,     «комплексный     анализ     текста»,     «стилистика»;      основных признаков,  свойств,     единиц     текста;     сведений     о     его     актуальном     членении,     видах     и средствах  связи  предложений  в  тексте;  стилях  и  функционально-смысловых  типах  речи; средствах изобразительности и выразительности;

·         Проведение      языкового      анализа      слов,      предложений      и       текстов       различных функциональных  стилей  и  разновидностей  языка;     проведение     лингвистического     анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

·         Анализ  языковых  единиц  с  точки  зрения  правильности,  точности  и  уместности     их употребления; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;

·         Применение      в       практике       речевого       общения       орфоэпических,       лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

·         Использование    в    собственной    речевой    практике    стилистических    ресурсов русского языка;

·         Соблюдение на письме  орфографических  и пунктуационных  правил.

Обучающийся научится:

·         понимать и интерпретировать основные сведения по текстологии, стилистике русского  языка и основным разделам лингвистики;

·         признаки    текста    и    его    функционально-смысловых    типов    (повествования,    описания,  рассуждения);

·         основные  признаки  разговорной  речи,  научного,  публицистического,  официально-делового  стилей, языка художественной литературы;

·         изобразительно-выразительные  средства  языка;

·         орфоэпические,  лексические,  грамматические,  синтаксические,  языковые  и речевые нормы современного  русского литературного  языка;

·         орфографические и  пунктуационные  правила  правописания.

·         определять    лексические,    морфологические,    синтаксические    признаки    разных стилей речи; различать стили текста, типы речи, доказывать принадлежность текста к тому  или иному  стилю и типу;

·         определять тему,    основные    мысли    текста;    особенности    композиции    и    средства связи смысловых частей текста в соответствии  с коммуникативным замыслом;

·         находить в тексте средства художественной выразительности и  определять их  роль;

·         оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского    литературного языка  (орфографических,  орфоэпических,  лексических,  словообразовательных, морфологических, синтаксических);

·         формулировать      проблему      исходного    текста,       выражать       свое       отношение       к предложенным     проблемным     вопросам,     создавать     устное     и      письменное      речевое высказывание  в  форме  рассуждения  на  основе     прочитанного     текста     в     соответствии     с нормами и правилами современного русского языка;

·         пользоваться справочной   литературой и лингвистическими словарями при анализе и создании собственного текста;

·         руководствоваться  критериями  оценивания     экзаменационной     работы     при     создании собственного текста.

Результаты  реализации  воспитательного  потенциала урока:

•  установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному  восприятию  учащимися  требований  и  просьб  учителя,  привлечению  их  внимания  к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

•  побуждение  школьников  соблюдать  на  уроке  общепринятые  нормы  поведения,  правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, «Правила внутреннего распорядка обучающихся»;

•  привлечение  внимания  школьников  к  ценностному  аспекту  изучаемых  на  уроках  явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией  –  инициирование ее обсуждения,  высказывания  учащимися  своего  мнения  по  ее  поводу,  выработки  своего  к  ней отношения;

•  применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, уроков-путешествий,  стимулирующих  познавательную  мотивацию  школьников;  дидактического  театра, где  полученные  на  уроке  знания  обыгрываются  в  театральных  постановках;  дискуссий,  уроков-диспутов,  урок-конференция,  которые  дают  учащимся  возможность  приобрести  опыт  ведения конструктивного  диалога;  групповой  работы  или  работы  в  парах,  которые  учат  школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.

СОДЕРЖАНИЕ  СПЕЦКУРСА

Лингвистический анализ художественного текста, его  цель и предмет. 1 ч.

Понятийный аппарат анализа  художественного текста.

Русские учёные-лингвисты  об исследовании художественного текста.

Язык художественной литературы. 1 ч.

Образ и образность. Актуализация. Многоплановость художественного текста. Содержание и смысл.

Приращение смысла.

Лингвистическое  комментирование.  4  ч.

Устаревшие  слова.  Устаревшие  факты  фонетики  и  словообразования.  Необычные  грамматические

формы. Диалектные слова. Специальные слова. Символы и поэтические обороты.

Культурологический комментарий, его цель  и  предмет.

История, культура, быт, традиции народа  в слове. Словари  и энциклопедии.

Структура художественного текста. 1 ч.

Идейно-эстетический,  композиционный  и собственно языковой уровни художественного текста.

Фонетический уровень. 5 ч.

Выразительные  средства  фонетики.  Аллитерация,  ассонанс,  звукоподражание.  Поэтическая орфоэпия. Рифма.

Графон как  средство характеристики персонажа. Ситуативные и постоянные  графоны.

Словообразовательный уровень. 3 ч.

Выразительные  средства  словообразования. Паронимы. Парономасы.

Авторские неологизмы.

Лексический уровень. 9  ч.

Словари языка писателей.

Выразительные  средства  лексики.  Метафора.  Метонимия.  Синекдоха.  Эпитет.  Сравнение.

Олицетворение. Гипербола. Литота.

Синонимы,  омонимы, антонимы.  Контекстуальные синонимы и  антонимы.

Лексический разбор текста, его цель и предмет.

Тематическое поле. Ключевое слово.

«Говорящие» имена.

Перифразы.

Морфологический уровень. 3 ч.

Выразительные  средства морфологии.  Грамматические категории.

Именные части речи. Глагол и глагольные формы.

Синтаксический уровень. 4  ч.

Экспрессивный  синтаксис.  Инверсия.

Стилистические  фигуры  речи.  Анафора.  Эпифора.  Антитеза.  Градация.  Оксюморон.  Параллелизм.

Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение.

Интонация,  смысл,  пунктуация. Знаки препинания конца  предложения.

Повторение. 2 ч.

Способы  реализации  воспитательного  потенциала  урока:

•  использование  воспитательных  возможностей  содержания  учебного  предмета  через демонстрацию  детям  примеров  ответственного,  гражданского  поведения,  проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор  соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

•  включение  в  урок  игровых  процедур,  которые  помогают  поддержать  мотивацию  детей  к получению  знаний,  налаживанию  позитивных  межличностных  отношений  в  классе,  помогают установлению доброжелательной атмосферы во  время урока;

•  проведение учебных  (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок  -  деловая игра, урок  –  путешествие,  урок  мастер-класс,  урок-исследование  и  др.)  и  учебно-развлекательных мероприятий  (конкурс-игра  «Предметный  кроссворд»,  викторины,  литературная  композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);

•  организация  предметных  образовательных  событий  (проведение  предметных  декад)  для обучающихся  с  целью  развития  познавательной  и  творческой  активности,  инициативности  в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

•  использование  ИКТ  и  дистанционных  образовательных  технологий  обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных  приложениях,  мультимедийные  презентации,  научно-популярные  передачи,  фильмы, обучающие сайты,  уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.).

 

 

 

 

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

1

Лингвистический  анализ  художественного текста,

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

2

Язык  художественной литературы.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

3, 4

Лингвистическое комментирование как один из этапов работы с художественным текстом, его цель и предмет.

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

5,6

Культурологический комментарий,  его  цель и предмет.

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

7

Структура художественного текста.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

8

Выразительные средства фонетики.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

9

Аллитерация, ассонанс, звукоподражание.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

10

Изобразительная звукопись.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

11

Графон как средство характеристики персонажа.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

12

Контрольная работа.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

13

Выразительные средства словообразования.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

14

Авторские  неологизмы. 

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

15

Актуализация  внутренней формы слова в художественных  текстах.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

16

Контрольная работа.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

17

Словари языка писателей.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

18, 19

Выразительные средства лексики.

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

20

Метафора  как средство выразительности речи. 

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

21

Изобразительные  возможности  лексики. 

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

22

Тематическое поле. Ключевое слово.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

23

Лексический разбор текста.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

24

«Говорящие» имена.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

25

Перифразы.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

26

Выразительные средства морфологии.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

27

Роль  именных частей речи в художественном тексте.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

28

Эмоционально-экспрессивные  возможности  глагола  в художественном тексте.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

29

Экспрессивный синтаксис.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

30

Стилистические фигуры речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

31

Интонация, смысл, пунктуация. 

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

32

Средства выразительности языка.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

33, 34

Лингвистический анализ текста.

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

 

                                                                   Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru