РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса «Лингвистический анализ текста»
для 11 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа спецкурса «Лингвистический анализ текста» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.
Программа спецкурса реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы спецкурса является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей спецкурса на уровне среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение спецкурса на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Спецкурс «Лингвистический анализ текста» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Изучение спецкурса направлено на достижение следующих целей:
· осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку;
· овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
· совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
· развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности;
· обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
· обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.
МЕСТО СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение спецкурса в 11 классе среднего общего образования в учебном плане отводится 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
I. Личностные результаты:
· Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
· Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
· Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
· Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
· Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
· Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
· Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
· Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
· Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
· Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.
· Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
II. Метапредметные результаты:
· Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
· Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
· Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
· Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
· Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
· Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.
· Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
III. Предметные результаты:
· Изучение понятий «текст», «комплексный анализ текста», «стилистика»; основных признаков, свойств, единиц текста; сведений о его актуальном членении, видах и средствах связи предложений в тексте; стилях и функционально-смысловых типах речи; средствах изобразительности и выразительности;
· Проведение языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
· Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;
· Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
· Использование в собственной речевой практике стилистических ресурсов русского языка;
· Соблюдение на письме орфографических и пунктуационных правил.
Обучающийся научится:
· понимать и интерпретировать основные сведения по текстологии, стилистике русского языка и основным разделам лингвистики;
· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
· изобразительно-выразительные средства языка;
· орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические, языковые и речевые нормы современного русского литературного языка;
· орфографические и пунктуационные правила правописания.
· определять лексические, морфологические, синтаксические признаки разных стилей речи; различать стили текста, типы речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу;
· определять тему, основные мысли текста; особенности композиции и средства связи смысловых частей текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
· находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
· оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского литературного языка (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
· формулировать проблему исходного текста, выражать свое отношение к предложенным проблемным вопросам, создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста в соответствии с нормами и правилами современного русского языка;
· пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями при анализе и создании собственного текста;
· руководствоваться критериями оценивания экзаменационной работы при создании собственного текста.
Результаты реализации воспитательного потенциала урока:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, «Правила внутреннего распорядка обучающихся»;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, уроков-путешествий, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, уроков-диспутов, урок-конференция, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА
Лингвистический анализ художественного текста, его цель и предмет. 1 ч.
Понятийный аппарат анализа художественного текста.
Русские учёные-лингвисты об исследовании художественного текста.
Язык художественной литературы. 1 ч.
Образ и образность. Актуализация. Многоплановость художественного текста. Содержание и смысл.
Приращение смысла.
Лингвистическое комментирование. 4 ч.
Устаревшие слова. Устаревшие факты фонетики и словообразования. Необычные грамматические
формы. Диалектные слова. Специальные слова. Символы и поэтические обороты.
Культурологический комментарий, его цель и предмет.
История, культура, быт, традиции народа в слове. Словари и энциклопедии.
Структура художественного текста. 1 ч.
Идейно-эстетический, композиционный и собственно языковой уровни художественного текста.
Фонетический уровень. 5 ч.
Выразительные средства фонетики. Аллитерация, ассонанс, звукоподражание. Поэтическая орфоэпия. Рифма.
Графон как средство характеристики персонажа. Ситуативные и постоянные графоны.
Словообразовательный уровень. 3 ч.
Выразительные средства словообразования. Паронимы. Парономасы.
Авторские неологизмы.
Лексический уровень. 9 ч.
Словари языка писателей.
Выразительные средства лексики. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Эпитет. Сравнение.
Олицетворение. Гипербола. Литота.
Синонимы, омонимы, антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Лексический разбор текста, его цель и предмет.
Тематическое поле. Ключевое слово.
«Говорящие» имена.
Перифразы.
Морфологический уровень. 3 ч.
Выразительные средства морфологии. Грамматические категории.
Именные части речи. Глагол и глагольные формы.
Синтаксический уровень. 4 ч.
Экспрессивный синтаксис. Инверсия.
Стилистические фигуры речи. Анафора. Эпифора. Антитеза. Градация. Оксюморон. Параллелизм.
Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение.
Интонация, смысл, пунктуация. Знаки препинания конца предложения.
Повторение. 2 ч.
Способы реализации воспитательного потенциала урока:
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурс-игра «Предметный кроссворд», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
• организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
• использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.).
Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
1 |
Лингвистический анализ художественного текста, |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
2 |
Язык художественной литературы. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
3, 4 |
Лингвистическое комментирование как один из этапов работы с художественным текстом, его цель и предмет. |
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
5,6 |
Культурологический комментарий, его цель и предмет. |
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
7 |
Структура художественного текста. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
8 |
Выразительные средства фонетики. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
9 |
Аллитерация, ассонанс, звукоподражание. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
10 |
Изобразительная звукопись. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
11 |
Графон как средство характеристики персонажа. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
12 |
Контрольная работа. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
13 |
Выразительные средства словообразования. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
14 |
Авторские неологизмы. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
15 |
Актуализация внутренней формы слова в художественных текстах. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
16 |
Контрольная работа. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
17 |
Словари языка писателей. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
18, 19 |
Выразительные средства лексики. |
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
20 |
Метафора как средство выразительности речи. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
21 |
Изобразительные возможности лексики. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
22 |
Тематическое поле. Ключевое слово. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
23 |
Лексический разбор текста. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
24 |
«Говорящие» имена. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
25 |
Перифразы. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
26 |
Выразительные средства морфологии. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
27 |
Роль именных частей речи в художественном тексте. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
28 |
Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
29 |
Экспрессивный синтаксис. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
30 |
Стилистические фигуры речи. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
31 |
Интонация, смысл, пунктуация. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
32 |
Средства выразительности языка. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
33, 34 |
Лингвистический анализ текста. |
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
|
Итого |
34 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.