Спортивная секция «Настольный теннис»

  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Пояснительная записка Программа «Спортивная секция «Настольный теннис» носит физкультурно-спортивную направленность. Актуальность программы. Занятия физическими упражнениями и спортом мак-симально благоприятно раскрывают и развивают не только физическое, но и духовное развитие ребенка. Педагогическая целесообразность программы спортивной секции «Настольный теннис» заключается в соответствии построения целей и задач построению содержания учебной программы. Новизна программы в методике: приобщаются к здоровому образу жизни через игровую деятельность. Привлечение детей к систематическим занятиям физической куль-турой и спортом. Отличительной особенностью программы является пропаганда здорового образа жизни через ознакомление с игровыми видами спорта и общефизической подготовкой. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретиче-ских знаний и практических умений и навыков.1. Пояснительная записка Программа «Спортивная секция «Настольный теннис» носит физкультурно-спортивную направленность. Актуальность программы. Занятия физическими упражнениями и спортом мак-симально благоприятно раскрывают и развивают не только физическое, но и духовное развитие ребенка. Педагогическая целесообразность программы спортивной секции «Настольный теннис» заключается в соответствии построения целей и задач построению содержания учебной программы. Новизна программы в методике: приобщаются к здоровому образу жизни через игровую деятельность. Привлечение детей к систематическим занятиям физической куль-турой и спортом. Отличительной особенностью программы является пропаганда здорового образа жизни через ознакомление с игровыми видами спорта и общефизической подготовкой. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретиче-ских знаний и практических умений и навыков.
Иконка файла материала nastolnyy_tennis_0.doc
Образовательная программа Спортивная секция «Настольный теннис» Возраст детей 11­13, 14­16 лет Срок реализации – 2 года Содержание: 1. Пояснительная записка. 2. Учебно­тематический план первого года обучения. 3. Содержание программы первого года обучения. 4. Методическое обеспечение программы первого года обучения. 5. Учебно­тематический план второго года обучения. 6. Содержание программы второго года обучения. 7. Методическое обеспечение программы второго года обучения. 8. Список литературы.2 1. Пояснительная записка Программа «Спортивная секция «Настольный теннис» носит физкультурно­ спортивную направленность. Актуальность   программы.  Занятия   физическими   упражнениями   и   спортом максимально благоприятно раскрывают и развивают не только физическое, но и духовное развитие ребенка. Педагогическая   целесообразность  программы   спортивной   секции   «Настольный теннис»   заключается в соответствии построения целей и задач построению содержания учебной программы. Новизна  программы  в  методике:   приобщаются   к  здоровому   образу  жизни   через игровую   деятельность.   Привлечение   детей   к   систематическим   занятиям   физической культурой и спортом. Отличительной особенностью  программы является пропаганда здорового образа жизни   через   ознакомление   с   игровыми   видами   спорта   и   общефизической   подготовкой. Учебный   материал   рассчитан   на   последовательное   и   постепенное   расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. Цель: Укрепление здоровья и содействие физическому здоровью подростка. Задачи: 1. Обучающие: • Изучение техники и тактики игры в теннис. • Обучение правилам проведения и организации спортивных игр. • Обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям.2. Развивающие: 3  Развитие    быстроты, ловкости, координации движений  Развитие скоростно­силовых качеств  Развитие коммуникабельных способностей  Развитие самостоятельности.                                            З.Воспитательные: ,  Воспитание патриотизма и гордости за свою страну  Воспитание   потребности   и   умения   самостоятельно    заниматься физическими     упражнениями,   сознательно   применять     их  в целях  отдыха, тренировки, повышения  работоспособности и укрепления здоровья.  Воспитание организаторских навыков   Воспитание судейских и инструкторских навыков.  Воспитание чувства ответственности, долга. Ожидаемые результаты. В   результате   освоения   программы   спортивной   секции   «Настольный   теннис» обучающиеся будут  знать  ­    виды тенниса ­    технику и тактику игры ­    правила соревнований ­    правила организации игры уметь  ­ самостоятельно составлять комплексы физических упражнений для индивиду    альных тренировок различной направленности. ­ вести соревновательную деятельность ­  организовать игру в «Настольный теннис»  для своих  товарищей Способы проверки. Сдача нормативов, тестовые задания,  игры, проведение состязаний.4      Итоги подводятся в форме соревнований различного уровня, участия в  товарищеских встречах,  тестирования. Сроки реализации программы.   Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения  ­ 144 ч., второй год обучения ­ 144 ч. в год. Режим занятий 4 часа в неделю.  Комплектация групп проводится в различных возрастных категориях: 11­13, 14­ 16 лет.  Занятия могут проводиться как индивидуальные, так и групповые.  Учебно­тематический   план   может   изменяться   с   учетом   запросов   и индивидуальными   особенностями   занимающихся   детей.   Особенности   организации занятий календаря спортивно­массовых мероприятий также могут вносить коррективы в рекомендуемую программу.  2. Учебно­тематический план первого года обучения Название тематического блока Теория  Практика  Всего часов   Физическая культура и спорт в России.   История   развития тенниса. физических Влияние упражнений   на   организм занимающихся Спортивный травматизм и его предупреждение Основы   техники   и   тактики игры. Методика обучения  Оборудование   инвентарь   и уход за ним Психологическая подготовка Правила   игры,   соревнования, их организация и проведение  1 1 1 4 2 1 2 2 1 1 1 52 2 4 2 4 48 3 2 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.9. 10. 11. 12. и     специальная Общая физическая подготовка Контроль   подготовленности занимающихся Судейская практика 5 69 4 4 69 4 4 Контрольные   упражнения   и соревнования  ВСЕГО Согласно календарному плану  14 130 144 Специфичность проведения тренировок в зависимости от возраста занимаю щихся: ­нагрузки  даются  в  меньшем  количестве   и  меньшей  трудности  в  соответствии   с возрастной группой; ­все упражнения целесообразно подобраны с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности детей. Обучающиеся будут знать: ­ краткую историю развития игры в теннис ­ о гигиене, режиме дня, закаливании; ­ о значении самостоятельных ежедневных занятий физическими упражнениями; ­ элементы техники тенниса. ­ правила соревнований. уметь ­ выполнять элементы игры в теннис ­ выполнять специальные физические упражнения ­ судействовать соревнования  ­ ухаживать и сохранять спортивный инвентарь.6 3.Содержание программы первого года обучения. 1. Физическая культура и спорт в России. История развития тенниса. 1 час. Физическая   культура   –   одно   из   средств   воспитания,   укрепления   здоровья   и всестороннего развития. Значение физической культуры для подготовки к трудовой деятельности и защите Родины. Развитие тенниса. Настольный теннис в Олимпийских играх.              2. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. 1 час. Повышение   способности   организма   к   переносимости   длительности   и интенсивности   нагрузок.   Цели   и   задачи   комплекса   ГТО   требования   и   нормы физкультурного комплекса.              3. Спортивный травматизм и его предупреждение. 1 час. Правила   пользования   спортивным   инвентарем,   оборудованием,   одеждой   и обувью. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина. Травмы и их предупреждение.              4. Основы техники и тактики игры.. 52 часа. Правильная   хватка   ракетки   и   способы   игры.   Исходная   при   подаче   стойки теннисиста,   основные   положения   при   подготовке   и   выполнении   основных   приемов игры. Техника перемещений и их виды. Основные тактические варианты игры.  Практические занятия. Тренировка ударов у тренировочной стены. Тренировка упражнений с мячом и ракеткой на количество повторений в одной серии. Изучение подач. Тренировка   ударов «накат».   Сочетание ударов. Имитация ударов. Имитация перемещений. Игра в «крутиловку» вправо и влево. Свободная игра на столе. Игра на счет из одной, трех партий. Участие в соревнованиях по выполенению наибольшего количества ударов в серии. Сдача контрольных норм. . 5. Методика обучения. 2 часа. Методы тренировки ударов сложных подач, занятия с отягощением на руку, тренировка сочетаний ударов, применение имитаций в тренировке. Навыки контроля своей подготовки.7 6. Оборудование инвентарь и уход за ним. 4 часа. Профилактический   ремонт   спорт   инвентаря,   оборудования   ракеток,   стоек, сеток, изготовление простейших тренажеров. 7. Психологическая подготовка. 2 часа.                  Воспитание волевых качеств, целенаправленности, настойчивости, трудолюбия. Самоконтроль своего поведения в соревнованиях. 8. Правила игры, соревнования, их организация и проведение. 4 часа. Изучение основных правил игры, ведения счета, круговая система соревнований. Олимпийская система соревнований. 9. Общая и специальная физическая подготовка. 69 часов. СФП   –   целенаправленное   развитие   организма   для   достижения   спортивных результатов в настольном теннисе. Роль   имитации   в   тренировке   мышц   рук,   корпуса   и   ног.   Имитация   ударов   в продолжении   1   и   3   минут.   Имитация   ударов   в   продолжении   12   минут.   Имитация перемещений. Игра  на столе с утяжеленными повязками на руке и поясе. 10. Контроль подготовленности занимающихся. 4 часа. Контроль осуществляется в соответствии с нормами. 11. Судейская практика. 4 часа. С первого соревнования сами занимающиеся должны участвовать в судействе. 12. Контрольные упражнения и соревнования.  Проводятся согласно календарному плану мероприятий. 4. Методическое обеспечение программы                           первого года обучения. № п/п Разделы, темы Формы занятия Методы, приемы организации учебно­ воспитательного процесса Дидактический материал и техническое оснащение Формы подведения итогов8 Беседа, доклад Словесный, иллюстрированн ый, коллективно­ групповой, индивидуальный Фотографии, плакаты, экранно­ звуковой Работа   по вопросам   Физическая культура   и спорт в России. История развития тенниса. Влияние физических упражнений на организм занимающихся Спортивный травматизм   и его предупрежден ие 1. 2. 3. 4. Беседа. Комбинированна я  Беседа. Комбинированна я Словесный, практический, наглядный, коллективно­ групповой Словесный, практический, наглядный, коллективно­ групповой, индивидуальный Словесный, практический, игровой, наглядный, коллективно­ групповой, индивидуальный Словесный, практический, наглядный, коллективно­ групповой, индивидуальный Словесный, наглядный, коллективно­ групповой, индивидуальный Тест  Дидактический, таблицы, экранно­ звуковой Плакаты, экранно­ звуковой Доклад  Плакаты, таблицы, экранно­ звуковой, теннисные столы,   ракетки, мячи, стойки Схемы, таблицы, плакаты, теннисные столы,   ракетки, мячи, стойки Теннисные столы,   ракетки, мячи,   стойки, сетки Контрольны е упражнения Практическ ая работа Практическ ая работа Словесный, групповой, индивидуальный Плакаты, экранно­ звуковой  Практическ ая работа  Спортивный инвентарь Тест Словесный, наглядный, практический, групповой, индивидуальный Основы техники и тактики игры.   Комбинированна я практическая Методика обучения  5. Комбинированна я, практическая 6. 7. 8. Оборудование инвентарь   и уход за ним Беседа практическая Психологичес кая подготовка Правила игры, соревнования, их организация   и проведение  Беседа, практические Практические беседа9. и   Общая специальная физическая подготовка Практические Контроль подготовленно сти занимающихся Судейская практика 10. 11. Практические  Практические Практический, групповой, индивидуальный Практический, групповой, индивидуальный Спортивный инвентарь 12. Контрольные упражнения   и соревнования  Практические Практический, групповой, индивидуальный Спортивный инвентарь 9 Словесный, наглядный, практический, групповой, индивидуальный Теннисные столы,   ракетки, мячи,   стойки, сетки  Выполнение упражнений . соревновате льная деятельност ь Спортивный инвентарь Соревнован ия  Выполнение упражнений . соревновате льная деятельност ь Выполнение упражнений . соревновате льная деятельност ь 5.Учебно­тематический план второго года обучения № п/п Название тематического блока Теория  Практика  Всего часов 1. 2. 3. 4. 5. Физическая   культура   и   спорт   в   России. История развития тенниса. Влияние   физических   упражнений   на организм занимающихся Спортивный   предупреждение Основы техники и тактики игры. травматизм   и   его Методика   обучения   и   тренировка теннисиста 1 1 1 4 2 40 4 1 1 1 44 66. 7. 8. 9. 10. 11. 12.    10 Оборудование инвентарь и уход за ним Психологическая подготовка   соревнования, Правила   игры, организация и проведение  Общая   и   специальная   физическая подготовка Контроль подготовленности занимающихся   их Инструкторская практика Контрольные упражнения и соревнования  Всего  1 2 2 3 4 71 4 4 4 2 4 71 4 4 Согласно календарному плану  14 130 144 Специфичность   проведения   тренировок   в   зависимости   от   возраста занимающихся: ­нагрузки  даются  в  меньшем  количестве   и  меньшей  трудности  в  соответствии   с возрастной группой; ­все упражнения целесообразно подобраны с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности детей. Обучающиеся будут знать: ­ предупреждение травматизма во время игры;  ­значение врачебного контроля и содержание самоконтроля; ­ о правилах организации и проведении соревнований; ­ тактическую систему и стили игры; ­  правила игры в теннис. уметь ­ заниматься соревновательной деятельностью  ­ выполнять гигиенические требования,  ­ выполнять специальные упражнения для развития быстроты, ловкости и т.д. ­ играть в настольный теннис ­ самостоятельно организовывать игру11 6.Содержание программы второго года обучения. 1. Физическая культура и спорт в России. История развития тенниса. 1 час.   Развитие   тенниса   в   нашей   стране   и   за   рубежом.   Настольный   теннис   в Олимпийских играх. Успехи Российских спортсменов.              2. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. 1 час. Повышение   способности   организма   к   переносимости   длительности   и интенсивности   нагрузок.   Краткие   сведения   о   строении   человека.   Гигиена   и закаливание. Врачебный контроль и самоконтроль.              3. Спортивный травматизм и его предупреждение. 1 час. Правила   пользования   спортивным   инвентарем,   оборудованием,   одеждой   и обувью. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина. Травмы и их предупреждение. Оказание первой медицинской помощи.             4. Основы техники и тактики игры.. 44 часа. Совершенствование приемов  игры, изученных ранее. Чередование  нескольких приемов игры в быстром темпе с различными направлениями мяча. Хватка ракетки и способы   игры.   Исходная   при   подаче   стойки   теннисиста,   основные   положения   при подготовке и выполнении основных приемов игры. Техника перемещений и их виды. Тактические варианты игры.  Практические занятия. Сочетание сложных подач с атакующими и защитными ударами. Поочередные контрудары слева и справа по диагонали против атакующих ударов   «восьмеркой».   Изучение   новых   видов   подач.   Тренировка   ударов   у тренировочной   стены.   Тренировка   упражнений   с   мячом   и   ракеткой   на   количество повторений   в   одной   серии.   Сочетание   ударов.   Имитация   ударов.   Имитация перемещений. Свободная игра на столе. Игра на счет из одной, трех партий. Тактика одиночной игры с противником, защитниками, нападающими. Особенности парных игр и тактика смешанных игр. Совершенствование тактики игры в разных злнах. 5. Методика обучения и тренировка теннисиста. 6 часа. Соблюдение принципа последовательности в обучении. Навыки контроля своей подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение игры, разбор ошибок.12 6. Оборудование инвентарь и уход за ним. 4 часа. Профилактический   ремонт   спорт   инвентаря,   оборудования,     ракеток,   стоек, сеток, изготовление простейших тренажеров. Оформление залов и наглядных пособий. 7. Психологическая подготовка. 2 часа.                  Воспитание волевых качеств, целенаправленности, настойчивости, трудолюбия. Самоконтроль своего поведения в соревнованиях. Психорегулирующая тренировка. 8. Правила игры, соревнования, их организация и проведение. 4 часа. Ознакомление   с   особенностями   правил   игры,   требования   к   организации   и проведению   соревнований   по   настольному   теннису.   Судейство   соревнования. Оформление документации. 9. Общая и специальная физическая подготовка. 71 час. Увеличение объема и интенсивности занятий. СФП – целенаправленное развитие организма для достижения спортивных результатов в настольном теннисе.  Для развития скоростно­силовых и скоростных качеств применяются: имитации в тренировке мышц рук, корпуса и ног. Имитация ударов в продолжении 1 и 3 минут. Имитация ударов в продолжении 12 минут. Имитация перемещений. Игра  на столе с утяжеленными повязками на руке и поясе. 10. Контроль подготовленности занимающихся. 4 часа. Контроль осуществляется в соответствии с нормами. 11. Судейская практика. 4 часа. Организация и проведение игр и  соревнований 12. Контрольные упражнения и соревнования.  Проводятся согласно календарному плану мероприятий. 7. Методическое обеспечение программы                           второго года обучения.№ Разделы, темы Формы занятия п/п 13 Методы, приемы организации учебно­ воспитательног о процесса Дидактический материал и техническое оснащение Формы подведения итогов1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.   Физическая культура   и спорт в России. История развития тенниса. Влияние физических упражнений на организм занимающихся Спортивный травматизм   и его предупрежден ие Беседа, доклад Беседа. Комбинированна я  Беседа. Комбинированна я Основы техники и тактики игры.   Комбинированна я практическая Методика обучения   и тренировка теннисиста Комбинированна я, практическая Оборудование инвентарь   и уход за ним Беседа практическая Психологичес кая подготовка Беседа, практические 14 Словесный, иллюстрирован ный, коллективно­ групповой, индивидуальны й Словесный, практический, наглядный, коллективно­ групповой Словесный, практический, наглядный, коллективно­ групповой, индивидуальны й Словесный, практический, игровой, наглядный, коллективно­ групповой, индивидуальны й Словесный, практический, наглядный, коллективно­ групповой, индивидуальны й Словесный, наглядный, коллективно­ групповой, индивидуальны й Словесный, групповой, индивидуальны й Фотографии, плакаты, экранно­звуковой Работа   по вопросам Дидактический, таблицы, экранно­звуковой Тест  Плакаты, экранно­звуковой Доклад  Контрольны е упражнения Практическ ая работа Плакаты, таблицы, экранно­ звуковой, теннисные  столы, ракетки,   мячи, стойки Схемы,   таблицы, плакаты, теннисные  столы, ракетки,   мячи, стойки Теннисные столы, ракетки,   мячи, стойки, сетки Практическ ая работа Плакаты, экранно­звуковой Практическ ая работаСпортивный инвентарь Тест Теннисные столы, ракетки,   мячи, стойки, сетки  Спортивный инвентарь Спортивный инвентарь Выполнение упражнений . соревновате льная деятельност ь Соревнован ия  Выполнение упражнений . соревновате льная деятельност ь Выполнение упражнений . соревновате льная деятельност ь 8. 9. Правила игры, соревнования, их организация   и проведение  и   Общая специальная физическая подготовка Практические беседа Практические 10. Контроль подготовленно сти занимающихся Инструкторск ая практика 11. Практические  Практические 15 Словесный, наглядный, практический, групповой, индивидуальны й Словесный, наглядный, практический, групповой, индивидуальны й Практический, групповой, индивидуальны й Практический, групповой, индивидуальны й 12. Контрольные упражнения   и соревнования  Практические Практический, групповой, индивидуальны й Спортивный инвентарь 10.Список используемой литературы16 1. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. М., 2002 2. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М. Мир,1998.  3. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. М. Асток, 2004 4. Источники Интернет. Сайты Физкультура и спорт.