«Спортивные игры, как адаптивный спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка 5

«Спортивные игры, как адаптивный спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оценка 5
Игры
docx
физическая культура
14.10.2022
«Спортивные игры, как адаптивный спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время возросла тенденция по росту детской инвалидности. На сегодняшний день эта проблема очень актуальна, так как в настоящее время более полутора миллионов детей, проживающих у нас в стране, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Физический спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья, как показал многолетний практический зарубежный и отечественный опыт, являются средством физической, психической, социальной реабилитации и адаптации, а также интеграции в социуме.
Адаптивный спорт питербаскет.docx

 «Спортивные игры, как адаптивный спорта

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время возросла тенденция по росту детской инвалидности. На сегодняшний день эта проблема очень актуальна, так как в настоящее время более полутора миллионов детей, проживающих у нас в стране, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Физический спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья, как показал многолетний практический зарубежный и отечественный опыт, являются средством физической, психической, социальной реабилитации и адаптации, а также интеграции в социуме.

 Что же такое адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Конечно, область применения ее - всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически.

Адаптивный спорт в нашей стране начал развиваться. Несмотря на социально-экономические потребности в со­временном обществе, его дальнейшее развитие в физическом воспитаний детей является содействие всестороннему развитию личности.

Адаптивная физкультура, считается по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

«Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, не имеет жизненного опыта и сложившегося мировоззрения. Психика ребенка, особенно больного, неустойчива, ранима. Ребенок зависит от окружающих, и прежде всего от родителей, врачей, педагогов.

При всех хронических заболеваниях имеются общие закономерности как результат ограничения физической активности при стойком нарушении здоровья. Малоподвижность вынужденная форма поведения при длительно протекающим заболевании влечет за собой целый ряд негативных последствий: ослабление процессов возбуждения центральной нервной системы (ЦНС), нарушение механизмов регуляции, нарушение ритма деятельности внутренних органов, процессов пищеварения, обмена веществ, снижение адаптационно-компенсаторных возможностей, слабость и быструю утомляемость.

Укрепления здоровья предполагает:

*       повышение устойчивости организма к заболеваниям;

*       стимулирование роста и гармонического развития;

*       формирование двигательных возможностей и физической работоспособности;

*       совершенствование реакций терморегуляций и закаливания организма;

*       нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем;

*        повышение деятельности мозга и создание положительных эмоций; способствующих охране и укреплению психофизического здоровья.

Адаптивная физкультура признается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц, с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержки здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. По праву можно сказать, что адаптивная физическая культура, как новая дисциплина представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей.

В становлении личности ребенка семья имеет огромную силу. Необходима такая организация микросоциума, которая помогла бы максимально стимулировать его развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на физическое и психическое состояние ребенка. Для детей с ограниченными функциональными возможностями лучше проводить комплексные занятия, которые включают в себя элементы обучения, развития, коррекции, профилактики.

Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к регулярным занятиям физической культурой и спортом является основной цель - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Более того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

Многие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным людям с ограниченными возможностями здоровья как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.

Главной задачей в современном обществе все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа детей с ограниченными возможностями здоровья в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

Рассмотрим на примере спортивные игры, в которые вошел и баскетбол, они поддерживают и укрепляют здоровье, а также развивают физические и психические качества обучающихся. Сложные условия деятельности и эмоциональный подъем обучающихся позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. При этом формируется умение различать собственные мышечные ощущения: темп, плавность, амплитуда движений, ритм, появляется моторная ловкость. Занятия баскетболом имеют огромное влияние и оказывают большое значение на рост и развитие мозга подростков.

Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы, что играет большую роль для психофизического развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

На примере возьмем баскетбол, так как он обусловлен высоким интересам детей. Баскетбол - это лучшая игра с мячом и поэтому интерес к данной игре обусловлен её универсальностью.

Существует радикальный баскетбол или как его называют питербаскет, он решает целый спектр задач адаптивной физической культуры. Спортивная игра (питербаскет) может являться средством физического развития, реабилитации, рекреации и спортивным соревнованием для лиц с ограничениями по состоянию здоровья. С незначительными изменениями в правилах и используемом оборудовании, радиальный баскетбол может с успехом быть освоен людьми с различными нарушениями, различного возраста и с разным уровнем физической и функциональной подготовленности.

Питербаскет (радиальный баскетбол) - спортивная командная игра, базирующаяся на правилах современного баскетбола. В ней принимают участие по три игрока каждой команды. Игровая площадка имеет форму круга, размеченного концентрическими окружностями. В центре расположена специальная стойка; на ней закреплены три стандартных прозрачных щита с баскетбольными кольцами, установленными в виде равностороннего треугольника.

Новые параметры этой игры соответствуют реальным возможностям желающих принять участие в ней. Это особенно остро ощущается теми, кто волею судеб не обладает всем комплексом двигательных качеств, необходимых для того, чтобы играть в обычный баскетбол. Питербаскет, как никакая другая спортивная игра с мячом, существующая в настоящее время в мире, создан именно для всех и по сути своей является «лечебной» спортивной игрой, новым видом адаптивного спорта.

Питербаскет спортивная командная игра руками в мяч, заключающаяся в том, что каждая из двух соревнующихся команд из трех игроков (разыгрывающий, нападающий и высокорослый) ведя мяч одной рукой (правой, левой) попеременно и отдавая пасы друг другу, стремятся забросить мяч руками и в одну из трех корзин – металлические кольца с сеткой, зафиксированные на трех прозрачных щитах на высоте 3 м 05 см (высота колец может регулироваться) при этом не совершив «пробежки» (не сделав более 2 шагов, захватив мяч двумя руками более 2-х раз).

Феномен игры заключается в том, что являясь своего рода средством рекреации и формирования досуга, реализуя в полной мере гедонистические принципы, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Питербаскет - фактически предложен как упрощенный вариант всемирно известного баскетбола, который позволяет устранить его объективные трудности, возникающие как следствие большой игровой площадки, высокого расположения колец, большого расстояния между ними и сравнительно большого числа соревнующихся. Эти параметры игры, естественно, не всегда могут соответствовать реальным возможностям желающих принять участие в ней. И это особенно остро ощущается теми, кто волею судеб на обладает всем комплексом двигательных качеств, необходимых для того, чтобы играть в обычный баскетбол. Питербаскет как никакая другая спортивная игра с мячом, существующая в настоящее время в мире, создан именно для всех и по сути своей является не только семейной и народной, но и лечебной спортивной игрой, новым видом адаптивного спорта.

Методом обучения и воспитания в древности использовали игру. Широкое применение игра находит в народной педагогике, внешкольных учреждениях.

Спортивная игра - социальная двигательная активность, свойственная людям, в которой объединены компоненты спорта (соревнования) и собственно игра. Занятия такими играми способствует формированию определенных физических качеств и общему физическому становлению детей, и поддержанию физической формы. Кроме того, главными отличительными чертами спортивных игр от других видов спортивной деятельности являются повышенный эмоциональный фон и ситуативность. Непрерывная смена игровых положений в процессе игры, требует от участников моментальной реакции на действия соперника, что в значительной степени повышает уровень нагрузки на все системы организма, способствует повышению двигательного опыта и соответственно обладает мощным тренирующим эффектом. Кроме того, участие в спортивных играх воспитывает такие жизненно необходимые качества как: находчивость, решительность, способность ориентироваться в неожиданной обстановке, дисциплинированность, самоконтроль, умение работать в команде, и чувство взаимной выручки. То есть, спортивная игра предъявляет повышенные требования к адаптационным возможностям организма и личности.

     Поэтому принимая во внимание вышесказанное можно сделать вывод, что спортивная игра в данный момент мы рассматривали питербаскет затрагивает значительную сферу физического и психологического развития человека, обладает развивающим, воспитательным и социализирующим действием, а, следовательно, имеет колоссальный потенциал для развития ребенка как гармоничной личности, что в свою очередь является главной задачей педагогики.

     Проанализировав все вышеизложенное очевидным становится значение игры для адаптации человека к жизни. Тем сильнее ее роль и перспективы применения возрастают если речь идет о человеке с ограниченными возможностями здоровья. В наше время уже ни у кого не возникает сомнений по поводу реабилитационного потенциала спортивных игр, более того они уже продолжительное время с успехом используются во многих реабилитационных программах, а точкой отсчета практического применения можно считать работу ныне всемирно известного Сток-Мандевильского госпиталя под руководством сэра Людвига Гуттмана. Эффективность применения игр в лечении и реабилитации самых различных заболеваний и повреждений признают ведущие специалисты в области психоанализа и поведенческой, гуманистической, не директивной и телесно-ориентированной психотерапии.

       У нас в стране впервые запатентованный Анатолием Несмеяновым Питербаскет показали всему миру в декабре 2002 года в «Юбилейном» на Кубке Владимира Кондрашина и Александра Белова. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                 Богачкина Н.А. Психология. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2007. - 160 с.

2.                 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: Академия, 2000.-180 с.

3.                 Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С., Морозова О.В. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебн. пос. под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - Спб: СПбГАФК, 1996. - 95 с.

4.            Баскетбол в адаптивном спорте. https://infopedia.su


 

5.           

Спортивные игры, как адаптивный спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Спортивные игры, как адаптивный спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, не имеет жизненного опыта и сложившегося мировоззрения

Ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, не имеет жизненного опыта и сложившегося мировоззрения

По праву можно сказать, что адаптивная физическая культура, как новая дисциплина представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов,…

По праву можно сказать, что адаптивная физическая культура, как новая дисциплина представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов,…

Главной задачей в современном обществе все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа детей с ограниченными возможностями здоровья в целях использования…

Главной задачей в современном обществе все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа детей с ограниченными возможностями здоровья в целях использования…

Питербаскет (радиальный баскетбол) - спортивная командная игра, базирующаяся на правилах современного баскетбола

Питербаскет (радиальный баскетбол) - спортивная командная игра, базирующаяся на правилах современного баскетбола

Эти параметры игры, естественно, не всегда могут соответствовать реальным возможностям желающих принять участие в ней

Эти параметры игры, естественно, не всегда могут соответствовать реальным возможностям желающих принять участие в ней

Проанализировав все вышеизложенное очевидным становится значение игры для адаптации человека к жизни

Проанализировав все вышеизложенное очевидным становится значение игры для адаптации человека к жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2022