Задания для дистанционного обучения.
Профессия:
№ группы:
Педагог:
Учебная дисциплина: Литература
Дата:
Количество часов:
Тема: Споры Павла Петровича Кирсанова и Е. Базарова.
1. В тетради запишите число: тему урока, следующий материал и ответьте на вопросы. Дополните каждый вопрос своими мыслями, выдержками из романа или используйте данный материал.
Отцы и дети… В этих двух словах заключен смысл одной из вечных тем искусства, вечными проблемами, которыми занято человеческое общество на протяжении всего своего развития.
Движется время, изменяются люди, на смену одному поколению приходит другое, на пороге «века минувшего» стоит «век нынешний», и все же эта проблема остается неразрешимой. Но в разные времена она то обостряется, то как бы ослабевает.
В эпоху социальных потрясений в процессе переоценки ценностей новым поколением слишком многое из накопленного «отцами» подчас, к сожалению, утрачивается. А ведь только глубокая духовная связь с прошлым дает человечеству будущее.
Прочитав и осмыслив роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы поймем противоречия эпохи 60-х годов XIX века, а заодно обогатимся опытом и знаниями, которые нам помогут сориентироваться в эпохе своей.
Давайте посмотрим, каково же историчекое содержание романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году. События, описанные в этом произведении, происходят с 1855 по 1861 годы. Это был сложный период для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией. Это позорное поражение показало отсталость России и в военном, и в экономическом отношении при столкновении с более передовыми капиталистическими государствами, обнажило основную причину бессилия страны – крепостное право.
Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает.
Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая будет их кормить. Для революционно настроенной молодежи задача несколько усложнялась. Их дело должно было не только обеспечить им существование, но и приносить реальную пользу людям. Любые занятия наукой, научным творчеством должны были иметь и теоретические и практические результаты. Эта настроенность на быстро достижимый практический эффект научной деятельности определила узкий круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки. Увлечение ими объясняется еще и тем, что «религией» революционно-демократической молодежи стал материализм, причем в низшем своем проявлении – вульгарный материализм, начисто отрицавший весь духовный мир человека.
60-е годы XIX столетия – это был период перелома общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократическим мышлением.
«Отцы и дети» - блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественной форме откликнуться на актуальные явления современности.
Проследим, как отразились особенности этой эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Ответьте на вопросы:
Какие первые впечатления и почему сложились у героев друг с другом.
Какими видят герои друг друга?
(Описание портрета Базарова (гл. II), П.П. Кирсанова (гл. IV)
Что дает описание внешности для понимания характера человека?
Как проявляются впечатления героев друг о друге?
(Через высказывания героев и их поведение (гл. IV, V, VI, X). Почему сложились такие впечатления друг о друге?
3. Как назревало столкновение между героями?
4. Разбираем спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым в X главе.
Но прежде обратим внимание на слова и выражения в тексте, которые вам могут быть непонятны.
Принцип – убеждение, взгляд на вещи.
Патриархальный – верный отжившей старине, устарелый, традиционный, консервативный.
Обличитель – человек, который суровов порицает, разоблачает, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное.
«… наши художники в Ватикан ни ногой». – В Ватикане (резиденции пап в Риме) много музеев с ценнейшими памятникаи искусства. Здесь имеются в виду художники-передвижники.
Итак, спор между героями в X главе идет по 4 линиям.
1. Об отношении к аристократии и ее принципам.
2. О принципах деятельности нигилистов.
3. Об отношении к русскому народу.
4. Об отношении к прекрасному.
1) В чем каждый из героев видит заслуги аристократии?
Понимает ли Павел Петрович, кто победил в споре?
2) В чем упрекает Павел Петрович нигилистов?
Есть ли у нигилистов принципы?
3) В чем слабая сторона политических взглядов Базарова?
4) Каково отношение героев к народу?
В ком из спорящих «мужик скорее признает соотечественника»? Докажите это текстом романа.
(Отношение к Базарову ребятишек (гл. V), слуг, Дуняши, Фенечки. «Свой брат, не барин,» - вывод крестьян о Базарове. Для Павла Петровича простые люди – грязные мужики, без которых, правда, не обойтись. Поэтому он морщится и нюхает одеколон, когда говорит с ними. Простые люди, в том числе Фенечка, боятся Павла Петровича.)
В речи кого из героев виден «народный дух»?
В чем выражается расхождение героев во взглядах на искусство?
Прав ли Базаров в своем отрицании искусства?
Каково отношение Базарова к природе?
Убеждают ли спорящие друг друга?
На чьей стороне автор?
(«Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», - писал И.С. Тургенев одному из своих знакомых. И в этих словах писателя выразилось его понимание духовного превосходства демократа над барством.)
Вывод: могут ли эти герои жить в мире и согласии? Может ли быть между ними примирение и единство?
Антагонизм – непримиримое противоречие.
Антагонист – непримиримый противник.
Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество.
Тургенев поставил демократа Базарова с одним из лучших представителей дворянского класса, показал превосходство демократа над аристократом и тем самым выразил мысль о несостоятельности дворянства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.