Выступление на ОМО учителей русского языка и литературы 12.11.2025 года
«Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсуждаем одну из ключевых задач современного образования — повышение качества обучения русскому языку и литературе в контексте требований обновлённого ФГОС. Эта тема особенно актуальна, поскольку качество образования напрямую влияет на будущее наших учеников и развитие общества в целом.
2 слайд. Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности, неумению правильно, логично выразить свою мысль. Оба предмета считаются одними из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку и литературе уделяется большое внимание. Передо мной, как и перед многими учителями, встал вопрос: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний обучающихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в период подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Ведь оно испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.
Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления обучающимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
3 слайд. С 2019 года я стала работать над темой самообразования «Применение в образовательном процессе современных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества образования». В своей работе активно использую следующие основные технологии личностно-ориентированного обучения:
– групповые технологии (работа в парах, в группах);
- проблемно-поисковое обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- тестовая технология;
- технология использования игровых методов;
Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время мне в этом помогает.
4 слайд. Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
В устной работе я использую такие виды заданий:
1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
2. Это же задание несколько измененное: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. Учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу.
3. С домашним заданием тоже использую устную форму работы: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
4. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как словарный диктант для соседа. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
Я с пятого класса начинаю работу в группах, тем более что это одно из требований нового ФГОС. Учащимся нравятся соревнования, основанные на групповой деятельности: кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, существительных женского (мужского или среднего) рода.
После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
5 слайд. Технология проблемного обучения. На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, развитие творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Ученик становится активным участником процесса обучения. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления системно-деятельностного подхода.
Наиболее сложным этапом проблемного урока, на мой взгляд, является создание проблемной ситуации. Применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. Например:
Например, при чтении первых строк рассказа И.С Тургенева «Муму» в 5 классе голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.
«Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…» «Славный он был мужик…»
-А что замечательного было в Герасиме?
Далее организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы. Эффективность такой беседы целиком зависит от удачно поставленных вопросов.
Таким образом, проблемная ситуация формирует мотивационную сферу личности школьника, становится стимулирующим звеном, повышает эффективность усвоения учебного материала.
6 слайд. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
Считаю очень важным применение таких технологий в обучении, так как это наглядно, интересно, ярко, доступно. К сожалению, у меня в кабинете нет интерактивной доски, только проектор и экран. Но сейчас практически у каждого ученика дома есть компьютер, ноутбук или планшет с выходом в интернет. Поэтому часть задний, например, по самоподготовке к ОГЭ и ЕГЭ, даю через интернет. Для этого использую различные сайты.
Опыт использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке ОГЭ показал, что обучающиеся охотно работают такими образовательными сайтами, как http://www.fipi.ru/ (ОБЗ), РУСТЬЮТОРС, Облако знаний. Эффективна работа учащихся при самостоятельном выполнении различных тестов в режиме онлайн. Эти сайты рекомендую не только учащимся 9, 11 класса, но и ребятам 5-8 классов и их родителям.
В своей практике, чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы использую презентации, фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений, фрагменты экранизации литературных произведений.
7 слайд. Игровые технологии. Целью игровых технологий является приобретение конкретные навыков, закрепление их на уровне моторики, переведение знания в опыт. Применение игровых технологий на уроках русского языка способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.
Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Для меня важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными.
В своей работе я использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.
Так, при изучении «Фонетики» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».
На слайде презентации показываю изображения цветов с их названиями и даю задание: соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
(Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик). Дети выписывают слова с мягкими звуками в тетрадь. По окончании работы на слайде формируется букет.
При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки. Таким образом, у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.
При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й - Я читаю интересную книгу.
3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
8 слайд. Тестовая технология помогает мне при контроле знаний учащихся. В своей практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.
Эти технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку и литературе.
9 слайд. Здоровьесберегающие технологии обучения
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
1. Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
2. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей.
3. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутку, делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
4.Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
10 слайд.Результативность опыта.
Так, применяя на своих уроках элементы различных технологий, прихожу к выводу, что дети лучше осознают и осмысливают всё происходящее на уроке. Они учатся объяснять, обосновывать, доказывать. Таким образом, изменение форм работы при неизменной форме урока, нетрадиционные задания, побуждающие учеников не быть пассивными слушателями, а быть активно мыслящими, решают главную задачу: учить доступно, а значит, интересно, результативно.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать любознательность учащихся.
Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.
Однако не следует забывать, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Ведь живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина
Подводя итог, хочу отметить, что внедрение современных педагогических технологий – работа сложная, но вместе с тем интересная. Она дает положительные результаты, т.к. ученики мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству. Найти своё место в жизни сможет только мыслящий человек, умеющий найти альтернативу в сложной жизненной ситуации.
Благодарю за внимание! Готова ответить на Ваши вопросы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.