МБУДО «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева» г. Смоленска г. Смоленск, ул. Чкалова, 6А, тел.: 8 (4812) 27-37-82, e-mail: school@balakirevsmol.ru
Методическое сообщение на тему:
«Способы развития музыкальной памяти у учащихся ДШИ»
преподаватель отделения
«Народные инструменты»
Шабентова Галина Тимофеевна
г. Смоленск
2021г.
Содержание
Введение
1. Сущность понятия «музыкальная память» и её структура;
2. Приемы и методы развития музыкальной памяти у учащихся в классе аккордеона;
3. Правила, необходимые для тренировки памяти;
4. Заключение;
5. Список используемых источников.
Актуальность данной работы заключается в том, что в музыкальном
исполнительстве память в целом, а также ее отдельные функции имеют
важное значение, в связи с устоявшейся традицией игры произведений без
нот на концертах и экзаменах. Запомнить музыкальный текст, выполнить все
стилевые, редакторские и композиторские пожелания представляется
возможным для исполнителя только при условии хорошо развитой
музыкальной памяти.
Как живописцы запечатлевали «визуальную» историю человеческого рода, так великие композиторы делали то же самое в отношении его музыкальной истории. Звук, являющийся объектом восприятия для одного из наших главных органов чувств, играет важную роль как компонент запечатлеваемого в памяти образа.
Хорошая музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской музыкальной памятью обладали В.А. Моцарт, Ф. Лист, А.Т. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Но то, что большие музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже при наличии способностей приходится завоевывать с большими усилиями. Это относится ко всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности. «Музыкальная память, как и память вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы» (Н.А. Римский - Корсаков). Этой фаталистичной точке зрения противостоит другая, согласно которой музыкальная память поддается значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий. Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности музыканта. «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и на половину не звучит так свободно, как сыгранный на память», - считал Р.Шуман.
1. Сущность понятия «музыкальная память» и ее структура
«Музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не
существует. То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в
действительности представляет собой сотрудничество различных видов
памяти, которыми обладает каждый нормальный человек, - это память уха,
глаза, прикосновения и движения; опытный музыкант обычно пользуется
всеми типами памяти» [30, с. 20] - считает Л. Маккиннон и с ней трудно не
согласиться.
Слуховая память играет важную роль в музыкальном исполнительстве.
Трудно себе представить человека, который не слушает, что он играет и не
запоминает мелодию на слух, осознанно или же непроизвольно. Слуховой
анализ произведения играет важную роль в запоминании, т.к. осознанная
информация запоминается легче.
Моторная память играет же важнейшую роль в музыкальном
исполнительстве. Поскольку у исполнителей-инструменталистов основной
способ звукоизвлечения - физическое воздействие на инструмент. Пианист,
флейтист или же скрипач, все они пользуются руками, и часто, музыкальный
текст запоминается ими не умом, а моторной памятью, в обход осознанию
произведения. У исполнителей инструменталистов так же хорошо развита
тактильная память из-за постоянно контакта с инструментом. Данные виды
памяти формируют тандем.
Из-за специфики музыкально искусства эмоциональная память
является главным звеном в интерпретации произведения. Специфика
эмоциональной памяти заключается в том, что она кодирует чувства и
эмоции. Данный вид памяти является основой ладового чувства, без которого
музыка не возможна в принципе. Также на ней основан феном вызывания
определенных эмоций конкретными интонациями, а следственно – всей
музыкой.
Словесно-логическая память в призме музыки работает во время
анализа и запоминания музыкальной формы, структуры музыкального
произведения.
2. Приемы и методы развития музыкальной памяти у учащихся в классе аккордеона
Развитию памяти и умению учить наизусть, необходимо уделять самое пристальное внимание с первого года обучения. Ученика следует приучать учить пьесу наизусть по строению мотива, фразы, характеру движения, рисунку аккомпанемента. Это схоже с тем, как если бы ученик учил стихотворение по фразам, четверостишьям и т.д..
По этому поводу есть хорошее высказывание И.Гофмана: «Никакое правило или
совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если не пройдут сквозь
сито его собственного ума и не подвергнутся в этом процессе таким изменениям,
которые сделают их пригодными для данного случая».
Проблема заключается в том, что специально для отдельно каждого музыканта нет готового решения по запоминанию музыкального произведения. Все индивидуальны и поэтому, решения, связанные с проблемами памяти, каждый музыкант должен находить для себя и применять в практической деятельности.
Так же известно, что процесс выучивания музыкального произведения на память, в педагогической практике оставлен без надлежащего руководства со стороны педагога. Это приводит к тому, что ученик остаётся с данной проблемой один на один, и решает её в меру своих сил и возможностей и, зачастую , всё тем же способом - многократным повторением с постоянным вглядыванием в нотный текст, с надеждой на то, что в следующем проигрывании в памяти что-то останется. Естественно, что таким образом устойчивый положительный результат на этом пути и с помощью такого способа работы над музыкальным произведением не может быть обеспечен.
Память и исполнительская воля теснейшим образом связаны. Память не непроизвольна. Ученик с прекрасной непроизвольной памятью может знать меньше, иметь меньший репертуар, чем ученик, развивающий произвольную память и в особенности волю к памяти, - она поддаётся неограниченному развитию. Воля к памяти плюс периодические возвращения к пройденному репертуару - вот путь к достижению наилучших результатов. Развивать память нужно с детства, но не поздно начать в любом возрасте - это очень важно знать. Необходимо заниматься хотя бы по полчаса, но обязательно каждый день. Авралом ничего сделать нельзя. Рост всегда происходит незаметно. К примеру, нужно учить наизусть ежедневно по три-четыре строчки пьески. И каждый день делать для этого волевое усилие. Поэтому, к каждому уроку ученику давать небольшие задания по выучиванию нескольких небольших пьесок или частей произведений. А также систематически повторять ранее изученные произведения.
На музыкальную память можно рассчитывать лишь тогда, когда процесс запоминания сознателен, и кроме мускульно-двигательной памяти, в нём принимают участие зрительная, слуховая и аналитическая память. Ребёнок должен запомнить и быть в состоянии представить себе, когда играет на память, как выглядит пьеса - и в нотном тексте, и на клавиатуре; знать точное место всякого интервала, аккорда, пассажа; при этом можно себе представить и точное последование пальцев, которыми они исполняются.
Ещё важнее - слуховая память, благодаря которой исполнитель слышит в себе то, что должно быть сыграно. Аналитическая память также существенна для надёжного овладения музыкальным сочинением: она находится в зависимости от музыкально-теоретических познаний исполнителя - от его способности к гармоническому, синтаксическому и формальному анализу. Благодаря этим познаниям создаются как бы опорные точки для памяти.
Заучивать на память следует всегда сознательно. Перед началом этой работы музыкальное сочинение должно быть полностью ясно для исполнения. Это невозможно без предварительного разбора - гармонического, формального, эстетического. Ученик не должен приступать к заучиванию на память прежде, чем не сориентируется в круге своих возможностей относительно формального строения сочинения - его тем, тональностей, модуляций, имитаций и т.д.. Он должен иметь ясное представление, зрительное и слуховое во всех музыкальных элементах - интервалах, аккордах, фразах, пассажах и т.д. Чем яснее его музыкальное представление, тем легче и надёжней будет усвоено, и выучено на память произведение.
Если сравнивать осознанное запоминание материала и механическое, то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов - всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.
Заучивать на память полезно частями: сперва один маленький, относительно завершённый отрывок, к нему прибавить второй, третий и т.д.. Неблагоразумно учить целую пьесу сразу, как делают многие, останавливаясь лишь время от времени, чтобы поправить какую-либо погрешность. Желательно вообще не допускать погрешностей – уже в первый миг запомнить то, что написано в нотном тексте. А это возможно лишь тогда когда памяти поверяется столько, сколько она в состоянии усвоить в данное время.
Другое важное условие надёжного запоминания - разучивание в медленном темпе. При этом методе работы от ученика требуется иметь не только ясное представление обо всех подробностях и оттенках, но и как бы преувеличивать их мысленно. Как бы ни была сильна музыкальная память учащегося, он не может перескочить этапа медленного упражнения на память. Лишь тогда его память усвоит точно все музыкально-технические элементы произведения. Полезно, даже после того, как произведение игралось много раз в предписанном темпе, упражняться время от времени в медленном темпе. Это помогает освежить музыкальные представления, уяснить всё, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания.
Установление «опорных точек» для памяти, например, начала фразы или периода, появления новой тональности, важного момента в развитии произведения, помогает уверенному запоминанию, уменьшает риск сбиться из-за каких-либо случайных погрешностей или упущения некоторых подробностей. Опорные точки памяти очень полезны в концертном исполнении, особенно для учащихся, склонных волноваться перед публикой.
Умения хорошо читать с листа, играть в ансамбле, подбирать по слуху, транспонировать - способствуют развитию музыкальной памяти.
Игровые приемы работы на уроке для активизации памяти при изучении теоретического материала.
1. Ознакомление с нотами в 1 классе. Цель - воспитание образной памяти и цветового ощущения звуков.
Методика. У большинства людей, особенно у детей, существует способность связывать в памяти информацию с цветовыми ощущениями. Предлагается считалка, но ребенок сам может выбрать цвет по собственным ощущениям.
Ассоциация с цветом семи звуков звукоряда и семи цветов радуги. При изучении нот используется считалка «Каждый охотник…».
2. «Снежный ком». Цель - закрепление правил методом повтора.
Методика. Ученики по очереди добавляют по слову из правила. Последний ученик произносит от начала до конца все правило.
3. «Живые термины». Цель - интересное знакомство со сложными терминами и заучивания наизусть.
Методика. Пользуясь звуковой стороной слова, придумать свои ассоциации, используя имена, мир животных или что угодно. Главное - звуковая ассоциация. Чем смешнее будут ассоциации, тем ярче запоминание.
4. «Составление пиктограмм». Цель – при помощи символов запомнить объемное правило или определение. Развивается творческое неординарное мышление.
Методика. При помощи графики или рисунка записать правило. Например, кратко записать формулу строения мажорной гаммы:
2П3П (2 тона полутон 3 тона полутон).
6. «Мнемотехника». Цель – запомнить сложную информацию.
Методика. Для облегчения запоминания придумывается история, в которой термины становятся героями либо используются в практических целях.
Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, можно применять следующие варианты работы:
- вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;
- вслушиваясь в мелодию, попевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;
- "выгрываясь" пальцами в фактуру произведения, можно запомнить ее моторно-двигательно;
- отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.
Основные методы развития музыкальной памяти
1. Метод запоминания по И. Гофману.
В рекомендациях берется за основу известная триада «Вижу - слышу - играю». Подобный способ запоминания развивает музыкально-слуховые и двигательные представления, мышление и зрительную память. Увиденное должно быть понято и услышано.
После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения - вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа. Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется - залог успешного запоминания произведения наизусть. «Хорошо запоминается только то, что хорошо понято».
2. Согласно другой точке зрения по запоминанию, принадлежащей крупным музыкантам-исполнителям (Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов, С.Т. Рихтер, Д.Ф. Ойстрах, С.Е. Фейнберг), запоминание не является специальной задачей исполнителя. В процессе самой работы над художественным содержанием произведения оно запоминается без насилия над памятью.
3. Быстрота и прочность заучивания оказываются связанными и с рациональным распределением повторений во времени. По данным С.И. Савшинского, «заучивание, распределенное на ряд дней, даст более длительное запоминание, чем упорное заучивание в один прием. В конце концов оно оказывается более экономным: можно выучить произведение за один день, но оно забывается едва ли назавтра». Поэтому повторение лучше распределить на несколько дней. Наилучшие результаты запоминания оказываются, как показывают исследования, при повторении материала через день.
4. Метод запоминания по В.И. Муцмахеру. Одна из актуальных проблем в процессе обучения - быстрота запоминания музыкального материала. Умение быстро заучивать пьесу наизусть становится серьезнейшей проблемой на уроке, время которого ограничено. Запоминание пьесы осуществляется обычно двумя способами: либо от частного к целому, либо от целого к частному. В первом случае произведение или фрагмент из него заучивается с начала до конца отдельными отрывками, постепенно каждый следующий отрывок присоединяется к предыдущему, выученному ранее. Но можно учить и иначе: вначале анализируется весь материал, вычленяются определенные фразы, предложения, устанавливается их сходство и различие, составляется схема их распределения в мелодии. Фразы заучиваются отдельно. Объем этих фраз чаще всего бывает небольшой, поэтому они запоминаются быстрее, чем предложения. На практике чаще всего применяют первый способ заучивания.
Развитие навыка запоминания способом расчленения целого на составные элементы поможет выполнить разнообразные задачи музыкального обучения. Учащиеся знакомятся с фразировкой, элементами ритма, с ладовой системой и т. п. В стадии заучивания пьесы наизусть мы не только продуктивнее используем время урока, но и непосредственно решаем основную проблему музыкального воспитания - проблему восприятия художественного содержания музыкального произведения.
Эмоциональное впечатление во время слушания музыкального произведения как бы складывается воедино из множества музыкальных компонентов. В процессе обучения приходится анализировать поочередно сначала одну линию, затем другую и т. д. Такой прием и используется для вычленения и группирования определенных ритмических, звуковысотных и т.п. структур.
«Ах ты, заяц косой» Литовская народная песня
а + а
В мелодии два одинаковых мотива, учащимся не трудно это установить. Схема распределения их следующая: а + а. Так как мотивы одинаковые, достаточно запомнить один и повторить его при воспроизведении два раза, после чего мелодия будет выучена наизусть. И ритм, и звуковысотность совпадают, поэтому в данном примере нетрудно установить сходство мотивов. Но в практике чаще встречаются пьесы, в которых имеются изменения в мотивах, либо в ритме, либо в звуковысотности, либо и ритмическом и мелодическом рисунке одновременно.
«Юргяли-мастер» Литовская народная песня
Мотивы отличаются один от другого и по ритму и по звуковысотности. Схема их распределения: а + б.
На начальном этапе обучения установить и одновременно учитывать и ритмические и звуковысотные различия, как было указано, трудно. Одно усвоение навыка группировки материала для учащихся младших классов уже достаточно сложная задача. Поэтому метод группировки надо вводить постепенно.
Вначале можно использовать пьесы, для вычленения мотивов которых практически достаточно одного признака.
«Спасибо тетке» Литовская народная песня
а + а
Здесь явно повторяются два одинаковых мотива. Ритмический рисунок мелодии состоит только из восьмых. Поэтому при анализе этих мотивов можно учитывать лишь звуковысотность. Схема распределения мотивов мелодии: а+а. .При заучивании всей мелодии достаточно запомнить один мотив и его повторить при воспроизведении его данной схеме, то есть два раза.
В данном примере при одинаковом ритмическом рисунке более активной является звуковысотная линия. Но в мелодиях более активным может быть и ритм.
Звуковысотность — чередующиеся соль и ми, поэтому при анализе мотивов основное внимание можно обратить только на ритм, на различные ритмические структуры. Первый мотив состоит из восьмых, а второй —из четвертных длительностей.
Схема распределения мотивов: а+б.
При воспроизведении наизусть чередующиеся соль и ми в первом мотиве играются восьмыми, а во втором -четвертными с окончанием на четвертной паузе.
В приведенных примерах схемы распределения мотивов в мелодиях очень простые: а+а, а+б. Но их вычленение необходимо для овладения элементарным способом анализа от целого к частям, для начального усвоения навыка группировки материала.
Показанные примеры пьес без особого труда можно выучить наизусть и механически, без более глубокого анализа материала. Но суть предлагаемого способа состоит не столько в том, чтобы научить быстро запомнить пьесу, сколько в том, чтобы учащиеся усвоили метод анализа, группировки материала как приема запоминания. Эффект данного метода выявится позднее при заучивании более сложных и больших по объему пьес.
Большинство пьес имеет не такие простые, как в приведенных выше примерах, схемы распределения мотивов, но тщательный анализ последних облегчает запоминание всей мелодии.
|
Ритмический рисунок фраз мелодии одинаков:
|
Поэтому мы можем сосредоточить внимание на различии в звуковысотности и при
запоминании обратить внимание учащихся именно на это различие.
Схема распределения фраз: a+б.
Практически при анализе в процессе заучивания этот материал обобщается тоже лишь по одному признаку, а это, как мы уже выяснили, вполне доступно каждому ученику младших классов.
Метод группировки может быть использован как прием запоминания и при одновременном обобщении музыкального материала по двум признакам. Конечно, это возможно только на более высоком уровне, когда уже приобретены определенные навыки группировки материала, воспитан музыкальный и ритмический слух, есть опыт свободного оперирования методом группировки по одному признаку.
Схема распределения ритмических структур в мелодии, следующая: а+б+а+б, а звуковысотных — а+б+а+с.
Общая схема распределения мотивов будет совпадать со схемой звуковысотности: а+б+а+с.
Анализ материала показывает, что запоминать надо не четыре, а три мотива: а, б, с, так как мотив а повторяется. Таким образом, облегчается разучивание мелодии наизусть: воспроизводятся три мотива соответственно вычленной схеме, и уже затем пьеса разучивается полностью, что не составляет труда. Вместе с учителем учащиеся умеют выявить кульминационные мотивы в произведении, они знают, что отдельные мотивы являются основой группировки.
Из экспериментов, проведенных А.А. Смирновым, следует, что чем больше разнообразных действий мы сможем предпринять с выучиваемым материалом, тем больше у нас шансов его быстрее запомнить.
Также, прочное заучивание может быть достигнуто и при обратном варианте условий - при помехах, которые заставляют учащегося более сильно концентрировать свое вынимание. В результате этого в мозге создается более сильный очаг возбуждения и образующиеся условные связи становятся более прочными.
Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, можно применять следующие варианты работы:
- вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;
- вслушиваясь в мелодию, попевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;
- "выгрываясь" пальцами в фактуру произведения, можно запомнить ее моторно-двигательно;
- отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.
3. Правила, необходимые для тренировки памяти
От качества занятий в значительной степени зависит и поведение памяти. Работа над произведением сводится к тренировке различных видов памяти, впечатлений, привычек, исполнительских навыков. Способов, влияющих на развитие музыкальной памяти, может быть много, но к решению о применении того или иного надо подходить комбинированно. Универсального способа для запоминания музыки и приемлемого для любого произведения не существует.
Для того чтобы память работала плодотворно, надо запомнить основные правила, которые тренируют память, развивают её и способствуют лучшему усвоению и запоминанию нотного текста:
1. Первые впечатления от разучиваемой музыки должны быть правильными: каждая неправильно взятая нота регистрируются в сознании.
2. На первую стадию работы не надо жалеть времени, так как она обеспечивает путь к дальнейшему совершенствованию.
3. При разучивании произведения необходимо сосредоточить внимание на чём-то одном в каждый момент работы.
4. Тщательно проработать партию каждой руки, отметив все значимые элементы музыкальной ткани.
5. Ноты и аккорды надо учить группами. Если ученик не знаком с гармонией, запоминать аккорды по их структуре, то есть по интервалам, которые они содержат.
6. Аппликатуру надо соблюдать точную и удобную как для руки, так и для смысла данного отрывка, и меняться она уже не должна.
7. Выразительность должна запоминаться так же тщательно, как и ноты.
8. Отрывки, в которых есть что-то общее, нужно сравнивать друг с другом.
9. При работе над произведением надо учить музыку более крупными кусками, фразами, а не такт за тактом.
10. Не надо возвращаться к началу пьесы, если допущена ошибка: отправной точкой может служить предыдущая фраза.
11. Для осмысления запоминаемого материала нужно чередовать моменты работы с моментами отдыха.
12. Когда пьеса становится знакомой, нужно начинать работу над трудными местами.
13. Разбрасывать своё внимание ни всё сразу не стоит – сосредоточить его необходимо на отработке только одного элемента музыки в данное время: окраске звука, легато, педализации и т. д.
14. В каждом произведении учить «кусочки» надо в соответствии с подготовленными заранее «заголовками», которыми можно будет воспользоваться при забывании текста.
15. При концертном исполнении произведения не следует думать о нотах и о том, что сейчас будут ошибки, это может привести к забыванию текста: необходимо переключить внимание на ритм и выразительность.
16. Если ошибка произошла во время занятий, надо восстановить текст в памяти, сыграть его по нотам, найти причину ошибки.
4. Заключение
Память на музыку нельзя уложить точно в какую-то одну ячейку мозга, так как она связана с особенностями личности ученика, с общей памятью, так же как эта последняя связана с привычками, привычки с характером, характер с самой жизнью - логическая цепь, не имеющая конца для людей с воображением. Ученик вместе с преподавателем найдет свои, лучшие способы запоминания, и именно так это и должно быть.
Музыкальная память человека вообще, во многом зависит от внимания, целеустремленности и других свойств личности. Так сосредоточенность, интенсивность и устойчивость внимания очень влияют на результат запоминания. Чем лучше развиты эти качества, тем выше продуктивность музыкальной памяти. Между воспитанием необходимых каждому человеку черт характера, таким как упорство, настойчивость, сила воли и формированием памяти существует вполне определенная взаимосвязь. Эти качества необходимы каждому обучающемуся музыке для того, чтобы успешно преодолеть трудности, встречающиеся в ходе запоминания музыкального произведения.
Повседневные привычки ученика формируют его индивидуальность и диктуют манеру исполнения. Тот, кто разрешает эмоциям выходить из-под контроля - может потерять контроль над техникой; тот, кто слишком много думает - может вызвать провал в памяти; осаждаемый ежедневными страхами будет нервничать всегда и везде; рассеянный в привычных домашних условиях, вряд ли сумеет собраться на сцене.
Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой.
Список использованной литературы
1. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Бондар А.М. Психология памяти // курс лекций. –М: Изд-во Урал. Унта, 2014. – 100 с.
3. Дудник А. «Работа над полифоническими произведениями» из сборника статей «Баян и баянисты», вып.6. - М., 1984;
4. Коган Г. У врат мастерства. - М., 1969;
5. Лавренкина Р.Е. Игра наизусть. - г. Смоленск: 2017 г;
6. Маккинон Л. Игра наизусть. - Л.,1967г;
7. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2015г;
8. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М., 1995г;
9. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. – СПб: «Композитор», 2012г;
10. Цыпин Г.М. Обучение игре на музыкальном инструменте. – М.: 1984г;
11. Шлезингер А. О важном значении игры наизусть. - М., 1902г
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.