Способы устранения износа и дефектов

  • docx
  • 10.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тор 17.docx

17. Способы устранения износа и дефектов                                                                    тор

Для обеспечения надежной работы машин при их эксплуатации необходимо создать такие условия, при которых не происходил бы переход от нормальных условий трения к ненормальным, от нормальной работы к аварийной, от допустимого окислительного износа к другим видам износа, вызывающим разрушение поверхности деталей.

Эксплуатационным средством борьбы с механическим и моле- кулярно-механическим изнашиванием является применение смазочных материалов с противонагрузочными добавками поверхностно-активных веществ.

Для уменьшения изнашивания рабочего органа требуется соответствующий угол резания, отсутствие его перегрузки, а также очистка территории от крупных камней, пней и других препятствий, способствующих изнашиванию.

Устранение теплового износа достигается уменьшением удельной работы трения, а следовательно, выделяющейся при трении теплоты. Это обеспечивается работой машины на оптимальных режимах, исключающих возможность перегрузок, а также введением в смазки добавок, препятствующих развитию процессов термического схватывания.

Для повышения надежности и долговечности деталей машин, помимо устранения недопустимых видов износа, необходимо стремиться также к максимальному уменьшению окислительного изнашивания.

Повышение износостойкости деталей за счет уменьшения окислительного износа достигается увеличением предела текучести и твердости трущихся поверхностей, а также применением химических воздействий; введением присадок в смазки.

Из приведенных выше способов устранения недопустимых видов износа следует, что оптимальный эксплуатационный режим работы машины является весьма важным фактором в достижении этой цели. Кроме того, необходимо своевременно устранять неисправности, возникшие в результате естественного износа, не допуская дальнейшего их развития, которое может привести к ускоренным износам.

Так, в период приработки сопряженных деталей, когда изнашивание особенно интенсивно, работу машины проводят при уменьшенной нагрузке и скоростях. При этом усиливают смазывание деталей, чтобы устранить их прогрев и удалить металлические частицы, появляющиеся в результате износа.
В течение периода обкатки и нормальной работы машины применяют топливо и смазку требуемого качества. Кроме того, обеспечивают непрерывное наблюдение и своевременное техническое обслуживание машин.

В процессе существования и эксплуатации основные фонды изнашиваются. Различают три вида износа – физический., функциональный и экономический. В свою очередь функциональный износ разделяется на моральный и технологический.

Физический износ - это потеря физических возможностей машины в результате эксплуатации. Со временем отдельные элементы машины тупеют, стираются, разрушаются, теряется точность, надежность и т.п. Все это – следствие эксплуатации объекта, и чем интенсивнее работа машины, тем быстрее она физически изнашивается. По определению К. Маркса физический износ машин сопоставим со “стиранием монеты от употребления”.

Различают постоянный и аварийный физический износ, устранимый и неустранимый, явный и неявный. В любом случае последствия физического износа можно частично устранить путем ремонта техники, ее модернизации, реставрации и пр., заменив или отреставрировав изношенные элементы.

Потеря стоимости от физического износа определяется несколькими методами, а именно: по эффективному возрасту, по индексам снижения потребительских свойств, по снижению чистого дохода (прибыли) в процессе эксплуатации и др.

Функциональный износ – это снижение эксплуатационных и других характеристик ранее существовавшей машины по сравнению с ее новыми взаимозаменяемыми образцами и моделями. Функциональный износ проявляется в виде сниженной мощности, увеличенных эксплуатационных затрат, пониженной производительности и пр. в машине устаревшей конструкции по сравнению с новыми образцами. При этом речь идет о неработавших образцах, поэтому факт эксплуатации в данном случае не имеет значения. Причиной функционального износа принципиально является научно-технический прогресс, который позволяет создавать более совершенные машины и агрегаты.

Функциональный износ разделяют на 2 вида: моральный и технологический

Моральный износ – это снижение стоимости существовавшей машины по сравнению с новым ее образцом (аналогом) вследствие научно-технического прогресса (НТП). В результате НТП появляются машины и оборудование, аналогичные рассматриваемым, но с улучшенными технико-экономическими, эргономическими и др. характеристиками. При этом факт эксплуатации машины не имеет значения. По образному выражению К. Маркса, машины морально изнашиваются подобно тому, “как меч стареет в ножнах без употребления”. Моральный износ проявляется не только в ухудшении эксплуатационных параметров, но и в устаревшем дизайне, структуре изделия, несоответствии нормам безопасности, экологическим требованиям и пр.

Потеря стоимости от морального износа определяется в основном сравнением с новым, более совершенным объектом аналогичного назначения.

Моральный износ частично можно уменьшить за счет проведения реконструкции или модернизации объекта. Целесообразность проведения ремонтных и реконструктивных работ решается в каждом отдельном случае индивидуально как обычная оптимизационная задача, где критериями являются параметры экономической эффективности, рассчитанные по действующим современным методикам.

Технологический износ обусловлен появлением принципиально новых, более совершенных технологий и принципов работы машин и оборудования. В результате при близости эксплуатационных показателей (мощность, число оборотов, производительность и др.) затраты на эксплуатацию, а значит, и себестоимость получаемой продукции для новых машин существенно ниже, чем у старых, морально изношенных. Важно то, что в новых машинах применяются совершенно новые принципы или технологии. Примером может служить переход на электронные счетные машины взамен существовавших ранее ручных, механических , появление ЭВМ и др.

Различие между моральным и технологическим износом заключается в том, что моральный износ носит постоянный характер, имеет относительно невысокую скорость, определяемую общими темпами научно-технического прогресса в отрасли. Технологический износ носит взрывной характер, проявляется очень резко и определяется появлением принципиально новых технологий, что и определяет характер изменений вообще в отрасли и в данной категории машин. Предсказать очередной технологический прорыв трудно, это вероятностные процессы, которые зачастую проходят незаметно, подспудно и лишь когда они становятся массовыми, можно оценить их значение и последствия.

Экономический износ – это потеря стоимости объекта в результате его несоответствия требованиям рынка. Попросту говоря, экономически изношенная машина (устаревшая и т.п.) продается по низкой цене или вообще не продается на данном рынке в данный момент. Исходя из этого, можно заключить, что экономический износ – являение в какой-то мере местное и временное – т.е. может быть, что на другом рынке, в другое время такая машина может быть продана за большую цену. Это значит, что величина экономического износа будет меньше.

Все перечисленные виды износа приводят к ограничению срока службы машин и оборудования. В соответствии с этим, а также с правовыми аспектами эксплуатации различают как минимум четыре вида сроков службыобъектов.

Физический срокслужбы Т сл. физ. – время до полного износа оборудования. Это, как правило, максимальный из всех значений срока службы.

Экономический или нормативный срокслужбы Тсл. экон. – это период времени, в течение которого экономически более целесообразно эксплуатировать машину с учетом затрат на ремонты, модернизацию и другие восстановительные мероприятия, чем заменить ее новой.

Гарантийный срок службы Т гар. – это паспортная величина, определяющая период времени, в течение которого предприятие-изготовитель либо гарантирует безотказную работу оборудования, либо в случае отказа или поломки восстанавливает или заменяет машину новой за свой счет. Из всех перечисленных величин последний, гарантийный срок службы Т гар. является минимальным.

Остаточный срок службы Т ост. – это период времени остаточной эксплуатации машины от момента оценки (данного момента) до конца предполагаемой экономически целесообразной эксплуатации.

В условиях рыночной экономики одной из основополагающих является концепция маркетинга, согласно которой каждое изделие или товар должны соответствовать требованиям рынка, что обеспечивает высокий спрос на них и соответствующую эффективность производства. Согласно этой концепции каждое изделие, машина, единица оборудования, техники имеет свою историю, которая в приложении к таким объектам носит названиежизненного или генерального цикла изделия (ЖЦИ).

Жизненным циклом называется весь период существования изделия как типоразмера, вида, который начинается с момента появления идеи о создании такого типа машин и заканчивается уходом их не только из сферы производства, но и с рынка. Понятно, что это весьма продолжительный отрезок времени, различные периоды которого имеют свои отличительные особенности и функции как с точки зрения формирования изделия, так и с чисто технологической стороны.

Схематически этот процесс изображается кривой, построенной в координатах «объем производства (прибыли или продаж) - время» на протяжении всего периода нахождения товара на рынке. Эта кривая имеет вид наполеоновской шляпы, т.е. сначала – подъем, рост с разной степенью интенсивности, затем – некоторая стабилизация и после – снижение объемов и спад.

Жизненный цикл имеет шесть этапов, тесно связанных между собой:

1 – Дорыночный или прединвестиционный - когда изделие еще находится в стадии разработки, опытного и промышленного освоения в производстве и эксплуатации.

2 – Выведение товара на рынок – пробные продажи, проведение рекламных акций, медленное увеличение объемов продаж, постепенное расширение сегмента рынка.

3. Этап роста – период, когда объемы продаж наращиваются быстро, появляется и растет прибыль, производитель захватывает новые рынки.

4. Зрелость – период максимальных объемов продаж, стабилизации прибыли на высоком уровне, увеличения затрат на защиту от конкурентов. В то же время - начинается спад продаж, проводится некоторая модернизация товара, для того, чтобы подольше удержать его на рынке.

5. Начало спада – характеризуется насыщением внутреннего рынка, снижением продаж, падением прибыльности по этому продукту. Делаются попытки модернизации товара, производства и перехода на новые рынки.

6. Этап спада – несмотря на все принимаемые меры, объемы продаж резко снижаются, прибыль минимальна. Остаются минимальные, отстающие сегменты рынка на какое-то время, но неизбежен окончательный спад и необходимость выведения этот товара с рынка.

Жизненные циклы отдельных товаров специфичны, зависят от их технических, технологических особенностей, условий и длительности эксплуатации, качества, силы конкуренции на рынке и многих других причин.

Однако естьобщее, что характерно для ЖЦ большинства товаров в настоящее время:

· Независимо от успешности каждый товар неизбежно приходит к завершающей стадии ЖЦИ. Вопрос только в том, насколько долго он находится на рынке, как долго длится самая плодотворная стадия – стадия зрелости и как быстро были возвращены средства, затраченные на его разработку и выведение на рынок.

· Практически для всех товаров длительность жизненных циклов сокращается по причине ускорения НТП, усиления связей между производителями, пользователями, наличия мощной конкуренции и пр.

· Увеличение затрат на разработку, внедрение, обеспечение высокого качества продукции, что обусловлено как внешними (инфляция, растущая конкуренция, повышение уровня жизни), так и внутренними факторами. К последним относится необходимость проведения все более совершенных и дорогих научных исследований, опытно-конструкторских разработок и пр.

Таким образом, длительность ЖЦИ также является важной временной характеристикой изделия, которая зависит от степени отработанности машины, как на стадии ее проектирования, так и в процессе изготовления. Другими словами, чем выше качество машины, тем дольше и эффективнее она может функционировать и тем продолжительнее ее жизненный цикл.

Нужно отметить, что в настоящее время изменения в технике и технологии происходят настолько быстро, что и длительности жизненных циклов изделий соответственно сокращаются. Причем происходит это именно по причине стремительного возрастания темпов жизни вообще, темпов научно-технического прогресса в отношении к технике, а также по причине глобализации производственных и жизненных процессов.

 Амортизация основных фондов – сущность и расчеты

 В процессе эксплуатации оборудование изнашивается, утрачивает частично или полностью свои первоначально присущие ему технические и другие свойства, что, естественно, влияет на величину их стоимости и снижает ее. Говорят, что оборудование амортизируется.

Амортизация – это важнейшая экономическая категория, присущая только основным фондам, смысл которой заключается в переносе стоимости основных фондов на стоимость готовой продукции через постоянные амортизационные отчисления.

С финансовой точки зрения амортизация основных фондов и нематериальных активов, используемых для производства – это постепенное возмещение затрат собственника на приобретение и введение в эксплуатацию основных фондов и нематериальных активов в пределах нормы амортизационных отчислений.

Амортизации подлежат:

· затраты, связанные с приобретением и введением в эксплуатацию основных фондов и нематериальных активов;

· самостоятельно изготовленные основные фонды;

· затраты, связанные с проведением всех видов ремонтов, реконструкции и модернизации оборудования и машин.

Амортизация начисляется ежеквартально, начиная с квартала, следующего за кварталом их зачисления на баланс плательщика налога.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru