Любой человек хоть
раз в жизни попадал в конфликтные ситуации: с кем-то ссорился, выслушивал
незаслуженные обвинения и т.д.
И каждый выходит из подобной ситуации по-своему: обижается, кричит в ответ или
дает сдачи. Результатом таких способов поведения становиться лишь нарастание
конфронтации.
Как найти конструктивное решение? Можно ли выйти из конфликта, не унизив другого человека и сохранив собственное достоинство?
Можно, если во время конфликтной ситуации действовать правильно.
Решения
конфликтных ситуаций
с помощью «Я-высказывания»
«Я-высказывание»
- способ выражения мыслей и чувств,
при котором человек, обращаясь к собеседнику, высказывается от первого лица.
ПРИМЕР: «Когда мне не уделяют внимания близкие люди, я начинаю грустить».
«Когда я чувствую, что обо мне заботятся, мне становится радостнее».
Противоположность «Я-высказывания» - «Ты-высказывания» («тыканья»).
ПРИМЕР:
«Ты совершенно не уделяешь мне внимание».
«Ты обо мне совсем не заботишься».
«Ты-высказывания» более
распространены, однако если
«Я-высказывания» способствуют разрешению конфликта, то
«Ты-высказывания» загоняют его в тупик.
Использование в диалоге, даже очень напряженном, «Я-высказываний» помогает:
·
прямо заявлять о собственных интересах, как в деловых
отношениях, так
и в личных;
· понижать уровень своего эмоционального напряжения;
· вести себя более уверенно, естественно, задавать нужный характер общения;
· ставить партнера в ситуацию ответственного выбора
·
противостоять давлению
и манипуляциям, сохранять чувство собственного достоинства;
· конструктивно разрешать противоречия и конфликты.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СПОСОБЫ ВЫХОДА
ИЗ КОНФЛИКТНЫХ
СИТУАЦИЙ
педагог-психолог Лысенко Александра Николавна
г.Ноябрьск
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Причины конфликтов:
1.Противоречия между интересами и взглядами.
2.Противоборство между лидерами и отдельными группами в коллективе.
3.Особенности темперамента, восприятия событий, убеждений.
4.Неумение правильно слушать, задавать вопросы, проявлять эмпатию, реагировать на критику.
Варианты поведения в конфликте:
1.Избегание-нежелание вступать в конфронтацию, уход от конфликта.
2.Компромис - «половинчатая» выгода каждой стороны.
3.Сотрудничество - учитываете интересов каждой стороны.
4.Приспособление одной стороны к интересам другой.
5.Соревнование-выигрыш одной из сторон конфликта.
Нельзя!
1. Критически оценивать оппонента.
2. Приписывать ему низменные или заведомо негативные намерения.
3. Демонстрировать собственное превосходство.
4. Обвинять и приписывать ответственность только оппоненту. Игнорировать его интересы.
5. Видеть все только со своей позиции.
6. Преувеличивать свои заслуги и преуменьшать заслуги партнера в разрешении конфликтной ситуации.
7. Раздражаться, кричать, нападать на оппонента.
8. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.
Когда ты раздражен, разгневан…
-дай себе минуту на размышление и чтобы не произошло, не бросайся сразу в бой;
-сосчитай до 10 и сконцентрируй внимание на своем дыхании;
-попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут;
-если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой.
Правила эффективного поведения в конфликте.
1.Остановись, не торопись реагировать!
2.Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию.
3.Откажись от установки «Победа-любой ценой!»
4.Подумай о последствиях выбора!
Как завершится конфликтная ситуация зависит только от ВАС и выбранной ВАМИ тактики!
Поменьше
конфликтуйте
и берегите свои взаимоотношения. Помните: строить и восстанавливать
сложнее, чем разрушать ...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.