Способы методического сопровождения игровой деятельности
Оценка 4.9
Лекции
docx
труд
Детсад
11.04.2018
Понятие игры как процесса, деятельности или технологии весьма условно и вызвано необходимостью научного уточнениях параметров рассматриваемого явления. В рамках, указанных подходов, игра, наряду с трудом и обучением, понимается как вид развивающей деятельности в ситуациях условного воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением человека.
Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
игра.docx
Способы методического сопровождения игровой деятельности
В процессе образования личности игра сможет стимулировать:
осознание собственного роста, продвижения в познании мира;
радость овладения более совершенными способами деятельности;
удовольствие от процесса познавательной деятельности;
чувство собственного достоинства;
гордость за успех товарища.
Процесс включения в игру может разворачиваться по различным
схемам в зависимости от той позиции, которую занимает тот или иной
участник по отношению к игре в целом.
Развитие готовности к игре предполагает:
• развитие внешнего интереса к игре в целом (название игры, ее
участника, приз);
• развитие интереса внутреннего (содержательная сторона игры (с кем,
как, сколько взаимодействовать);
• предварительный поиск способов выполнения игровой задачи и
прогнозирование своих возможностей их осуществить;
• формирование и принятие решения о вступлении в игру. Все это
необходимо учитывать педагогу при организации игры в учебном процессе.
К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают
обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа
игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр,
которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи
строительнотрудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают
характерными особенностями.
• психофизиологическое обоснование: к третьему году жизни ребенок
уже овладевает ролевой игрой, знакомится с человеческими отношениями,
начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны явлений, у ребенка
активно формируется воображение и символическая функция сознания,
которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие,
возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их
культурного выражения все это позволяет включаться ребенку в
коллективную деятельность и общение.
• педагогический принцип: удалось объединить один из основных
принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом
творческой деятельности «самостоятельно по способностям».
• решение педагогических задач: в развивающих играх достигаются
следующие педагогические задачи:
Þ развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста;
Þ игровые заданияступеньки влияют на опережающее развитие
способностей ребенка (по Л.С. Выготскому, задействована зона ближайшего
развития); Þ занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного
творчества;
Þ занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха.
Использование педагогом игровых технологий в младшем школьном
возрасте помогает участникам проживать те или иные элементы учебного
процесса в условноигровом плане. Действие по игровым правилам
трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора,
соучастника игрового действия, объясняется следующими причинами.
• психофизиологическое обоснование: Развитие ребенка в младшем
школьном возрасте связано с обогащением и закреплением бытового словаря,
связной речи, совершенствованием психических процессов, формированием
числовых и абстрактных представлений и тому подобное. Для детей
младшего школьного возраста характерна непосредственность восприятия,
легкость вхождения в образы, дети быстро вовлекаются в деятельность,
особенно в игровую.
• педагогический принцип: В педагогике начальной школы игровые
развивающие технологии получили название дидактических игр.
Результативность дидактических игр зависит от систематического их
использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с
обычными дидактическими упражнениями.
• решение педагогических задач:
• Итоги игры выступают в двойном плане в качестве как
игрового так и учебнопознавательного результата:
Þ выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать,
сопоставлять их; обобщать предметы по определенным признакам;
Þ отличать реальные события от нереальных;
Þ владеть собой и др.
Важнейшая роль
в данной
технологии принадлежит
заключительному ретроспективному обсуждению (рефлексии), в котором
учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, ход учебноигрового
взаимодействия.
Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и
старшего школьном возрасте отличаются качественным своеобразием.
• психофизиологическое обоснование: В поведении и деятельности
детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в
создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное
развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность
ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска
событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
• педагогический принцип: Как правило, в качестве развивающих
игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые
игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр,
психо и социодрама. Для эффективной организации педагогического
взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с
определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру,
проведения и анализа хода игры.
• решение педагогических задач: Игровые технологии используются для
достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и
закрепления старого материала, формирования общеучебных умений,
развития творческих способностей и т.п. Игровые технологии в воспитании и
обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют
развитию зрелых социальных установок подростка, с другой способствуют
компенсации информационной перегрузки, организации психологического и
физиологического отдыха.
Способы методического сопровождения игровой деятельности
Способы методического сопровождения игровой деятельности
Способы методического сопровождения игровой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.