Способы методического сопровождения игровой деятельности

  • Лекции
  • docx
  • 11.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Понятие игры как процесса, деятельности или технологии весьма условно и вызвано необходимостью научного уточнениях параметров рассматриваемого явления. В рамках, указанных подходов, игра, наряду с трудом и обучением, понимается как вид развивающей деятельности в ситуациях условного воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением человека. Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Иконка файла материала игра.docx
Способы методического  сопровождения игровой  деятельности                   В процессе образования личности игра сможет стимулировать:       ­ осознание собственного роста, продвижения в познании мира;       ­ радость овладения более совершенными способами деятельности;       ­ удовольствие от процесса познавательной деятельности;       ­ чувство собственного достоинства;       ­ гордость за успех товарища.        Процесс   включения   в   игру   может   разворачиваться   по   различным схемам   в   зависимости   от   той   позиции,   которую   занимает   тот   или   иной участник по отношению к игре в целом.  Развитие готовности к игре предполагает: • развитие   внешнего   интереса   к   игре   в   целом   (название   игры,   ее участника, приз); • развитие интереса внутреннего (содержательная сторона игры (с кем, как, сколько взаимодействовать); • предварительный   поиск   способов   выполнения   игровой   задачи   и прогнозирование своих возможностей их осуществить; • формирование   и   принятие   решения   о   вступлении   в   игру.   Все   это необходимо учитывать педагогу при организации игры в учебном процессе.         К   игровым   педагогическим   технологиям   педагоги   начинают обращаться   в   период   воспитания   и   обучения   дошкольников.   Программа игровой   деятельности   дошкольника   строится   из   набора   развивающих   игр, которые   при   всем   своем   многообразии   исходят   из   общей   идеи   связи строительно­трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями. • психофизиологическое обоснование: к третьему году жизни ребенок уже   овладевает   ролевой  игрой,  знакомится  с  человеческими  отношениями, начинает   различать   внутреннюю   и   внешнюю   стороны   явлений,   у   ребенка активно   формируется   воображение   и   символическая   функция   сознания, которые   позволяют   ему   переносить   свойства   одних   вещей   на   другие, возникает   ориентация   в   собственных   чувствах   и   формируются   навыки   их культурного   выражения   ­   все   это   позволяет   включаться   ребенку   в коллективную деятельность и общение. • педагогический   принцип:   удалось   объединить   один   из   основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям». • решение   педагогических   задач:   в   развивающих   играх   достигаются следующие педагогические задачи: Þ развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста; Þ игровые   задания­ступеньки   влияют   на   опережающее   развитие способностей ребенка (по Л.С. Выготскому, задействована зона ближайшего развития);Þ занятиям   ребенка   сопутствует   атмосфера   свободного   радостного творчества; Þ занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха.     Использование педагогом игровых технологий в младшем школьном возрасте   помогает   участникам   проживать   те   или   иные   элементы   учебного процесса   в   условно­игровом   плане.   Действие   по   игровым   правилам трансформирует   привычные   позиции   учителя   в   помощника,   организатора, соучастника игрового действия, объясняется следующими причинами. • психофизиологическое   обоснование:   Развитие   ребенка   в   младшем школьном возрасте связано с обогащением и закреплением бытового словаря, связной речи, совершенствованием психических процессов, формированием числовых и абстрактных представлений и тому подобное.                 Для детей младшего   школьного   возраста   характерна   непосредственность   восприятия, легкость   вхождения   в   образы,   дети   быстро   вовлекаются   в   деятельность, особенно в игровую. • педагогический   принцип:   В   педагогике   начальной   школы   игровые развивающие   технологии   получили   название   дидактических   игр.      Результативность   дидактических   игр   зависит   от   систематического   их использования,   от   целенаправленности   программы   игр   в   сочетании   с обычными дидактическими упражнениями. • решение педагогических задач: • Итоги   игры   выступают   в   двойном   плане   ­   в   качестве   как игрового                   так и учебно­познавательного результата: Þ выделять   основные   характерные   признаки   предметов,   сравнивать, сопоставлять их; обобщать предметы по определенным признакам; Þ отличать реальные события от нереальных; Þ владеть собой и др.       Важнейшая   роль   в данной   технологии   принадлежит  заключительному ретроспективному   обсуждению   (рефлексии),   в   котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, ход учебно­игрового взаимодействия.          Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте отличаются качественным своеобразием. • психофизиологическое   обоснование:   В   поведении   и   деятельности детей   подросткового   возраста   наблюдается   обострение   потребности   в создании   своего   собственного   мира,   стремление   к   взрослости,   бурное развитие   воображения,   фантазии,   появление   стихийных   групповых   игр. Особенностями   игры   детей   подросткового   возраста   является   нацеленность ребенка   на   самоутверждение   перед   обществом,   юмористическая   окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. • педагогический   принцип:   Как   правило,   в   качестве   развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловыхигр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо­   и   социодрама.   Для   эффективной   организации   педагогического взаимодействия   тактика   педагога   может   строиться   в   соответствии   с определенными   этапами   деловой   игры:   подготовки,   введения   в   игру, проведения и анализа хода игры.  • решение педагогических задач: Игровые технологии используются для достижения   комплексных   педагогических   задач:   усвоения   нового   и закрепления   старого   материала,   формирования   общеучебных   умений, развития творческих способностей и т.п. Игровые технологии в воспитании и обучении   детей   подросткового   возраста,   с   одной   стороны,   способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой ­ способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.