Анализ работы
с молодыми специалистами
МБОУ “СОШ № 5 г. Урус-Мартан”
за 2017-2018 уч.г.
Для реализации программы “Школа Молодого учителя” был разработан план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами.
“Школа молодого учителя” является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.
“Школа молодого учителя” – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.
Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.
Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.
Цель программы:
· обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности;
· способствовать становлению профессиональной деятельности педагога.
Задачи программы:
· формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании;
· помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;
· создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе;
· способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
· вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Планируемые результаты программы:
· подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;
· совершенствование системы методической работы в районе;
· повышение качества образования;
· повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Для реализации плана было организовано наставничество - организация помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы.
№ |
Наставник |
Молодой специалист |
Предмет
|
1. |
Гериханова Зарина Махмудовна
|
Качалигова Петимат Айсудиновна |
Английский язык |
2. |
Гериханова Зарина Махмудовна |
Адилханова Заира |
Английский язык |
3. |
Гаева Тамара Львовна
|
Асламбекова Хеда Мовсаровна |
Математика |
4. |
Гаева Тамара Львовна
|
Тикаева Мадина Аптиевна |
Математика |
5. |
Тикаева Роза Адлановна
|
Машаев Ислам Мусаевич |
История, обществознание |
6. |
Ибрагимова Зарема Имрановна
|
Элиханов Хасан Хазирович |
Технология |
7. |
Ибрагимова Зарема Имрановна |
Габзаева Марьям Асланбековна
|
Технология |
8. |
Ибрагимова Зарема Имрановна |
Тимерсултанова Милана Хизировна
|
ИЗО |
9. |
Шамилова Етима Бибулотовна |
Абубакарова Хижан Шарпуддиновна |
Начальный класс |
10. |
Чупикова Светлана Александровна |
Джамалудинова Зарина Раджабовна |
Начальный класс |
11. |
Алавдинова Марина Лемаевна |
Индербиева Марина ШарпуДиновна |
Начальный класс |
12. |
Мутаева Зулай Хамидовна |
Джамалханова Хава Виситовна |
Начальный класс |
13. |
Джансуркаева Лариса Абдул-Вахидовна |
Джансуркаева Эльвира Шаронивена |
Начальный класс |
14. |
Эльмурзаева Зулихан Джамалаевна |
Богаева Макка Лом-Алиевна |
Начальный класс |
15. |
Ибрагимова Ольга Афанасьевна |
Цыцаева Иман Алхазуровна |
Начальный класс |
16. |
Байсаева Зарема Шараниевна |
Барзаева Петимат Шарваниевна |
Начальный класс |
За 2017-2018 учебный год с молодыми специалистами были проведены следующие мероприятия:
· знакомство с локальными актами школы;
· знакомство молодых специалистов с традициями школы;
· назначение наставников;
· планирование и организация работы по предмету и воспитательной работы;
· оказание помощи в составлении рабочей программы, планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах;
· проведение инструктажа по ведению классных журналов;
· практическое занятие: “Как работать с дневниками и тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей”;
· оказание помощи при составлении поурочного плана (технологической карты);
· выбор темы по самообразованию. Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета.
В начале учебного года с молодыми специалистами было проведено микроисследование “Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы.
Анализ проведенного микроисследования
на тему “Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы”.
Цель:
· выявить особенности профессиональной компетентности начинающих педагогов;
· выявить типы проблем и трудностей, возникшие у молодых педагогов в процессе адаптации к педагогической профессии;
· Степень информированности молодых педагогов о деятельности образовательного учреждения.
Задачи:
· оказать своевременную методическую и психолого-педагогическую помощь;
· создать в образовательном учреждении условий для более успешной адаптации для молодых педагогов;
· повысить степень информированности молодых педагогов о деятельности образовательного учреждения.
Планируемые результаты:
· своевременное выявление и решение адаптационных проблем молодых педагогов.
В микроисследовании приняли участие 16 молодых специалистов.
В микроисследовании было 22 вопроса по педагогическому и психологическому направлениям.
Проведенное исследование показало следующие результаты:
№ |
Вопрос |
Ответы участников |
||||||||||||||||||||||||
1. |
Какой предмет Вы преподаете? |
Англ. язык |
Матем. |
История |
Технолог. |
Нач.класс |
||||||||||||||||||||
13 % |
13 % |
6 % |
13 % |
50 %
|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
2. |
На Ваш взгляд вы готовы к профессиональной деятельности? |
да |
нет |
не совсем |
||||||||||||||||||||||
44 % |
0 % |
56 % |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
3. |
Что повлияло на выбор профессии? |
Собственное желание |
Совет родитлей |
Пример любимого учителя |
Гарантированная оплата труда |
Престиж учителя |
Случайные обстоятельства |
|||||||||||||||||||
34 % |
44% |
32% |
13 % |
6 % |
6 % |
|||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
4. |
Какие мотивы побудили Вас придти работать в школу? |
В селе живут мои родители |
Перспектива профессионального роста |
Другое |
||||||||||||||||||||||
18 % |
63 % |
13 % |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
5. |
Стаж работы учителем.
|
Менее 1 года |
1-2 года |
Боле2-3 года |
||||||||||||||||||||||
31 % |
31 % |
13 % |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
6. |
Скажите, какие педагогические проблемы Вас волнуют?
|
Большая учебная нагрузка |
Уход из школы учителей пенсионного возраста |
Нет времени учить детей |
||||||||||||||||||||||
25 % |
56 % |
36 % |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
7. |
Какие чувства Вы испытываете
в период адаптации на новом
|
Тревожн. Неуверен. в своих силах |
Раздраж, вспыл., несдерж. |
Страх перед админ. |
Отношения с коллегами |
Страх не справ. |
||||||||||||||||||||
31 % |
6 % |
19 % |
31 % |
13 % |
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
8. |
Обращаетесь ли Вы за помощью к коллегам?
|
да |
нет |
|||||||||||||||||||||||
100 % |
- |
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
9. |
Удовлетворены ли Вы своей работой?
|
да |
нет |
частично |
Затрудняюсь ответить |
|||||||||||||||||||||
38 % |
0 % |
50 % |
13 % |
|||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
10. |
Какие трудности есть у Вас в подготовке и проведении урока или учебного занятия:
|
Определение структуры урока |
Отбор материала |
Выбор и форм методов |
Отсутствие наглядных пособий |
Другое |
||||||||||||||||||||
25 % |
25 % |
19 % |
13 % |
13 % |
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
11. |
В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности? Укажите 2 проблемных направления.
|
КТП |
Проведение уроков |
Проведение мероприятий |
Общение с коллегами, с администр. |
Общение с учениками, с родителями |
||||||||||||||||||||
44 % |
19 % |
44 % |
13 % |
25 % |
||||||||||||||||||||||
В течении года с молодыми специалистами были проведены диагностики на темы:
· Выявление личностных потребностей педагогов;
· Самооценка эмпатических способностей;
· Самоконтроль в общении;
· Какой Вы педагог?
Анализ проведенной диагностики
на выявление личностных особенностей
(темперамент, характер, тревожность, ценностная ориентация, показатели здоровья).
Цель:
· выявить особенности личностные особенности начинающих педагогов;
· выявить типы психологических проблем и трудностей, возникшие у молодых педагогов в процессе адаптации к педагогической профессии.
Задачи:
· оказать своевременную психолого-педагогическую помощь;
· создать в образовательном учреждении условий для более успешной адаптации для молодых педагогов
Планируемые результаты:
· своевременное выявление и решение психолого-педагогических проблем молодых педагогов.
В диагностике приняли участие 16 молодых специалистов.
Диагностика была разделена на три раздела по самооценке эмпатических способностей, самоконтролю в общении и самооценке личности как педагога.
№ |
Вопрос |
Количество баллов
|
|||||
1. |
Самооценка эмпатических пособностей. |
0-11 баллов |
12-22 баллов |
23-33 баллов |
|||
2. |
Общий процент |
- |
9 человек 56 % |
7 человек 44 % |
|||
3. |
Результаты |
низкий уровень эмпатии. Вы довольно суровый и жёсткий человек. С большим скепсисом относитесь ко всяким переживаниям, телячьим нежностям и крокодиловым слезам. Старайтесь держать в узде свои эмоции и не приветствуете бурное выражение чувств другими. На работе предпочитаете формальные общения. Вы можете быть отличным мастером межличностных отношений (а именно к таким профессиям относится педагогика), вам будет сложно завоевать доверие собеседника. Большинство людей немного или намного чувствительнее вас, и им вы можете казаться холодным и бесчувственным. Если вы хотите повысить степень вашего влияния на других, стоит задуматься о том, что человеческие чувства и слабости – прекрасная основа для поиска общего языка между людьми |
средний уровень эмпатии. Ничто человеческое вам не чуждо, вы умеете и смеяться, и плакать, умеете разделить чувства с окружающими. Люди считают вас в меру эмоциональным человеком, понимающим чужие проблемы. Вместе с тем вы чувствуете, что стоит, а что не стоит ваших переживаний и никогда не позволите себе сходить с ума из – за ерунды. Ваша эмоциональная теплота и уравновешенность – прекрасная база для успешной работы с людьми.
|
высокий уровень эмпатии. Иногда вам кажется, что вы видите «невидимые миру слёзы». Чужие радости и горести для вас – то же самое, свои собственные. Ваша чувствительность и ранимость, позволяя вам понимать других людей без слов, может сослужить и плохую службу. Эмоционально откликаясь на все чужие проблемы, вы идёте по пути «профессионального выгорания», приобретаете различные соматические заболевания и невротические проблемы. Постоянно работая с людьми, вам нужно приобрести адекватные формы защиты от эмоциональных стрессов, выработать навыки саморегуляции, отработать способы конструктивного переживания наиболее часто встречающихся проблем. Хотя в целом ваша «тонкокожесть» делает вас очень приятным собеседником, люди любят вас и доверяют вам.
|
|||
|
|||||||
№ |
Вопрос |
Количество баллов
|
|||||
1. |
Самоконтроль в общении. |
0-3 баллов |
4-6 баллов |
7-10 баллов |
|||
2. |
Общий процент |
2 человека 13 % |
11 человек 69 % |
3 человека 19 % |
|||
3. |
Результаты |
у вас низкий коммуникативный контроль. Вы принципиальны и прямолинейны и гордитесь этим. Не считаете нужным «подстраиваться» под кого – либо или подо что-либо. В общении вы искренни и надёжны. Многие вас любят за это. Однако некоторые считают вас «неудобной» и «недипломатичной» личностью. Это может стать помехой при работе в коллективе, особенно в женском, где, как известно, личные отношения значат очень много.
|
у вас средний коммуникативный контроль. Вы достаточно искренни и вместе с тем «аккуратны в выражениях». Обычно проблем в общении у вас не возникает. |
у вас высокий коммуникативный контроль. Вы согласны с фразой «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры». Вы гибко реагируете на изменения ситуации, хорошо чувствуете впечатление, которое производите на окружающих, любите иногда «подыграть». Вы прекрасно знаете, где и как нужно себя вести. Профессиональное общение не является для вас проблемой, но вот когда дело касается глубоких отношений, искренности и самораскрытия, то вы чувствуете, что вам неуютно без привычных ролей и масок.
|
|||
|
|||||||
№ |
Вопрос |
Количество баллов
|
|||||
1. |
Какой вы педагог? |
0-5 баллов |
6-9 баллов |
10-14 баллов |
14-18 баллов |
||
2. |
Общий процент |
1 человек 6 % |
6 человек 38 % |
9 человек 56 % |
- |
||
3. |
Результаты |
Вы – очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.
|
У вас много пробелов в подготовке к работе с коллективом детей. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу. Организуйте и проводите больше коллективных мероприятий. Каждое проведенное мероприятие анализируйте с детьми.
|
Вы – хороший, знающий педагог. Однако не делайте все сами. Делегируйте проведение некоторых дел родителям, больше привлекайте детей.
|
Вы – грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценке людей. Советуем Вам быть тактичнее по отношению к товарищам, представителям администрации.
|
||
Проведенная диагностика показала, что молодые специалисты имеют хороший уровень психологической адаптации.
За 2017-2018 учебный год с молодыми специалистами были проведены круглые столы на темы “Структура современного урока”, “Типы и виды уроков”, “Формы и методы”, “Самообразование как важный фактор повышения квалификации”.
Контроль работы молодых специалистов проводился по нескольким направлениям:
· анализ контрольных работ;
· анализ воспитательной работы;
· анализ посещенных уроков;
· анализ ведения школьной документации.
1. Анализ контрольных работ.
По итогам контрольных работ была составлена таблица успеваемости, качества знаний и СОУ учебной работы молодых специалистов.
Анализ контрольных работ по английскому языку в 8 классах, учитель Адилханова З.Л.-А.- 59 % СОУ, допустимый уровень.
Класс |
по списку |
писало |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
% успев. |
% кач. знаний |
% СОУ |
8 |
135 |
99 |
15 |
51 |
27 |
9 |
91 |
69 |
59 |
Анализ контрольных работ по математике в 5,9 классах, учитель Тикаева М.А.-37 % СОУ, недопустимый уровень.
Класс |
по списку |
писало |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
% успев. |
% кач. Знаний |
% СОУ |
5Б |
30 |
26 |
- |
13 |
11 |
2 |
92 |
50 |
47 |
5В |
33 |
29 |
3 |
5 |
4 |
17 |
41 |
28 |
26 |
5Г |
28 |
25 |
- |
6 |
15 |
4 |
84 |
24 |
37 |
9А |
30 |
26 |
- |
6 |
17 |
4 |
89 |
23 |
38 |
9Г |
28 |
28 |
- |
7 |
17 |
4 |
86 |
25 |
38 |
Итого |
149 |
134 |
3 |
37 |
64 |
31 |
78 |
30 |
37 |
Анализ контрольных работ по математике в 7,8 классах, учитель Асламбекова Х.М.-49 % СОУ, недопустимый уровень.
Класс |
По списку |
писало |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
% успев. |
% кач. знаний |
%СОУ |
7Б |
29 |
22 |
5 |
13 |
4 |
- |
100 |
82 |
67 |
7В |
22 |
17 |
- |
3 |
14 |
- |
100 |
18 |
41 |
7Г |
31 |
28 |
3 |
6 |
19 |
- |
100 |
32 |
49 |
8А |
34 |
30 |
3 |
6 |
19 |
2 |
93 |
30 |
46 |
8В |
35 |
27 |
2 |
5 |
17 |
3 |
89 |
26 |
42 |
8Г |
32 |
22 |
5 |
4 |
10 |
3 |
86 |
41 |
51 |
Итого: |
183 |
146 |
18 |
37 |
83 |
8 |
95 |
38 |
49 |
Анализ контрольных работ по истории в 5,7,8 классах учитель Машаев И.М.-76 % СОУ, хороший уровень.
Класс |
по списку |
писало |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
% успев. |
% кач. Знаний |
% СОУ |
5А |
33 |
33 |
25 |
6 |
1 |
1 |
97 |
94 |
88 |
5Б |
31 |
28 |
15 |
8 |
2 |
3 |
89 |
82 |
74 |
5В |
33 |
30 |
16 |
11 |
3 |
- |
100 |
90 |
80 |
5Г |
28 |
26 |
10 |
11 |
4 |
1 |
92 |
81 |
70 |
7А |
35 |
34 |
21 |
10 |
3 |
- |
100 |
91 |
84 |
7Б |
31 |
28 |
7 |
10 |
10 |
1 |
96 |
61 |
61 |
7В |
26 |
25 |
10 |
11 |
3 |
1 |
96 |
84 |
72 |
7Г |
33 |
27 |
10 |
12 |
5 |
- |
100 |
81 |
72 |
7Д |
27 |
27 |
11 |
12 |
4 |
- |
100 |
85 |
75 |
8А |
33 |
30 |
15 |
11 |
2 |
2 |
93 |
87 |
76 |
8Б |
33 |
33 |
25 |
8 |
- |
- |
100 |
100 |
91 |
8В |
35 |
33 |
13 |
14 |
2 |
4 |
88 |
82 |
69 |
8Г |
33 |
32 |
10 |
13 |
6 |
3 |
91 |
72 |
64 |
Итого |
411 |
386 |
188 |
137 |
45 |
16 |
96 |
84 |
76 |
Анализ контрольных работ по обществознанию в 7,8 классах учитель Машаев И.М.-65 % СОУ, хороший уровень.
Класс |
По списку |
писало |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
% успев. |
% кач. знаний |
СОУ% |
7А |
35 |
32 |
25 |
7 |
- |
- |
91 |
91 |
84 |
7Б |
31 |
25 |
14 |
9 |
2 |
- |
100 |
92 |
82 |
7В |
26 |
24 |
- |
19 |
5 |
- |
100 |
79 |
58 |
7Г |
33 |
31 |
12 |
15 |
4 |
- |
100 |
87 |
74 |
7Д |
28 |
28 |
5 |
16 |
4 |
3 |
89 |
75 |
60 |
8А |
35 |
35 |
7 |
18 |
9 |
1 |
97 |
71 |
62 |
8Б |
33 |
33 |
11 |
21 |
1 |
- |
100 |
97 |
75 |
8В |
35 |
32 |
5 |
21 |
4 |
2 |
94 |
81 |
62 |
8Г |
31 |
31 |
2 |
23 |
5 |
1 |
97 |
81 |
60 |
Итого: |
287 |
271 |
81 |
130 |
34 |
7 |
90 |
78 |
65 |
2. Анализ воспитательной работы.
Анализ воспитательной работы показал, что молодые специалисты на своих уроках и во внеурочное время способствуют:
· развитию школьных традиций, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся;
· формированию активной гражданкой позиции;
· вовлекают родителей в жизнь школы и класса;
· повышению у учащихся интереса к урочной и внеурочной работе;
· формированию духовно-нравственных ценностей.
3. Анализ посещенных уроков.
Анализ посещенных уроков показал, что молодые специалисты владеют своим предметом, осваивают современные образовательные технологии, формы и методы работы, частично используют их на своих уроках. Однако, они слабо владеют методикой преподавания и организации урока.
4. Анализ ведения школьной документации.
Анализ ведения школьной документации показал, что молодые специалисты добросовестно относятся к ведению школьной документации, своевременно заполняются журналы, систематически проверяются контрольные и рабочие тетради, своевременно сдаются все отчетные документы.
Однако молодые специалисты допускают подтирки при заполнении журналов, в связи, с чем с молодыми специалистами был проведен повторный инструктаж о ведении школьных журналов.
На конец учебного года молодые специалисты выступили с творческими отчетами.
Выводы:
· Проведенный контроль показал, что молодые специалисты адаптировались в новом коллективе, добросовестно относятся к своей работе. Работают над самообразованием, повышением педагогического мастерства и профессионально уровня. В соответствии с планом работы МС и МО проводят открытые уроки, внеклассные мероприятия, участвуют в проведении семинаров.
· Работа с молодыми специалистами велась по плану, составленному к началу учебного года.
· С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства.
· Помощь наставника заключалась в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.
· Наставник не контролировал, а способствовал быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
· План работы молодого специалиста включал в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.
· Молодые специалисты вовлекались также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.
Рекомендации:
· продолжить работу по программе “Школа Молодого учителя”;
· создание оптимальных условий для успешной работы;
· проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;
· оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;
· проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.
· посещать уроки наставников, опытных учителей;
· учителям наставникам продолжить работу с молодыми учителями;
· использовать современные технологии, формы и методы работы;
· разнообразить типы и виды уроков;
· обратить внимание на воспитательный процесс учащихся;
· следить за ведением школьной документации
Заместитель директора по УВР Я.А.-М.Супаева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.