Тема урока: Сравнение дополнений и обстоятельств.
Базовый учебник: Русский язык. А.В.Полякова. Учебник. 4 класс. 2ч.
Цель урока: сравнить дополнения и обстоятельства, найти их сходство и отличие, дать понятие об однородных членах предложения.
Задачи:
- обучающие: обобщение знаний о второстепенных членах предложения, распознавание второстепенных членов в предложении; определение какими членами в предложении они являются; разбор предложений; обогащение словарного запаса.
- развивающие: осознание практической значимости материала; умение ставить цель, планировать деятельность; умение классифицировать, выделять главные признаки; развитие орфографической зоркости, речи, логического мышления, внимания.
- воспитательные: создать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в группе, слушать товарищей); осуществлять самоконтроль; воспитывать усидчивость, ответственность, уверенность в себе.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход:
I. Орг.момент
На уроке будь внимательным,
Будь спокойным и старательным,
Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу
Подними спокойно руку.
II. Чистописание
А) Загадка про звук «М»
Отгадайте загадку.
1. Эта буква спит в берлоге,
Моет руки, моет ноги,
Надоедливо жужжит
И по комнате кружит. (медведь, мыло, муха, М)
2. Медвежонок кушал мед:
Лапку – в бочку, лапку – в рот.
И рычал: «Медок я съем
И запомню букву ….(М)
- Дайте характеристику этому звуку. (согласный, непарный, звонкий, твердый/мягкий)
- Запишите, продолжив закономерность:
М м Мм Ммм Мммм
Б) Маленькое дело, а громко кричит.
- Что это: пословица, поговорка, загадка?
- Когда так говорят?
- Спишите, подчеркните орфограммы.
- Отметьте наречие.
- Докажите, что это наречие. От какой части речи оно образовано? (от прилагательного громкий)
- Каким членом предложения оно является? (обстоятельство)
III. Повторение.
1. Индивидуальная работа (работа по карточке) + словарная работа (коллективная)
А) 1 ученик. Выполнить морфологический разбор слова
Дело – сущ., н.ф. дело, нариц., неодуш., ед.ч., Им. п., 2 скл., ср.р., подлежащее.
Б) 2 ученик. Выполнить морфологический разбор слова
Кричит – гл., н.ф. кричать, наст.вр., 3 л., ед.ч., 2 спр., сказуемое.
В) Словарная работа для всего класса.
Активный, борозда, бульдозер, викторина, волшебник, галерея, горизонт, гражданин, директор, доверие, живопись.
- Какое слово лишнее? Почему?
- Что такое прилагательное?
- Подпишите склонения у существительных.
(взаимопроверка)
Физминутка.
IV. Работа по теме.
Запись на доске.
Ветки березы покрылись инеем.
На березе ветки покрылись инеем.
- Разберите предложения по членам предложения.
- Каким членом предложения является слово березы в 1 предложении? (дополнение)
- Докажите почему дополнением.
- Каким членом предложения является слово на березе во 2 предложении? (обстоятельство места)
- Докажите почему обстоятельство.
- Что общего между дополнением и обстоятельством? (второстепенные члены)
- Чем они различаются? (вопросами)
- Какими частями речи в предложении бывают выражены дополнения? (существительные, местоимения)
- Какими частями речи в предложении бывают выражены обстоятельства? (существительные, наречия)
- В чем их сходство? (существительные и там, и там)
- А как отличаются в предложении дополнения и обстоятельства? (дополнения – косвенные падежи, обстоят – косвенные падежи и обозначают место, время, способ действия)
- Чем будем заниматься на уроке?
- Какие задачи поставим себе на уроке?
V. Закрепление.
1) С. 18 упр.29
2) Правило
3) Выборочный диктант.
Выписать словосочетания вместе с вопросом
1в – словосочетания с дополнением
2в – словосочетания с обстоятельством.
Пчелки полетели к яблоньке (полетели (к чему?); полетели (куда?))
Всадник спрыгнул с лошади (спрыгнул (с кого?), (откуда?))
Дедушка шел по лестнице (шел (по чему?))
Теплоход подошел к Казани (подошел (к чему?), (куда?))
Над елью кружились клесты (кружились (над чем?), (где?))
Сладко пахло земляникой (пахло (чем?)
У двери лежит коврик (лежит (у чего?), (где?))
- Проверка.
- Какой можно сделать вывод?
- Еще раз прочитайте правило.
VI. Творческая работа.
- Спишите предложения. Допишите 4-5 предложений, чтобы получился связанный рассказ. Озаглавьте текст.
Однажды ехала я на санках по зимней дороге. Кругом снежная белизна. Вдруг справа от дороги мелькнуло нечто красное. ….(Будто на снег бросили драгоценный камень. Это была нарядная птица наших лесов – снегирь. Снегирь прыгал, скакал, перепархивал с ветки на ветку. С веток осыпалась снежная пыль и сверкала на солнце. И снегирь с красной грудкой блестел на белом, чистом, пушистом снегу.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какая тема урока была сегодня?
- Какие задачи были поставлены?
- Что у вас сегодня получилось?
- Кому сегодня было что-то непонятно? Что именно?
- Кто из ребят сможет помочь своему однокласснику?
VIII. Домашнее задание.
Дописать текст. Озаглавить. Разобрать по членам предложения и по частям речи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.