Средства и методы формирования физической культуры у студентов СПО
Для формирования физической культуры у студентов СПО используются различные средства и методы.
По мнению М.Ю. Ливицкого, учебные занятия по физической культуре являются основной формой реализации физического воспитания студентов, направленные на их всестороннюю физическую подготовку, укрепление здоровья, повышение уровня их физической подготовленности, физического развития, и работоспособности, где физическая культура представлена, как интегральное качество личности, как собирательный показатель профессиональной культуры будущего специалиста, как положение и условие эффективной учебно-профессиональной деятельности, как цель самосовершенствования и саморазвития.
Л.С. Бороненкова отводит ведущую роль в формировании физической культуры студентов ссуза внеучебной деятельности. Внеучебная или внеколледжевская работа по физической культуре, характеризуется задачами, содержанием и организацией данного варианта работы студентов в колледже и обусловлена целью и общими задачами физического воспитания. Являясь составной частью общей системы (дисциплины «Физической культуры»), внеучебная работа по отношению к учебной занимает подчиненное положение, обогащая и наполняя последнюю специфическим содержанием и разнообразием форм, и направленного использования различных видов спортивной деятельности.
К.И. Жукова подчеркивает важность самостоятельных занятий физической культурой. Широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
А.Н. Яковлев с соавторами предлагают при формировании физической культуры придерживаться концепции здоровьесберегающих технологий. Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
-учет возрастно-половых особенностей; учет состояния здоровья учащегося и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
-структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная);
-использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Здоровьесберегающие действия – это оптимальная плотность урока; количество видов учебной деятельности, их смена, чередование видов учебной деятельности.
Оздоровительные моменты на занятии: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Активная мыслительная деятельность, обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других, мотивация познавательной деятельности, обеспечение рефлексии и самоконтроля являются критериями эффективности здоровьесберегающего занятия.
С.Н. Кашин отмечает возможности игрового метода как средства формирования физической культуры студентов СПО. Использование игрового метода в обучении позволит оптимизировать процесс физической подготовки и повысить уровень физической подготовленности за счет оптимального содержания учебных занятий.
Игровой метод так же способствует определению оптимальных нагрузок с учетом физической и интеллектуальной работоспособности в учебной деятельности, а также созданию благоприятных условий и морально-психологического климата на занятиях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.