Конспект учебного занятия
по окружающему миру
в 3 « » классе
Тема: «Средства информации и связи»
студентки 404 группы
Путятовой Ангелины Евгеньевны
Урок будет выдан: 17.10.2023
МБОУ СОШ № 100 имени Заплатина Ю.Г.
Учитель:
Методист: Маренкова Татьяна Анатольевна
Новосибирск, 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Путятова Ангелина Евгеньевна.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3 « »
Тема урока: «Средства информации и связи».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Средства информации и связи».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Дидактические средства: презентация, листы контроля, смарт доска, пенал. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные (Р, П, К) |
Личностные |
|||||||||||||||||||
1. Мотивация учебной деятельности
|
Словесный (беседа) |
-(Слайд 1) Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Евгеньевна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. -Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, дневник, пенал, лист контроля.
- Сегодня у нас будет необычный урок окружающего мира. - Мы с вами узнаем много интересного и увлекательного. Но для того чтобы нам все успеть вы должны сидеть тихо, быть внимательными и слушать меня! |
Приветствуют, проверяют готовность к уроку.
|
|
Р: - осуществлять волевую саморегуляцию;
|
|
|||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
|
- Прежде чем мы начнем открывать новые знания мы должны повторить то, что вы изучали на прошлом уроке. На партах у вас лежат тесты , сейчас мы с помощью них проверим как вы запомнили тему прошлого урока. -Подпишите тесты и выполните тест. На выполнение вам даётся 3 минут. -Обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте по слайду, ставьте плюс или минус.(слайд 2-8) -В конце урока сдадите мне свои работы. |
-Транспорт.
-Выполняют тест. Проверяют по эталону.
|
|
Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
|
|
|||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения |
|
(слайд 8) На экране рисунки: газета, телевизор, радио, журнал, письмо, телеграмма, телефон сотовый, компьютер)
- Ребята, пожалуйста, назовите эти предметы? Для чего они нужны?
-Правильно ребята, эти вещи служат нам средствами связи и информации. Что из этих вещей относится к средством информации?
-А что из этих вещей относиться к средством связи?
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?(слайд 9)
-Ребята, чтобы наш урок был успешным, нам нужно поставить цель. Какая будет цель урока исходя из темы?(слайд 10) |
- Общаться друг с другом, передавать информацию.
- Газета, телевизор, радио, журнал, компьютер.
- Телефон, письмо, телеграмма, компьютер.
-«Средства информации и связи»
-Цель: научиться различать средства связи, познакомиться с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи. |
|
К: - владеть диалогической речью; - строить монологическое высказывание;
П: строить логическую цепь размышлений;
|
интерес к изучению
темы «Средства информации и связи». |
|||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения |
|
-Молодцы. Для реализации цели нам нужно составить план урока. Для этого обратите внимание на слайд. В пунктах нашего плана пропущены первые слова-глаголы. Сопоставьте их.(слайд 11-12)
|
1. Узнать, какие средства информации существовали в древности. 2. Познакомиться с историей возникновения средств информации. 3. Научиться правильно пользоваться средствами информации. |
|
Р: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
|
|
|||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта |
|
Работа с учебником: - Откройте ваши учебники на странице 40. - Ребята, как вы думаете, каким образом передавали информацию люди в древности?
-(слайд 13)В Древней Греции существовал факельный телеграф. С его помощью передавали сигналы: днем – дымом, ночью – огнем. Древние греки и римляне придумали, как с пользой для дела использовать голубей – птицы доставляли сообщения о победах и поражениях в Олимпийских играх или боевых сражениях. Затем голубей стали широко использовать для передачи почты. - А о том, какие еще существовали средства связи мы сейчас с вами узнаем.
- Назовите средства ближней связи? Также слух, зрение, обоняние. - Если расстояние между собеседниками велико и силы голоса не хватало. Что тогда люди делали?
-Кто такие гонцы?(Слайд 14)
Что такое «ямская гоньба»?(слайд 15)
- Какие недостатки были у всех способов передачи информации, о которых мы говорили?
Какие быстрые и надежные способы передачи информации появились в наше время? Молодцы!
- А сейчас отгадайте загадки.(слайд 16)
l В
прошлом веке он стучал-
Вид электросвязи, обеспечивающий быструю передачу и прием буквенно-цифровых сообщений на большом расстоянии при помощи электрических сигналов, передаваемых по проводам, или радиосигналов. В сентябре 1851 года первый подводный телеграф был проложен между Дувром и Кале.
Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Публичная демонстрация работы аппарата состоялась в квартире Шиллинга 21 октября 1832 года.
Отгадайте следующую загадку.
· По волне, волне Плывет музыка ко мне.
А вы знаете, какой учёный изобрёл радио? (слайд 17)
Александр Попов родился 16 марта 1859 года в поселке Туринские рудники Богословского горного округа Верхотурского уезда пермской губернии (ныне – город Краснотурьинск) в семье священника. Фамилия говорила сама за себя — знаменитый изобретатель происходил из старинного рода священнослужителей Поповых. Отец Александра Степановича, Степан Петрович Попов, служил настоятелем храма во имя Иоанна Богослова в Богословском заводе, а предки несли служение в приходах Кунгурского уезда Пермской епархии.
А ещё в нашей стране празднуется день радио. Знаете ли вы,когда?
(слайд 18) В 1925 году в СССР прошли торжественные мероприятия по случаю 30-летия изобретения радио. В публикациях отмечался приоритет Попова. В апрельском номере журнала «Друг радио» за 1925 год профессор-радиотехник и историк радио А. Петровский высказал пророческие слова: «Пусть же день 7 мая превратится в настоящий праздник радистов!»
Отгадайте ещё одну загадку:(слайд 19) · Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам. На одном таком листе Много разных новостей.
Говорят, что в России первая газета была «Ведомости». (слайд 20)Так ли это? Не совсем. На самом деле, «Ведомостям» предшествовали вестовые письма или «Куранты», которые выходили в 1621 году. Издавались они для царя и его поданных, и рассказывали о том, что происходит в других странах. Но все же явным шагом в журналистике были все-таки «Ведомости». Так что первой ее называют по заслугам. Газета была создана по указу Петра Первого. В ней печатались новости об экономике, политике, культуре, открытии школ и т.д. А еще в ней пропагандировались Петровское реформы. 13 января 1703 года она впервые вышла в Москве под названием «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти , случившимся в московском государстве и во иных окрестных странах». Кстати, именно с её появлением связан наш профессиональный праздник.
В 1966 году в рамках международного исследования выяснилось, что граждане СССР тратят на чтение книг в среднем около 11 часов в неделю, что почти в 2 раза больше чем граждане Англии, Германии и США. Это исследование и позволило советскому руководству в разгар соперничества двух идеологий заявить: «СССР- самая читающая страна в мире».
Отгадайте следующую загадку:(слайд 21) · Что за чудо, что за ящик? Сам певец и сам рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино.
Ещё в довоенные годы советскими инженерами были придуманы спутниковые системы “Экран” и “Орбита”(слайд 22), с помощью которых было налажено телевизионное вещание в самых отдалённых уголках страны. Их создание прямо повлияло на развитие телевизионной эпохи.
(слайд 23)Первую пробную партию телевизоров выпустили на Ленинградском заводе в 1932-ом году. Их экраны были размером со спичечный коробок, которые помещались в деревянный корпус огромных размеров. Модели стали первыми в мире. Дальнейшему производству и их развитию помешала Вторая мировая. К окончанию войны в СССР стали восстанавливать телевидение в телецентре, расположенном на Шаболовке. Уже 7 мая 1945 была проведена тестовая трансляция. К Новому году вещание стало регулярным. В начале 1946-го был запущен в продажу кинескоп “Москвич-Т1(слайд 24)”. Но так как модель быстро выходила из строя после нескольких месяцев эксплуатации, то люди перестали её покупать. Через три года в стране стали изготавливать всеми известный телевизор КВН-49,(слайд 25) который стал лидером продаж. Он имел большую линзу, которая увеличивала изображение. Вплоть до 1967 года модели КВНа модернизировались, в то время как инженеры разрабатывали новинки. Отгадайте ещё одну загадку.
l Трубка,
шнур и десять чисел
Леонид Куприянович – многим это имя ни о чём не говорит. Однако оно принадлежит человеку, который вошёл в историю Советского Союза как изобретатель! В 1957 году Леонид Иванович создал экспериментальный образец мобильного телефона с базовой станцией. Весило это чудо-устройство 3 килограмма, но через год модель уменьшили до 500 грамм. Уже в 1961 году Куприянович представил образец карманного мобильного телефона весом всего 70 грамм. Что общего у всех отгадок?
Все это средства массовой информации.
-Назовите передачи, которые вы смотрите по телевизору, слушаете по радио. Чем они вам нравятся? - Задумывались ли вы, зачем вам их транслируют? Что для себя полезного вы из них черпаете?
Отгадайте загадку. l В нем есть игры и соцсети, Фильмы, почта, курс валют. Есть все новости планеты, В нем танцуют и поют.
Сеть была образована путем разработки и внедрения системы электронной почты с использованием адресации сети интернет для компьютеров, соединяемых телефонными каналами связи. На начальном этапе включала в себя пользователей из научных учреждений Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Новосибирска и Киева. 28 августа 1990 года – первый сеанс модемной связи советского компьютера WWW – всемирная паутина,(слайд 26) Распределённая система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключённых к сети Интернет.
WWW – распределенная по всему миру информационная система, содержащая миллионы документов на самые разнообразные темы. |
-Предполагают, выдвигают свои предположения.
-Слушают учителя.
-Внимательно читают и готовятся отвечать на вопросы учителя.
- Речь.
Отвечают на поставленные вопросы.
-Люди, которых специально отправляли из одного места в другое с сообщениями.
-Старинная российская почта;
-Длинный срок передачи, секретность информации не сохранялась, погодные условия могли помешать быстро, доставить сообщения и т.д.
Отвечают.
Телеграфный аппарат.
Слушают.
Слушают.
Слушают.
-Радио.
- Александр Степанович Попов
Слушают.
7 мая.
Слушают.
- Газета.
Слушают.
Слушают.
-Телевизор.
Слушают.
Слушают.
Слушают.
Телефон.
Слушают.
Слушают.
-Это всё средства передачи информации.
Отвечают на вопросы. Приводят ситуации из жизни.
-Интернет.
Слушают.
Слушают.
Слушают. |
различать средства информации и связи, используемые в личной и общественной жизни.
: объяснять роль средств массовой информации в жизни людей.
|
П: находить и выделять необходимую информацию;
анализировать информацию и выявлять существенные признаки
К: владеть диалогической речью;
|
интерес информационной культуры учеников. |
|||||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
|
-Ребята подумайте, какие средства связи помогают в экстренных ситуациях – при пожаре, болезни?
-Почему необходимы средства массовой информации?
-Что относится к средствам массовой информации?
-А что относиться к средствам связи?
|
-Телефон.
Выдвигают свои мнения.
- Газета, телевизор, радио, журнал, компьютер.
-Телефон, телеграф. |
|
П: обобщать информацию
К: владеть диалогической речью; |
|
|||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
|
-Ребята, у вас на партах лежат листы контроля, вам нужно выполнить тест, после вместе проверим.
-Обменяйтесь листами с соседом по парте, будем проверять вместе по слайду. над правильным ответом ставьте плюс, над неправильным минус.(слайд 27-31) |
Выполняют тест.
Осуществляют проверку по эталону. |
использовать полученные знания и умения о средствах информации и связи для решения проблем творческого и поискового характера; |
Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
|
|
|||||||||||||||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
|
- Ребята, а какими средствами информации и связи вы умеете пользоваться? У вас на партах лежат таблицы.
Заполните таблицу у себя на листочках.(слайд 32)
Сделайте вывод. |
Выполняют задание. Желающие могут поделиться ответами. |
|
П: обобщать информацию
К: строить монологическое высказывание; |
|
|||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности |
|
-Вспомните тему нашего урока.
Вспомните, какую цель мы ставили в начале занятия?
(слайд 33)
-Мы ее достигли? - Какую информацию вы считаете для себя полезной? Продолжите предложения : - Я понял(а), что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… |
-«Средства информации и связи» - Цель: научиться различать средства связи, познакомиться с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи.
Отвечают на поставленные учителем вопросы. Осуществляют рефлексию. |
|
К: владеть диалогической речью; |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.