Лекция 6Тема: Средства обучения русскому языку
План
1. Средства обучения. Основные и неосновные средства обучения.
2. Учебно-методические комплексы по русскому языку.
3. Учебник как ведущее средство обучения.
4. Способы подачи нового материала в учебнике. Приемы работы с учебником на уроке.
Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать поставленные задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на учащихся.
Средства обучения делятся на основные и неосновные.
К основным относятся:
1) школьный учебник;
2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари);
3) наглядные пособия разных типов.
Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон (например, раздаточный материал, диапозитивы, картинки, презентации, транспаранты и т.д.).
К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности (классная доска, магнитофон, компьютер, ноутбук, тетради и т.д.).
Итак, средства обучения, используемые на уроках русского языка, способствуют решению поставленных учебных задач.
Совокупность учебных материалов, обеспечивающих процесс изучения предмета, составляет учебно-методический комплекс (УМК).
УМК включает в себя:
- основные материалы: программу, учебники;
- дополнительные материалы для учащихся (рабочие тетради, словари, справочники и т.д.);
- вспомогательные материалы для учителя (поурочные разработки, сборники упражнений, тесты, изложения и т.д.).
К началу 2000 годов были созданы три основных учебно-методических комплекса:
- под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.;
- под редакцией В.В. Бабайцевой;
- под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Итак, рассмотренные учебно-методические комплексы созданы на основе образовательного стандарта, включают дидактические единицы, представленные в стандарте, определяют логически связанный и педагогически обоснованный порядок изучения учебного материала.
Главным средством обучения русскому языку является учебник. От его содержания и организации в нем учебного материала в значительной мере зависит эффективность всего процесса обучения русскому языку.
Современный учебник формирует у учащихся способность анализировать, сравнивать, обобщать языковые факты, явления, стимулирует лингвистическую рефлексию, а это в конечном счете развивает умения самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить.
Работу с учебником стимулируют методические пособия, которые помогают организовать учебный процесс. Это методические рекомендации к учебникам, дидактические материалы; рабочие тетради, практикумы; сборники изложений, диктантов; словари, справочники. Эти компоненты комплекса связаны и соотнесены с учебником, подчиняются единым принципам.
Наглядные средства обучения – это не только источник информации. Они помогают управлять познавательной деятельностью учащихся, обеспечивают новые способы подачи информации, позволяют чередовать различные виды работ (коллективные, индивидуальные, устные, письменные), расширяют возможности для самостоятельной работы учащихся, облегчают воспитание культуры общения
В зависимости от вида восприятия материала все средства наглядности делятся на четыре большие группы:
СРЕДСТВА | Средства зрительной наглядности | Печатные: демонстрационные таблицы, демонстрационные карточки, картины (репродукции, иллюстрации), раздаточный изобразительный материал |
Экранные: транспаранты (фолии), диафильмы, диапозитивы (слайды), | ||
Средства слуховой наглядности | Магнитофонные записи, аудиозаписи, грампластинки, радиопередачи | |
Средства зрительно-слуховой наглядности | Диафильмы со звуковым сопровождением, видеоуроки, кинофильмы и кинофрагменты | |
Компьютерная техника | Компьютерные программы |
Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования (на основе совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, средств), процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
Средства обучения – это своеобразное связующее звено между учеником и учителем, которое, наряду с методами и организационными формами работы, способствует успешной реализации намеченной цели. Учебник остается основным средством обучения русскому языку. Современный учебник русского языка должен отвечать определенным требованиям. Современное развитие системы образования, в частности альтернативность форм и средств обучения, обуславливает вариативность учебников.
В связи с зависимостью образовательных систем от технологических изменений в обществе в школьную практику широко внедряются информационные технологии.
Существующие современные средства обучения включаются в учебный процесс не случайно, не изолированно друг от друга, а в определенной системе. Такой формой организации средств обучения являются учебно-методические комплексы.
Вопросы:
1. Какие вы знаете основные и неосновные средства обучения?
2. Как составляются и что с собой представляют Учебно-методические комплексы (УМК) по русскому языку?
3. Какую роль в учебном процессе играет учебник как средство обучения?
Литература
1. Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр « Академия», 2000.
2. Теория и практика обучения русскому язык /Под ред. Р.Б. Сабаткоева.- М.: Издательский центр « Академия», 2005.
3. Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания . Сост. А.В. Текучев. – М., 1982.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.