Средства обучения учащихся с нарушениями слуха
Средства обучения (дидактические средства) – различные источники получения знаний и формирования умений [68; с. 289]. Термин толкуется разными исследователями в узком и широком значении. В узком значении к средствам обучения относят только материальные объекты, предметную поддержку процесса обучения: все виды наглядности, ТСО, компьютеры, школьное оборудование, учебники, звукоусиливающую аппаратуру, приборы [Педагогический энциклопедический словарь, 2002; Крившенко Л. П. в книге «Педагогика», 2005; Туджанова К. И. в книге «Дидактика коррекционных учреждений 1 и 2 вида», 2004]. В широком значении к средствам обучения относят не только средства материальной, чувственной модальности, но и средства высшей психической модальности, способствующие достижению целей образования: прежде всего, это виды речи как средства общения и обучения (устная, письменная словесная речь, дактильная речь, разговорный жестовый язык, калькирующий жестовый язык); далее – это все виды деятельности, организуемые в процессе обучения и являющиеся средствами обучения и коррекционного развития личности: игра, труд, общение, учение, художественная деятельность [Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. «Педагогический словарь», 2000; Галишникова Т. И. в книге « Специальная педагогика», 2000; Речицкая Е. Г. в книге «Сурдопедагогика», 2004; Быкова Л. М. и др. в книге «Методика преподавания русского языка в школе глухих», 2002].
На наш взгляд, второе широкое толкование термина «дидактические средства» является методологически более адекватным проблемам, решаемым в сурдопедагогике.
Именно подход к выбору речевых средств является принципиальным водоразделом многочисленных систем обучения лиц с нарушениями слуха. Напомним (см. 10.), в каждой из систем ее авторы, прежде всего, решали вопрос о выборе ведущего средства коммуникации и обучения – того или иного вида речи (жестовой или словесной, дактильной) в соответствии со своими представлениями о компенсаторных возможностях неслышащих детей и конечных целях их обучения и социализации.
Согласно принципу деятельностного детерминизма современный процесс коррекции психосоциального развития учащихся с нарушениями слуха должен осуществляться посредством его включения в разнообразные виды жизнедеятельности.
Таким образом, виды речи и деятельность суть важнейшие средства реабилитационного обучения и компенсаторного развития неслышащих учащихся.
Представим дидактические средства обучения в школе 1 и 2 видов в таблице 16.
В настоящее время сурдошкола постепенно, хотя и в недостаточном темпе, усиливает оснащение учебного процесса техническими средствами и компьютерными носителями. Помимо традиционных слухотехнических средств коррекции слуховой функции (слуховых аппаратов), в сурдошколе внедряются приборы визуального контроля речи и тактильно-вибрационные устройства в помощь процессу обучения произношению: визуальные индикаторы речи ВИР; электронный индикатор И-2М; вибраторы типа ВЕРБОТОН; виброскопы.
Компьютерные технологии представлены на сегодня в сурдошколе в виде специальных комьютерных обучающих и диагностических программ двух видов: программы для самостоятельной отработки техники произношения («Видимая речь», «Речевой калейдоскоп», «Дельфа-130») и обучающие программы по предметам («Мир за твоим окном», «Математика для тех, кому трудно», «Играя, учимся LOGO»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.