Эпитет
Образное определение предмета или действия.
Чаще всего выражаются прил. и нар.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
Сравнение
Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение
может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью
союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении
союза КАК)
Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки,
И берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительным в Т.п.
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же
слова, так выделяется ключевое слово, на
значение которого нужно обратить внимание.
Например:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
1. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
Кормили плохо, вечно хотелось есть.
Утка была некрупная, молодая.
Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая.
Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?
Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил!
- Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте?
Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
Перед глазами его вдруг встало лицо Марины...
Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать...
Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье...
Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях:
«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а
каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик
средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не
штаны и куртка, а кованые доспехи».
Гипербола
Метафора
Антитеза
Сравнительный оборот
5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:
«И он готов ради этого работать день
и ночь, трудиться не покладая рук».
Эпитет
Олицетворение
Синтаксический параллелизм
Фразеологизмы
6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:
«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в
нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и
отцу по телефону и что передавали в «Последних
известиях», нечётко выполняли режим дня».
Лексический повтор
Эпитет
Олицетворение
Метафора
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.